Христианская идея благотворительности и ее развитие в европейской культуре
Для европейской и русской культур возникновение и развитие благотворительности в собственном смысле этого слова связано, безусловно, с христианством, не только небывало возвысившим чувство любви к ближнему, но и пре-: гатившим его в норму, призванную регулировать человеческие отношения. Появление христианства произвело по истине революцию в античной культуре. Новые идеи определили и новый образ жизни. «Божественный Учитель Христианской религии начал свою проповедь о царстве Божием.с того, что призвал в -него и обещал в нем блаженство всем обездоленным, всем плачущим, алчущим, жаждущим и гонимым, нуждающимся и обремененным. Проповедь христианства проникала до глубины человеческого сердца, и одним из первых ее деяний было обнаружение любви к ближнему»19.
Первые уверовавшие во Христа под влиянием охватившего их религиозного чувства отказывались от частной собственности, продавали свои имения и раздавали всем нуждающимся20. Они творили благо человеку во имя любви к югу, который требовал любви к человеку. Когда христианство восторжествовало Риме, то практическая социальная реализация этой мировоззренческой установки пошла в направлении ее институциализации в форме создания христианам слоем общества разного рода богоугодных заведений, которых во времена язычества
совсем не существовало21.
В основе христиански ориентированной благотворительности лежат общечеловеческие ценности, возвышающиеся над противоречиями политических систем и нравственных, морально-этических представлений.
В этом смысле благотворительность в качестве социокультурного явления движения исходит из вечных принципов добра и справедливости, неподвластных политическим и идеологическим метаморфозам, а потому выходит за пределы национально-этнических и культурно-цивилизационных преград. Тем самым явление благотворительности вместе с христианством обретает общечеловеческое значение.
На общечеловеческий характер благотворительности указывает, например, то обстоятельство, что она в тех или иных формах встречается во всех известных исторических эпохах. Один из современных исследователей исторических корней и традиций развития благотворительности в России П.И. Нещеретский определяет ее следующим образом: «Благотворительность, как социальный феномен, характеризуется, прежде всего проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими силами хотя бы минимально соответствующие уровню цивилизованного общества условия существования, оказания им помои;; в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержания их материально и духовно»22.
Благотворительность есть безвозмездное деяние, направленное на оказание помощи нуждающимся. Причем помощь может быть оказана лично. непосредственно нуждающемуся, или через государственные и общественные организации, действующие на частные и общественные пожертвования. Однако благотворительность как объект научного исследования и как специфическая, рационально осмысленная практика человеческого поведения имеет своим источником, прежде всего, христианское мировоззрение. Это обстоятельство представляется нам весьма важным для адекватного понимания данного явления, поскольку именно христианство с его идеологией всеобщей любви и всепрощения возвело концептуально и практически благотворительность в норму жизни, способную обеспечить человеку спасение его души.
По мере развития рефлексии, особенно в рамках античной философии, начинают появляться первые концептуальные представления о ближних и о любви к ним, выливающиеся в сознательное и целенаправленное творение добра.
С христианством, наоборот, торжествует именно чувство любви к ближнему. Идея любви к человеку принципиально дерационализируется, лишается философской созерцательности, вместо которой утверждается простота естественного чувства, освящаемого божественной тайной его происхождения. Свет человеческого разума, его авторитет уступает место чувству мистической сопричастности реализации воли Божьей на Земле. Христианская мораль - это мораль любви, воинствующего милосердия, беспредельного сострадания. В отличие от античных моралистов христианский человек полагается в отношениях с себе подобными не на природные законы и не на свои собственные силы, а на Творца, его милость и благодать. Основой любви к человеку, себе подобному, становится не природа, не природное право, а Бог-спаситель. И это религиозно-нравственное положение определяет формирование и развитие последующей практики благотворительности сначала в христианском мире в целом, а по мере дифференциации церквей начинается дифференциация оснований благотворительности на Западе и Востоке христианского мира.
Разделение христианства в значительной степени обусловило последующее разделение цивилизаций Запада и России, особенно в области самобытности и своеобразия их духовной и культурной жизни. При этом целенаправленная рационализация христианства на Западе постепенно привела к пре-: делению господства в западной культуре религиозного чувства и утверждению рационально-научных принципов обоснования тех или иных форм человеческого поведения. Это не могло не затронуть сферу христианской благотворительности, которая, по мере углубленного изучения европейскими мыслителями природы, человека, его естественных начал и соответствующих прав, получает тенденцию к возрождению в качестве рефлексивно разрабатываемого понимания филантропии.
Вопреки мнению атеистов и иных критиков церкви, привычно подчеркивающих ее иждивенческий и эксплуататорский характер, церковная помощь нуждающимся во все времена была обязательным и узаконенным делом. Например, в Англии в начале XVI в. треть обрабатываемых земель принадлежала церкви. При этом третья часть церковных доходов должна была идти на бедных. «Творение добра» имело различные формы, вызывалось далеко не однозначными причинами и значение его можно понять и оценить лишь при учете многих составляющих. Так, в историческом смысле первым институциональным проповедником благотворительности, способствовавшим ее социокультурному закреплению, выступила христианская церковь, стремившаяся к просвещению многих народов. В практическом смысле в социально-исторической перспективе «главным органом церкви в деле благотворительности явились монастыри, при которых с течением времени образовались громадные фонды»23.
Церковные и монастырские фонды формировались не только из тех доходов, которые давала средневековая эксплуатация труда феодально-зависимого крестьянина или попавшего в долговую зависимость от церкви горожанина. Церковно-монастырские фонды во многом пополнялись за счет прижизненных пожертвований и посмертных даров. Анализируя это явление на примере Англии Х1У-ХУ веков, одна из современных исследовательниц благотворительности Л.Н. Чернова устанавливает, что «сведения о такого рода дарениях содержатся практически во всех купеческих завещаниях Х1У-ХУ вв.»24.
Получателями таких даров были приходские церкви, монастыри и монашеские ордена, конкретные служители церкви и монастырей. Использовались эти дары не только для улучшения материального благополучия получателей. хотя и это широко практиковалось, но и для благотворительной поддержки нуждающихся христиан. При универсализме культурного влияния католической церкви в средние века пример Англии можно экстраполировать на всю Западную Европу. Церковь в качестве общественной силы, а также носительницы политической феодальной власти и идеологически, и на практике осуществляла организованную благотворительную помощь нуждающимся..
Однако подобного рода благотворительность, характерная не только для Европы, но и для России, не всегда достигала своей главной цели - поддержки действительно нуждающихся. Она состояла главным образом в устройстве даровых трапез и раздаче милостыни, и не столько уменьшала бедность, сколько плодила профессиональное нищенство, которое для средневековой Европы стало подлинным бедствием. Это сделалось особенно очевидным в ходе реформации и секуляризации монастырских земель в Англии, когда государство и общество поняли, что в ней на базе церковной благотворительности сложился значительный слой профессиональных нищих, который стремительно увеличивался за счет массового обнищания крестьянства, вызванного переходом от натурального хозяйства к денежному, капиталистическому.
Профессиональное нищенство в различных странах на первых порах если и не поощрялось государственной властью, то и не преследовалось. В общественном же мнении оно пользовалось даже безусловным сочувствием. Однако со временем нищенство стало столь серьезной угрозой общественной и государственной жизни, что побудило правительства европейских государств к борьбе с ним.
Такое положение дел способствовало тому, что «в сознание культурных народов проникло убеждение во вреде неразборчивой подачи милостыни»25. На это еще на заре Реформации обратил внимание Лютер, который в связи со своим религиозным учением «жестоко порицал непроизводительные траты собранных путем пожертвований сумм на совершенно излишнее украшение храмов и на другие подобные же затраты, которые объяснялись вовсе не религиозным чувством, а пустым тщеславием духовенства и взаимным соревнованием представителей его между собой»26.
Лютер одним из первых в Западной Европе выступил против бессистемной раздачи милостыни, которая порождала тунеядство и нищенство как образ жизни и промысел.
При этом быстро выяснилось, что жестокие карательные меры в виде тюремных наказаний, клеймения и многочисленных смертных казней не в состоянии искоренить нищенство. В силу этого перед обществом встала задача перехода от карательных форм борьбы с нищенством к организации призрения бедных на общественных началах. Для достижения этой цели английское общество пошло даже на законодательное запрещение частной благотворительности, как условия, содействующего развитию нищенского промысла и тем самым способствовало развитию благотворительности общественной.
Существенно повлияли на изменение постановки благотворительности особенности перехода от Средних веков к Новому времени. «Этот период, как известно, характеризуется, прежде всего освобождением личности от всех пут, которые стесняли свободу деятельности личности, и одновременно уничтожением тех ячеек (корпораций всякого рода и размера), в которых эта личность находила и поддержку, и надзор; личность получила возможность самого широкого, казалось бы безбрежного, развития и применения своих сил»27.
