Основные субъекты и формы благотворительной
Деятельности
Благотворительность - одно из замечательных явлений общественной жизни и культуры. Начало благотворительной деятельности уходит далеко вглубь человеческой истории. И сама благотворительность - историческое явление, которое имеет психологические, социальные, культурные и морально-нравственные корни. Без преувеличения можно сказать, что в истории человеческой цивилизации благотворительность в различных формах ее проявления присутствовала всегда, ибо без нее вообще невозможно представить человеческое бытие.
С точки зрения этого бытия благотворительность, с одной стороны, есть продукт антропогенеза, обеспечивающий выживание человеческого рода в целом, а с другой стороны, она - порождение той или иной исторической эпохи, конкретных социальных и культурных условий. Если практику творить благо ближнему можно отнести к общечеловеческим, родовым свойствам, то именно конкретные социальные и культурные условия определяют формы проявления благотворительности, ее масштабы, методы и направления реализации.
Даже краткое знакомство с явлением благотворительности убеждает в том, что постановка благотворительной деятельности в разные эпохи не одна и та же. Русские исследователи этого явления еще в начале XX в. отмечали, что, «как и в других родах общественной деятельности, здесь тоже происходит эволюция, развитие. С течением времени изменяется объем и характер самих задач благотворительности, не говоря уже о пределах этой деятельности. Эти изменения обусловливаются изменениями в социальном строе, в системах культурности и вообще в общем развитии современных народов»1.
В современных исследованиях благотворительность в качестве социального феномена часто «характеризуется... наличием целенаправленного внимания к людям, не способным, в силу определенных причин, обеспечить себе условия содержания, оказанием им посильной помощи»2.
С весьма популярной в XX веке социально-экономической позиции анализа различного рода исторических и культурных явлений благотворительность вообще выглядит как социокультурная практика безвозмездных подарков, бескорыстной донации ресурсов, осуществляемой по воле дарителя3. Но это слишком общая и односторонняя позиция, не учитывающая конкретных особенностей данного явления. Гораздо определеннее благотворительность можно рассматривать в качестве одного из существенных элементов социального и культурного бытия, ибо благотворительность предполагает такое поведение по отношению к себе подобным, которое требует сострадания, сопереживания, сознательного оказания помощи и поддержки тем, кто в них настоятельно нуждается. Более того, благотворительность требует от человека жертвенности, самоограничения, готовности к самоотречению во имя блага другого. А это все специфически человеческие черты и свойства, возникновение которых очень трудно объяснить лишь социально-экономическими целями и интересами. С другой стороны, как природное, так и общественное бытие изначально предполагают наличие неравенства между человеческими индивидами на уровне полов, возраста, здоровья, сил и способностей к труду и общественно значимой деятельности. К этому обязательно добавляются статусное неравенство, а вслед за ним и неравенство имущественное. Неравенство способностей и положения не исключает того, что отдельный человеческий индивид может выжить только вместе с социальной группой, к которой он принадлежит или по рождению, или по роду деятельности. Жизнь в обществе обязательно влечет за собой обмен благами, ценностями и услугами, который в идеале должен быть равным, равноценным. Причем для человека вся жизнь состоит из актов получения социальных, культурных, морально-нравственных и духовных кредитов, их возврата и кредитования тех, кто в этом нуждается. Поэтому суть собственно человеческого бытия предполагает, что любой член общества не только служит ему, но и имеет право на помощь с его стороны, если, в силу тех или иных обстоятельств, он не может самостоятельно, общественно значимыми и легальными средствами обеспечивать себе нормальное существование.
