Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э.

Время скифов

В исторической науке хронологический отрезок между VII и III вв. до н.э. принято называть "скифским", а время, соответствующее началу железного века (с конца IX - нач. VIII по VII вв. до н.э.) - "предскифским". Археологи также выделяют переходный период от бронзового века к железному, определяя его в рамках VIII - перв. пол. VII вв. до н.э.

Исходя из того, что каждый исторический период изучения скифской эпохи Горного Алтая должен быть, ознаменован определенными качественными изменениями и конкретными событиями, можно выделить три таких основных этапа:

1-ый - дореволюционный (XVII - начало XX века);

2-ой - советский (20-е - начало 80-х годов XX века);

3-ий - современный (от середины 80-х годов до нынешних дней).

Следует сразу пояснить, что понятие "скифская эпоха" мы рассматриваем в том широком смысле, который определил для него в одной из своих основополагающих работ М.П. Грязнов (1978, с. 9-18), как период, когда на обширной территории Евразии многочисленные древние племена перешли к кочевому и полукочевому степному скотоводческому хозяйству, создав при этом особый уклад и образ жизни со всеми вытекающими из этого последствиями.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Скиф

Алтай в раннем железном веке

На огромных просторах евразийских степей от нынешней Венг­рии до Монголии в I тысячелетии до н. э. оседлые племена перехо­дили от комплексного хозяйства к пастушескому, полукочевому или кочевому скотоводческому. Типичными представителями новой, степной культуры были скифы, давшие название периоду гос­подства ранних кочевников в степях Евразии. Единая хозяйствен­ная база пастушеского населения, отсутствие естественных преград на занимаемой территорий способствовали непрерывным контак­там между племенами степного пояса и придавали единый облик их культуре.

Существенные перемены в I тысячелетии до н. э. происходили и на территории Алтая. В результате дальнейшего развития про­изводительных сил и притока новых групп населения углубляются различия между племенами Горного Алтая и приалтайских степей, совершенствовавшими свое скотоводческое хозяйство, и обитате­лями лесостепной зоны, продолжавшими традиции комплексного хозяйства. Важным экономическим фактором становится переход к широкому использованию железа.

В раннем железном веке Алтай являлся частью огром­ной территории

Скифо-сибирского мира,

раскинувшегося по степям Евразии от Дуная до Енисея. Всемирную известность получает яркая самобытная культура скифов Горного Алтая — п а з ы р ы к с к а я.

Эпоха ранних кочевников Гор­ного Алтая скифского времени делится исследователями на три этапа:

майэмирский (VII—VI вв. до н. э.),

пазырыкский (V—III вв. до н. э.)

и шибинский (II в. до н. э.).

Памятники первого этапа в Майэмирской степи Западного Алтая были исследованы перво­начально в 1911 г. А. Б. Адриановым, а затем в советское время С. И. Руденко, С. В. Киселевым и М. П. Грязновым.

Название вто­рому этапу дали всемирно известные курганы урочища Пазырык в долине реки Большой Улаган.

Пазырыкские памятники открыты также в Баш-Адаре, Туэкте Онгудайского района, в урочище Уландрык Кош-Агачского района, в верховьях реки Елангаш и в дру­гих пунктах Горного Алтая. И в 1993 году на плато Укок

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Исключительная ценность курганов пазырыкского типа опре­деляется тем, что под их насыпями, расположенными на большой высоте (около 1600 м над уровнем моря), образовалась линза веч­ной мерзлоты, сохранившая предметы из дерева, кожи, войлока, тканей, от которых в обычных условиях не остается и следа. В больших курганах сохранились также трупы коней, а в сарко­фагах из лиственницы мумии погребенных в I тысячелетии до н.э. людей.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Принцесса Алтая

Странности и парадоксы

Духовные лидеры и коренные жители Алтая уверены, что все они - потомки принцессы Кадын. Что ж, археологи действительно относят захоронение Ак-Алаха-3 к пазырыкской культуре и датируют пятым-третьим веками до нашей эры. А современная наука утверждает, что нынешние североалтайцы, телеуты, горные шорцы и барабинские татары являются наследниками именно этой культуры.

Но… слишком много этих самых «но». И начать можно с самого поразительного: ученые восстановили внешность девушки, и оказалось, что она не соответствует ни одному этносу, обитавшему в тех местах. Принцесса была европейкой!

Идем дальше. Принцесса лежала, слегка согнув ноги, в деревянной колоде из лиственницы, заколоченной бронзовыми гвоздями. Однако же обычно в подобных захоронениях в качестве ложа использовалась кровать.

Мумия была погребена вместе с шестью конями в богатой сбруе, но почему-то не в воинской одежде, как это было принято в пазырыкской культуре.

Ученые столкнулись и с довольно необычным способом бальзамирования. Девушка умерла в довольно молодом возрасте - ей было примерно двадцать пять лет от роду. Произошло это несколько тысячелетий назад, однако ее мумия сохранилась настолько хорошо, будто бы захоронение было сделано совсем недавно. У мумии перед погребением вынули мозг, внутренние органы, ребра и грудину, а образовавшиеся пустоты заполнили веществом, напоминающим торф, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Странная смесь. Но она позволила мумии практически без изменений пролежать в колоде несколько тысячелетий!

Еще одно несоответствие: укрыта мумия была меховым одеялом с нашитыми украшениями из золотой фольги. Вопреки местной традиции, шуба надета не на голое тело, а на желтую шелковую рубаху.

Гостья из иного мира?

Все эти странности и несоответствия мгновенно породили множество версий «истинного» происхождения принцессы Кадын. Самая популярная утверждала: найденная мумия принадлежала той самой принцессе Кадын, легенды о которой испокон веков существовали в этих местах. Как гласило древнее предание, до прихода скифов на Алтай в этих местах жили существа, сошедшие со звезд. Если верить местной мифологии, то однажды боги - небесные пришельцы - вошли в железный огнедышащий дракон и улетели к звездам. Но не все, небольшая часть из них осталась на Земле и умерла своей смертью. Якобы одной из оставшихся и являлась принцесса Кадын. Капитаном улетевшего корабля по местным легендам был некто Хуан Ди. Любопытно, что в соседнем Китае тоже существует предание о Хуан Ди, явившемся со звезд, - легендарном императоре, которого изображали то человеком, то драконом.

Наследники скифов

 

Глава 7Александр Пересвет«Русские не славяне»

Генетика как метод исторического исследования

Для поисков предков в нынешнее время стало возможно привлекать новейшие данные генетической науки. С их помощью появляется шанс залезть в прошлое современных народов. И понять, кто из них кто. И в каком родстве с другими.

У каждого из нас в клетках есть молекулы ДНК. В них есть участки, несущие какую-либо целостную информацию. Например, о строении молекулы белка. Или других функциональных молекул, которые определяют рост и функционирование организма.

В генах же время от времени происходят изменения. Изменения называются мутациями. Мутации оставляют в ДНК метки. «Значки» этих вот нарушений-мутаций передаются по наследству. Когда произойдет следующая мутация, она тоже будет копироваться. И так далее.

Таким образом, каждый из нас является хранителем истории наших предков, записанной в виде набора особых последовательностей нуклеотидов.

Это так называемые STR-маркеры.

И последнее понятие, которым мы будем оперировать, — «снип». Точнее, по-научному, — SNP-гаплотип. Он тоже показывает мутации, но на отдельных нуклеотидах в ДНК. И потому дает независимую ДНК-характеристику как каждому человеку, так и группе людей. Также передается по наследству. Это — редкая мутация, одна примерно в 5 — 10 тысяч лет, а потому — весьма полезный исторический маркер.

