Комментарии по психологической андрогинии

Центральная фигура ТГС — это полотипизированный индивид. Мои ранние работы были связаны с андрогинным субъектом. В начале 70-х андрогиния казалась многим феминисткам более либеральной и гуманной альтернативой традиционным, основанным на поле стандартам психического здоровья. Действительно, эта стратегия могла применяться в равной степени как для мужчин, так и для женщин. Она поддерживала стремление совмещать в своей личности фемининные и маскулинные черты.

Но, защищая концепцию андрогинии, феминистки заменили предписание «быть только фемининным или только маскулинным» на предписание «быть одновременно и фемининным, и маскулинным». Теперь у индивида вместо одного появилось два потенциальных источника неадекватности.

Концепция андрогинии, по моему мнению, проблематична и потому, что она базируется на допущении существования внутри нас фемининности и маскулинности. Она допускает, что фемининность и маскулинность имеют независимую и явную реальность, а не конструируются в процессе гендерной схематизации. Акцент на андрогинии делает невозможным понимание того, как гендер организует наше восприятие и нашу социальную жизнь.

329

Напротив, концепция процессов гендерной схематизации направляет наше внимание на разнообразные возможности гендерной схемы в условиях, где преимущество должны иметь другие схемы. Без сомнения, ТГС является политическим посланием. Согласно ему, не индивид должен быть андрогин-ным, скорее, сеть ассоциаций, образующая гендерную схему, должна быть более ограниченной в объеме, и общество должно прекратить настаивать на повсеместной функциональной важности гендерной дихотомии.

Человеческое поведение и личностные характеристики больше не должны определяться гендером. Общество должно прекратить проецировать гендер на ситуации, не связанные с гениталиям.

СОДЕРЖАНИЕ

Изменяя психологию..................................5

Вместо предисловия.................................5

Понятие гендера ....................................7

Теория линз культуры ...............................8

Теория гендерной схемы ............................12

Феминистская педагогика...........................15

Социальная практика...............................18

Социализация ученого..............................18

Достижения .......................................20

Будущее психологии................................24

Предисловие.......................................27

Благодарности.....................................29

ГЛАВА 1. Введение...................................33

ГЛАВА 2. Биологический эссенциализм..................39

Биологическая политика............................40

Примеры из истории социобиологии .................48

Пренатальная теория гормонов ......................59

Альтернативная гипотеза: тело в социальном

контексте .........................................66

За пределами тела ..................................75

ГЛАВА 3. Андроцентризм..............................77

Иудейско-христианская теология ....................81

Философия древних греков..........................89

Психоаналитическая теория Фрейда..................97

Американский закон о равных правах................103

ГЛАВА 4. Гендерная поляризация......................123

Сексуальная инверсия .......i.....................125

Гомосексуальность................................132

Маскулинность — фемининность....................149

331

За пределами науки: торжество различий

между женщинами ................................181

ГЛАВА 5. Конструирование гендерной идентичности......188

Процесс инкультурации............................195

Конструирование своего «Я»........................211

Формирование гендерного нонконформиста

(gender nonconformist)..............................230

ГЛАВА 6. Трансформация взглядов на проблему

неравенства полов..................................242

Головоломка различий.............................243

На пути к гендерной нейтральности: искоренение

андроцентризма...................................250

На пути к утопии: искоренение гендерной

поляризации......................................261

Примечания.......................................268

Мини-словарь для чтения книги......................281

Библиография.....................................285

Приложение. Теория гендерной схемы и ее применение для развития ребенка: воспитание ребенка, свободного от гендерной схематизации, в обществе гендерной

схематизации......................................308

Психоаналитическая теория........................309

Теория социального научения ......................309

Теория когнитивного развития......................311

Теория гендерной схемы ...........................313

Процессы гендерной схематизации..................314

Эмпирические исследования по процессам

гендерной схематизации ...........................317

То, что предшествует процессам гендерной

схематизации.....................................319

Воспитание гендерно-несхематизированного ребенка ... 322

Обучение детей различиям между полами ............323

Биологические особенности пола ...................324

Обеспечение альтернативными схемами .............326

Комментарии по психологической андрогинии.......329

Сандра Липсиц Бем

Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов

Компьютерная верстка: Верхозин В.Г.

Л.Р. № 066009 от 22.07.1998. Подписано в печать 06.09.2004

Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная

Усл.-печ. л. 21,0. Тираж 1500 экз. Заказ №5350

Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)

117393, Москва, ул. Профсоюзная, д. 82. Тел. 334-81-87 (дирекция);

Тел./факс 334-82-42 (отдел реализации)

Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Наши рекомендации