Комментарии по психологической андрогинии
Центральная фигура ТГС — это полотипизированный индивид. Мои ранние работы были связаны с андрогинным субъектом. В начале 70-х андрогиния казалась многим феминисткам более либеральной и гуманной альтернативой традиционным, основанным на поле стандартам психического здоровья. Действительно, эта стратегия могла применяться в равной степени как для мужчин, так и для женщин. Она поддерживала стремление совмещать в своей личности фемининные и маскулинные черты.
Но, защищая концепцию андрогинии, феминистки заменили предписание «быть только фемининным или только маскулинным» на предписание «быть одновременно и фемининным, и маскулинным». Теперь у индивида вместо одного появилось два потенциальных источника неадекватности.
Концепция андрогинии, по моему мнению, проблематична и потому, что она базируется на допущении существования внутри нас фемининности и маскулинности. Она допускает, что фемининность и маскулинность имеют независимую и явную реальность, а не конструируются в процессе гендерной схематизации. Акцент на андрогинии делает невозможным понимание того, как гендер организует наше восприятие и нашу социальную жизнь.
329
Напротив, концепция процессов гендерной схематизации направляет наше внимание на разнообразные возможности гендерной схемы в условиях, где преимущество должны иметь другие схемы. Без сомнения, ТГС является политическим посланием. Согласно ему, не индивид должен быть андрогин-ным, скорее, сеть ассоциаций, образующая гендерную схему, должна быть более ограниченной в объеме, и общество должно прекратить настаивать на повсеместной функциональной важности гендерной дихотомии.
Человеческое поведение и личностные характеристики больше не должны определяться гендером. Общество должно прекратить проецировать гендер на ситуации, не связанные с гениталиям.
СОДЕРЖАНИЕ
Изменяя психологию..................................5
Вместо предисловия.................................5
Понятие гендера ....................................7
Теория линз культуры ...............................8
Теория гендерной схемы ............................12
Феминистская педагогика...........................15
Социальная практика...............................18
Социализация ученого..............................18
Достижения .......................................20
Будущее психологии................................24
Предисловие.......................................27
Благодарности.....................................29
ГЛАВА 1. Введение...................................33
ГЛАВА 2. Биологический эссенциализм..................39
Биологическая политика............................40
Примеры из истории социобиологии .................48
Пренатальная теория гормонов ......................59
Альтернативная гипотеза: тело в социальном
контексте .........................................66
За пределами тела ..................................75
ГЛАВА 3. Андроцентризм..............................77
Иудейско-христианская теология ....................81
Философия древних греков..........................89
Психоаналитическая теория Фрейда..................97
Американский закон о равных правах................103
ГЛАВА 4. Гендерная поляризация......................123
Сексуальная инверсия .......i.....................125
Гомосексуальность................................132
Маскулинность — фемининность....................149
331
За пределами науки: торжество различий
между женщинами ................................181
ГЛАВА 5. Конструирование гендерной идентичности......188
Процесс инкультурации............................195
Конструирование своего «Я»........................211
Формирование гендерного нонконформиста
(gender nonconformist)..............................230
ГЛАВА 6. Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов..................................242
Головоломка различий.............................243
На пути к гендерной нейтральности: искоренение
андроцентризма...................................250
На пути к утопии: искоренение гендерной
поляризации......................................261
Примечания.......................................268
Мини-словарь для чтения книги......................281
Библиография.....................................285
Приложение. Теория гендерной схемы и ее применение для развития ребенка: воспитание ребенка, свободного от гендерной схематизации, в обществе гендерной
схематизации......................................308
Психоаналитическая теория........................309
Теория социального научения ......................309
Теория когнитивного развития......................311
Теория гендерной схемы ...........................313
Процессы гендерной схематизации..................314
Эмпирические исследования по процессам
гендерной схематизации ...........................317
То, что предшествует процессам гендерной
схематизации.....................................319
Воспитание гендерно-несхематизированного ребенка ... 322
Обучение детей различиям между полами ............323
Биологические особенности пола ...................324
Обеспечение альтернативными схемами .............326
Комментарии по психологической андрогинии.......329
Сандра Липсиц Бем
Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов
Компьютерная верстка: Верхозин В.Г.
Л.Р. № 066009 от 22.07.1998. Подписано в печать 06.09.2004
Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная
Усл.-печ. л. 21,0. Тираж 1500 экз. Заказ №5350
Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
117393, Москва, ул. Профсоюзная, д. 82. Тел. 334-81-87 (дирекция);
Тел./факс 334-82-42 (отдел реализации)
Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru