Часть первая. Новые урбанистические реалии

Благодарности 020

Часть первая. Новые урбанистические реалии

Глава 1. Открытие креативного города 025

Глава 2. Городские проблемы — креативные решения 049

Глава 3. Новое мышление 078

Часть вторая. Динамика городской креативности

Глава 4. Творческая трансформация города 131

Глава 5. Фундамент креативного города 163

Глава 6. Креативная среда 197

Часть третья. Концептуальный инструментарий городской креативности

Глава 7, Начинаем креативное планирование 235

Глава 8. Новое открытие креативного города 281

Глава 9. Эффективность и устойчивость креативного процесса 316

Источник: Hall and Landry.

Самое важное - это способность видеть проблему в целом и вместе с тем уметь посмотреть на неё под неожиданным углом. Творческие люди демонстрируют гибкость и всегда готовы сфокусироваться и четко оценить риски. Как замечает Дэвид Перкинс,

"творческие люди работают на границе зоны своей компетентности, а не в её центре"

(цит. по: Fryer, 1996). Креативность - это интеллектуальная позиция и определенный подход к проблемам, который раскрывает спектр возможностей. Существенно, что она - не пункт назначения, но путешествие, не состояние, но процесс.

\040\

Каждое креативное решение или продукт имеет свой жизненный цикл, и когда опыт инновации раскрывается полностью, их приходится переосмысливать.

Творческие люди допускают множественность точек зрения и подходов, и это касается межличностных интерпретаций. Такие люди признают креативность различных возрастных групп, женщин и мужчин, представителей различных культур. Это позволяет им опираться на широкий ресурс, комбинировать способности и знания.

Креативность свободна от ценностей (её ведь можно использовать и на благо, и во вред). Цель применения креативности определяет её ценность. Поэтому городская, гражданская креативность и поставлена мной в центр рассмотрения в этой книге.

Креативность сама по себе не всегда служит гарантией успеха. Чтобы креативная идея прошла проверку реальностью, творческие качества человека должны сочетаться с иными.

Здесь необходима комбинация таких видов деятельности как тестирование, мониторинг, менеджмент и навыки внедрения. Примеры прекрасных, но не реализованных идей и намерений демонстрируют опасность сведения творческого подхода лишь к стадии разработки идеи.

Креативность должна сопровождать развитие инициативы с момента её интуитивного зарождения, через консолидацию ресурсов, внедрение и распространение продукта — и вплоть до оценки результатов. И … мир не делится на творцов и унылых исполнителей.

В качестве эксперта я нередко предлагал креативные идеи, но если в городе не было людей, способных подхватить эти идеи, они так и оставались под спудом. Реальный успех возникал лишь в случае, если находились люди, способные связать развитие культурных индустрий с созданием новых рабочих мест и с пространственной реорганизацией, как это было в Глазго, Мантуе и Барселоне.

Креативность может иметь разный градус и различную направленность. Вы не сможете устроить творческую встречу или творческую организацию, если у вас нет творческих людей.

\041\

Нобходимые качества и условия развития для них примерно одни и те же. Эти качества включают навыки общения, дипломатичность, способность слушать, работать в команде, строить и использовать различные сети.

В не сможете создать креативную среду без креативных организаций, ибо это - условие взаимодействия креативных людей и процессов, идей и продуктов. Создание инновационной среды есть главная задача креативного города.

Чем больше я старался определить креативность, тем дальше она от меня ускользала. Каждое умозаключение приходилось сопровождать оговорками.

Так, креативность и инновации очевидно переплетаются. Вначале создают идеи, из которых многие лишены практического смысла, но некоторые формируют базис, с которым можно дальше работать.

Креативность, стало быть, - предпосылка для инноваций. Инновация есть реализация на практике новой идеи, обыкновенно полученной при помощи креативного мышления. Инновация должна доказать свое право на существование.

Креативность включает в себя дивергентное мышление, инновация, напротив, предполагает конвергентный, критический и синтетический подход, и каждый проект колеблется между этими двумя видами мышления.

