Затекстовые библиографические ссылки (ГОСТ Р 7.0.5-2008)
1. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с.
2. Дальневосточный международный экономический форум (Хабаровск, 5-6 окт. 2006 г.): материалы / Правительство Хабар, края. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. Т. 1-8.
3. Ефимова Т. Н., Кусакин А. В. Охрана и рациональное использование болот в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. 2007. № 1. С. 80-86.
4. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб, пособие для студентов педвузов. М.: Астрель; Тверь: ACT, 2006. 319 с. (Высшая школа).
5. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А. Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118с.
6. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
Библиографические ссылки на электронные ресурсы
Внутритекстовые
1. (Статистические показатели российского книгоиздания в 2006г.: цифры и рейтинги. URL: http://bookchamber.ru/stat_2006.htm)
2. (Русское православие: [сайт]. URL: http://www.ortho-rus.ru/)
3. (Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №2. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2002-2/12.shtml)
4. (URL: http://www.bashedu.ru/encikl/title.htm)
Подстрочные
5. Московский Кремль [Электронный ресурс]: трехмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007.1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
6. Кремлева С. О. Сетевые сообщества // PORTALUS.RU: всерос. виртуал. энцикл. М., 2005. URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology (дата обращения: 11.11.2005).
7. География: электрон. версия газ. 2001. № 15 (спец. вып.). URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200101502 (дата обращения: 13.03.2006).
8. Ванюшин И. В. Методика измерения характеристики преобразования АЦП // Исследовано в России: электрон, многопредм. науч. журн. 2000. [Т. 3]. С. 263-272. URL:http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/019.pdf (дата обращения: 06.05.2006).
Затекстовые
9. Дирина А. И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журн. 2007. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).
10. О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г. (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г., от 24 июня 1938 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006.1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
12. Лэтчфорд Е. У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007).
Способы введения библиографических ссылок в текст документа
Вид библиографической ссылки | Стандартный оборот речи |
1.Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина | В соответствии с определением, приведенным в (6, С.6), под … будем понимать… В словаре … (12) термин «…» определяется как… Понятие … в современной культурологии трактуется как… (11; 22-27). |
2.Нейтральные ссылки, ссылки-упоминания | Проблеме… посвящены работы (17_21). Опыт … описан в публикациях (4-12). Метод… нашел отражение в работах (3,С.56-78; 14, С.21-34). |
3. Ссылки-сопоставления. Нейтральные ссылки с элементами классификации | Проблеме… уделялось серьезное внимание как в публикациях теоретического (12-21), так и экспериментального характера (22-27). Известны исследования по… как отечественных (16-23), так и зарубежных ученых (44-56). |
3.2.Ссылки, отражающие сходство взглядов. | Как в публикациях (4-8), так и в работах (9-11) предлагается… В соответствии с концепцией…, предложенной в монографии (33), в статье (21) используется способ… Аналогичный прием был использован в (4). |
3.3. Ссылки, отражающие различия взглядов | Противоположная точка зрения высказана в работе Т.Г.Гриднева (41). Иной способ решения проблемы… предложен в работах С.Д.Орлова (14-18). В отличие от работы (9), трактующей…, в исследовании (23) предлагается… |
4. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора | Вряд ли можно согласиться с тезисом Г. Н. Маркова, что «…» (43,С.66). Утверждение авторов статьи (15) о том, что…, является весьма спорным. Предложенный в монографии (54) способ решения проблемы… страдает рядом недостатков… |
5. Ссылки-соглашения, одобрения | С нашей точки зрения, наиболее плодотворный подход предложен в работах (34-38). Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях (54-60). |
Упражнения
1. Представьте аналитический комментарий«Введения» в учебное пособие[34]. Дайте толкование понятий «мистика», «искусство», «мифология», «философия», «религия», «наука», «идеология». Проверьте по энциклопедическому словарю.
1. Составьте тезисный план текста, охарактеризуйте каждый этап.
2. Объясните смысловую связь 2-го предложения и концовки текста и авторскую позицию.
3. В письменном рассуждении объясните отношения в дихотомической паре « Природа – Культура».
«Пока человек был частью природной экологической системы, ему незачем было заботиться о смысле существования. Беспокойство, ощущение пустоты жизни и необходимость определения ее смысла пришли с отделением от природы и начавшимся процессом формирования культуры, которая затем все больше подчиняла себе человека. Выделению человека из мира природы соответствуют семь этапов становления культуры: мистика, искусство, мифология, философия, религия, наука, идеология. Причем каждый последующий этап синтезирует в себе все предыдущие. Переход на каждую последующую ступень культуры означал еще один шаг из природы. Так, мистическому мироощущению соответствует боль человека, утратившего счастье инстинктивного бытия. Искусство – это подражание природе, попытка духовного обладания ее объектами в тот момент истории, когда, по мнению Б.Ф. Поршнева, возникшая частная собственность стала препятствовать этому. Мифология – это попытка приблизить природу, наделив ее человеческими чертами, очеловечив ее. Четвертый шаг из природы – утверждение рационализма в полной мере – вызвал к жизни философию, т.е. желание проникнуть в суть природы, постичь ее единство с помощью разума. Неудача такого синтеза вызвала у человека потребность в едином высшем существе, которое бы облегчило возможность единения человека и его родины – природы. Из этого желания выросли мировые религии. Несостоявшийся синтез породил в человечестве желание, расчленив природу на части, узнать, что внутри. Родилась наука. Разочарование в себе и последовавший затем кризис всей человеческой культуры привели к рождению идеологии, породившей затем глубочайший культурный пессимизм. Человек безвозвратно «утратил свою первоначальную родину – природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться... У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст».