Основная задача — забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.
Основные принципы:
· добровольность,
· равноправие,
· самоуправление,
· законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству),
· гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.
Отличительной чертой детского движения является его вариативность:
· организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и другие. Например, объединение «Искра» (г. Волгоград), Новосибирский союз подростков, Ассоциация юных любителей искусства (г. Челябинск), туристический клуб «Товарищ» (г. Обнинск) и др.;
· масштабов и уровней: международные (например, Союз пионерских организаций), республиканские (движение «Невада», г. Семипалатинск), межрегиональные (ассоциация клубов начинающих журналистов «Сибирское рождество»), региональные, районные, городские, на уровне микрорайона (отряд «Дорого» микрорайона «Сокол» г. Москвы);
· целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др.;
· программ деятельности: «Содружество», «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Я сам», «Хочу делать свое дело» (для юных бизнесменов), «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Лидер», «Пионерское содружество», «Маленький принц Земли» (для юных экологов), «Возрождение», «Школа выживания» (у скаутов) и др.
· организационных структур, их внешнего оформления: звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина, клуб и т.д.; они имеют свои уставы, законы, ритуалы, символы, атрибуты;
· периодической печати: газеты, журналы, альманахи, вестники, информационно-методические бюллетени (например, газета союза пионерских организаций.)
· баз формирования детских объединений: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, клубы, учреждения культуры, детские дома, интернаты, по месту жительства и др.;
· названия организатора объединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог и др. Кстати, должность старшего вожатого сохранена в школах и может использоваться в работе с детскими организациями. Изменилась и функция классного руководителя: он не обязан работать с детскими организациями, но может принимать участие на добровольных началах.
· системы подготовки педагогических кадров: в вузах, педучилищах, клубах, возрождающихся педагогических отрядах и т.д. — в разных формах (курсы, сборы, лагеря, семинары и др.);
· в пополнении бюджета.
Типы детских объединений.
Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления.
По содержанию объединения бывают:
· трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.
· Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе.
· общественно-политические,
· религиозные,
· патриотические,
· познавательные
· и другие объединения детей.
По длительности существования детские объединения могут быть
· постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей.
· Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д.
· К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).
По характеру управления среди детских объединений можно выделить:
· неформальные объединения детей,
· клубные объединения,
· детские организации.
Формы детско-юношеских организаций.
По Б. Куприянову:
Представим несколько форм детских организаций (объединений), которые представляются наиболее часто встречающимися:
— «общество любителей» (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации);
— «группа добровольцев» (группа, ориентированная на служение обществу, объединившаяся для реализации общественных ценностей в непосредственной помощи нуждающимся);
— «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой-инициацией и идеями испытания и самосовершенствования);
— «коммуна» (объединение, создаваемое для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы).