Роль меценатства в развитии культуры
Меценатство как явление и вид благотворительности в области культуры появляется в России довольно поздно, - по мере того, как поддержание культуры становится не только делом государства и церкви, но и частных лиц. Главным условием меценатства в России можно считать способность и стремление частных лиц поддерживать творцов и деятелей культуры. Для этого требуются не только средства, но и желание потратить их на культуру. Желание же такое может возникнуть только при условии соответствующего воспитания, которое формирует у человека вкус и тягу к культурным ценностям. До тех пор, пока дело русской культуры было сосредоточено преимущественно в руках церкви и отчасти государства, ее финансирование также шло через церковь и государство (вернее, государей). Наверное, именно поэтому древняя русская история донесла до нас главным образом свидетельства именно благотворительности, а не меценатства. Лишь по мере того, как в стране к культуре просыпается не только государственный или церковный, но также общественный и частный интерес, начинается и собственно меценатство.
В качестве одного из первых примеров не только благотворительной, но и подлинно меценатской деятельности на Руси можно привести уже упоминавшееся создание в XVII в. боярином Ф.М. Ртищевым частной школы. История этого деяния весьма красноречива. В 1648-1649 гг. царский любимец Ф.М. Ртищев сначала создает на свои средства недалеко от Москвы (близ Воробьевых гор) новый Андреевский монастырь, а потом при нем школу для вольнослушателей, в которой сам он становится одним из первых учеников. По тем временам эта школа давала новые для православной Руси «латинские» знания, так как в ней преподавали монахи-выходцы из Малороссии. Учащиеся при желании могли научиться не только «грамматике словенской и греческой». Но дойти «даже до риторики и философии»99, давно уже ставших широким достоянием западноевропейской духовной культуры, без восторга и даже весьма подозрительно воспринимавшейся православным миром.
Дело это было для Руси новое, и оно могло состояться только при частной инициативе и поддержке. Однако последствия его были очень значимыми для всего русского общества и его образования.
Это примечательный, но эпизодический случай меценатства в России. Более систематическим оно становится в XVIII в., когда в русском обществе формируется устойчивый интерес к светской культуре. Формируется он в дворянской среде, а потому у истоков русского меценатства первоначально, в отличие от благотворительности вообще, оказывается не православный люд во всей его полноте, а именно дворянство.
История российского меценатства знала два наиболее значительных этапа (взлета) на своем пути. Первый был связан с расцветом дворянского просветительства, коллекционирования и собирательства. Вершина его приходится на период второй половины XVIII - первой половины XIX в., т. е. на время правления Екатерины II и Александра I, и связана с именами И.И. Шувалова, П.Б. и Н.П. Шереметьевых, А.С. и С.Г. Строгановых, П.А., Н.Н. и П.Г. Демидовых, Н.П. Румянцева, А.И. Мусина-Пушкина, С.С. Уварова и других покровителей просвещения, Литературы, науки и искусства
Второй, более значительный по своим масштабам и широте, подъем меценатской деятельности в России связан главным образом с купеческим меценатством в конце XIX - начале XX в. Заметное место здесь принадлежит купеческому меценатству, внесшему значительный вклад в развитие русской культуры. Современники называли это «медичевским» периодом в истории отечественной культуры за небывалый размах меценатской деятельности представителей российского предпринимательства. Имена «Московских Медичи» - П.М. Третьякова, К.Т. Солдатенкова, П.И. Щукина, С.И. Мамонтова, Л.А. Бахрушина, С.Т. Морозова - были у всех на устах. Но это стало и временем удивительного по мощи ренессанса отечественного искусства, в чем-то созвучное эпохе итальянского Возрождения по духовному и эстетическому взлету. Многие воспоминания и документы тех лет раскрывают глубинную внутреннюю взаимосвязь, существовавшую и все более укреплявшуюся, между двумя деятельными творческими силами русского общества, нуждавшимися друг в друге — цивилизованной частью предпринимателей и творческой интеллигенцией.
Вместе с тем в этот период продолжалась традиция и дворянского меценатства, которое, по мере концентрации капиталов в купеческой и предпринимательской среде, отнюдь не исчезло. Это меценатство также дало немало значительных имен, таких как княгиня М.Н. Тенищева, князь С. А. Щербатов, графиня J .В. Панина и др. (не говоря уже о многих малоизвестных представителях дворянской интеллигенции в провинции, которые на собственные средства основывали и содержали библиотеки, школы, театры и т.п.).
Как уже отмечалось, в древности традиции благотворительности были присущи всему русскому народу, представителям всех его сословий. Однако масштабная благотворительность была свойственна преимущественно состоятельному дворянскому сословию. Что же касается меценатства, т.е. целенаправленной поддержки развития культуры, образования и искусства, то у его истоков оказывается, прежде всего, дворянство, как сословие, обязанное государством к светскому образованию и просвещению. Поэтому роль дворянства в меценатстве, которое становится особенно заметным и значащим в России, начиная с середины XV1II в., была преимущественной. Как отмечает С. Новикова, в то время меценатство являлось дворянской привилегией. Им увлекались скорее ради эстетического наслаждения, но к утонченному милосердию через него вовсе не стремились»100.
Русское дворянство включилось в меценатскую деятельность благодаря петровским реформам, которые способствовали началу и распространению масштабного и планомерного светского просвещения, новых для России форм служения царю и отечеству, а также светской коммуникации, потребовавшей овладения нетрадиционными для прежней русской жизни вариантами дворянского и межсословного общения.
Еще со времен Петра I всякая общественная деятельность, начиная со службы в городских и земских учреждениях вплоть до организации и попечительства школ, приютов, музеев и т.п., считалась «государственным делом» и активно поощрялась правительством чинами и иными отличиями. Чиновничье-бюрократический строй был основой Российской империи. «Ловля чинов» считалась обычным делом в дворянской среде. Даже представителям иных сословий чины и ордена открывали путь в привилегированное дворянское сословие. «Нужно было только «попасть» на государственную службу, а там все шло само собой. И в этой служебной рутине не было разницы ни между купцами, ни между разночинцами, ни между людьми духовного звания»101.
Поэтому у представителей всех российских сословий был достаточно веский стимул стремиться на государственную службу и продвигаться по служебной лестнице чинов. Этому порядку вещей подчинялась даже благотворительная деятельность, которая открывала дворянину и особенно богатому купечеству возможность повышения своего социального статуса за счет облагораживания своего рода чинами. Чины определяли социальный статус, а также давали право на почетное гражданство, личное и потомственное дворянство. Почетные звания «коммерции советник» и «мануфактур советник» присуждались не только за отличия в торговле и промышленности, но и за благотворительную деятельность. Это повышало вес в предпринимательской среде, придавало респектабельность. Тем самым государство путем различных стимулов стремилось создавать общественные институты, развивать общественную деятельность, сводя до минимума государственное финансирование в этой области.
При существовавшей системе поощрений можно было получить орден, генеральский чин и потомственное дворянство, пожертвовав свои коллекции государственному музею или Академии наук. Примером здесь могут служить А. А. Бахрушин, получивший чин действительного статского советника за переделку и реконструкцию музея Академии наук102, П.И. Щукин, удостоившийся той же чести за передачу коллекции документов и предметов старины Историческому музею103.
Дворянство занималось меценатством не столько ради чинов, сколько в угоду российским государям, ратовавшим за просвещение страны, и моде. Шереметьевские театры и усадьба-музей, Румянцевская библиотека, Уваровская обсерватория и археологические экспедиции, Строгановские картинные галереи и рисовальная школа - все это яркие страницы дворянского национального сознания, дворянского меценатства, оставившие неизгладимый след в русской культуре. В городских дворцах и загородных родовых усадьбах на протяжении нескольких поколений собирались живописные полотна, скульптуры, музыкальные инструменты, оружие, высокохудожественные предметы декоративно-прикладного искусства, формировались обширные библиотеки. Коллекции Шереметьевых, Барятинских, Юсуповых, Мещерских, Тенишевых и других дворянских родов насчитывали огромное количество предметов материальной и духовной культуры104.
Однако дворянское меценатство было делом крайне элитным, немассовым, как, впрочем, и дворянская культура в целом. Дворянские усадьбы становились очагами европейски ориентированной культуры и просвещения, средоточием коллекций произведений искусства, мастерства и быта, литературы и т.д. Однако семейные и родовые коллекции дворянства были, как правило, недоступны широкой публике. Очень редкие люди из среды дворянства смогли подняться до уровня подлинного, социально значимого меценатства.
Особое место в этом списке занимает Иван Иванович Шувалов, которого с полным правом можно назвать первым русским меценатом»105.
И.И. Шувалов известен как фаворит императрицы Елизаветы Петровны, первый министр народного просвещения, проводник идей М.В. Ломоносова, куратор Московского Университета, первый президент Российской Академии наук, куратор Сухопутного шляхетского корпуса и руководимого Сумароковым театра. И.И. Шувалов - дворянин и царедворец, однако личность для своей среды нетипичная.
Характер И. Шувалова сложился в послепетровское время, но в среде, которую обычно называют допетровской стариной. «Он вынес из родительского дома безусловную покорность уставам церкви, благоразумное, не похожее на раболепство, уважение к власти, горячую любовь к Родине и то желание быть ей полезным, которое увековечило его имя в истории. Видимо, по этим причинам европейское образование, усвоенное им впоследствии, принесло такие блестящие плоды»106.
Правда, современным исследователям жизни и деятельности И.И. Шувалова неизвестен объем и уровень полученного им образования. Скорее всего, первоначально он не был особенно высоким. Однако Шувалов, как и многие государственные деятели того времени, живо чувствовал необходимость образования и на всем протяжении своей жизни всячески старался его пополнять.
Такое уважительное отношение к образованию постепенно принимает форму бескорыстного покровительства, которое он оказывал наукам и просвещению вообще. В этом, пожалуй, и состоит главная заслуга И.И. Шувалова перед потомством. «Он не только радовался новым приобретениям науки и русского слова, но внимательно следил за трудами Ломоносова, подробно в них вникал, поощрял к дальнейшей работе, оказывал всяческую помощь, постоянно ободряя, поддерживая и, в то же время, требуя отчета»107.
И.И. Шувалов - зачинатель систематического образования в России. Из его бесед с М.В. Ломоносовым о распространении образования в России родился проект создания в центре государства Московского университета и двух гимназий для подготовки юношества к поступлению в университет. В целях распространения знаний И.И. Шувалов учредил университетскую типографию.
В 1757 г. И.И. Шувалов разработал проект и добился согласия Сената на создание «трех знатнейших художеств Академии» - Российской Академии художеств. Цель создания этого учебного заведения - слава, которую Академия должна была принести России в Европе, и экономия, ибо до тех пор в Россию приглашались дорогостоящие художники и мастера из Европы, Однако «главная заслуга Шувалова перед российской культурой в том и состоит, что он первым заговорил о необходимости создания самостоятельной академии, способной решать задачи профессионального обучения на уровне лучших академий Европы»'08.
Проявил себя И.И. Шувалов также как собиратель и коллекционер. В его личном собрании находились сотни картин и скульптур западноевропейского и античного искусства. Среди них картины Рубенса, Рембрандта, Тинторетто, П. Веронезе, Л. Джоржано, Гверчино, Ла Гренье и других авторов. Во время своего пребывания в Италии И.И. Шувалов добился от папы разрешения копировать лучшие римские, флорентийские и неаполитанские статуи, а также сделать слепки антиков. Все это на корабле было доставлено в Россию и стало достоянием Академии художеств, государственных и частных собраний. И.И. Шувалов собрал книги, окружил себя картинами и произведениями искусства не только для собственного удовольствия: он постоянно имел в виду распространение знаний среди людей. Такое отношение к науке, образованию, искусству, к культуре делает его меценатом в самом широком смысле этого слова.