Благотворительная деятельность может носить как групповой, коллективный, общественный, так и личный характер. Она может быть стихийной или организованной. Более того, она может осуществляться общественными организациями самой различной структуры и направленности, а также отдельными людьми. В последнем случае благотворительность связана преимущественно с личной и частной инициативой, проявляющейся, как правило, стихийно и принимающей форму личного сострадания, личной опосредствованной и непосредственной помощи тем, кто в ней нуждается. По мере формирования государственных структур и отношений, обеспечивающих устойчивое существование крупных человеческих объединений, государство, заинтересованное в сохранении и развитии своего социокультурного фундамента, также начинает играть заметную роль в деле благотворительности, внося в него целесообразность и организованность. При этом сознательно организованная государством или обществом благотворительность чаще всего понимается как благотворительность цивилизованная.
Благотворительность как социокультурной явление можно отнести к области социальной взаимопомощи, взаимоподдержки, т.е. того, что отличает людей от животных. Однако это весьма специфическая поддержка, которая осуществляется без надежды на соответствующее воздаяние со стороны тех, кому она оказывается. (На первый взгляд, благотворительность выглядит как социальная практика безвозмездных подарков, бескорыстной донации ресурсов, осуществляемой по воле дарителя. Однако некоторых исследователей смущает идея бескорыстности благотворительной деятельности. Так, например, Е.Р. Смирнова утверждает, что каждый дар должен быть возвращен дарителю в каком-либо виде: «Хотя мы и привыкли понимать благотворительность именно так, по-христиански, все же порой мы чувствуем, что бескорыстных подарков в действительности не бывает... Отношения дарения... подразумевают компонент отдаривания, благодаря чему восстанавливается необходимое равновесие взаимодействующих сторон. Дар, который ничего общего не имеет с солидарностью, есть противоречие. Теория дарения имеет очень много общего с теорией социального обмена, варианты которой развивались в социологии, социальной психологии, экономике, социальной антропологии, политологии. Обмен различными социальными благами рассматривается здесь как фундамент, на котором построены многочисленные С1руктурные образования, такие, как власть, статус, престиж»4.
Это один из наиболее распространенных подходов к благотворительности, пользующихся достаточно широким признанием как на Западе, так и в России. Он достаточно степени переплетается с позицией, согласно которой «гуманность общественных отношений, одним из проявлений которой является благотворительность, выражающаяся в различных формах помощи нуждающимся членам общества, определяется не только уровнем общественного производства и его богатством, но также уровнем общественного сознания и культуры общества»5.
Более того, она оказывается, как правило, тем, кто не в состоянии воздать за нее благотворителям аналогичным образом. Благотворительность это своего рода нарушение земного, обыденного принципа соразмерности воздаяния. Она не соизмерима с законом талиона. Весы Гермеса или Фемиды не могут служить ее символом.
Творящий материальное, зримое благо действует, чаще всего, не из материальных побуждений. В процесс благотворительности изначально вмешивается нечто такое, что имеет отношение к сфере духовной деятельности человека, духовных побуждений. Именно в этой сфере лежит то, что стимулирует благотворительность в собственном смысле этого слова. Как отмечает один из современных исследователей этого явления, «Мотивы благотворительности всегда были разнообразными: и добросердечие, и религиозность, и раскаяние, и приверженность к искусству или науке, и честолюбие»6. Не трудно убедиться, что перечисленные мотивы явно лежат вне сферы только социально-экономических и материальных отношений и интересов. Это, позволяет сказать, что благотворительность явно относится не только к области материальной, но и духовной культуры, причем культуры специфической.
Один из древнейших памятников человеческой культуры - Священное 11исание, оказавшее судьбоносное воздействие на развитие благотворительности, очень образно свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду, без избыточных продуктов которого немыслима благотворительность. Одно из них требует трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, а другое - трудиться, чтобы подавать, т.е. оказывать посильную благую помощь нуждающееся. В «Послании к Ефесянам» апостол Павел пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся»7.
Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах благотворительности, милосердия и любви к ближнему8, которых требовало от него просвещение Светом христианского учения, составившего основу формирования как европейской, так и русской культуры.
Уяснение важности влияния на человека и его культуру данной постановки вопроса позволяет с достаточным для того основанием утверждать, что благотворительность в ее классическом понимании возникала в античном обществе с его социальным и имущественным расслоением, с появлением слоя бедных, но свободных граждан, чье бедственное положение вызывало сострадание и сочувствие у более благополучных людей, готовых ради спасения своих душ оказывать посильную помощь нуждающимся, уповая на воздаяние.
В морально-нравственном отношении дохристианское античное общество для своего сохранения и поддержания выработало и исповедовало весьма развитую идеологию добра и зла, согласно которой добрые начала, способные обеспечить человеку благую жизнь, заложены в природе человека. В сохранении этих природных качеств человека, влияющих на состояние его души, видную роль в истории общества и культуры играют религиозное мировоззрение в различных его формах, а также наука, философия и искусство, выступающие как специфические средства утверждения в обществе принципов справедливости между социальными слоями и отдельными его членами.
Понятие и явление благотворительности уже в античности тесно переплетается с понятием и явлением филантропии. При этом довольно трудно определить, что в данном случае является первичным -любовь к человеку или стремление творить благие дела и поступки ради собственного удовлетворения и совершенствования. В античной культуре встречаются и та, и другая побудительные причины. Однако в любом случае первоначальное творение блага предполагает наличие любви к ближнему, который понимается как ближний породу, соседству или общему делу.
Такая любовь существовала и существует как в дохристианской, так и вне христианской культуры. Не случайно все мировые религии, при всем различии между ними, так или иначе апеллируют именно к принципу любви Это характерно и для различных форм христианства, и для ислама, и для буддизма и даже для архаических и языческих религий, различным образом прославлявших Эрос.
Изначально любовь к ближнему проявляется, прежде всего, на уровне живого, непосредственного чувства, которое еще не ведает рефлексии, но, независимо от этого, выполняет важную функцию поддержки и
сохранения ранних социокультурных образований. Филантропия в собственном смысле этого слова, т.е. как осознанное чувство любви к человеку, появляется под влиянием социальной жизни и развития рефлексии. Тем самым создаются условия для ее понимания в качестве свойства не природного индивида, а человека как такового. При этом филантропия в отношениях людей начинает выполнять универсальную коммуникативную функцию. Однако на первых порах филантропия как чувство, а тем более как рефлексия проявляется ограниченно, в пределах родовой или племенной группы, а также по отношению ч. к ближайшим соседям по поселению.
История человеческой культуры и социальности говорит о том, что на ранних этапах человеческой истории, т.е. на уровне первобытных или традиционных обществ, филантропия как чувство и благотворительность, как практика его удовлетворения не простираются на представителей иных социальных групп. Даже в сравнительно более поздний период классической древности чувства греков не были одинаковыми к согражданам и варварам или к свободным и рабам. Дня древних римлян иноплеменник был почти что врагом. В то время на филантропическое чувство, благотворительную помощь и поддержку мог рассчитывать лишь сородич, соплеменник или согражданин. Нужды всех прочих воспринимались безразлично и безучастно. Лишь честь удостоиться племенного усыновления или предоставления права гражданства, как это имело место в древнегреческих полисах или в древнем Риме, открывало чужаку путь к преимуществам, помощи и поддержке со стороны обретенных благодетелей в лице новых сородичей или государства - новой родины. Как писал В.С. Соловьев, «человек и в родовом быте сохранял способность к личному произволу, который и проявлялся в отдельных редких случаях, но эти исключительные проявления и подавлялись исключительными действиями патриархальной власти, не вызывая общих мер. Положение изменяется с переходом к государственному быту, т.е. когда многие народы и племена так или иначе, по тем или другим побуждениям или принудительным обстоятельствам соединяются постоянным образом вокруг одного общего вождя с более или менее организованной властью, причем упраздняется самостоятельность отдельных родов и колен и отменяется обычай кровной мести»9.
