Упражнения, выполняемые в ванне
Содержание, характер, последовательность, продолжительность, темп освоения и усвоения конкретного упражнения для ребенка индивидуальны.
Количество повторений и разнообразие предложенных ребенку и выполненных им двигательных действий бесконечно велико. Первый успех ребенка в воде откроет в вас творческое начало, направит профессиональную, родительскую фантазию на поиски необходимых следующих посильных упражнений, изобретений либо приобретений или изготовлений индивидуальных средств поддержки, тренажеров и приспособлений.
Ваша любовь, сострадание, долготерпение, свобода и снятие многих двигательных ограничений, новые внутренние ощущения и восприятия, в том числе и общение с вами, позволят ребенку раскрыть новые горизонты радости и необходимости жизни, вскрыть новые пласты и уровни его духовных, физических, интеллектуальных и соматических возможностей.
Как поддерживать ребенка в воде
Применяя любой способ поддержки, необходимо быть очень внимательным, ибо неустойчивость ребенка, не контролируемые им двигательные действия создают реальную опасность падения, удара, скольжения из рук и опоры, возможность захлебнуться и т. п.
Помогать ребенку следует как можно мягче, плавно, без резких движений и крика. Разговаривать с ребенком надо спокойно и уверенно. Не теряться и не паниковать в неожиданных критических ситуациях. Улыбаться. Полезно менять интонацию и тембр голоса.
Следить за сохранением ребенком положения взвешенности в воде. С этой целью голову, затылок, шею и спину под- дерясивать под водой в одной плоскости, параллельной поверхности воды. В положении ребенка на спине рот должен постоянно находиться над поверхностью воды.
Если ребенок захлебнулся, то его надо немедленно посадить в ванне или взять на руки. Предложить, сказать, показать, что нужно сделать резкие неглубокие последовательные вдохи через нос, а выдох - кашлеобразно через рот. Вдох через нос снимает спазм голосовой щели, а резкий выдох через рот удаляет капли воды, попавшие в воздушные ходы.
Первый способ поддержки. Родитель находится в заполненной ванне вместе с ребенком, удерживая его на руках. Применяется при необходимости проводить занятия с ребенком с тяжелыми поражениями и последствиями заболеваний.
Вариант А. Ребенок располагается спиной на расставленных вдоль ванны ногах родителя, а ноги ребенка находятся на дне. При этом две руки родителя поддерживают ребенка за подмышечные впадины, голова - в упоре затылком о живот родителя.
Вариант Б. То же, что и при варианте А, но ребенок удерживается предплечьями рук, кисти родителя помогают ребенку выполнять двигательные действия.
Вариант В. Ребенок полностью лежит на груди и животе родителя, погруженного под воду. При необходимости ноги родителя следует согнуть и расположить на бортах ванны. В этом случае руки родителя полностью свободны и расширяют возможности помощи ребенку. Страховку, для ограничения размаха случайных движений головой ребенка, осуществляют слегка приподнятыми над водой плечами родителя.
Второй способ поддержки. Родитель или педагог находится сбоку вне ванны. Поддерживает ребенка руками.
Вариант А. Обе руки поддерживают за подмышечные впадины со стороны спины или лица находящегося в вертикальном положении ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и подъем, различного рода проводки ребенка в воде в вертикальном положении боком, грудью, спиной вперед. Предлагают передвигаться ногами по дну в различной глубине воды. Осуществляют плавный вертикальный подъем и опускание в воде. Помогают отталкиваться ногами от дна.
Вариант Б. Одна рука родителя ладонью поддерживает снизу область таза и предплечьем - нижнюю часть спины, при необходимости плечом удерживают верхнюю часть спины. Другая ладонь поддерживает снизу-сбоку голову ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и подъем, различного рода проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или ногами вперед.
Вариант В. Одна рука поддерживает снизу область таза, другая - ладонью удерживает среднюю или верхнюю часть спины, а предплечьем - голову ребенка в области согнутой в локтевом суставе руке родителя. Выполняют спуск «тяжелого» ребенка в ванну и подъем, различного рода покачивания, проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или ногами вперед.
Вариант Г. Одна рука поддерживает голову ребенка сбоку ладонью и снизу согнутой рукой в лучезапястном суставе. Другая осуществляет поддержку за удочку с креплением на поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на спине при упражнениях на лежание, проводку, покачивания.
Вариант Д. Одна рука поддерживает голову ребенка снизу одними пальцами, другая осуществляет поддержку за удочку с креплением на поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на спине в заключительной фазе усвоения упражнений на лежание.
Вариант Е. Одна рука поддерживает голову ребенка снизу ладонью на затылке. Применяется при начальном разучивании упражнений при выполнении плавательных движений ногами или руками в положении на спине.
Третий способ поддержки. Ребенок в воде находится в положении на груди.
Вариант А. С опорой о дно ванны. Одна рука ладонью поддерживает голову ребенка снизу за подбородок. При этом тело ребенка находится полностью под водой. Другая рука находится под телом у живота. Руки ребенка свободны для движений и упора о дно.
Вариант Б. Применяется, когда ребенок может держать голову над водой. Одна рука родителя держит ребенка за дальнее плечо таким образом, что область плечевого сустава оказывается между большим и другими пальцами, которые, в свою очередь, поддерживают верхнюю часть туловища со стороны груди. Рука родителя сильно согнута в лучезапястном су ставе и нижняя часть шеи ребенка находится на выемке сгиба руки. Рука не должна затруднять свободное дыхание ребенка. Другая рука родителя осуществляет помощь в движениях ребенка и поддержку.
Общие замечания
Ниже предлагаются общие упражнения в ванне, которые можно использовать начиная с трехлетнего возраста для детей с различными отклонениями и степенью поражений. Некоторые упражнения приводятся для детей, которые по своему росту не помещаются в положении лежа вдоль ванны. Для детей и взрослых, имеющих большой рост, приведены специальные указания, как принять соответствующее положение тела и конечностей.
Каждое упражнение описывает идеальный случай, а конкретное выполнение будет существенно отличаться от предложенного. Терпеливо повторять упражнение до получения удовольствия. Последовательность упражнений можно менять в зависимости от заинтересованности ребенка и степени его утомления. Упражнения следует чередовать с самостоятельной (помогая) игрой ребенка с игрушками.
Любое упражнение в случае необходимости можно выполнять отдельными элементами.
Методические рекомендации М.Н. Лосевой1
Начинать плавание нужно так: ребенок «входит» в ванну ножками. Речевой сигнал: «СТОИМ», продолжительность 5 -7 с.
Левая рука взрослого охватывает головку, шею, правая находится на груди, большой палец фиксирует подбородок.
Следующая команда: «ИДЕМ!» Ребенок шагает по длине всей ванны. Следите за постановкой стопы на всю подошву.
Затем малыш переводится из исходного положения стоя в исходное положение на спине. Стопы его в упоре на торце ванны, согните ноги ребенка до предела.
Речевой сигнал: «ТОЛЧОК!» Срабатывает рефлекс: ребенок сам выполняет толчок и скользит на спине вдоль длины ванны. Речевой сигнал: «ПЛЫВЕМ!»
Головка ребенка лежит на ладони левой руки методиста, правой рукой фиксируется подбородок (он должен быть на од-