Интересна в этом отношении деятельность графа И. Мусина-Пушкина (1744-1816). Известно, что Алексей Иванович первоначально получил домашнее образование. С тринадцати лет поступил учиться в Артиллерийское училище, которое было в годы его учебы объединено с Инженерной школой и преобразовано в Артиллерийский Инженерный кадетский корпус. Примечательно, что программа обучения в корпусе была составлена М.В. Ломоносовым и помимо военных наук предполагала изучение истории, философии, •географии и иностранных языков. «Все это, разумеется, не могло не сказаться на воспитании учеников, поднятии их общеобразовательного уровня и национального духа — осознании себя как представителя нации, имеющей богатую историю»109.
После сравнительно недолгой службы в армии А.И. Мусин-Пушкин вышел в отставку и предпринял длительное путешествие по Германии, Франции, Голландии и Италии. Во время своих зарубежных поездок он вел дневник, в котором особенно обращал внимание на «художества». Сохранились свидетельства современников А.И. Мусина-Пушкина, что из поездки он привез подлинники «Божией матери» Рафаэля и Рубенса, «Спасителя» Леонардо да Винчи, «Голову» Корреджо и другие шедевры западноевропейского искусства. Уже по одному этому можно судить, что увлечения «художествами» не пропали даром.
В 1785 г. А.И. Мусин-Пушкин избирается почетным членом Академии художеств, а несколькими годами позже (1796 г.) ее президентом. В 1789 г. он становится действительным членом Российской Академии наук.
В те годы почетными любителями Академии художеств состояли многие знатные екатерининские вельможи: граф А.А. Безбородько, граф П.А. Зубов, граф П.В. Завадовский, князь Н.Б. Юсупов, митрополит Гавриил и прочие"0. Для большинства из них это было данью моде просвещения, свидетельством приверженности императрице, заигрывавшей с философами, литераторами и художниками.
И. Мусин-Пушкин был в этом списке приятным исключением. Среди современников и потомков он заслуженно прославился как «любитель истории и древностей российских», непосредственно участвовавший в собирании (коллекционировании), издании (публикации исторических памятников) и их научном исследовании.
Одновременно А.И. Мусин-Пушкин собирал «отечественные книги, монеты и редкости»1". Его библиотека насчитывала 1200 рукописей и 3000 книг, которые погибли при пожаре Москвы в 1812г. Н.М. Карамзин по этому поводу писал: «Радуюсь, что Синодальная библиотека цела, и не перестаю тужить о Пушкинской. История наша лишилась сокровища»"2.
Гибель этой библиотеки - невосполнимая утрата для отечественной науки и культуры. Судя по всему, в ней находились такие памятники русской культуры, аналогов которым более не существует. Это был богатейший и уникальный материал для исследований, который лишь в малой степени успели использовать и осмыслить сам собиратель и его ближайшие сподвижники по изучению русской истории и культуры.
Однако плачевная судьба библиотеки А.И. Мусина-Пушкина не умаляет его трудов просветителя и мецената. Именно ему русское общество обязано находкой и публикацией «Русской Правды», «Поучения Владимира Мономаха его детям» и знаменитого «Слова о полку Игореве». Без этих памятников невозможно представить себе современную русскую историческую науку, литературу и культуру.
Кроме того, А.И. Мусин-Пушкин еще при жизни своей некоторые «древности» дарил Эрмитажу, Петербургской Академии наук и Оружейной палате. Тем самым он находился у истоков частной деятельности (инициативы) по бескорыстному пополнению государственных хранилищ памятниками истории и предметами культуры.
Сын екатерининского вельможи и полководца П.А. Румянцева-Задунайского Н.П. Румянцев (1754-1826) собрал большую для своего времени библиотеку, а также коллекцию рукописей, этнографических и нумизматических материалов, которые легли в основу знаменитого Румянцевского музея. «Н.П. Румянцев сам ездил по России. Покупал рукописи в Волоколамске, Гомеле, Старице, Ржеве. Разыскивал славянские надписи в Орше, в Крыму и на Кавказе. Значительный вклад в науку внесли организованные им этнографические экспедиции по Кавказу и Крыму (1819г.), прибалтийским губерниям (1820 г.), славянским странам (1821-1824 гг.). Н.П. Румянцев выделял средства на обучение талантливой молодежи. Значительный капитал им перечислен Киевской духовной академии для поощрения воспитанников, занимавшихся отечественной историей. Н.П. Румянцев считал необходимым учреждение библиотек во всех городах России, и многое сделал для реализации своих замыслов. Он вполне понимал важность и значение публичных библиотек для народного образования, опережая в этом вопросе, как и во многих других, свое время. Будучи человеком православным, Николай Петрович Румянцев всегда стремился следовать христианским заповедям, помогая ближним, терпящим нужду. Он учредил в Киеве на свои средства инвалидный дом. В Общество попечения о раненых и больных воинах Николай Петрович внес около 1 млн. рублей»113.