И инновации, и креативность сильнейшим образом зависят от контекста обстоятельств. Например, в определенный момент идея возрождения городов через развитие культурных индустрии была креативна для Сплита в Хорватии или Бургаса в Болгарии, в то время какдля Шеффилда или Мельбурна она была уже общим местом.

То, что креативно для государственного сектора (например, совместная работа в проектном режиме организаций разного административного подчинения и профиля), является нормой жизни для большинства частных компаний и художественных организаний.

\042\

Возможна и обратная ситуация. Например, я с интересом наблюдал, как государственный сектор легко справляется с задачей трудоустройства этнических меньшинств, тогда как частные компании считают это трудным делом,

Существует обширная литература о креативности, однако найдётся не так уж много работ, посвященных урбанистическим её аспектам. Не много внимания уделено креативности в работах, посвященных другим проблемам урбанистики (экономическому развитию, социальным проблемам, образованию, городскому управлению и т. д.), хотя во всех этих вопросах креативное мышление и креативные решения играют огромную роль.

Достаточно вспомнить недавние нововведения - новые формы отчетности, новые методы развития способностей в сфере искусств, или же программы микрозаймов, разработанные на основе идей банка Grameen1.

В то время как города пытались бороться с недостатками жестких структур управления, которые сдерживали развитие инновационно-ориентированной экономики, бизнес всё больше интересовался креативностью. Деловые люди, вдохновленные идеей обучаемой организации, увидели в креативности новую форму капитала.

Существуют различные формы креативности для организаций разных типов и профилей. Например, для фирмы, работающей в сфере пищевой промышленности, идея экологического или социального аудита продукции может быть очень существенной инновацией.

А для государственной организации важным креативным решением было бы создание партнерства с частным сектором по предоставлению той или иной услуги. Для некоммерческой же организации инновацией стало бы создание коммерческого крыла, прибыль от деятельности которого можно реинвестировать в дело социального развития.

Но если для обновления сложного городского организма нужно множество видов креативности, то и критериев успеха гоже много.

1 Грамеен банк (Grameen Bunk) — банк, разработавший систему выдачи микро-кредитов населению и малым предпринимателям на территории Бангладеш. Самим банком уже выдано более 2 миллионов кредитов, а система микрокредитования, известная ниц именем "Grameen". была заимствована многими лругими банками по всему миру и считается одним из лучших решений в борьбе с бедностью.

\043\

Для муниципальных структур критерием может служить снижение загрязнения окружающей среды, а для частного сектора — рост сегмента рынка. Отсутствие дебатов на эту тему свидетельствует о том, что креативность в общественном, муниципальном и государственном устройстве ещё очень слабо исследована. Некоторые важнейшие вопросы едва упомянуты в литературе.

Социальную креативность не учитывают, недооценивают и не считают инновацией. Но ведь новые социальные институты не менее важны, чем новые продукты и технологии.

То же можно сказать и про политическую, экологическую и культурную креативность. Наступает время инвестировать не только в технологии, но и в новые образ жизни, системы организации и коммуникации. Если мы этого не сделаем, мы столкнемся с реалиями глобализованного мира, не имея инструментов, позволяющих в нём ориентироваться.

Задача выявления новых форм креативности осложняется тем, что само понятие используют слишком широко и часто применяют к вещам, не имеющим к креативности отношения. Две темы, связанные с городской креативностью, выходят на передний план: окружающая среда и культура. Я серьезно занимался обеими темами.

Изучение креативных мест

В ходе исследования европейских городов, которое мы предприняли с Питером Холлом, я обнаружил, что в некоторых из них люди активно сосредоточены на экологических проблемах.

Существуют кластеры городов, предлагающих инновационные решения проблем развития транспорта (Карлсруэ - Фрайбург - Мюлуз - Базель — Цюрих и Болонья — Перуджа — Орвиего — Снолето) или проблем энергетики (Саарбрюкен - Цюрих - Вена).