Обобщая такое отношение к чужим, иным, или варварам, можно, пожалуй, предположить, что исторически прогресс филантропии связан с вариациями родового, национального или патриотического чувства и ширится по мере того, как это чувство становится у его носителей менее личностным, ревностным и более открытым. Постепенное преодоление чувства ограниченности родоплеменными, государственными или гражданскими требованиями и интересами выводит человеческое сознание на уровень осознания других в качестве себе подобных. Это, безусловно, абстрактно-идеологический акт, который становится возможным лишь по мере накопления исторического, социокультурного и политического опыта взаимодействия с другими и определенного осознания его.
Суть этого осознания невольно обусловливает переход от естественной, стихийной и персонально ориентированной симпатии к возникновению симпатии безличностной или личностно отчужденной, которая органически, по крайней мере, на уровне идеи, связывает человека с теми, кого он рассматривает в качестве себе подобных. Это еще не все человечество, но это уже преодоление своей родоплеменной или государственно-политической обособленности. В это время еще отсутствует понятие человеческого единства, целостности, но уже появляется тенденция к их выработке. Такое состояние человеческого сознания отмечал В.С. Соловьев, когда, в частности, писал: «Если сам народ видит свое настоящее благо во благе всеобщем, то как же патриотизм может составить благо своего народа как что-то отдельное и противоположное всему другому?»10.
Если благотворительность понимать как практическую реализацию в конкретных социокультурных и исторических условиях естественного и стихийного чувства любви к ближнему, то не трудно убедиться, что у этой реализации также существуют различные формы. Так, если благотворительность отождествлять с оказанием бескорыстной помощи ближним - родственникам, сородичам, соседям, членам общества или согражданам, - то имеет смысл обратить внимание на тот факт, что благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему была весьма ограниченной в классической древности. Древние греки и римляне, оказывая помощь и поддержку родственникам и близким, «старались по возможности избежать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием»".
Однако и в этот период ограниченной любви к ограниченному кругу родных и близких существовала благотворительность, в основе которой лежало не столько чувство, сколько уже рефлексия, т.е. осознание необходимости поддержки сограждан в пределах общества и государства. Можно сказать, что тем самым намечалось движение к сознательно организованным проявлениям благотворительности. Причем складывалась подобная благотворительность как в государственной, так и в частной форме. Красноречивые примеры государственной благотворительности мы встречаем, например, в истории Древнего Рима. «В Древней Греции и Риме аристократы кормили обедневших сограждан, обязывая их оказывать своим покровителям политическую поддержку»12. Такую благотворительность вряд ли можно считать абсолютно филантропической. Ведь в ее основе лежит если не политический расчет, то уж во всяком случае, политический интерес, т.е. некое прагматическое начало.
«Хлеба и зрелищ» требовал римский плебс от государственной власти. И римским правителям приходилось проявлять заботу о наиболее бедных, но свободных гражданах, от голосов и воли которых зависело существование самой власти. Правда, эту заботу вряд ли можно считать регулярной и систематической, так как основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на больших семьях и общинах. Однако в ней присутствовал уже элемент рациональной организации, ибо государство из соображений собственной безопасности вынуждено было заниматься делами социального призрения.
Что касается частной благотворительности классической античности, то она также направлялась не только стихийными человеколюбивыми эмоциями или морально-нравственными причинами, историческими по своему происхождению, а рассудочными соображениями необходимости борьбы за положение в обществе, т.е. рефлексивно осознаваемыми прагматическими причинами политического и статусного характера. Это была не столько благотворительность в современном ее понимании, сколько тщеславная расточительность частного и общественного имения, рассчитанная на популярность такого благотворителя в общественной среде, открывавшая ему путь к политическому возвышению. Собственно филантропическая и нравственная составляющая подобной благотворительности была ничтожно мала.