Таких гаплогрупп на данный момент выделено двадцать, с обозначением от А до Т. Затем идут подгруппы, обозначаемые цифрами. Например, в гаплогруппе R существуют подгруппы R1 — это народы Европы и Западной Азии — и R2, в которую входят этносы Индии, Центральной. Нам, не генетикам, более интересны результаты по SNP-гаплотипам. А они говорят, что русские генетически относятся к основной гаплогруппе— R1a (70 %),

Вытеснив из степей киммерийцев, их хозяевами становятся скифы. Это тоже прямые наши предки, также носившие маркер R1a1. Часть скифов подчинила земледельческую чернолесскую культуру лесостепи, вскоре образовав с ее населением симбиоз и превратившись, таким образом, в общность, получившую в истории название скифов-пахарей.

С раскосыми и жадными очами?

Ошибался поэт. Не было у скифов «раскосых очей». Европейского склада глаза у них.

Вот жадными — да, были те очи. Точнее, по мнению скифов, не жадными, а справедливыми. Ибо это всего лишь естественно — изъять собственность у того, кто не умеет с нею правильно обращаться. Критерий правильности и вовсе прост. Раз не умеет хозяин защитить свою собственность — значит, она ему не дорога. Следовательно, используется нерачительно. А ведь собственности не так уж и много, чтобы позволять ей гнить в неправильных руках. И только справедливо, коли она перейдет в руки правильные. В руки победителя.

А скальпы убитых врагов у седла — это так, для отчетности. Иначе, какой порядок?

Поэтому порядок скифский, по словам Геродота, был таким:

…все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа.

А что такого? На то и воины, чтобы славы и богатства хотеть, чтобы в битвах ярость свою воинскую тешить. Смерть — не самая большая неприятность. Зато всем хорошо: одни с добычей и славой домой вернулись, другие увлеченно месть готовят, третьи уже с богами чаши заздравные поднимают, честь великую принимают. А прислуживают убитые ими. С отрезанными большими пальцами, чтобы по ту сторону Кромки сражаться со своими победителями не могли

Есть еще легенда про легендарного Ахиллеса, Пелеева сына, который гневен был и вспыльчив без меры. Как писал Лев Диакон Калойский в своей «Истории», —

— порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Агамемнон и сам не был отцом-настоятелем воскресной школы. Подобного рода упрек воину из уст воина многое говорит о свойствах характера оппонента.

Но интересна нам эта легенда другим. Тем, что, согласно преданиям, что дошли до Льва Диакона, Ахиллес был скиф по происхождению:

Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмекия, стоявшего близ озера Меотиды…

После уже, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным сему доказательством служат покрой плаща его с пряжкою, навык сражаться пешим, светлорусые волосы, голубые глаза, безумная отважность, вспыльчивость и жестокость, за что порицает его Агамемнон в сих словах: «Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы».

Правда, если соотноситься с тем, когда в реальности была та Троянская война, Ахилл наш был скорее киммерийцем. Но это неважно, тем более что литературная версия тех событий все равно появилась лишь при Гомере. И в том и в другом случае — «наш» был парень, если легенда не врет. И уж коли киммерийцы или скифы выгнали его за лютость, — что означает, как прокомментировал это место один остроумный человек, то же, как если бы из СС за жестокость выставили, — тогда действительно троянцы совершили фатальную ошибку, убив его друга Патрокла…

Отважные ребята с подобной жизненной философией стали следующей волной степных арийцев, что выплеснулась на тогдашний «цивилизованный мир» из-за пределов Ойкумены на рубеже VIII–VII веков до н. э., когда началась новая, более влажная и прохладная климатическая эпоха — субатлантическая. Выплеснулась волна и — что для нас крайне важно! — была зафиксирована в исторических источниках грамотными иноплеменными современниками. Благодаря им мы не только можем рассуждать об археологических культурах, характерных для скифского времени, и пытаться реконструировать их быт и нравы, но и узнать, что делали, как жили и о чем думали легендарные наши предки. А благодаря скифскому неповторимому искусству — еще их и увидеть.