\044\

Полет фантазии и смелость: реорганизация городской администрации Тилбурга (Нидерланды)

Тилбург - седьмой по величине город Голландии. В нём проживает 165 тысяч человек. Город выбрал для себя новую форму организации городской администрации, которая стала известна под именем "Тилбургской модели" (Tilburg Model). Город рассматривается как "холдинговая компания" с различными подразделениями, включающими структуру общественного аудита. Внедрение модели привело к снижению издержек городского хозяйства. Новая система организации напоминает устройство частной компании.

Подразделения городской администрации работают как коммерческие центры, производящие городские услуги и "продукты". Политическая надстройка (городской совет) занимается оценкой этих услуг, разрабатывая соответствующие стандарты.

Муниципальная служба (городская администрация) ответственна за производство этих продуктов сминимизацией издержек согласно индикаторам, задаваемым политической системой.

Городской совет не занимается тем, как должны быть произведены и предоставлены продукты - за это отвечает администрация. Департаменты сообщают членам совета о ходе работ посредством совершенно прозрачной информационной системы.

Основа деятельности этого механизма - план городского управления. В нём установлен баланс между техническими и финансовыми возможностями города, с одной стороны, и потребностями его жителей, с другой. Такой баланс достигается в результате консультаций с жителями города, чей вклад ложится в основу плана.

Основная концепция этой системы планирования заключена в достижении взаимного согласия по поводу стандартов качества. Большая часть городских служб теперь нуждаются лишь во внимательной технической поддержке, их функции уже не дебатируются.

\045\

Городской план реализуют посредством ежегодной городской программы, которая распределяет управленческие задачи для разных частей города и готовит "черновой вариант" распределения бюджетных средств. Весной каждого года, после необходимых консультаций и поправок, программу принимют как часть городского бюджета. Результаты предыдущего года также подвергают аудиту.

Внедрение этой модели дало поразительные результаты; начиная с 1988 года у Тилбурга каждый год оставались деньги в казне. Этот остаток инвестировали в развитие города, например, в софинансирование строительства футбольного стадиона и концертного зала. Городу удалось снизить и стоимость жизни в целом: ранее седьмой в списке самых дорогих городов Нидерландов, теперь он лишь тридцатый.

Начальная стадия.

В чём была задача и первопричина инновации?

На решение какой проблемы она была направлена?

В чем суть проблемы и каков ее масштаб?

Каким образом появилась инновация, в чем заключается её концепция?

Что сделало возможным эту инновацию?

Кто был включен в процесс на начальной стадии, какие интересы и властные интриги повлияли на ход событий?

Кто платил за это?

Как решали эти проблемы прежде?

\297\

таблица 8.4 / оценка эффективности

Пример Время и место
Смена парадигм Объединенная экономическая и социальная отчетность 1980-е
Нарядит- мальный сдвиг Эталоны достижений Компания Xerox, 1975
Инновация Оценка влияния на сообщество Социальный учет     Городские стратегии "Эталоны Орегона"1 утверждены законодательно Натаниэль Личфидд, Движение за социальный аудит, 1976 США, начало 1980-х Орегон, 1989
Лучшая практика Движение за новые индикаторы ISEW, Стокгольм и Фонд новой экономики, 1980-е и далее
Хорошая практика Ежегодные городские отчеты Общественный мониторинг Начало 1990-х Начало 1990-х
Плохая практика Отсутствие "обратной связи" со стороны Общества

Горизонтальная диффузия.

Насколько широко инновация распространилась географически?

По всему городу?

Каким образом?

Благодаря расширению пилотных проектов?

Была ли она доведена до уровня утвержденной политики, и если нет, то почему?

Распространилась ли она за счет увеличения масштабов исходного проекта или благодаря копированию?

Каково ее воздействие в новых местах, нуждается ли она в специальной адаптации?

Если да, то почему?

Каким образом были организованы продвижение и маркетинг инновации?

Вертикальная диффузия.

Повлияла ли инновация на политический уровень?

Распространилась ли она через промежуточные структуры до самого сердца организации?

На каком уровне - района, города, региона, страны?

Подвергалась ли инновация изменениям, став частью политики?

Что было привнесено нового, и что отринуто?

Почему?

Усилило это её или ослабило?

Каков был эффект её воздействия после того, как она была тиражирована?

Каким образом это было профинансировано?

Из какого бюджета?

5. Переосмысление проблемы. Инновации второго цикла.

Изменилась ли природа инновации, ее цели и задачи, по мере прохождения через цикл городской креативности?

Была ли в этом процессе решена исходная проблема или она изменилась?

Привело ли внедрение инновации к возникновению цепочки вспомогательных инноваций?

Привела ли инновация к кардинальному изменению в понимании проблемы или она лишь оказала воздействие на проблему, как ее понимали и раньше?

Пятиступенчатая схема анализа стадий инновационного процесса взята мною из книги Хопкинса (Hopkins, 1994), однако формулировки вопросов приводятся в переработанном мною виде.

Проблемы и следствия

Нужные навыки в нужное время

Разные стадии инновационного процесса требуют от творческой личности различных качеств, которые редко сочетаются в одном человеке.

\299\

Трудно одновременно быть инициатором и уметь закрепить успех, а затем действовать в рамках устоявшейся рутины. Наступает момент, когда нужно сменить команду в связи со сменой задач, однако этот момент трудно определить и еще труднее осуществить "смену караула".

Если на начальном этапе значение имеет предприимчивость, то на стадии консолидации на передний план выходят фандрейзинговые навыки и умение довести дело до конца, используя законодательные рычаги давления.

В отличие от креативных идей, инновации связаны не с отдельной личностью, а с деятельностью организаций, где эти качества распределены между членами команды. Каждая фаза имеет свои организационные особенности. Похожие проблемы возникают и в случае тиражирования идей.

Какие организационные структуры способны генерировать энтузиазм для поддержания непрерывного инновационного процесса?

Обычно формируют гибкие непостоянные команды, построенные вокруг небольшого организационного ядра. Талант здесь используют "в необходимом количестве", и состав команды меняется в зависимости от задач.

Ключ к успеху - умение оценить, какие инновации требуются в каждый момент времени. Например, в Хельсинки самое время сделать бюрократические структуры более открытыми. На более позднем этапе потребуется закрепить достигнутое, всё критически оценить, обдумать и определить направления дальнейшего движения.

\300\

Проблема в том, что те, кто находится у власти, сами пришли к ней на предыдущей волне общественных требований, однако укоренились, а для следующей стадии развития требуются совсем иные личные качества. Вдобавок, циклы обновления властных структур традиционно более медленные, основаны на непреходящих правилах.

Доверяйте радикалам

Роль активистов в развитии инноваций, особенно в менее технических сферах, недооценивают. Социальные активисты всегда были на переднем крае городских инноваций. Они хорошо представляют себе реальные проблемы, так как обычно живут в самых проблемных районах (см.: Hall and Landry, 1997).

Большая часть идей, вошедших сегодня в обиход организаций, были первоначально предложены радикалами.

Так что те, кто придерживается умеренных взглядов, должны взять за правило прислушиваться к людям с более радикальными убеждениями. Исторически роль радикалов прослеживается даже в формировании механизмов консультаций, которые ныне являются общепринятыми.

Роль групп аутсайдеров и альтернативных движений хорошо показана в книге Арта Кляйнера "Век еретиков" (1996). Даже инновационные структуры в корпорациях уходят корнями в деятельность послевоенных интеллектуальных движений.

Их еретические идеалы уже стали частью истеблишмента и были приняты на вооружение государственными организациями по всему миру.

\301\

Движение от периферии к центру

Слабость альтернативных структур в том, что у них не хватает ресурсов для внедрения своих идей. Инновации, которые они предлагают, часто направлены на устранение лишь симптома большой проблемы.