Своими личными средствами Н.П. Румянцев обеспечивал и поддерживал деятельность первого в России литературно-научного кружка, в состав которого входили писатели, историки и археологи Е. Болховитинов, А.Х. Востоков, митрополит Евгений, К.Ф. Калайдович, П.М. Строев, Н.М. Карамзин, А.И. Тургенев и др. На средства Н.П. Румянцева были изданы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (1818г.), «Памятники Российской словесности XII в.» (1821 г.), «Белорусский архив древних грамот» (1824 г.). «Граф Румянцев завещал 66 тыс. рублей на издание громадного «Собрания государственных грамот и договоров», задумывал издание русских летописей, византийских и восточных историков, Славянского словаря, описаний древних путешествий по России и издал на свои средства более 20 чужих сочинений»114.
Главным результатом меценатской деятельности Н.П. Румянцева является передача по завещанию государству его коллекций. В 1831 г. они были открыты для публичного обозрения в Петербурге, а затем перевезены в Москву, где составили основу знаменитого «Московского публичного Румянцевского музеума», при котором в 1862 г. была основана Румянцевская библиотека.
Значительный вклад в отечественную культуру внесли П.Б. и Н.П. Шереметьевы. Современники признавали, что шереметьевские театр и оркестр, лучшие в России. Их служащие были постоянно озабочены приобретением для них «редких руд, окаменелостей и животных», «бюстов эллинских богов», картин и гравюр. Они устраивали «в своих вотчинах школы для обучения крепостных наукам, которые «по дому нужны», и богаделен для больных и немощных, были щедрыми благотворителями. Н.П. Шереметьев даже удостоился от Сената золотой медали (1803 г.) с изображением самого благотворителя. «Он был гуманным господином» и «по мере сил старался быть полезным обществу», причем всегда заботился о сущности дела, а не о «наружностях»»115. Кусково и Останкино, владельцем которых был Н.П. Шереметьев, до сих пор остаются прекрасными свидетельствами и памятниками дворянской усадебно-парковой архитектуры.
Широко известна благотворительно-меценатская деятельность графов Строгановых. А.С. Строганов был одним из первых президентов Академии художеств. Он «покровительствовал русским талантам как в искусстве, так и в литературе: Державин, Борятинский, Богданович, Крылов пользовались его покровительством; им составлены лучшие коллекции картин, гравюр, монет и т.п. ... ему поручено заведование постройкой Казанского собора, который строился Воронихиным, бывшим его крепостным. А.С. Строганов составил проект устройства Публичной библиотеки, директором которой был, потом назначен»"6.
Граф С.Г. Строганов занимал пост Попечителя Московского учебного округа и много сделал для развития высшего образования в России. Он поощрял и поддерживал таланты. «Бодянский, Буслаев, Грановский, Кавелин, Кудрявцев, Соловьев... вот университетские профессора «строгановского времени»»'17. «Он оставил о себе память не только как собиратель, приумноживший известную свою фамильную галерею, но и как основатель в Москве (в 1825 г.) первой рисовальной школы (Строгановского училища)»118.
Из приведенных данных видно, что дворяне-меценаты много сделали для развития русской культуры. Благодаря их деятельности образование, наука, литература и искусство прочно вошли в быт молодого русского общества и значительно способствовали европеизации русской жизни, приобщению ее к лучшим достижениям западной цивилизации. «И все же до купечества меценатство в руках дворян было явлением единичным, элитным, немассовым. Оно не имело той широты охвата (в смысле числа лиц, им занимавшихся), ни той нравственной глубины, которую обнаружило лишь в купеческой среде»119.
В начале XIX в. в России сложилась ситуация, когда, при сохранении лидерства дворянства практически во всех сферах жизни, активизировались и городские сословия, существенно трансформировалась их культурная жизнь. В повседневный обиход мещанина постепенно входило образование, а вместе с ним и светская книга. Существует множество свидетельств, что стихи А.С. Пушкина, Дениса Давыдова, И.С. Баркова, В.А. Жуковского, А.В. Кольцова и других русских поэтов читались не только дворянством, а имели широкое хождение в народной среде, прежде всего, - городской.
Театральное действо также становится доступным простому люду. Петр I и особенно Екатерина II видели в нем эффективное средство воспитания и просвещения народа. В результате уже не только дворянство, но и городские сословия русского общества формируют свою новую ментальность и соответствующую ей культуру.
Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на русское купечество. Петровские преобразования открыли перед ним новые перспективы: в государстве начали ценить не только родовые заслуги, но и личные, часто измеряемые в денежном и промышленном эквиваленте. Тем самым купечество вступило в новую для него и России экономическую и социальную сферу. Это вынуждало его искать адекватные своему положению формы бытового устройства и пути реализации собственной социокультурной деятельности.
На практике это нашло проявление в феномене собирательства и коллекционирования, который отражает процесс трансформации купеческого сословия в класс промышленников и предпринимателей, имевших большие средства для упорядочивания и новой организации быта. Накопление капиталов органически вело к собиранию и накоплению различного рода культурных ценностей - икон, старинной посуды, утвари, книг, рукописей и прочего. Постепенно формировался вкус к коллекционированию картин, скульптур, фарфора как старых, так и современных. Коллекционирование для купечества становится формой социокультурной адаптации, самоутверждения и общественного признания в тех случаях, когда оно сливается с меценатством. Постепенно меценатство становится, наряду с традиционной благотворительностью, «моральной нормой, модой, реже - способом «облагораживания рода» (переход во дворянство). Кроме того, занимаясь меценатской деятельностью, многие представители «сухих профессий» получали единственную возможность разнообразить досуг, самообразовываться. Меценатство - это и выход на новый уровень общения, расширение кругозора»120.
Особое место в ряду российских меценатов XVIII — XIX вв. занимают знаменитые Демидовы. Жизнь и деятельность этого первоначально мещанско-купеческого рода является отражением тех социально-политических и культурных перемен, начало которым было положено петровскими реформами. Сподвижники Петра I, горнозаводчики, много сделавшие для развития отечественной промышленности, Демидовы, в первых поколениях отличавшиеся прагматизмом, грубостью нравов и деспотизмом, стали дворянами и признанными меценатами за свою благотворительную деятельность: «За щедрые благотворения П.А. Демидов получил чин действительного статского советника»121, дававший право на потомственное дворянство. Он делал миллионные пожертвования на Воспитательный дом, созданный Екатериной II, и устроил первое в России Коммерческое училище для купеческих сословий.
Его брат Н. А. Демидов «чванный и мелочный... любил разыгрывать роль мецената и просвещенного человека и добился звания почетного члена Академии художеств и Вольного экономического сообщества»122.
Сын Н.А. Демидова Н.Н. Демидов пожертвовал в 1813 году Московскому университету «большое собрание физических, естественных и других коллекций, которые легли в основу новых музеев вместо прежних, погибших во время французского погрома. С этого времени Демидов приобрел репутацию мецената и покровителя наук»123.
П.Г. Демидов собрал богатейшие коллекции по всем отделам естествознания, нумизматике, большую библиотеку книг и рукописей. В 1803 г. он обратился к Александру 1 с прошением об учреждении в Ярославле «училища, которое имело бы одинаковую степень с университетами и все имущества оного»124, для чего изъявил желание пожертвовать 3578 душ в Романовском и Углицком уездах и 100 тыс. рублей ассигнациями. Пожертвование было принято, и Сенат получил распоряжение удовлетворить просьбу П.Г. Демидова, В результате в 1805 г. состоялось открытие в Ярославле Демидовского высших наук училища.