Развитие европейской рефлексивной культуры постепенно приводит к преодолению на рубеже Возрождения и Нового времени безусловного мировоззренческого господства христианской религиозной идеологии и сопровождается распространением в общественном сознании натурфилософских и гуманистических идей. Следствием этого общемировоззренческого процесса того времени становится осуществление радикального поворота к справедливости, или уравнение в правах представителей всех сословий, а также возрождение рефлексивной филантропии, которая пытается рационально, с опорой на опыт взаимодействия человека с природой, дать естественное обоснование принципам человеческого общежития. При выдвижении борьбы за естественные человеческие права на передний план социального бытия и политической практики в сознании человека Нового времени оставалось место и для любви к человеку, для ее рационально-теоретического осмысления.
Как известно, общественное производство в новых условиях выиграло. На смену малопродуктивной цеховой форме организации труда и ремесла пришла гораздо более эффективная мануфактура. Но в жертву небывалому росту производительности труда были принесены люди. В западноевропейском обществе наметилось резкое расслоение на бедных и богатых с одновременным увеличением числа бедных.
Можно сказать, что объективная социокультурная ситуация и эволюция мировоззрения совместно способствовали тому, что филантропка рефлексия относительно оплодотворенного христианством естественного чувства любви к ближнему возрождается вместе с натурализмом Ренессанса и достигает триумфа в XVIII в. в английской и французской теории. Она там предстает как теоретически осознанное и рационально выраженное важнейшее внутреннее чувство, которое адресуется человеку, а не Богу. Именно на этом чувстве вольнодумцы и атеисты стремятся утвердить свою мораль. Вместо любви к Богу утверждается любовь к человечеству, которая становится одним из важнейших результатов разумного человеческого поведения и залогом создания нового социально справедливого общества.
Христианство полагало человеческую природу несовершенной, греховной, ущербной. Философская мысль 18-го века стремилась представить ее в качестве высшего блага, достойного само по себе внимания и заботы. Б этой связи философы-просветители начинают думать и заботиться об улучшении условий телесного человеческого существования. Благодаря этому в Новое время возрождается идея стоиков о правах личности и человеческой солидарности, становящейся, благодаря христианству, более действенной полной и глубокой.
Особенно это характерно для Ж. -Ж. Руссо, в любом из произведений которого непрестанно звучат лейтмотивом культ личности, чувствительность. культ природы и ощущение социальной несправедливости. Руссо показывает общественное лицемерие, испорченность нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность. Он утверждает, что науки и искусства прививают юным гражданам порочные привычки, испорченную мораль, а общество поощряет таланты и не обращает внимания на добродетель. Сильные мира сего, утопая в неге и роскоши, с призрением смотрят на низшие, трудящиеся классы населения и покровительствуют бездельникам, общественным паразитам, лгунам и безнравственным людям.
Критикуя официальное христианство, Ж.-Ж. Руссо пытался утвердить религиозность наивную, внецерковную, которая входила в качестве необходимой части в его философско-моральную систему и немногим позже стала важнейшей составляющей идеей Великой французской революции. Раскрывая суть своих взглядов на религию и нравственность, он в «Рассуждении о науках и искусствах» писал: «Когда люди, будучи невинны и добры, хотели, чтобы боги были свидетелями их поступков, они жили с ними под одним кровом в своих бедных хижинах; но вскоре зло пришло в их сердца, и они пожелали отделаться от этих неудобных свидетелей и удалили их в роскошные храмы. Наконец, изгнали их из храмов, чтобы самим там поселиться, по крайней мере, жилища богов перестали отличаться от домов граждан»28.
Руссо пытается построить «идеальную религию». Он принимает веру и некоторое верховное существо, создавшее мир, природу и человека и наделившее человека сердцем и совестью. Религия этого человека должна быть религией сердца и чистой совести. Храмом этой религии являются вся природа и сам человек. Этой религии чужды всякие искусственные культовые формы, и она является религией «естественной», свободной и глубоко индивидуальной по характеру чувств верующих. Она не знает никакой догмы и является религией глубоко интимных переживаний совести и «сердечного воображения». Она требует лишь искренности чувств, прямодушия и добрых дел.