Порой корень такой проблемы — в консерватизме властных структур. Выход - творческое расширение проблемного поля. Например, проблема граффити может быть лишь отражением иной проблемы, лежащей в другой области.

Поэтому проект, реализованный в Дортмунде и Шарнхорсте, привлек художников, рисовавших граффити, к работе по очистке города от их рисунков, решая так проблему безработицы. Следующим шагом стало привлечение этих людей к созданию фирмы по переработке отходов. Так проект решил сразу несколько проблем.

Очень важно завоевать доверие со стороны официальных структур, однако в какой-то момент уместны и акции протеста, "конструктивные дебаты", создание независимого альтернативного проекта.

Конечной целью может быть получение политического признания. Тогда появляется возможность развивать идеи, в том числе инновационные, пользуясь политической поддержкой, действуя изнутри официальных структур.

Расширение масштаба и тиражирование.На каждой стадии инновационного процесса свои трудности. На начальном этапе это может быть недостаток веры в успех. На стадии внедрения многое зависит от институциональной поддержки и финансирования. Переход от первых успехов к широкому внедрению инновации изобилует трудностями. Здесь придется сделать не один сложный выбор.

Должна ли инновационная идея пронизывать насквозь всю будущую разветвленную структуру?

Или надо сохранить её как отдельный бренд, скажем, путем создания специального агентства?

Должна ли организация, породившая эту идею, развивать ее дальше или для этого нужна новая организация?

\302\

Проблема в том, что реализация внедрения может ослабить инновационные способности организации. Ведь исходно навыки организации были ориентированы на генерирование инноваций, а не на внедрение.

Когда идеи стали общепринятыми, важна иная организационная динамика, однако многие верят, что продолжение работы с устоявшимися процедурами дает наибольший эффект.

"Инновации, требующие изменения законодательства, внедрить крайне сложно, поскольку слишком много точек принятия решений, слишком много инстанций, на которых идея может быть отклонена. Гораздо эффективнее встроить реформу в рамки бюрократических процедур и таким образом получить поддержку от нижестоящих бюрократов" (Weatherley and Lipsky, 1977).

Опасно надеяться, что законодательство окажется податливым к необходимой трансформации. В то же время, в период смены парадигм каждый элемент структуры должен быть подвергнут переосмыслению, включая и законодательство. Поворотный моментом - включение креативных идей в русло текущей политики и получение согласия на тиражирование проекта.

Став частью политики, инновации могут привлечь гораздо больше ресурсов. Пример - такие программы, как стимулирование экономии электроэнергии в жилом секторе.

Для осуществления модели креативного города значение имеет еще один аспект законодательства - наличие ключевых законов, регулирующих права на интеллектуальную собственность (игра по твердо установленным правилам).

Кроме того, необходимо адаптировать или интерпретировать уже существующие неспецифические законы, например, касающиеся финансовых вопросов, так чтобы они способствовали инновационной деятельности.

\303\

Влияние радикалов на формирование концепции достойнорго развития

Роль радикалов хорошо прослеживается в истории принятия обществом понятия "достойного развития". Это понятие вошло в политическую повестку благодаря многолетнему интенсивному лоббированию таких деятелей, как Рэйчел Карсон, автор книги "Молчаливая весна", а затем и организованных групп вроде Greenpeace и "Друзья планеты"1.

"Пределы роста" - первый доклад Римского клуба вызвал дискуссию в мире большой политики.

Последний доклад Римского клуба "Четвертый фактор - как удвоить богатство, уменьшив использование ресурсов вдвое" произвел похожий эффект.

Такие инициативы, как переработка отходов, совместное использование автомобилей, социальный аудит, переоборудование промышленных зданий для альтернативных целей или инновационные методы борьбы с безработицей были инициированы группами влияния, организациями гражданского общества и даже группами, которые действовали вразрез с законом, например, скваттерами, осуществлявшими захват заброшенных зданий. Фактически именно скваттеры создали многие инновации, которые сейчас признаны важными элементами достойного развития.

