Раздел 1.Древнейшая стадия человечества
Содержание
1.Методические рекомендации по изучению теоретического материала.
2.Перечень форм самостоятельной работы обучающихся при изучении предмета история.
3.Методические рекомендации для самостоятельного изучения разделов программы
4.Список литературы.
5. Приложение
Введение
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе дисциплины «История» предназначены для всех специальностей на базе основного общего образования.
Цель его – оказать конкретную помощь учащимся в самостоятельном изучении теоретического материала по дисциплине. Использование рекомендаций позволит сформировать умения работы с информацией, методам её обработки и поиска, умений вести записи, контролировать себя с помощью вопросов и заданий.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу соответствуют учебному плану и рабочей программе по дисциплине – 59 часов.
Структура изучения каждой темы:
· цели
· основные вопросы (план изучения темы),
· список литературы
· собственно советы-рекомендации как тему изучить, на что обратить внимание, какие методы работы с информацией использовать
· форма отчетности.
1.Методические рекомендации по изучению теоретического материала
Изучение любого раздела или темы следует начинать с ознакомления с вопросами плана изучения темы, приведенными в пособии. Затем необходимо обратиться к списку литературы, уделив особое внимание указанным историческим источникам.
Осваивать теорию следует в соответствии с той последовательностью, которая дана в методическом пособии.
Целесообразно первый раз прочитать материал от начала до конца, чтобы получить о нем целостное представление. При повторном чтении необходимо осмыслить каждую часть в отдельности, выделить основные идеи и систему аргументов, главные даты, понятия и т.д.
Методика работы с литературой предусматривает ведение записи прочитанного в виде плана - конспекта, опорного конспекта. Это позволит сделать знания системными, зафиксировать и закрепить их в памяти.
При составлении опорного конспекта следует придерживаться определенных правил:
• один конспект - один лист с опорным сигналом;
• опорные сигналы должны со всей логической стройностью отражать развитие мысли минимальными графическими средствами;
• структурирование опорных сигналов в логические блоки преследует основную цель - упростить процесс запоминания;
• каждый блок - завершенная часть учебного раздела;
• при оформлении блоков необходимо разнообразить их контурами, цветом и шрифтом;
• записи на листах позволительно делать во всех направлениях, вплоть до слов перевертышей;
• допустимое число знаков на каждом листе не более 500;
• использование мелких шрифтов и интервалов между блоками
психологически упрощает работу с опорными сигналами, т.к.
создает ощущение краткости и простоты материала;
• при сокращении слов необходимо избегать возможных двусмысленных толкований этих слов и выражений;
• особую роль при составлении листов с опорными сигналами
играет цвет;
• озвучивание опорных сигналов должно становиться естественным продолжением всех предшествующих форм работы;
• надежная работа аппарата памяти обеспечивается при наличии относительно небольшого количества опорных сигналов и поэтому всегда нужно до предела сокращать количество используемых печатных знаков;
2.Перечень форм самостоятельной работы обучающихся при изучении предмета история.
№ п\п | Самостоятельная работа | По плану, кол-во | Норма времени | Всего времени |
Заполнить хронологические таблицы | 2 часа | 10 часов | ||
Подготовить сообщение | 2 часа | 8 часов | ||
Подготовить конспект | 4 часа | 16 часов | ||
Подготовить доклад по темам: | 3часа | 12 часов | ||
Составить кроссворд | 2 часа | 4 часа | ||
Подготовка к диф. зачету | 8 часов | 8 часов | ||
Итого: | 59часов |
3.Методические рекомендации для самостоятельного изучения разделов программы учебной дисциплины «История»
Раздел 1.Древнейшая стадия человечества
Тема 1.2 Человек в первобытную эпоху
Самостоятельная работа №1.
Развитие мировых религий – 6 часов
Форма отчетности:ответить на вопросы по теме
Литература: Волобуев О.В. Клоков В.А «Россия и мир» Дрофа, Веди – Принт, Москва
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2009.
Интернет ресурсы.
История Древнего мира» (http://civil.max.ru/)
Википедия – свободная энциклопедия. /http://ru.wikipedia.org/wiki/.-Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/. Загл. в экрана.
Самостоятельная работа № 2.
Подготовить доклад по одной из предложенных тем:
1. Церковь и светские власти в Средние века.
2. История рыцарских орденов
3. Ереси и крестьянские восстания в Средние века.
Цель выполнения самостоятельной работы:- С помощью дополнительной литературы овладеть информацией о «Периоде расцвета средневековой цивилизации».
Задание: самостоятельно изучить необходимый материал и подготовить доклад по одной из тем.