Тем не менее, даже такая ограниченная благотворительность по своим объективным последствиям была общественно значимой и похвальной: в античной древности «богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению различных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т.п. Таким образом, богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость (munificentia) на пользу граждан и государства. Но продукты этой щедрости-общеполезные сооружения и мероприятия должны были делаться достоянием не только бедных, но и богатых»13.
Описанному состоянию взаимоотношений между людьми в древности соответствует ограниченная концепция филантропии, которая появляется благодаря возникновению и развитию греческой философии. Отличительной чертой этой философии было то, что в области разработки теории морали она не выходила, как правило, за пределы полисного сознания и идеала индивидуального воспитания и развития. Это характерно как для Платона, так и для Аристотеля.
Только, вероятно, киники в какой-то мере и стоики поднимаются до идеи человеческого единства и рассматривают всех людей как подверженных действию одних и тех же законов, обладающих одними и теми же естественнымиправами и стремящимися к одному и тому же идеалу, поскольку причастны к одному и тому же разуму. Не даром именно киники поднимаются в своем творчестве до идеи космополитизма14.
Идея о единстве человечества способствовала и оформлению идеи любви к человеку вообще, что нашло отражение в трудах ряда античных авторов -выглядит как полухристианство15. Здесь идея явно доминирует над чувством. Будучи порождением разума, она способна руководить разумом и чувствамилюдей, высоко оценивающих разум, преклоняющихся перед ним. У таких людей, а их было сравнительно немного в древнем мире, разумная идея способна была стать основой и мерилом нравственности столь же высокой, как и та нравственность, к которой стремилось и которую проповедовало христианство.
Однако античная, рационально разработанная мораль остается преимущественно индивидуалистичной, так как именно к личному совершенствованию, к культурному идеалу мудреца, абстрактно изолированного от себе подобных, стремятся все философские системы древности и вместе с ними стоицизм. Поэтому и филантропия остается у древних скорее благой философской идеей, неким идеальным ориентиром, путеводным огнем, освещающим трудную дорогу к совершенству, чем находящим удовлетворение в реальной благотворительности чувством. На практике эта идея проявляется у ее сторонников и носителей, скорее, в форме несколько презрительной жалости к тем. кто лишен разумного понимания необходимости и желательности добровольного нравственного совершенствования. Такая любовь к ближнему по необходимости оказывалась умозрительной, абстрактной, а потому и недоступной широкому пониманию и внедрению в практику социокультурных отношений античного общества.
Это же относится и к соответствующему пониманию благотворительности, в основе которого лежало представление о пользе для частных лиц и государства оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Такая прагматическая позиция получила даже теоретическое обоснование у Марка Тулия Цицерона в его рассуждениях об обязанностях римского человека и гражданина. Рассматривая проблему обязанностей, он задается вполне правомерным для рефлексирующего ума вопросом: «Благоприятствует ли предмет нашего рассуждения достатку и приятности нашей жизни, средствам нашего существования и богатствам, влиянию, могуществу - всему тому, чем люди могли бы помогать себе и своим близким»16. То есть вопрос об обязанностях ставится в связь и зависимость от наличия материального достатка и внутреннего чувства приятности оказания помощи.
Благотворительность и щедрость Цицерон вполне рационально относит к качествам, наиболее свойственным природе человека. Однако это теоретическое утверждение сопровождается у него некоторыми оговорками. Благотворителю «прежде всего надо остерегаться, чтобы эта доброта не вредила именно тем людям, которым, как нам кажется, мы делаем добро. А также и другим людям; затем -чтобы доброта не превышала наших возможностей; далее, надо стараться воздавать каждому по заслугам; это - основа справедливости; к ней •л надо относить все это рассуждение. Ибо тех, кто оказывает людям милость, которая может повредить тому, кому, по-видимому, хотят принести пользу, надо признать не благодетелями и не щедрыми людьми, а несущими погибель притворщиками; те же, кто причиняет вред одним людям, чтобы быть щедрыми к другим, совершают такую же несправедливость, как если бы они присваивали себе чужое имущество»17.
