Основные идеи гуманистической педагогики
1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей.
2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
Ребенок – субъект педагогического процесса.
Личностно-деятельностный подход, определяя изменение характера процесса и объекта обучения, предполагает и изменение основной схемы взаимодействия учителя, преподавателя и учеников, студентов.
Вместо широко распространенной схемы их взаимодействия S — О, где S — учитель, преподаватель — субъект педагогического воздействия и управления, а О — ученик — объект такого воздействия,
должна иметь место схема субъектно-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников,преподавателя и студентов в совместном дидактически организуемом учителем решении учениками учебных задач.
Информационно-контролирующие функции учителя, преподавателя должны все больше уступать место собственно координационным. «Учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником», — подчеркивал еще Л.С. Выготский [46, с. 192].
Именно «подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от учения, превратил его из цели в средство работы школы.
В результате обучение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешними по отношению к его реальной жизни.
Таким же отчужденным от образовательного процесса оказался и учитель, лишенный возможностей самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности.
Он утерял человеческий ориентир своей профессиональной позиции — личность ученика.
Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно, таким образом, реализоваться по схеме S1 ↔ S2,
где S1 — это учитель, преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник;
S2 — это ученик, общение с которым рассматривается учителем, преподавателем как сотрудничество в решении учебных задач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.
Ориентация на лучшие качества личности.
5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее...
6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.
7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.
8. Отсутствие прямого принуждения.
/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.
Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.
Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.
9. Приоритет положительного стимулирования.
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности...
10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.
Уравнивание ученика и педагога в правах.
Соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Общение, основанное на взаимопонимании.
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
Право ребенка на свободный выбор.
При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.
14. Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
Принятие ребенка таким, каков он есть.
Терпимость к детским недостаткам.
Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
18. Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).