Требования к заданию: общие рекомендации по написанию доклада см. Приложение 2
Форма отчетности : защита доклада
Литература:
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
Данилевский И. Н. История и культура: X–XVII вв.: Пособие для учителей гуманитарных предметов национальных школ Российской Федерации. М., 1997. – 108 с.
Интернет ресурсы.
Википедия – свободная энциклопедия. /http://ru.wikipedia.org/wiki/.-Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/. Загл. в экрана.
Всемирная история http://www.world-history.ru/
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие цели преследовали крестоносцы на Руси?
2.Какая битва вошла в историю, как победа над шведами?
3. Причины возникновения ересей?
4. Причины и итоги крестьянских восстаний в Средние века?
Самостоятельная работа № 3
Подготовить доклад ( сообщение) по одной из предложенных тем:
1. Роль женщин в родовой общине славян
2. Религия восточных славян.
Цель выполнения самостоятельной работы:- С помощью дополнительной литературы изучить вопросы возникновения религии у восточных славян и причины обожествления женского начала.
Задание: с помощью дополнительного материала характеристику религиозных обрядов восточных славян.
Требования к заданию: общие рекомендации по написанию доклада см. Приложение 2
Форма отчетности выступление с сообщением на уроке
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое политеизм?
2. Каким богам поклонялись восточные славяне?
3. Как занятия славян отражались на их верованиях?
Литература:
Волобуев О.В. Клоков В.А «Россия и мир» Дрофа, Веди – Принт, Москва 2006.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2009.
Интернет ресурсы.
Википедия – свободная энциклопедия. /http://ru.wikipedia.org/wiki/.-Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/. Загл. в экрана.
Всемирная история http://www.world-history.ru/
«История Великой Руси» (http://clarino2.narod.ru/).
Самостоятельная работа №4
Интернет ресурсы.
«История Великой Руси» (http://clarino2.narod.ru/).
«Геосинхрония» (http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html).
«История России» (http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm).
Самостоятельная работа № 5.
Литература
О.В.Волобуев, В.А Клоков « Россия и мир».М., Дрофа « Веди- принт», 2009
Интернет ресурсы.
«Архитектура России» (http://www.arehi.ru/Start.htm).
«История Великой Руси» (http://clarino2.narod.ru/).
«История России» (http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm).
Самостоятельная работа №6.
Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:
1. Изобретатели и ученые 15-18 века.
2. Появление фабрик в Англии.
3. Новые изобретения и открытия 15-18 века
Цель выполнения самостоятельной работы:- Изучить период промышленного переворота в Европе и познакомиться с именами ученых данного периода.
Задание: самостоятельно изучить, выделить особо значимые для стран Европы реформы, подготовить сообщение по выбранной теме.
Требования к заданию: общие рекомендации к оформлению сообщения см. Приложение 2
Форма отчетности
Выступление с сообщением на занятии.
Вопросы для самоконтроля:
Литература
Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. в 2-х частях, часть 1, -М.; Владос, 1994.
Богуславский В.В. Правители России библиографический словарь. –М., 2006.
О.В.Волобуев, В.А Клоков « Россия и мир».М., Дрофа « Веди- принт», 2009
Интернет ресурсы.
Википедия – свободная энциклопедия. /http://ru.wikipedia.org/wiki/.-Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/. Загл. в экрана.
Всемирная история http://www.world-history.ru/
Самостоятельная работа №7.
Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:
1. Время правления Петра II
2. Правление Анны Иоанновна
3. Приход к власти Елизаветы Петровны.
4. Короткое царствование ПетраIII
Цель выполнения самостоятельной работы: сформировать углубленные знания о периоде истории связанным с дворцовыми переворотами . Привить интереса к изучаемому предмету. Формировать навыков работы с Интернетом.
Задание: подготовить сообщение по одной из тем.
Требования. общие требования к оформлению сообщения см.Приложение 2
Форма отчетности: выступление с сообщением и ответы на вопросы по теме.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы основные направления политики Елизаветы Петровны?
2. Дайте характеристику изменениям произошедшим в положении сословных групп при Анне Иоанновне?
Литература
Каменский А. Российская империя в 18 веке: традиции и модернизация. М,.1999.
АртемовВ., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
БогуславскийВ.В. Правители России библиографический словарь. –М., 2006.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М.
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
Раздел 9. Россия в 19 веке.
Самостоятельная работа №8.
Литература
Платонов С.Ф Лекции по русской истории. Любое издание.
Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. в 2-х частях, часть 1, -М.; Владос, 1994с
О.В.Волобуев, В.А Клоков « Россия и мир».М., Дрофа « Веди- принт», 2009
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
«Музеи России» (http://www.museum.ru/).
