И позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Основнаяцель педагогического общениясостоит

как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся,

так и вобмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью -

на само учебное взаимодействие,

на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития)

и на предмет освоения (усвоения)

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной.

Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося.

Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

+++++

При анализе педагогического общения необходимо разграничивать его педагогические и собственно коммуникативные задачи.

Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала,

тогда как коммуникативная задача отвечает на вопрос, какими средствами воздействия педагога на обучающихся это можно осуществить более эффективно, какие речевые средства лучше всего использовать в разных педагогических ситуациях. классифицировать педагогическую ситуацию.

+++++++++

МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

1) учебно-дисциплинарную;

Личностно ориентированную.

1. Учебно-дисциплинарная модель общения.

Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай, как я".

Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или опека.

Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.

Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения.

2. Личностно ориентированная модель общения.

Цель личностно ориентированной модели общения - обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.

Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения.

Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей.

Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

++++++++

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Познание личности

Обмен информацией

Организация деятельности

обмен ролями — смена социальных ролей способствует многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», возможности войти в роль другого...

подключение учащихся к ведению отдельных элементов урока; возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

сопереживание — обеспечивает условия для формирования способности стать на точку зрения другого человека...

самоутверждение — способствует осознанию школьником своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки...

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ(В.А.Кан-Калик):

Наши рекомендации