Плато Укок - место обнаружения принцессы

– ЮНЕСКО объявило «Зоной покоя» и внесло в список всемирного наследия Земли. А пока кипели страсти вокруг принцессы Кадын, плато выдало еще одну сенсацию: на нем обнаружили геоглифы – гигантские рисунки, как в перуанской пустыне Наска. По версии уфологов, эти рисунки, видные только с высоты птичьего полета, могли служить инопланетянам некими опознавательными знаками при приземлении. А почему нет? Коренные алтайцы давным-давно знают о некой 12-й планете Таянар – той самой, что шумеры называли Нибиру. Раз в 3600 лет она возвращается в пределы Солнечной системы и, если верить подсчетам шумерских астрономов, может наведаться к нам в этом или следующем году. Кто знает, может, пришельцев мы будем встречать именно на Укоке. Ведь с этим плато «боги» уже знакомы…

Плато Укок - место обнаружения принцессы - student2.ru

Курганы шибинского этапа, сходные с Пазырыкскими по размерам, устройству и характеру погребального ритуала, известны по рекам Катанде, Караколу, Песчаной, Урсулу.

Устройство всех алтайских курганов было одинаковым: под насыпью, как правило, находился мощный настил из бревен (иног­да до 300 стволов), под ним — могильная яма глубиной от 1 до 3 м и площадью от 12 до 69 кв. м, внутри которой помещались один или два бревенчатых сруба. В погребальную камеру опускали колоду с мумифицированным телом вождя, а за ее пределами хоронили верховых лошадей (от 5 до 22). Потолок сруба покры­вался полотнищами из проваренной бересты, а выше над ним мно­гими рядами укладывались бревна и наваливались огромные кам­ни, иногда весом в несколько тонн. Исследования культуры ранних кочевников Алтая вели советские ученые М. П. Грязное, С. В. Киселев, С. И. Руденко, В. Д. Кубарев и др.

Ведущим занятием населения Горного Алтая в скифскую эпоху раскопанному в начале 1960-х гг. директором Бийского краеведческого музея Б. X. Кадиковым. Культура датируется XII—IX вв. до н. э. и представлена в основном поселениями, значительная часть которых локализуется в Барнаульско-Бийском Приобье по берегам озер и рек, богатых рыбой и дичью. было скотоводство. Летом кочевали по равнине в предгорьях, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело коневодство, о чем свидетельствует обязательное захоронение лошади во всех могилах, независимо от социального положения, пола и возраста умершего. Горноалтайцы держали лошадей двух пород: стройных, высоких скакунов среднеазиатской породы и низ­корослых, сильных, выносливых лошадей, подобных современным табунным лошадям Монголии и Казахстана. Кроме лошадей, раз­водили овец и в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу.

Скотоводство давало основные продукты питания. В курганах найдены остатки заупокойной пищи — кости лошади, овцы, коро­вы, сыр, не утративший вкусовых качеств, хотя изготовлен более двух тысяч лет назад. Мясная еда варилась в медных котлах скифского типа, широко известных в степях Евразии. Для хране­ния продуктов и воды служили узкогорлые глиняные кувшины, деревянные и кожаные сосуды различной формы.

Важным подсобным промыслом была охота, о чем свидетель­ствуют найденные в курганах прекрасные реалистические изобра­жения лосей, оленей, горных козлов и баранов, волка, барса и дру­гих животных,' а также остатки одежды из меха соболя, белки, горностая, выдры.

Материалы раскопок дают представление о жилищах того вре­мени. Остатки огромных полотнищ проваренной и сшитой бересты, войлока, лиственничной коры поверх погребальных камер, а также прутяная решетка одного из Пазырыкских курганов свидетель­ствуют о бытовании конусообразных берестяных шатров и юрт, свойственных вплоть до настоящего времени пастушеским народам Евразии. В качестве зимних постоянных жилищ горноалтайское население использовало, видимо, рубленые дома, вид которых реконструируется по погребальным камерам исследованных кур­ганов. Мебель в таких жилищах ограничивалась специальными деревянными «подушками» для сиденья и разборными столиками, хорошо известными по Пазырыкским памятникам.

Своеобразной была одежда ранних кочевников Горного Алтая.