Не трудно заметить, что Цицерон, теоретически рассуждая о благотворительности, ищет ее прагматическую и вместе с тем нравственную составляющую. Он объявляет благотворительность общественной обязанностью человека. Тем самым Цицерон пытается дать благотворительности убедительное рациональное объяснение и обоснование, что само по себе заслуживает всяческой похвалы. Но рационально-резонерская рефлексия, подчеркивая в данном случае прагматический и долженствовательный характер благотворительности, оставляет в стороне, как бы не замечает проблему живого сочувствия, сострадания, сопереживания, с которыми связано проявление не теоретически реконструируемой, а подлинной, живой любви к человеку. Для рациональной рефлексии античного мира таких вещей будто бы не существует.
Это происходит потому, что мир живых человеческих чувств по природе своей ставится классической античной культурой ниже роли разума в организации правильной, т.е. рационально и логически понимаемой жизни. Но недооценка философской рефлексией сферы чувств не могла исключить деятельности чувств из реальной жизни, из сферы живых, непосредственных человеческих отношений. Слабость философии в этом отношении открывала возможность для возникновения мировоззрения, способного удовлетворить сочувствующего, сопереживающего, сострадающего человека. Ограниченность античной философской рефлексии и ее доступность преимущественно ограниченному кругу избранных в известном смысле предопределяла возникновение христианства как культурно-мировоззренческого ответа на социальную и духовную потребность простого человека античного мира.
Поэтому не случайно, наверное, наиболее сильной стороной христианства, быстро завоевавшего огромную массу приверженцев во всех слоях античного общества, стала обращенность именно к миру живых человеческих эмоций, человеческого отношения к человеческому, своего рода попытка легализовать их в глазах античного человека и одухотворить. Это изначально сообщило античной благотворительности новую направленность - собственно общественную, поскольку ранняя христианская церковь была именно самодеятельной общественной организацией - и наполнило любовью к человеку, тождественной любви к Богу. Это привело к тому, что произошла сакрализация чувства любви к человеку и благотворительности как ее практической реализации, произошло их одухотворение чувством божественного, предопределившим формирование принципиально новой системы отношений между людьми. «Евангельское учение о милостыне, слова Христа об отношении к ближнему: «блаженни милостивые, яко тии помилованы будух», «продайте имения ваши и дадите нищим», «не скрывайте себе сокровище на земле, идеже тля тлит и татье подкапывают; но скрывайте себе сокровище на небесах, идеже ни тля тлит, ни татье крадут», а также слова псалма «блажен муж милуя и дая» и сказанное у Соломона: «вдаяй нищему - Богу взаим дает» - тот фундамент, на котором создалась, выросла и окрепла русская благотворительность, тот источник деятельной доброты по отношению к ближнему, который лег в основу народного воззрения на значение благотворения и помощи ближнему «как брату во Христе»»18.
Именно с этого момента можно говорить о формировании подлинной благотворительности, благотворительности в собственном смысле этого слова, где отчетливо проявляются, просматриваются морально-нравственные корни, питаемые религиозной почвой. Также можно утверждать, что намечается переход от спонтанной, стихийной благотворительности, которая осуществлялась преимущественно частными лицами из прагматических побуждений, к организованной или цивилизованной благотворительности под руководством и патронажем государства или такой общественной организации, какой становится христианская церковь. Уже в рамках античной культуры частные лица, общественные организации и государство начинают выступать в качестве главных субъектов благотворительной деятельности, и они же определяют ее главные формы. Как следствие, с возникновением христианства благотворительность начинает существовать в трех своих главных формах - как личная, общественная и государственная. Причем личная благотворительность преимущественно сохраняет черты спонтанности и стихийности, а общественная и государственная получают импульс к институциализации в целесообразно организованной форме.