Приоритетные направления работы
· интеллектуально-познавательная деятельность “Малая Академия наук”
· спортивно-оздоровительная деятельность “Гармония здоровья”
· духовно-нравственная деятельность “Свеча надежды”
· творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
· гражданско-патриотическая деятельность “Колокола времён”
· работа с семьёй “Кладезь семейной мудрости”
1 направление “Малая Академия наук”
Знание — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани
Гибкость ума может заменить красоту.
Стендаль
Блаженство тела состоит в здоровье,
блаженство ума – в знании.
Фалес
Мудр не тот, кто много знает,
А чьи знания полезны.
Эсхил
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
· Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
· Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
· Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
· Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
· Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:
· Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
· Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
· Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
· Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
· развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
· умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
· формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
· развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
· развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
· формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
2 направление “Гармония здоровья”
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Здоровье — мудрых гонорар...
Беранже П. Ж.
Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
Ключевский
Цель работы –использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
· Формирование здорового образа жизни школьника;
· Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
· Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
· сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
· сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
· сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
· формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
· организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
· совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
· просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
· формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
· разностороннее развитие спортивных умений и мастерства;
· развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
· индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
3 направление “Свеча надежды”
Нравственность – это разум сердца.
Генрих Гейне
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
· формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
· формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
· Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
· Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
· развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
· развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
· воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
· знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
· воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
· формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
· моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
· этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
· патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
· формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
· политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
· формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
· нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
· развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
· воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
· формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
4 направление “Созвучие юных сердец”
Доброта – это то, что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен
Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Эразм Роттердамский
Душа человека — величайшее чудо мира.
Данте Алигьери
Цель работы –гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
· Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
· Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
· Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:
· Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
· Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
· Изучение и способностей к общению каждого ученика;
· Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
· Художественное воспитание;
· Воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:
· развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
· развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
· эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;
· индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
· формирование механизма эстетического самообразования;
· формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;
5 направление “Колокола времён”
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Радищев А. Н.
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности.
Пушкин
Цель работы –формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
· формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
· формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
· обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
· Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
· Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности:
· изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
· организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
· сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
· формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
· освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
· воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
· развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
· знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями;
6 направление “Кладезь семейной мудрости”
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит
Будущее нации – в руках матерей.
Оноре де Бальзак
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Цель работы –максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
· организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
· организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
· организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
· создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности:
· сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
· изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
· поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
· совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
· консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
· родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
· работа с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, врачом, для решения насущных вопросов и проблем.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
1. добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
2. систематичность в организации;
3. личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
4. создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
5. сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
6. сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
1. предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
2. педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
3. педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
4. педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
5. педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
6. в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
7. деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
8. участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
Класс