1 "Гринпис" (Greenpeace — зеленый мир) — независимая международная общественная организация. Она ставит целью сохранение окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний и радиационной угрозыв защиту животного мира и др. "Друзья Планеты" (Friends of the Earth International) — федерация независимых экологических организаций, которые проводят по всему миру кампании, направленные на решение насущных экологических и социальных проблем, а также пропагандируют идею достойного развития сообществ. "Гринпис" и "Друзья Планеты" воздействуют на общественное мнение через печать, просветительские учреждения, проводят ненасильственные акции протеста, добиваясь от промышленных компаний, правительств и международных организаций решений по конкретным экологическим и социальным проблемам.

\304\

Бесполезные здания и другие городские пространства, обреченные на деградацию, были возрождены силами независимых групп, которые таким образом открыли для себя новые возможности, а также спасли многих от судьбы бездомных. Скваттеры изобрели новые способы использования зданий, например, соединение рабочего, жилого и выставочного пространства. Они часто предоставляли дополнительные услуги, например, открывали кафе и рестораны, которые, благодаря созданной в них необычной атмосфере, стали привлекательны и для истеблишмента.

Группы влияния смогли продвинуть в сферу городской политики важнейшие вопросы - такие как экологичный образ жизни, социальное жильё, альтернативные финансовые механизмы или концепции переработки отходов. В результате инновации были признаны, узаконены и получили широкое распространение.

Инновации эффективны, когда они получают распространение. По большей же части, инновации имеют локальный характер и остаются безвестными из-за бюрократических проволочек.

Источник: Hopkins, 1994

В целом, должна быть создана своего рода пирамида регуляторов, различающихся по законодательной силе. На вершине - общие конституционные положения, легитимизирующие креативность, ниже - специфические законы, связанные с установлением системы государственных субсидий для инноваций, а в основании —инструкции, руководящие принципы, политические стратегии и программы, с помощью которых город, регион или страна в целом формируют конкретную политику и добиваются достойных результатов.

\305\

Городские исследования и разработки

Многое зависит от названия. Называя нашу область деятельности "городскими исследованиями и разработками" (Urban R&D), мы обеспечиваем ей доверие и легитимность.

Такое название создает символический резонанс. "Городские исследования и разработки" — это не только область пилотных или пионерных проектов. Это название подчеркивает важность инновационных проектов не как разовых мероприятий, но как части подхода к продолжающемуся (перманентному) экспериментированию.

Оно предполагает наличие у города связей с движениями, которые проводят и продвигают урбанистические эксперименты, осваивают образцы лучшей практики и создают соответствующие базы данных. Иначе говоря, здесь должен быть создан постоянный процесс поощрения новых практик.

Бюджеты и департаменты городских исследований и разработок

Когда в администрации появляется департамент "городских исследований и разработок" или "исследований городского рынка", это полностью изменяет её организационную культуру. Выделяя бюджетные средства на экспериментирование, мы легитимизируем изобретательскую деятельность.

Это может быть отдельный бюджет под названием, например, "фонд креативности и инноваций", или строка в бюджете.

Пусть это будет лишь один процент бюджета, но сам факт внимания к этому вопросу вводит его в городскую повестку и требует политической воли. Такое решение позволит избежать ситуаций, когда перегруженные работой менеджеры заявляют:

\306\

"Я слишком занят, чтобы думать о стратегии", хотя совершенно ясно, что они слишком заняты именно потому, что не думают о стратегии.   !!!

{V: Кто не думает о стратегии, тот не думает вообще!}

Концепция исследований прочно вошла в практику промышленных компаний, которые без неё просто не выжили. В каждой транснациональной корпорации (ТНК) есть департамент исследований и разработок.

Если бы его не было, все бы считали, что ТНК безответственна, что она отказывается реагировать на всегдашние проблемы, не заботится о следующем поколении работников, о развитии продуктов и услуг и о сохранении активов.