Пожертвованиями П.Г. Демидова пользовались Московский, Киевский и даже Томский университеты. За свою просветительскую деятельность он был избран в почетные члены Московского университета и награжден чином действительного статского советника (статского генерала).
Демидовы по-своему указали и проложили российскому купечеству и предпринимателям дорогу как в высшее сословие, так и к вершинам просвещения и культуры. Слава их в России была велика, а деятельность ~ промышленная и благотворительная - многим служила примером для подражания.
Со временем, особенно после отмены крепостного права и с развитием капиталистических отношений в России благотворительность и меценатство становятся даже своеобразной привилегией отечественных предпринимателей, общественное самосознание которых постепенно возрастает. Новый имущий класс приобретает значительный вес в деле городского самоуправления, на земском уровне. В силу экономического и социального положения именно представители торгово-промышленного класса - купцы, фабриканты, банкиры - становятся основным субъектом благотворительной деятельности. Поэтому данный этап развития благотворительности можно с полным на то основанием назвать купеческим. Доказательством тому могут служить хотя бы статистические сведения о финансовых пожертвованиях в фонд городского управления г. Москвы, которые приводятся в книге под названием «Городские учреждения, основанные на пожертвования Московскому городскому общественному управлению в 1863-1904 гг.». Там, в частности, говорится, что в периоде 1863 по 1904 г. в фонд городского управления Москвы купцами было внесено 30 млн. руб. За те же годы пожертвования дворян и царской семьи составили всего 100 тыс. руб.125
Этому, несомненно, способствовали и благоприятные экономические условия, и громадные сверхприбыли, и поощрительное законодательство, и другие меры тогдашнего правительства. Однако главным источником и побудительной причиной российской благотворительности и меценатства все же оставались внутренние, духовные причины, постепенно приводившие отечественных предпринимателей к осознанию своей внутренней личной ответственности перед обществом. Купеческое меценатство связано не только с повышением экономической роли нового общественного класса, его положением в социальной структуре общества, но и с особенностями мировоззрения, духовного и психологического склада, корни которого лежат в русской народной культуре.
Если в начальный период меценатство являлось преимущественно привилегией дворянства, которое увлекалось им главным образом как свидетельством светского образа жизни, источником эстетических развлечений и наслаждений, то именно российское купечество в силу своей приверженности традиционной религиозной нравственности смогло придать ему особую одухотворенность. Меценатство и собирательство принимают в купеческой среде вид своеобразного подвижничества, миссии. Многими купцами двигало глубокое и вполне осознанное стремление к культурному развитию как себя, так и своего народа, Отечества, России. Это находит свое выражение, в частности, в том факте, что в придворно-аристократических кругах русского общества увлекались преимущественно коллекционированием предметов классического западноевропейского искусства, а «в середине и отчасти в начале XIX в. осуществляется коллекционирование новой русской школы»126.
Спектр побудительных причин купеческой и предпринимательской благотворительности выглядит весьма широким, и эта широта говорит об активной социальной и духовной жизни русского дореволюционного общества, озабоченного, прежде всего, проблемами национальной жизни и культуры. Особой интенсивности эта благотворительность достигла на рубеже XIX-XX веков, когда в России сложился пусть немногочисленный, но все же весьма действенный слой отечественных просвещенных предпринимателей. Это обстоятельство важно отметить, поскольку в прошедшие века положение предпринимателя, купца в российском обществе было довольно неустойчивым. В крепостной России купец, прикрепленный к своему сословию, так же служил государю и государству, как это делали дворяне и крестьяне, только служил он не саблей и сохой, а своим капиталом. Государство распоряжалось купцом по собственному усмотрению. Так, Иван Грозный после взятия Казани и Астрахани издал указ, которым повелевалось нескольким десяткам московских купеческих семейств выехать туда со своими пожитками (капиталами) для организации торгового дела. Не лучше обращался с купцами и Петр I, изымавший бездействовавшие их капиталы на государственные нужды. Эти факты говорят о том, что в крепостной России купцы, хотя и играли важную торговую и культурно-коммуникативную роль, однако их авторитет на фоне родовой аристократии и служилого дворянства был весьма невысоким.