Мужской костюм состоял из рубахи, вытканной из кендырного полотна, штанов, сшитых из тонко выделанной кожи, и войлочного кафтана. Кожаный пояс, прошитый крученой сухожильной нитью, дополнял одежду мужчин. Обувь состояла из войлочных чулок и мягких кожаных, без подметок, сапог с высокими голенищами, об­шитыми квадратными кусочками разноцветного меха. Голову по­крывали треухами или войлочными шапками-ушанками, отделанными кожей.

Женская одежда была более нарядной. Известна шубка, сшитая из прекрасно выделанного беличьего меха, укра­шенная кожей с резными узорами. Шуба дополнялась нагрудни­ком, отороченным мехом выдры, расшитым кожаным головным убором, а также сапожками из меха или кожи, голенища которых украшались аппликацией, а подошвы вышивались бисером. Наряд­ную одежду знатных людей дополняли аппликации из кожи и цвет­ного меха, посеребренные и позолоченные бляхи.

Свидетельством высокого уровня культуры населения Горного Алтая в скифское время являются произведения искусства, выпол­ненные из дерева, кости, кожи, войлока в так называемом скифско-сибирском зверином стиле, для которого наиболее характерно изображение борьбы животных. Эти изображения украшали кон­скую сбрую, одежду, бытовые вещи.

Плато Укок - место обнаружения принцессы - student2.ru

Во второй половине I тысячелетия до н. э. обитатели Горного Алтая находились, видимо, на заключительном этапе разложения первобытного общества. Жизнь ранних кочевников была заполнена походами и войнами.

О военных столкновениях, свидетельствуют изображения конных воинов, на войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана. Фигурки всадников из сибирской коллекции Пет­ра I, остатки убитого боевым чеканом и скальпированного вождя из второго Пазырыкского кургана, а также многочисленные пред­меты вооружения: железные мечи-акинаки, бронзовые клевцы, лу­ки со стрелами, боевые щиты, деревянные и костяные модели ору­жия. Причиной военных столкновений была борьба за захват луч­ших пастбищ, скота, составлявшего главное богатство пастуше­ских племен.

Горноалтайские курганы скифской эпохи ярко демонстрируют процесс имущественного и социального расслоения. О богатстве и выдающемся положении родовых и племенных вождей свиде­тельствуют грандиозные погребальные сооружения, многочислен­ные захоронения коней с метами собственности и в богатейшем убранстве, дорогие ткани и ковры, остатки золотых украшений и других ценностей в погребальных .камерах. Соплеменники забо­тились о том, чтобы тела вождей оставались нетленными, для чего прибегали к трепанации черепов и мумификации трупов. Наряду с захоронениями вождей известны сравнительно богатые усыпаль­ницы зажиточных семей и малые курганы с бедными погребениями основной массы населения.

Изменения в общественных отношениях горноалтайцев были обусловлены переходом от комплексного хозяйства к более про­грессивному — кочевому и полукочевому скотоводческому.В наи­более зажиточных семьях, владевших большими стадами скота, стал использоваться труд рядовых соплеменников, а также рабов, захваченных в военных походах.

Ранние кочевники Алтая имели широкие культурные и торго­вые связи с другими народами. Об этом свидетельствуют китай­ские и византийские монеты, бронзовые зеркала и шелк из Китая, ткани и ковры из Ирана, ювелирные изделия, украшения из Сред­ней Азии, Индии и Египта. Привозные товары обменивались, веро­ятно, на пушнину, золото, местные изделия прикладного искусства.

Во внешнем облике горноалтайцев того времени преобладали европеоидные черты.

Очевидно, ранние кочевники Алтая в этниче­ском отношении были родственны ираноязычным скифам Причер­номорья, сакам и массагетам Средней Азии, с которыми их сбли­жало скотоводческое хозяйство, одинаковый уровень общественного развития, сходные черты материальной и духовной культуры.

Вместе с тем в скифскую эпоху на Алтай из районов Центральной Азии начали проникать монголоидные элементы.

Ряд исследователей полагают, что письменные источники донесли до нас назва­ния ранних кочевников Алтая. Одни считают, что в древних китай­ских летописях они назывались «юэчжами», другие видят в них «аримаспов», или «стерегущих золото грифов» греческого историка Геродота.

В Монголии найдена 2,5-тысячелетняя мумия

Интересные новости / Тайны древних цивилизаций Земли

25.09.2006

Президент Немецкого археологического института (Deutsches Archaologisches Institut) Герман Парцингер (Hermann Parzinger) объявил о "невероятной находке" на пресс-конференции в Берлине.

