Значения глагольных приставок

Направление движения Графическое изображение движения Приставки* Примеры  
 
  Начало движения вперед, за пределы Значения глагольных приставок - student2.ru   по- за- Полететь Заплыть  
  Движение снизу вверх Значения глагольных приставок - student2.ru   под- воз- (вос-) вз- (взо-, вс-) Подниматься Вознестись Воспарить Взбурлить Взойти  
         
         
         
Продолжение табл. 2.3  
 
  Движение сверху вниз Значения глагольных приставок - student2.ru     С- Низ- (низо-, нис-) Спуститься Низвергнуть Низойти Ниспослать  
Доведение действия до предела; прибавление к прежнему Значения глагольных приставок - student2.ru При- До- Привнести Приумножить Докупить  
  Движение внутрь Значения глагольных приставок - student2.ru   в- (во-) Вбежать Вдуматься Водворить  
Движение изнутри Значения глагольных приставок - student2.ru из- (изо-, ис-) вы- Излучать Выскочить Вывинтить  
Движение от чего-либо в сторону Значения глагольных приставок - student2.ru от- (ото-) у- Отцепиться Оторвать Удалить  
Движение с разных сторон к одной точке Значения глагольных приставок - student2.ru с- (со-) Скрепить Слиться Соединить  
Действие на верхний предел, преувеличение Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru над- (надо-) На- Пере- Надстроить Набросить Перехвалить  
Круговое движение, распространяющееся на всю поверхность Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru О- Об- (обо-) Огородить Охватить Обхватить
Движение сквозь что-нибудь   Значения глагольных приставок - student2.ru Про- Протолкнуть Просолиться Продумать  
Разделение на части   Значения глагольных приставок - student2.ru Раз- (разо-, рас-, роз-) Раздумывать Разрубить Раскидать Разобрать  
Движение через что-нибудь, через препятствие Значения глагольных приставок - student2.ru Пере- (пре-) Перескочить Пережить Преодолеть Прервать  
Отсутствие действия или противоположность действия     Значения глагольных приставок - student2.ru Недо- Без- (бес-) Обез- (обез-) Де- Дис- Дез- Недосчитаться Безмолствовать Бесчестить Обезлюдеть Обеспамятеть Декодировать Дисквалифицировать Дезинформировать  
         
Окончание табл. 2.3
 
Предварительность действия Значения глагольных приставок - student2.ru     Пред- Предопределить Предположить Предсказать Предусмотреть  
Повторность действия Значения глагольных приставок - student2.ru Значения глагольных приставок - student2.ru Ре- Реконструировать Реэвакуироваться  

*Перечень приставок не носит исчерпывающего характера. Приставки в таблице представлены в порядке возрастания интенсивности достижения результата

Структура же следующего средстваречевой деятельности – предложения – проста, мудра, универсальна, объективна. И удивительна. Прежде всего потому, что позволяет всего лишь пятью компонентами, известными всем ещё со школы, отразить любое событие, ситуацию. Так, субъект (подлежащее) взаимодействует (сказуемое) с некоей системой окружающего мира – человеком, предметом, животным и пр. (дополнение) или воздействует на него. И субъект, и объект обладают определенными качествами (определение), причём качества могут быть одинаковыми, а вот степень их выраженности – разной. Мы можем точно охарактеризовать и саму ситуацию: когда, с какой целью, где и т. п. она осуществлялась (обстоятельство).

2. Вербальное средствоустного взаимодействия

Интонация – явление понятное, но не совсем; изученное, но не полностью, как не совсем познан и изучен сам человек, обладающий своей неповторимой интонацией, всегда узнаваемой. В устной речи она выполняет ряд важных функций:

• различает коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные и др.;

• оформляет текст в единое целое и в то же время расчленяет его на части: слова, фразы и др.;

• придаёт особую окрашенность текстам разных функциональных стилей;

• является фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя.

Интонация сродни темпераменту человека: темперамент – изначальная постоянная характеристика человека, и интонация – проявление природного «Я». Именно поэтому мы точно слышим фальшивую интонацию, неискренность. Интересно, что основную информацию при общении с близкими людьми, в ситуации неформального общения, мы «считываем» именно с интонации (так ответили 100% респондентов одного из проведенных нами исследований).

Интонация складывается из множества факторов, большинство из которых может быть зафиксировано и измерено при помощи определенных приборов (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Структура интонации

Средство (система) Функция системы Элементы системы Функции элементов
  И Н Т О Н А Ц И Я   Фоне- тическое оформление речи Высота Слуховое ощущение частоты звука (частоты колебания голосовых связок)
Мелодика Изменение звучания голоса по звуко-высотному диапазону, чередование высоких и низких тонов
Ритм   Частота чередования звучащих элементов речи
Темп   Убыстрение или замедление речи
Интенсивность   Энергетическая характеристика голоса*
Громкость   Слуховое ощущение силы звука
Акцентный строй Выделение при помощи ударения и пауз единиц речи (слога, слова)
Тембр Психоакустическая сугубо индивидуальная характеристика голоса; окраска речи, обусловленная сочетанием основных тонов и обертонов

*Может быть измерена специальными приборами в децибелах и определяется звуковой энергией проходящей за единицу времени через единицу площади

3. Невербальные средства устного взаимодействия – это жестикулярно-мимические средства, к которым относятся:

а) мимика– движение лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам настроениям; искусство выражать чувства и мысли движениями мышц лица (прищуренные глаза и сомкнутые губы – выражение гнева, широко раскрытые глаза и приоткрытый рот – выражение удивления);

б) молчание,в том числе пауза – временный перерыв в звучащей речи, вызываемый разными причинами;

в) жесты – движение туловища, головы, рук и пр., сопровождающее, усиливающее или заменяющее речь; основные разновидности жестов представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Виды жестов


Виды жестов Функции жестов Примеры
Ритмические Подчеркивают ритм, темп (замедление, ускорение) речи, логические ударения, место паузы и т.п. ¨ Размахивать рукой в такт речи ¨ Производить во время эмоционального монолога вертикальные движения ребром ладони (как при рубке капусты)
Окончание табл. 2.5
Эмоциональные   Передают разнообразные оттенки чувств ¨ Всплеснуть руками ¨ Легонько ударить себя по лбу ¨ Пожать плечами
Указательные Позволяют говорящему выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать место в пространстве ¨Кивнуть в сторону обсуждаемого человека ¨ Показать на наручные часы, намекая на то, что время истекло
Изобразительные Создают визуальный образ предмета, о котором идёт речь, восполняя или заменяя часть информации ¨ Показать размер пойманной рыбы или найденного гриба ¨ Обозначить конфигурацию какого-либо предмета
Символические Выражают абстрактное, но понятное всем носителям языка содержание   ¨ Пожать руку ¨ Поцеловать руку ¨ Поклониться
       

4. Невербальные (или паралинвистические) средстваписьменного взаимодействия – это различные графические средства, используемые в письме наряду с буквами. В первую очередь следует назвать знаки препинания, отступы и пробелы, а также использование различных шрифтов. Кроме того, в письменной речи могут употребляться цифры, формулы, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы и т. д.

Способы речевой деятельности – это коммуникативные действия, реализация мыслительных способностей человека.

Выделяют следующие основные способы речевой деятельности:

· говорить (говорение) – словесное, устное выражение мыслей, чувств, эмоций;

· слушать (слушание) –словесное, устное восприятие мысли;

· писать (письмо) –передача информации при помощи графических средств (букв, знаков препинания, отступов, пробелов и т.п.);

· читать (чтение) –письменное, графические восприятие мысли.

Рассмотрим каждую из коммуникативных способностей более подробно.

I.Говорение.Рождаемая в момент произнесения речь, несомненно, отличается от заранее написанного, а затем озвученного текста. Чем же? Дело в том, что в устной речи, как правило, процессы мышления (обдумывания предмета речи), говорения и рефлексии (саморедактирования) протекают почти синхронно. Это создаёт для говорящего определённые трудности в выборе языковых средств выражения мысли, поэтому он допускает оговорки, нарушения языковых норм, «скачки мысли», использует паузы для обдумывания, для акцентирования внимания адресата на чем-то основном. В устной речи сосуществуют речевые клише (стандартные фразы в стандартных ситуациях) и необычные (окказиональные) обороты; речевая избыточность (тавтологии, плеоназмы, уточнения, повторы) и в то же время лаконизм, неполнота выражения мысли. Экспрессивность и выразительность устной речи обеспечивается не только (и не столько) вербальными средствами, сколько интонацией, мимикой, жестикуляцией.

Устная речь может быть неподготовленной, то есть спонтанной, частично-спонтанной и подготовленной. Так, ответ на семинарском занятии может быть «импровизацией», или продуманной речью, или озвученным, но заранее написанным текстом. Однако последний вариант вряд ли можно назвать устной речью. Это, скорее, чтение вслух (то есть другой вид речевой деятельности).

II. Слушание.Слушание (да и слышание) является одной из основных способностей человека, поскольку ориентировано на восприятие, понимание, осмысление и освоение новой информации. Слушающий испытывает особые трудности при восприятии монологического текста, так как должен не только понять чужой текст, но и усвоить его логику. Правда, при этом можно игнорировать текстовые нюансы, обращая внимание на тему и основную мысль высказывания – это так называемое глобальное слушание. В отличие от него, детальное слушание заставляет глубже осмыслять содержание текста: выделять главную и дополнительную, интересную и не очень, знакомую и новую информацию, последовательность её подачи и языковые особенности её оформления.

В зависимости от ситуации и целей общения выделяются ещё два вида слушания:

а) молчаливое нерефлексивное слушание, при котором слушающий, неравнодушно воспринимая информацию, произносит малозначащие реплики типа да; конечно; я понимаю, а также выражает свое отношение к высказываемому при помощи жестов и мимики;

б) немолчаливое рефлексивное слушание, при котором слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание: приведите примеры; что Вы под этим подразумеваете? и т. п.; перефразирует услышанную мысль: итак, вы предлагаете следующее…; другими словами, твоя позиция -… и т. п.; сопереживает собеседнику: мне кажется, ты расстроен…; слышу радость в Вашем голосе и т. п.

Н.А. Ипполитова1 советует развивать умение слушать, рекомендуя для этого соблюдать следующие правила хорошего слушателя:

1. Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доб­рожелательно.

2. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний.

3. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчерки­вайте свой интерес к нему.

4. Не превращайте слушание в собственное говорение.

5. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с со­беседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п., сигнализируя ему о своем внимании и пони­мании.

6. Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи.

7. Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресован­ную лично вам, а не другим собеседникам.

III. Письмо.Этот способ речевой деятельности обладает рядом особенностей, главные из которых отражены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Наши рекомендации