И еще раз убедиться в неправоте великого русского поэта: не было у них раскосых очей. Да и откуда им взяться, коли скифы — плоть от плоти все тех же «р-один-цев». Просто сдвинулась очередная волна тех, кто ранее оставался дома. Оставался, вызревал этнически…

А затем — под влиянием природных ли условий, соседей ли агрессивных, или еще каких-то, возможно политических, факторов — покидают родные пенаты и отправляются в дальний путь.

Но так ли это? Наши ли предки — скифы? Может, они как раз носители других гаплогрупп и, значит, на них и прерывается сплошная линия наследия по мужской линии между нами и охотниками на оленей и мамонтов?

Нет. Во-первых, по языку скифы — иранцы. Что, конечно, ничего не доказывает с точки зрения генетической идентичности, но является все же аргументом важным.

Но главное, что и генетически — мумии и костные остатки, найденные в древних скифских курганах, раскиданных от Черного моря до Монголии, позволили сказать, что люди, там похороненные, имеют гаплогруппу R1a1. [13]

Итак, скифы — «наши».

Каким же образом генетическое «послание» скифов передалось нам?

Для ответа на этот вопрос почитаем, что пишут о скифах их современники.

Главным из них, описавшим скифов подробно, стал все тот же «отец истории» Геродот.

Все его строки об этом народе цитировать долго, да и не наша это цель, так что ограничимся кратким обзором.

В четвертой книге своей «Истории» Геродот помещает скифов в четырехугольник со сторонами по Дунаю — Черному морю — Дону — примерная линия, параллельная черноморской и отстоящая от нее на 4000 стадий:

Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника] Скифии составляют 40 000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка, — еще столько же. Такова величина этой области.

Стадий Геродота определить легко. В одном месте (в рассказе про войну Дария со скифами же) он описывает пролив Босфор:

Устье этого моря в ширину четыре стадия, длина же этого устья — пролива, названного Боспором… доходит до 120 стадиев.

Мы знаем, что длина Босфора — 33,4 км. Нетрудно подсчитать, что стадий Геродота составляет 278 м. Пусть 280. Почему это противоречит нашим знаниям про классическую длину стадия (~180 м), я не знаю. Но если верить Геродоту, то северная граница Скифии располагается, следовательно, в 1100–1120 км от черноморского побережья. Это расстояние как раз от Перекопа до Москвы!

Время скифов

В исторической науке хронологический отрезок между VII и III вв. до н.э. принято называть "скифским", а время, соответствующее началу железного века (с конца IX - нач. VIII по VII вв. до н.э.) - "предскифским". Археологи также выделяют переходный период от бронзового века к железному, определяя его в рамках VIII - перв. пол. VII вв. до н.э.

Исходя из того, что каждый исторический период изучения скифской эпохи Горного Алтая должен быть, ознаменован определенными качественными изменениями и конкретными событиями, можно выделить три таких основных этапа:

1-ый - дореволюционный (XVII - начало XX века);

2-ой - советский (20-е - начало 80-х годов XX века);

3-ий - современный (от середины 80-х годов до нынешних дней).

Следует сразу пояснить, что понятие "скифская эпоха" мы рассматриваем в том широком смысле, который определил для него в одной из своих основополагающих работ М.П. Грязнов (1978, с. 9-18), как период, когда на обширной территории Евразии многочисленные древние племена перешли к кочевому и полукочевому степному скотоводческому хозяйству, создав при этом особый уклад и образ жизни со всеми вытекающими из этого последствиями.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Скиф

Алтай в раннем железном веке

На огромных просторах евразийских степей от нынешней Венг­рии до Монголии в I тысячелетии до н. э. оседлые племена перехо­дили от комплексного хозяйства к пастушескому, полукочевому или кочевому скотоводческому. Типичными представителями новой, степной культуры были скифы, давшие название периоду гос­подства ранних кочевников в степях Евразии. Единая хозяйствен­ная база пастушеского населения, отсутствие естественных преград на занимаемой территорий способствовали непрерывным контак­там между племенами степного пояса и придавали единый облик их культуре.