Скифский воин был найден в июне на высоте 2,6 километра в Алтайских горах, в неповреждённом могильном кургане. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповреждённая кожа на его теле покрыта татуировками.

Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко-выраженным блондином. Правда, по словам Парцингера, волосы могли пожелтеть уже после смерти.

Две лошади с богато украшенными сёдлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь.

Все находки находятся в настоящее время на хранении в Улан-Баторе. Германский археолог объявил, что они будут тщательно изучены. Даже будет проанализировано содержание желудков лошадей, чтобы узнать о растительности в этих краях во времена за столетия до рождества Христова.

Парцингер сказал, что до сих пор останки скифов обнаруживали только на российской стороне Алтая. Новая находка показывает, что их территория была намного более обширной, чем полагали историки ранее.

Также немецкий учёный посетовал, что глобальное потепление оставляет всё меньше шансов на подобные открытия в будущем, ведь удивительная мумия и лошади сохранились именно благодаря льду в горах.

Наследники скифов

 

Глава 7Александр Пересвет«Русские не славяне»

Генетика как метод исторического исследования

Для поисков предков в нынешнее время стало возможно привлекать новейшие данные генетической науки. С их помощью появляется шанс залезть в прошлое современных народов. И понять, кто из них кто. И в каком родстве с другими.

У каждого из нас в клетках есть молекулы ДНК. В них есть участки, несущие какую-либо целостную информацию. Например, о строении молекулы белка. Или других функциональных молекул, которые определяют рост и функционирование организма.

В генах же время от времени происходят изменения. Изменения называются мутациями. Мутации оставляют в ДНК метки. «Значки» этих вот нарушений-мутаций передаются по наследству. Когда произойдет следующая мутация, она тоже будет копироваться. И так далее.

Таким образом, каждый из нас является хранителем истории наших предков, записанной в виде набора особых последовательностей нуклеотидов.

Это так называемые STR-маркеры.

И последнее понятие, которым мы будем оперировать, — «снип». Точнее, по-научному, — SNP-гаплотип. Он тоже показывает мутации, но на отдельных нуклеотидах в ДНК. И потому дает независимую ДНК-характеристику как каждому человеку, так и группе людей. Также передается по наследству. Это — редкая мутация, одна примерно в 5 — 10 тысяч лет, а потому — весьма полезный исторический маркер.

Таких гаплогрупп на данный момент выделено двадцать, с обозначением от А до Т. Затем идут подгруппы, обозначаемые цифрами. Например, в гаплогруппе R существуют подгруппы R1 — это народы Европы и Западной Азии — и R2, в которую входят этносы Индии, Центральной. Нам, не генетикам, более интересны результаты по SNP-гаплотипам. А они говорят, что русские генетически относятся к основной гаплогруппе— R1a (70 %),

Вытеснив из степей киммерийцев, их хозяевами становятся скифы. Это тоже прямые наши предки, также носившие маркер R1a1. Часть скифов подчинила земледельческую чернолесскую культуру лесостепи, вскоре образовав с ее населением симбиоз и превратившись, таким образом, в общность, получившую в истории название скифов-пахарей.

С раскосыми и жадными очами?

Ошибался поэт. Не было у скифов «раскосых очей». Европейского склада глаза у них.

Вот жадными — да, были те очи. Точнее, по мнению скифов, не жадными, а справедливыми. Ибо это всего лишь естественно — изъять собственность у того, кто не умеет с нею правильно обращаться. Критерий правильности и вовсе прост. Раз не умеет хозяин защитить свою собственность — значит, она ему не дорога. Следовательно, используется нерачительно. А ведь собственности не так уж и много, чтобы позволять ей гнить в неправильных руках. И только справедливо, коли она перейдет в руки правильные. В руки победителя.

А скальпы убитых врагов у седла — это так, для отчетности. Иначе, какой порядок?

Поэтому порядок скифский, по словам Геродота, был таким:

…все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа.