Это верно и по отношению к городам. Они устроены даже сложнее, чем любая ТНК, ибо обладают организационными структурами с более разнообразными целями и задачами и должны управлять ресурсами, неся ответственность как перед группами интересов, так и перед горожанами.

Они конкурируют с другими городами и это заставляет их изменяться, хотя часто перемены продиктованы и внутренними причинами. Повышение качества жизни привлекает приезжих, в частности, потенциальных инвесторов, и уменьшает издержки на содержание города.

Так уменьшение количества граффити, снижение уровня преступности и вандализма ведёт к снижению издержек, — также как и увеличение числа уверенных в себе граждан. Если город может добиться большего, используя меньше ресурсов, то он может больше предложить своим жителям.

Можно услышать, что «в городе уже есть департамент "исследований и разработок", просто он называется департамент "экономического развития"». Однако это отнюдь не одно и то же.

Такие департаменты работают как перископ, рассматривая пейзаж, прощупывая возможности и угрозы. Они не есть механизм генерирования креативных идей и не занимаются внедрением инноваций. Департаменты экономического развития погрязли в показателях, хотя и могли бы (лишь в ограниченной сфере) способствовать развитию инновационной деятельности (которая обычно далека от социальных инноваций).

\307\

Возникновение лучшей практики и сравнительной оценки

Концепция лучшей практики. Она стала популярной как средство развития "культуры качества городов" (Badshah, 1996). Интерес к образцам лучшей практики развивался по-разному в частном бизнесе и в государственной сфере.

Метод эталонной оценки уходит корнями в движение стратегического планирования, начавшееся в 1960-е, как один из многих популярных инструментов стратегического планирования.

Эталонная оценка обогатила стратегическое планирование и связала его с понятием лучшей практики. Определение этого метода звучит так: "поиск образцов лучшей практики, которые ведут к высочайшей производительности".

Первой компанией, которая воспользовалась эталонной оценкой в конце 1970-х, была корпорация Xerox, и эта инновация привела к существенному росту оборота компании.

Эталонная оценка — это непрерывный процесс оценки услуг, продуктов и рабочих процессов организаций, которые признаны образцами лучшей практики и могут быть направлены направленный на улучшение деятельности собственной организации.

Эталонная оценка принимает различные формы:

Кооперация. Город может наладить связи с другим городом, который представляет образец лучшей практики, и попытаться чему-то у него научиться.

Конкуренция. Город оценивает то, что делает конкурент. Цель в том, чтобы понять практики конкурирующего города и разработать более развитое понимание собственных практик, не делясь этим знанием с конкурентом.

Сотрудничество. Город делает попытку обмена знаниями с другим городом путем активного совместного обучения.

Внутренняя оценка. Выявления лучших практик внутри собственной структуры и массированное распространения этого опыта1

1 Эти положения взяты с некоторыми изменениями из книги: Spendolini, 1992.

\308\

По ту сторону образцов лучшей практики

Городские пилотные проекты — источник жизненных сил для города. Оценка того, когда инициировать пилотные проекты, зависит от анализа ситуации. Чтобы понять, где и когда следует экспериментировать, надо правильно оценить состояние дел.

Если эталонная оценка показывает, что город работает производительней, в сравнении с конкурентами, то можно не предпринимать специальные действия. Как бы то ни было, но для успешного развития город должен проводить собственные эксперименты в сферах, где наметились проблемы.

В противном случае мы не сможем знать, что работает, а что — не работает, и вернемся к старым решениям давно прошедшей эпохи.

Город не в состоянии вести все эксперименты самостоятельно, ему нужно иметь обзор лучших и худших практик, в котором непрерывно собирают идеи отовсюду. Их и подвергают оценке с точки зрения применимости в условиях данного города.

Путем тесного контакта с образцами лучшей практики, - и только так, - город может совершенствовать процесс эталонной оценки, поддерживать свои конкурентные преимущества и быть обучающимся городом. Но знание о лучшей практике — лишь начало, ибо креативный город стремится превзойти другие города и развивать собственную передовую практику.