Даже в первые пореформенные десятилетия, открывшие путь к интенсивной капитализации страны, купец не был хозяином в государстве, властителем дум или примером для подражания. Не только поместное дворянство, но и разночинная интеллигенция, в особенности народническая, революционно настроенная, долгое время смотрели на новоявленного буржуа свысока. Следует добавить и то, что значительная часть российской прессы, выражавшая так называемые прогрессивные идеи, сеяла чувство недоверия и даже враждебности к деятельности предприимчивого купечества.
Все это трудно объяснить исключительно незрелостью русского общественного сознания, незнанием или непониманием всеобщих законов общественного развития. Для скептического отношения к деятельности российского купечества имелись веские основания. Его предпринимательская деятельность была далека от норм западноевропейского капитала и не отличалась высокой гуманностью. Обман, эксплуатация, тяжелые условия работы на русских фабриках и заводах были обыденными явлениями. Недоверие вызывал и замкнутый образ жизни, низкий образовательный уровень первых поколений российских предпринимателей, в большинстве своем вышедших из крестьян и мелкого провинциального купечества, низших городских сословий.
Даже с повышением образовательного уровня и смягчением нравов российского предпринимательского сословия, ростом его общественной активности отношение общества к нему менялось крайне медленно. Обладание большими капиталами и негативное отношение к ним общественного сознания того времени рождали в предпринимательской среде чувство беспокойства, своеобразный комплекс вины, неспокойной совести, что неизбежно усиливалось и традиционным религиозным воспитанием, религиозными представлениями о мытарствах, ожидающих души неправедных и •богатых в потустороннем мире. В таких условиях христианская заповедь «Не собирайте себе сокровищ на земле...»127 становилась идеологической и мировоззренческой основой российской благотворительности и производного от нее меценатства.
Вместе с тем благотворительность и меценатство оказывались своеобразной социально-культурной терапией, которая позволяла купцу, с одной стороны, адаптироваться к быстро меняющейся социально-исторической действительности, а с другой - реализовать свой довольно быстро возрастающий культурный потенциал. В пореформенной России миллионер-промышленник, банкир и хозяин амбара не только занимают общественные места, пробираются в директора, представители разных частных учреждений, в представители благотворительных обществ; они начинают поддерживать своими деньгами умственные и художественные интересы, заводят галереи, покупают дорогие произведения искусства для своих кабинетов и салонов, учреждают стипендии и делаются покровителями разных школ, ученых и поэтов, актеров и писателей.
Социокультурная адаптация становилась для российских предпринимателей вопросом и велением времени, но понималась она преимущественно с традиционных религиозных позиций. Это определяло ее своеобразие, подчеркнуто личностный характер. «Но во всех случаях обращение в меценаты требовало не просто большой активности на поприще науки или искусства. Оно требовало активной жизненной позиции во всем, требовало и бойцовских качеств. Мало было просто собирать картины или издавать книги. Надо было еще, и биться за своих подопечных авторов, биться за свое дело»128.
Исторический опыт развития русской буржуазии выявил в отдельных, наиболее просвещенных и мыслящих ее представителях черты, свидетельствующие о яркой, незаурядной самобытности характеров. Исследователь династии Кокоревых М. Гавлин, оценивая характерные черты российских предпринимателей, выделяет «инициативность и предприимчивость; практический, цепкий ум и знание экономических условий, моральный аскетизм и самоограничения, хотя и покоившиеся на догматах православия и старообрядчества; стремление к культурным достижениям... сознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, проявившееся в стремлении к широкой благотворительности, филантропии и меценатству»129.
Аналогичным образом И. Романычева пишет: «Крупной фигурой в кругу московских собирателей середины века был выдающийся русский меценат, коллекционер и общественный деятель Василий Александрович Кокорев (1817-1889)... Высокообразованный, в прошлом известный винный откупщик, он прожил свою жизнь в культуре и искусстве подобно