Игра для психологического контакта между занимающимися
Непринужденная, доброжелательная атмосфера в группе - закономерный результат и вместе с тем первостепенное условие успешной работы. Непосредственно от степени психологического комфорта в группе и раскрепощенности участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности в происходящее и готовность поделиться своим уникальным опытом. На определенных этапах группового развития у участников может возникать особенное праздничное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Чрезмерная экзальтация, однако, вредна ничуть не меньше, чем бездумное школярство. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участниками реальных, жизненно значимых проблем.
5.2.1. Игра как деятельность
Покажем на небольшом примере, взятом из области педагогики, в чем принципиальное отличие игры как деятельное- ти от игры другого типа, скажем, игры как средства. Педагоги активно используют игру в качестве приема, позволяющего им решать педагогические, прежде всего учебные, задачи. Для повышения интереса детей к содержанию урока, повышения их активности, переключения внимания или отдыха они используют различные игровые приемы. Но при этом каждый педагог хорошо понимает, что игра для него - это только средство решения учебной задачи. Поэтому он тщательно отбирает такие игры, которые не выведут детей из-под его контроля, не захватят их настолько, чтобы они психологически переключились с урока на игровое взаимодействие. Он отдаст предпочтение хорошо «прирученным» игровым формам и создаст урок с игровыми элементами. Таких уроков в арсенале современного учителя много, и это замечательно, это можно только приветствовать. Но есть и другая возможность применения игры в учебном процессе. Назовем ее игровым уроком. В данном случае все пространство урока занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой развития событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хотел бы учитель передать ученикам на этом уроке (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Без них дети не могут и шагу сделать в игровом пространстве, не могут решить свои игровые задачи, и все же Ее Величество Игра выступает на таком уроке целью, а пресловутые ЗУНы (знания, умения, навыки) - средством. Что, согласитесь, совершенно правильно с точки зрения развивающегося обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образования, а образование ради жизни, деятельности и самопознания.
Все сказанное выше можно перенести на психологическую игру. В большинстве случаев игровой прием в работе психолога выполняет подсобную функцию средства, надежного и проверенного, осуществления какой-то деятельности психолога. И иногда игра становится деятельностью. Сначала - на стадии продумывания и разработки - деятельностью создающего ее психолога, а затем одновременно деятельностью и ведущего и участников, так как ведущий подобного действа всегда одновременно и его участник. Он играет «свою игру».
5.2.2. Возможности психологической игры
Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра - это целостное состояние души. В интеллектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра (хорошо продуманная или очень тонко, по наитию, придуманная) захватывает человека целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Кроме того, игра - это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: «Я играю роль», и позволить себе быть самим собой. Позволим себе утверждать на основе собственного личного и профессионального опыта, что в игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Хорошая игра - это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того, чаще всего неожиданны, а иногда очень болезненны.
И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-другому» . Это важно в любом возрасте, а в детском, подростковом - особенно.
Все описанные выше факторы создают вокруг психологических игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную профессиональную проблему. Вот вы приходите в школу и слышите от детей привычную фразу: «Здравствуйте, а когда мы будем с вами еще играть? » Хорошо это или плохо? Что стоит за желанием детей участвовать в психологических «игрищах» ? Мы убедились, что необходимо знать ответ на этот вопрос, так как он характеризует и уровень психологического развития, на котором сейчас находится школьник или класс, и профессионализм нашей деятельности.
Итак, игра как психологический метод в школе может быть использована как минимум для решения трех последовательных задач:
1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.
2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
3. Научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.
Игра как деятельность и ее психолого-педагогические возможности | |
Особенности игры как деятельности | Психолого-педагогические возможности игры |
Игра - это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность | В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека - это состояние деятеля, инициатора собственного развития |
Человек включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами | Игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому |
Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве | Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков |
Игра - это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников | Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого |
Как мы понимаем сегодня ту искомую субъектную позицию, к формированию которой в самих себе и воспитанниках мы стремимся? Субъектная позиция, с нашей точки зрения, слагается из следующих характеристик личности, деятельности человека и его отношения к миру:
1) устойчивая внутренняя мотивация поступков, деятельности, оценок;
2) наличие устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок, способность к совершению поступков - поведенческих проявлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, смыслами и ценностями;
3) умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы жизненных ценностей, гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемых в зависимости от внешних условий и внутреннего отношения;
4) способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умение не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы);
5) сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку;
6) постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром, прежде всего миром людей; существование в контексте истории, культуры, человеческих отношений, способность к равноправному диалогу с миром.
Субъектная позиция и возможности игры | |
Субъектная позиция | Возможности игры |
Устойчивая внутренняя мотивация поступков, деятельности, оценок | Погружение участников в ситуацию, когда все совершаемые действия и оценки оказываются мотивированы именно «изнутри»: целями, задачами и условиями игры. Человек учится действовать, исходя из целей и задач своей деятельности |
Наличие устойчивой системы Ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок. Способность к совершению поступков - поведенческих про- | Игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят выборы ценностно-смысловые, и осознавать систему своих жизненных ценностей. |
Окончание таб.
|
5.2.3. Примеры психологических игр, направленных на установление психологического контакта между занимающимися
Невербальное общение, а именно установление контакта по средством невербального общения, служит одним из способов установления первоначального контакта между играющими.
А. ШАХМАТЫ
Оптимальное количество участников - 32 (столько шахматных фигур). Каждому участнику раздается по одной карточке с изображением и названием шахматной фигуры, ее он никому не должен показывать. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы будем играть в шахматы, а фигурами будете вы. Посмотрите на свои карточки, фигура, там нарисованная, - это вы, никому не говорите, кто вы, и никому не показывайте своей карточки. Наша комната - это шахматная доска. Я не буду говорить, с какой стороны стоят белые, а с какой - черные фигуры. Во время игры вы должны определиться сами. Ваша задача по команде расположиться так, как стоят фигуры перед началом партии, - с одной стороны - белые, а с другой - черные (желательно прикрепить к стене шахматную доску, так как могут не все знать расположение фигур). Есть только одно условие - вы не можете разговаривать, вам категорически запрещено говорить, писать (в т. ч. ив воздухе), тыкать пальцами в доску, определяя цвет, показывать на черное или белое (светлое-темное)». Ведущему необходимо спросить, все ли все поняли, и ответить на вопросы участников. Это касается любой игры. Б. АССОЦИАЦИИ
Сядьте в кресла так, чтобы каждый участник мог видеть всех остальных. Потренируемся в создании ассоциаций. Постарайтесь описать состояние друг друга по их внешнему проявлению, используя самые различные ассоциации, привлекая образные художественные метафоры, когда человеческий голос может быть, например, ледяным, густым или бархатным. Взгляд - обжигающим или колючим. Выражение лица - кислым, постным и т. д. Можно выражать свои ощущения через Цвета, цвета - через звуки, звуки - через форму, можно использовать разные оттенки противоположных качеств: темное - светлое, большое - маленькое, пластичное - хрупкое, глубокое - мелкое, шершавое - гладкое, яркое - блеклое, острое - пресное и т. д. Итак, каждый по очереди, опишите состояния сидящих здесь участников, используя метафоры, образные сравнения, различные ассоциации. Можете описать нескольких игроков, необязательно всех. Описываемый игрок либо подтвердит, согласится с данным ему описанием, либо выразит свое несогласие, а в любом случае - прокомментирует сказанное. Итак, сели в кресла, каждый по очереди начинает описывать состояния остальных участников. Внимание, начали! (Гонг). Спасибо. Ведущий, подведите итоги игры! (Гонг).