Обеспечивая контакт с образцами лучшей практики опытным путём и посредством баз данных, сравнительная оценка позволяет властям сократить процесс обучения, снизить расходы на исследования, сэкономить на стоимости экспериментов, установить контакты с лидерами в этой области.

\309\

Чтобы опережать лучшие образцы, необходимо придерживаться опережающего подхода к сбору информации.

Такой подход позволяет тестировать и подвергать мониторингу весь заимствованный опыт; является непрерывным и согласованным, так как хорошая информация — это тоже конкурентное преимущество, - и немалое.

Это хорошо понимают в большинстве частных компаний, которые постоянно занимаются «раздеванием» и анализом конкурентов. Гораздо реже, к сожалению, это встречается среди городских властей.

Институциональной основой такой деятельности в городе может стать «Бюро по изучению лучших практик», созданное в рамках муниципальных структур или за их пределами. Если дать ему подходящий статус, например, наделив полномочиями "совета по стратегии", оно может стать важным фактором, позволяющим поддерживать, расширять и усиливать культуру креативности и инновации.

Очень важно критически оценивать образцы лучшей практики, изучая их возможности применения в своей городской среде. Так формируется понимание, что "лучшая" практика это "хороший проект, который был успешно осуществлен где-то в другом месте и может быть повторен в нашем городе".

Иначе говоря, лучшая практика связана не с рейтингом, а с самообучением. Это рефлексивный процесс, который позволяет непрерывно учиться.

Анализируя хорошую практику, важно учесть, как она появилась, каковы были условия и факторы успеха и неудач, как осуществлялось финансирование, как были организованы менеджмент и тиражирование этого проекта.

Во многих городах считают, что проводят-таки мониторинг, однако он не принимает форму открытого институционального механизма, который выявляет примеры лучшей практики и оглашает возможность воспроизвести их в своём городе. Если бы такой механизм существовал, то возник бы общественный диалог о будущем города.

Примеры лучшей практики собирают под определенный проект, если в этом возникает потребность. Исключением - новозеландский город Крайстчерч, получивший приз Бертельсмана за лучшую инновацию в области городского управления. Здесь исследуют идеи из разных стран, чтобы оценить возможность их применения в Крайстчерче. В конце 1990-х поиск образцов лучшей практики, здесь был направлен на выявление новых индикаторов эффективности и новых схем реорганизации структур местной администрации.

\310\

«Городское бюро по изучению лучших практик» должно действовать на опережение, устанавливая контакты с существующими сетями, выявляя и отслеживая интересные примеры, сведения о которых можно почерпнуть из общения или из опубликованных материалов.

Критерии отбора примеров должны соответствовать приоритетам города. Благодаря привлечению внимания к примерам, у бюро появляется возможность привлечь партнеров из государственного и частного секторов к реализации тех или иных проектов.

Такое бюро может налаживать полезные связи и добиваться объединения усилий иногородних партнёров. Оно может стать и признанным лидером процесса городского развития.

Со временем бюро может т приспособить систему сбора информации под местные нужды. Может быть создано и открытое информационное бюро и веб-сайт лучшей практики, которые будут способствовать обсуждению этих вопросов среди горожан.

Ряд организаций по всему миру собирают информацию о лучших практиках. Их деятельность иллюстрирует происходящий сегодня переход от обсуждения проблем к выявлению и распространению возможностей.

Они перечислены в библиографии в конце этой книги.

Экспериментальные зоны и программы

Обычно города экспериментируют в отдельных областях (жилищном хозяйстве, социальном обеспечении), однако насущные проблемы городов имеют гораздо большее множество измерений. Здесь необходим комплексный подход.

{V: Вся кажущаяся «комплексность» этого подхода развеется как дым, если: А. Составить городской классификатор потребностей населения. Б. Официально регистрировать проблемы, как нарушения нормального удовлетвор

Наши рекомендации