Раздел 9.
Россия в XIX в.
Самостоятельная работа № 9
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
Вопросы для самоконтроля
1.Причины зарождения социалистических идей в России?
2.В чем состояли причины появления террора в России?
3.Почему властям не удалось решить проблему терроризма в России?
Раздел 9.
Россия в XIX в.
Самостоятельная работа №10.
Литература
О.В.Волобуев, В.А.Клоков. « Россия и мир».М., Дрофа « Веди- принт», 2
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
Раздел 10.
Самостоятельная работа №11.
Заполнить таблицу по теме:«Первая мировая война. Россия в войне »
Цель выполнения самостоятельной работы: закрепление теоретических знаний, умение находить необходимую информацию и заполнять таблицу.
Задание: подобрать и изучить необходимую информацию и заполнить таблицу.
Требования к заданию: основные требования по заполнению таблицы см. Приложение 3
год | Основные направления боевых действий. | причины | итоги |
1914 | |||
1915 | |||
1916 | |||
1917 | |||
1918 | |||
1919 |
Форма отчетности : защита таблицы
Литература
О.В.Волобуев, В.А.Клоков. « Россия и мир».М, Дрофа « Веди- принт», 2004.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества Хроника событий. — М., 2004.
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
Самостоятельная работа №12.
Заполнить таблицу по теме:«СССР в годы Великой Отечественной войны.»
Цель выполнения самостоятельной работы: закрепление теоретических знаний, умение находить необходимую информацию и заполнять таблицу.
Задание: подобрать и изучить необходимую информацию и заполнить таблицу.
Требования к заданию: основные требования по заполнению таблицы см. Приложение 3
№п/п | Основные направления боевых действий. | причины | итоги |
1941 | |||
1942 | |||
1943 | |||
1944 | |||
1945 | |||
Форма отчетности : защита таблицы
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы были планы Германии и Японии в ходе развернутых ими военных кампаний?
2. Объясните причины неудач Красной Армии в оборонительный период войны?
3. Какова была политика гитлеровцев на оккупированных ими советских территориях?
4. Каковы были главные военно - политические итоги войны?
5. Каков вклад кузбассовцев в Победу?
6. Что необходимо было сделать для полного искоренения фашизма?
Литература
1.О.В.Волобуев, В.А.Клоков. « Россия и мир».М, Дрофа « Веди- принт», 2004.
2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества Хроника событий. — М., 2004.
3. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Интернет ресурсы.
«Геосинхрония» (http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html).
«История России» (http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Раздел 14.
СССР в 1945-1991г.
Тема 14.1 СССР в послевоенный период. Начало частичной либерализации режима
Самостоятельная работа №13.
Составить конспект по теме:«Культурная жизнь общества. «Оттепель».
Цель выполнения самостоятельной работы: знакомство с основными направлениями, выдающимися представителями русской культуры.
Задание :изучить основные вопросы темы и составить конспект
Требования: общие рекомендации к оформлению конспекта см.
Приложение 1
Форма отчетности: взаимопроверка конспектов
Вопросы для самоконтроля
1.Чем была вызвана необходимость перемен в жизни советского общества?
2. Какие перемены произошли в культуре в период «Оттепели»?
3. Как изменилась жизнь простых людей в годы правления Хрущева Н.С.?
Литература:
Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1994г
БоффаДис. История Советского Союза: в 2-х т., М., 1990г
Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1994г
Интернет ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
ВСР № 14 Подготовка к зачету. Проработать тренировочные тестовые задания и представленные документы за курс.
Цель выполнения самостоятельной работы:закрепление теоретических знаний, умение находить и обобщать необходимую информацию.
Задание:изучить необходимую информацию и выполнить предложенные задания по курсу истории
Требования: общие рекомендации и тренировочные задания см.
Приложение
Форма отчетности: дифференцированный зачет
Список рекомендуемой литературы:
1 . Буганов В.И., Зырянов П.Н.," История России, к 17-19 вв. М:
Просвещение, 2001г.
2.Краснобоев Б.И. Очерки истории культуры 18 в. М., 1987 г.
3.Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. в 2-х частях, часть 1, -М.; Владос, 1994с 155-158, с. 254-256
4 Краткий политический словарь. М., Политиздат, 1989
5.БоффаДис. История Советского Союза: в 2-х т., М., 1990г
6.Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1994г
7. Сахаров А.Д. Воспоминания. Любое издание
8.Волобуев О.В. Клоков В.А «Россия и мир» Дрофа, Веди – Принт, Москва 2009.
