Модели специализированных фитнес-клубов
Уровень развития СПА-услуг в клубных СПА зависит от той или иной модели, из которых, как показывает практика, можно выделить три основные:
1. Модель фитнес-клуба— основной специализацией является активный спорт, рассчитанный на людей, которых интересует в первую очередь физкультура, физическая активность.
Для модели фитнес-клуба определяющими являются: уровень оснащения залов - тренажерных, аэробики, спортивных и мультифункциональных; наличие спортивного бассейна, программ активной коррекции фигуры.
Обязательным элементом услуг для таких клубов также являются бани (сауны), душевое оборудование.
Позиционирование заведения как фитнес-клуба логично приводит к появлению в нем парикмахерского зала, солярия, кабинетов косметолога, массажиста, мастера педикюра, каких-то процедур, связанных с обертыванием, коррекцией фигуры.
2. Модель СПА-клуба - основной специализацией является организация активного отдыха, в том числе семейного.
СПА — это фитнес «для ленивых», совсем другая форма организации и подачи услуг.
Для модели СПА-клуба характерна детально разработанная, так называемая мокрая зона, которая обычно формируется вокруг бассейна.
Мокрая зона СПА-клуба, помимо самого бассейна, включает набор клубных СПА-услуг, стоимость которых входит в стоимость клубной карты:
• различное душевое оборудование,
• бани,
• паровые процедурные и ингалятории,
• релаксариумы,
• соляриумы.
Бассейн чаще всего не является спортивным, имеет форму лагуны и насыщается различными встроенными водными аттракционами, выплывами в гроты, встроенными барами, противотоками. Оптимальным является решение, когда бассейнов делается как минимум три - общий, детский и мини-бассейн - джакузи.
Тренажерные и мультифункциональные залы СПА-клубов оснащаются с наименьшей тщательностью, однако больше рассчитаны на клиентов, для которых понятие активного отдыха не связано напрямую с занятиями спортом.
Отсутствие Специализированных спортивных залов компенсируется детально разработанной зоной дополнительных СПА-процедур, которая располагается в «мокрой зоне». Статистические данные показывают, что минимальный набор услуг включает следующие процедуры:
• несколько типов ручных массажем,
• несколько типов гидромассажей,
• банные процедуры,
• обертывания,
• процедуры фито и ароматерапии,
• процедуры СПА-ухода за лицом,
• СПА-педикюр и маникюр.
Завершающие услуги салона красоты клиент получает за пределами «мокрой зоны».
Очевидно, что изначальные вложения в создание СПА-клуба более высокие по сравнению с формой фитнес-клуба.
3. Модель веллнес-клуба- основной специализацией является организация активного отдыха, в том числе семейного, организация корпоративного отдыха.
Слово веллнес нашло наибольшее употребление на российском рынке применительно к веллнес-отелям. Что касается клубного бизнеса, то в категорию веллнес-клубов попадают крупные клубные структуры, имеющие равнозначно разработанные СПА и фитнес-структуры, а также разнообразный клубный сервис, включая:
• бары,
" рестораны, .
• выставочные залы,
• бутики,
• конференц-залы и т. д.
Общепринятым для таких бизнес-структур является название «спортивно-оздоровительный центр».
В последнее время развитие получила относительно новая для России форма организации СПА-бизнеса - корпоративные (закрытые) веллнес-клубы. Такие клубы могут иметь самую причудливую форму организации, так как изначально не настроены на самоокупаемость, а многие решения зависят от вкуса инвестора и его понимания сути оздоровительного отдыха.
Тому есть несколько причин. Если фитнес-индустрия пришла в Европу, а затем и в Россию из США в «готовом виде», с отработанными методами организации, оборудованием, методиками, то СПА-индустрия параллельно развивалась во многих странах. В том числе и в России, имея ярко выраженные национальные и культурные особенности, которые не всегда возможно копировать в чистом виде.
Например, фитнес-ккубы эконом класса имеют конкретные требования:
1)наличие тренажерного зала (обязательно с силовымии кардиотренажерами определенного уровня) и зала для групповых занятий;
2)наличие просторных раздевалок, оборудованных по возможности сауной или турецкой баней, с большим количеством шкафчиков;
3)наличие дополнительных платных услуг (индивидуальные тренировки, консультации по спортивному питанию, салон красоты, солярий, массаж);
4)стоимость годовой безлимитной карты - от 500 до 800 долл. (для Москвы), для регионов - от 300 до 500 долл.;
5)клубная карта должна включать не только неограниченное количество посещений групповых занятий и тренажерного зала, но и ряд льготных услуг (например, бесплатное предоставление полотенца, скидки на посещение солярия, салона красоты, на напитки и закуски в фитнес-баре и т. д.).
Для успешной работы фитнес-клуба важно не просто найти, но и удержать клиента, поэтому необходимо изучать опыт конкурентов, посещать максимальное количество различных спортивных центров, знать рынок существующих предложений.
Во многих фитнес-центрах уже есть спортивные площади, на которых размещены залы тренажерные и аэробики, но нет бассейна, поэтому наличие красивого глубокого бассейна может стать выгодным преимуществом. Конечно, к нему также нужно предложить хорошие спортивные залы и душевые.
Хорошо также максимально предоставить дополнительные услуги: парикмахерскую, массажный кабинет, солярий, салоп красоты, СПА-услуги, индивидуальные программы тренировок. Немаловажным является качество предлагаемых услуг - сервис, а также уровень занятий, проводимых в фитнес-клубе.