Существенные перемены в I тысячелетии до н. э. происходили и на территории Алтая. В результате дальнейшего развития про­изводительных сил и притока новых групп населения углубляются различия между племенами Горного Алтая и приалтайских степей, совершенствовавшими свое скотоводческое хозяйство, и обитате­лями лесостепной зоны, продолжавшими традиции комплексного хозяйства. Важным экономическим фактором становится переход к широкому использованию железа.

В раннем железном веке Алтай являлся частью огром­ной территории

Скифо-сибирского мира,

раскинувшегося по степям Евразии от Дуная до Енисея. Всемирную известность получает яркая самобытная культура скифов Горного Алтая — п а з ы р ы к с к а я.

Эпоха ранних кочевников Гор­ного Алтая скифского времени делится исследователями на три этапа:

майэмирский (VII—VI вв. до н. э.),

пазырыкский (V—III вв. до н. э.)

и шибинский (II в. до н. э.).

Памятники первого этапа в Майэмирской степи Западного Алтая были исследованы перво­начально в 1911 г. А. Б. Адриановым, а затем в советское время С. И. Руденко, С. В. Киселевым и М. П. Грязновым.

Название вто­рому этапу дали всемирно известные курганы урочища Пазырык в долине реки Большой Улаган.

Пазырыкские памятники открыты также в Баш-Адаре, Туэкте Онгудайского района, в урочище Уландрык Кош-Агачского района, в верховьях реки Елангаш и в дру­гих пунктах Горного Алтая. И в 1993 году на плато Укок

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Исключительная ценность курганов пазырыкского типа опре­деляется тем, что под их насыпями, расположенными на большой высоте (около 1600 м над уровнем моря), образовалась линза веч­ной мерзлоты, сохранившая предметы из дерева, кожи, войлока, тканей, от которых в обычных условиях не остается и следа. В больших курганах сохранились также трупы коней, а в сарко­фагах из лиственницы мумии погребенных в I тысячелетии до н.э. людей.

Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru Хронологически скифскую эпоху Горного Алтая сейчас можно определить в рамках I тыс. до н.э. следующим образом: с конца IX - начала VIII вв. до н.э. до III-II вв. до н.э. - student2.ru

Принцесса Алтая

Странности и парадоксы

Духовные лидеры и коренные жители Алтая уверены, что все они - потомки принцессы Кадын. Что ж, археологи действительно относят захоронение Ак-Алаха-3 к пазырыкской культуре и датируют пятым-третьим веками до нашей эры. А современная наука утверждает, что нынешние североалтайцы, телеуты, горные шорцы и барабинские татары являются наследниками именно этой культуры.

Но… слишком много этих самых «но». И начать можно с самого поразительного: ученые восстановили внешность девушки, и оказалось, что она не соответствует ни одному этносу, обитавшему в тех местах. Принцесса была европейкой!

Идем дальше. Принцесса лежала, слегка согнув ноги, в деревянной колоде из лиственницы, заколоченной бронзовыми гвоздями. Однако же обычно в подобных захоронениях в качестве ложа использовалась кровать.

Мумия была погребена вместе с шестью конями в богатой сбруе, но почему-то не в воинской одежде, как это было принято в пазырыкской культуре.

Ученые столкнулись и с довольно необычным способом бальзамирования. Девушка умерла в довольно молодом возрасте - ей было примерно двадцать пять лет от роду. Произошло это несколько тысячелетий назад, однако ее мумия сохранилась настолько хорошо, будто бы захоронение было сделано совсем недавно. У мумии перед погребением вынули мозг, внутренние органы, ребра и грудину, а образовавшиеся пустоты заполнили веществом, напоминающим торф, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Странная смесь. Но она позволила мумии практически без изменений пролежать в колоде несколько тысячелетий!

Еще одно несоответствие: укрыта мумия была меховым одеялом с нашитыми украшениями из золотой фольги. Вопреки местной традиции, шуба надета не на голое тело, а на желтую шелковую рубаху.

Наши рекомендации