9.АртемовВ., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
10.Богуславский В.В. Правители России библиографический словарь. –М., 2006.
11.Дайнес В.О. История России и мирового собщества. Хроника событий. — М., 2004.
12.История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
13.Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
14.История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
Интернет- ресурсы.
История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.[Электронный ресурс]/ www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.-Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/hist/hist068.htm.Загл. вэкрана.
6. История России. Учеб.пособие для абитур. и старшеклассников. / www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html.-Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj1522/file16239/view156312.html. Загл. в экрана.
7. Кацва,, Л.А. История Отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч.ред.В.Р. Лещинера.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.- 848 с. [Электронный ресурс]/ /www.emc.komi.com/04/001/start.htm.-Режим доступа: http://www.emc.komi.com/04/001/start.htm. Загл. в экрана.
8.Венеды. Википедия – свободная энциклопедия. /http://ru.wikipedia.org/wiki/.-Режим доступа: /http://ru.wikipedia.org/wiki/. Загл. в экрана.
9.Норики и венеды (Тацит, Плиний, Клавдий Птолемей). /http://lib.5rik.ru/inde1362.htm.-Режим доступа: /http://lib.5rik.ru/index-1362.htm. Загл. в экрана.
10.Происхождение восточных славян. /http://www.historicus.ru/185.-Режим доступа:/http://www.historicus.ru/185.Загл. в экрана.
11.Седов В.В. Славяне. /http://www.litmir.net/br/?b=137165&p=1.-Режим доступа: /http://www.litmir.net/br/?b=137165&p=1. Загл. в экрана.
2001г.
Приложение 1
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект– сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Виды конспекта
Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.
Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Основные правила
1. Запишите название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
6. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работ
Приложение 2
Методические рекомендации п написанию и оформлению доклада ( сообщения)
Общие положения
1.1. Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
1.2. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники.
1.3. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения.
1.4. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.
Выбор темы доклада
2.1. Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
2.2. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Этапы работы над докладом
3.1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
3.3. Составление списка использованных источников.
3.4. Обработка и систематизация информации.
3.5. Разработка плана доклада.
3.6. Написание доклада.
3.7. Публичное выступление с результатами исследования.
4. Структура доклада:
- титульный лист
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.
5. Структура и содержание доклада
Введение
Это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть.
В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
В заключении
Содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
Приложение к докладу
Оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
6. Требования к оформлению доклада
6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 2-5 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. для сообщения достаточно 1-2 страницы.(список литературы не нужен) интервал 1,5, шрифт 14, Times New Roman
Критерии оценки доклада
Актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Образец оформления титульного листа к докладу (сообщению)
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Беловский техникум технологий и сферы услуг»
Тема: “ Крещение Руси”
Доклад ( сообщение ) по предмету : “История”
Выполнил (а): Ф. И. О. обучающегося,
курс, группа,
специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
2016
Приложение 3
Методические рекомендации по оформлению и заполнению таблицы
Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в
пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу перед
заголовком таблицы после слова “Таблица”.
Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово “Таблица” не
Пишут.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается после
слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы и разделяются тире, точка в конце заголовка не ставится.
Например:
Таблица 1 – Реформы Петра Великого
№ п/п | Название реформы хронологические рамки. | Причины | Значение в истории |
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв,
подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.
Заголовки граф указываются в единственном числе.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы
отсутствуют, то ставится прочерк.
Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той
же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа.
Приложение 4
Методические рекомендации по составлению и оформлению кроссворда
Кроссворд –игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями,
заданными по условиям игры.
Кроссвордобладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
1) по форме:
a) кроссворд - прямоугольник, квадрат;
b) кроссворд-ромб;
c) кроссворд-треугольник;
d) круглый (циклический) кроссворд;
e) сотовый кроссворд;
f) фигурный кроссворд;
g) диагональный кроссворд и т.д.
2) по расположению:
a) симметричные;
b) асимметричные;
c) с вольным расположением слов и др.
3) по содержанию:
a) тематические;
b) юмористические;
c) учебные;
d) числовые
4) по названию страны:
a) скандинавские;
b) венгерские;
c) английские;
d) немецкие;
e) американские;
f) эстонские;
g) итальянские.
Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном
падеже единственного числа.
4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что
способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Приложение 5
Тренировочные тестовые задания по курсу истории для подготовки к дифференцированному зачету
Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний студентов. К достоинствам относится:
- объективность оценки тестирования;
- оперативность, быстрота оценки;
- простота и доступность;
- пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки.
Тест - это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого.
Тестовое задание по теме: «Древний мир и раннее Средневековье»
Инструкция: тест