Концептуально-теоретическая филантропия, рефлексивно освоившая живой опыт христианства и философско-научного изучения человека и человеческого общества и культуры, постепенно становится в западной цивилизации принципом всеобщей морали и руководством к организации государственной, общественной и частной благотворительной деятельности по восстановлению утраченных обществом принципов справедливости, в основе которых лежит столь уважаемая на Западе идея естественных прав и свобод человека.
В западной культурной традиции по мере возникновения и распространения гуманистических идей благотворительность постепенно стала отождествиться с филантропией (человеколюбием). Последнее может иметь как религиозные, так и нерелигиозные морально-нравственные основания, но, вне зависимости от этого, весьма тесно перекликается с библейским «возлюби ближнего своего, как самого себя».
Новый этап в деле организации благотворительности приходится на середину XIX века, когда в Германии в 1848 г. на конгрессе представителей лютеранской церкви, состоявшемся в г. Виттенберге, был создан союз благотворительности, который получил название Innere Mission (Внутренняя миссия). Этот союз объединил частных лиц, частные благотворительные ассоциации и представителей церкви. Хотя союз образовался в лоне лютеранской церкви, он помогал нуждающимся без различия вероисповеданий. Очень быстро сложились организации этого союза во всех государствах тогда еще раздробленной Германии. Затем весь союз объединился на основе особой выборной управы, которая установила отношения с официальными властями и даже смогла влиять на законодательную инициативу германских правительств в пределах своей компетенции. Союз ставил своей целью оказание адресной личной помощи нуждающимся и оказывал эту помощь весьма разборчиво, лишь после тщательного исследования ситуации.
Почти одновременно с союзом в 1852г. Эльберфельде была введена система организации публичной благотворительности, суть которой в том, что ни одно вспомоществование не дается без предварительного расследования. Тем самым немцы раньше других культурных народов вступили на путь упорядочения благотворительной деятельности, что вылилось, прежде всего в объединение разрозненных сил органов общественной и частной благотворительности.
В 1891 г. в Берлине образуется союз Die Centralstelle fur Arbeite-Wohlfahrtseinrichtungen (Центр помощи рабочим - благотворительные учреждения), преследовавший цели, весьма близкие традиционной благотворительности, но уже составляющие основу организации того, что в XX веке назовут социальной работой. Центр помощи рабочим имел своей задачей «поднятие экономического и умственного уровня не отдельных лиц, а всего рабочего класса» «земледельческого населения»29.
В 1897 г., последовало создание почти столь же масштабного союза католической церкви Charitas Verband (Союз милосердия),
Теория союза и стремление воплотить ее на практике пользовались общим сочувствием общественных деятелей и государственных властей. Поэтому постепенно все новые и новые чисто общественные задачи и функции передаю к* такого рода организациям, которым власти не только оказывают содействие, но в состав которых они сами входят с весьма скромными правами их обыкновенных членов.
Таким образом, в центре Европы, в Германии, проявилась тенденция к твердому и гармоничному «сочетанию организации, системы, единения с началами личной инициативы, при полном ограждении как последней, так и вообще любой свободы не только частной, но и общественной деятельности»30 .
Германские формы организации благотворительной деятельности очень скоро вышли за пределы самой Германии. Так, в Англии Эльберфельдская система начала применяться с 1869. При этом следует отметить, что английская филантропия того времени была очень суровой и суровость эта стала следствием длительной борьбы с бродяжничеством и профессиональным нищенством, столь великолепно описанными в трудах классиков английской и мировой литературы: В. Шекспиром, Д. Дефо, Ч. Диккенсом, А. Конан Дойлем, М. Твеном и многими другими авторами. В английской филантропии постоянно встречались такие выражения, как: «нуждающийся должен быть брошен, как можно скорее, на его собственные ноги», «современный филантроп должен задаваться не вопросом, могу ли я не помочь в данном случае, а вопросом, могу ли я помочь?»,
"непосредственное кормление и одевание нуждающегося считаются крайним, недопустимым злом»31.
Практику такого рода можно считать крайностью по сравнению с благотворительными установками Средних веков. Здесь чувствуется жесткий прагматизм, утверждающийся на основе пуританской ревизии христианства, и рационализм капиталистических интересов, требующих строгого учета вкладываемых капиталов и эффективности их отдачи. Во всех расследованиях филантропов, обязательно предшествующих оказанию помощи, «выясняется не только действительность нужды, но и характер нуждающегося, причины вызвавшие лишение его работы. И если эти причины укажут, что нуждающийся потерял занятие в виду наклонности к праздности и пьянству и т.д., то он не получит помощи от новых обществ, для таких лиц только рабочий дом, да еще и более строгий, чем ныне существующий»32
Следует отметить, что суровость, о которой идет в данном случае речь, не является абсолютной. В своей деятельности английские благотворители конца XIX - начала XX вв. руководствовались принципом, согласно которому «уж если помогать, то так, чтобы Нуждающийся был брошен поскорее на его собственные ноги, т.е. надо помочь не нужде, как временному явлению, а надо устранить причину, вызвавшую нужду, надо, одним словом, не удовольствоваться временной помощью, а устроить постоянно... надо не помогать, а выводить из разряда нуждающихся по возможности навсегда, поэтому на первый план выдвигается приискание занятий, эмиграция, затем дача взамен под обеспечение труда на приобретение инструментов»".
Это, безусловно, рационально осознанная и столь же рационально -вправленная благотворительность, которая приобретает черты системы, а 5лаготворительные организации - черты социальных институтов, вписанных в общую систему социальных отношений. Такая система требует от своих работников не столько филантропии как стихийного чувства проявления любви к ближнему, сколько профессиональной подготовки и профессиональной дисциплины, предписывающих следовать правилам благотворительной работы. Иначе говоря, такая организация благотворительности ориентирует на подготовку профессионалов, вооруженных знаниями и методами, опираясь на которые они оказываются в состоянии выполнить социальный заказ по поддержке или реабилитации людей, оказавшихся в силу объективных причин неспособными или временно неспособными выполнять свои социальные обязанности.
Подготовка такого рода профессионалов предполагает создание учебныхорганизаций, учебных заведений, т.е. дальнейшую институализацию системы благотворительности и ее интеграцию в сферу социальной деятельности, или социальной работы. По сути переход к организационному оформлению благотворительности в странах Европы, вслед за ними и в США, был переходом традиционной, во многом стихийной благотворительности, которую могли себе позволить частные лица и призывавшая их к этому церковь, в организованную и планомерную социальную работу, опирающуюся на проведение соответствующей социальной политики.
В настоящее время благотворительные общества густой сетью покрывают весь цивилизованный мир. Они имеют тенденцию кооперироваться для решения проблем, которые не под силу частным благотворителям. Совместная деятельность государств и общественных организаций лежит в основе налаживания социальной работы, направленной на оказание помощи не защищенным или слабо защищенным в социально-экономическом отношении членам общества. Как говорят современные исследователи, «социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии»34.
Это определение социальной работы представляется вполне справедливым, но слишком общим. Оно требует конкретизации, и эта конкретизация состоит в том, что современная социальная работа характеризуется как организация личностной службы помощи людям. «Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также по возможности кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством»35 .
К основным целям социальной работы относят, как правило:
а) создание условий, в которых каждый человек можете максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ему положено по закону;
б) увеличение степени самостоятельности клиентов, обратившихся к социальному работнику, способности контролировать свою жизнь и более эффективно
разрешать возникающие проблемы;
в) адаптация или реадаптация людей в обществе;
г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; д) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает36.
Потребность в профессиональной деятельности по защите и поддержке нуждающихся слоев населения стала актуальной и для современной России, Она требует внедрения новых принципов благотворительной деятельности и новых принципов ее организации, по сравнению с теми, которые существовали и дореволюционной России. Все вместе это приводит к тому, что «в отечественной науке о помощи развивается такой тип научного мышления, при котором проблематика познается в мультикультурном контексте на фоне существующего западноевропейского опыта»37.
Таким образом, благотворительность в любом своем качестве является необходимым видом социокультурной деятельности. Ее возникновение и развитие не связано, в конечном счете, не с добрыми пожеланиями власть имущих, а с родовыми потребностями общества на каждом этапе развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социокультурного функционирования членов общества.
Дальнейшее развитие благотворительности в форме социальной работы не исключает того, что в российском обществе продолжают существовать и даже развиваться такие более традиционные ее проявления, как милосердие и меценацтво. Особенно широкого развития достигли филантропические формы деятельности, связанные среди прочего, с благотворительной поддержкой культуры и искусства. Благотворительная поддержка культуры и искусства характерна для любого современного государства. Это явление поистине универсальное, корни которого в любом государстве уходят в глубокое национальное прошлое.
Национальные формы благотворительной поддержки культуры и искусства весьма разнообразны и в принципе весьма эффективны.