А что такого? На то и воины, чтобы славы и богатства хотеть, чтобы в битвах ярость свою воинскую тешить. Смерть — не самая большая неприятность. Зато всем хорошо: одни с добычей и славой домой вернулись, другие увлеченно месть готовят, третьи уже с богами чаши заздравные поднимают, честь великую принимают. А прислуживают убитые ими. С отрезанными большими пальцами, чтобы по ту сторону Кромки сражаться со своими победителями не могли

Есть еще легенда про легендарного Ахиллеса, Пелеева сына, который гневен был и вспыльчив без меры. Как писал Лев Диакон Калойский в своей «Истории», —

— порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Агамемнон и сам не был отцом-настоятелем воскресной школы. Подобного рода упрек воину из уст воина многое говорит о свойствах характера оппонента.

Но интересна нам эта легенда другим. Тем, что, согласно преданиям, что дошли до Льва Диакона, Ахиллес был скиф по происхождению:

Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмекия, стоявшего близ озера Меотиды…

После уже, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным сему доказательством служат покрой плаща его с пряжкою, навык сражаться пешим, светлорусые волосы, голубые глаза, безумная отважность, вспыльчивость и жестокость, за что порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Правда, если соотноситься с тем, когда в реальности была та Троянская война, Ахилл наш был скорее киммерийцем. Но это неважно, тем более что литературная версия тех событий все равно появилась лишь при Гомере. И в том и в другом случае — «наш» был парень, если легенда не врет. И уж коли киммерийцы или скифы выгнали его за лютость, — что означает, как прокомментировал это место один остроумный человек, то же, как если бы из СС за жестокость выставили, — тогда действительно троянцы совершили фатальную ошибку, убив его друга Патрокла…

Отважные ребята с подобной жизненной философией стали следующей волной степных арийцев, что выплеснулась на тогдашний «цивилизованный мир» из-за пределов Ойкумены на рубеже VIII–VII веков до н. э., когда началась новая, более влажная и прохладная климатическая эпоха — субатлантическая. Выплеснулась волна и — что для нас крайне важно! — была зафиксирована в исторических источниках грамотными иноплеменными современниками. Благодаря им мы не только можем рассуждать об археологических культурах, характерных для скифского времени, и пытаться реконструировать их быт и нравы, но и узнать, что делали, как жили и о чем думали легендарные наши предки. А благодаря скифскому неповторимому искусству — еще их и увидеть.

И еще раз убедиться в неправоте великого русского поэта: не было у них раскосых очей. Да и откуда им взяться, коли скифы — плоть от плоти все тех же «р-один-цев». Просто сдвинулась очередная волна тех, кто ранее оставался дома. Оставался, вызревал этнически…

А затем — под влиянием природных ли условий, соседей ли агрессивных, или еще каких-то, возможно политических, факторов — покидают родные пенаты и отправляются в дальний путь.

Но так ли это? Наши ли предки — скифы? Может, они как раз носители других гаплогрупп и, значит, на них и прерывается сплошная линия наследия по мужской линии между нами и охотниками на оленей и мамонтов?

Нет. Во-первых, по языку скифы — иранцы. Что, конечно, ничего не доказывает с точки зрения генетической идентичности, но является все же аргументом важным.

Но главное, что и генетически — мумии и костные остатки, найденные в древних скифских курганах, раскиданных от Черного моря до Монголии, позволили сказать, что люди, там похороненные, имеют гаплогруппу R1a1. [13]

Итак, скифы — «наши».

Каким же образом генетическое «послание» скифов передалось нам?

Для ответа на этот вопрос почитаем, что пишут о скифах их современники.

Главным из них, описавшим скифов подробно, стал все тот же «отец истории» Геродот.

Все его строки об этом народе цитировать долго, да и не наша это цель, так что ограничимся кратким обзором.

В четвертой книге своей «Истории» Геродот помещает скифов в четырехугольник со сторонами по Дунаю — Черному морю — Дону — примерная линия, параллельная черноморской и отстоящая от нее на 4000 стадий:

Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, — еще столько же. Такова величина этой области.

Стадий Геродота определить легко. В одном месте (в рассказе про войну Дария со скифами же) он описывает пролив Босфор:

Устье этого моря в ширину четыре стадия, длина же этого устья — пролива, названного Боспором… доходит до 120 стадиев.

Мы знаем, что длина Босфора — 33,4 км. Нетрудно подсчитать, что стадий Геродота составляет 278 м. Пусть 280. Почему это противоречит нашим знаниям про классическую длину стадия (~180 м), я не знаю. Но если верить Геродоту, то северная граница Скифии располагается, следовательно, в 1100–1120 км от черноморского побережья. Это расстояние как раз от Перекопа до Москвы!

Наши рекомендации