Правильность речи и языковые нормы

К литературным нормам языка, к оценкам его фактов с точки зрения правильности-неправильности нельзя подходить с позиций вкусовых оценок и привычек или отвлеченных теоретических рассуждений. Только на основе тщательного изучения истории литературного языка и всестороннего анализа его современного состояния и функционирования можно делать объективные выводы о тенденциях развития литературных норм, научно направлять и регулировать его развитие.

Первая ступень речевой культуры–правильность речи– соблюдение языковых норм. Речевая (языковая) норма– совокупность наиболее устойчивых традиционных способов языкового выражения, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

норма 1 степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Любые отклонения от нормы должны быть ситуативно и стилистически оправданы, отражать реально существующие в языке вариантные формы (разговорную или профессиональную речь, диалектные отклонения и т.п.), а не произвольное желание говорящего.

Общие условия образования нормы: 1) соответствие структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость; 3) общественное одобрение и признание; 4) закрепление в нормативных изданиях (словарях и справочниках); 5) для государственного русского языка – утверждение Правительством РФ норм литературного русского языка и нормативных словарей и справочников.

Изменение норм часто вызвано действием собственно языковых законов – закона экономии языковых средств (предпочтение наиболее краткой формы выражения для экономии времени и усилий) и закона аналогии (уподобление одной формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в форме и содержании: выравнивание ударения в группах слов, уподобление морфологических форм и форм управления).

Типы нормвыделяются в соответствии с основными уровнями и сферами использования языка (Таблица 2).

Таблица 2. Виды языковой нормы

Правила Нормы
Ударения Акцентологические
Произношения Орфоэпические
Употребления слов Лексические
Образования слов и форм слов, соединения слов в словосочетания и предложения Грамматические: словообразовательные, морфологические, синтаксические
Написания слов Орфографические
Постановки знаков препинания Пунктуационные

Остановимся на некоторых видах норм.

Лексические нормы. Лексика (от греч. lexikos «словесный, словарный») – вся совокупность слов какого-либо языка или диалекта (русская лексика, лексика архангельских говоров и др.), а также часть этих слов, употребляющихся в определенной сфере (лексика профессиональная, жаргонная и др.), имеющих общую стилистическую принадлежность, окраску (лексика научная, разговорная и др.), общее происхождение (лексика исконно русская, заимствованная и др.), употребляемых каким-либо человеком, в частности писателем во всех его произведениях или в каком-то одном (лексика А.С. Пушкина, «Евгения Онегина»).

Лексические нормы основаны на том, что:1) слово должно употребляться с учетом его лексического значения; 2) слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности); 3) слово должно употребляться с учетом его лексической сочетаемости.

Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где-то имеет одно значение - «в каком-то месте», «неизвестно где» (где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: Где-то в 80-х годах XIX века; Занятия планировали провести где-то в июне; План выполнен где-то на 105%.

Речевым недочетом следует считать частое употребление слова «порядка» в значении «немногим больше», «немногим меньше». В русском языке для обозначения этого понятия имеются слова: приблизительно, примерно.

К типичным лексическим ошибкам относятся:

1. Неточное словоупотребление: А) Создание нормативной базы для организации собственников жилья. (Организация – 1) организованность, внутренняя дисциплина; 2) общественное объединение или государственное учреждение.) Слово «организация» использовано в данном контексте без учета его лексического значения. «Нормативная база» создается не для того, чтобы собственники жилья «организовывались», а для того, чтобы они «появлялись», в данном случае уместно было бы использовать отглагольное существительное «появление» вместо «организация». Б) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.

В) Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон. Договор не может быть прекращен, он может быть заключен и расторгнут, а прекращаются договорные отношения.

2. Неразличение паронимов. Паронимы – это близкие по звучанию, но отличающиеся по значению слова: исполнительный – исполнительский, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, страховщик – страхователь и т.д.

Сравним употребление многозначных глаголов представить и предоставить: Представить: 1) предъявить, сообщить (представить список сотрудников, представить доказательства); 2) познакомить с кем–либо (представить коллективу нового работника); 3) ходатайствовать (о повышении, о награде) (представить к очередному званию); 4) составить, обнаружить (представить значительную ценность).

Предоставить – 1) выделить что-то в чье-то распоряжение (предоставить кредит), 2) дать какое-нибудь право (предоставить отпуск, слово).

3. Плеоназмом называют вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением значений слов: а) совместное сотрудничество (сотрудничество – совместное решение проблем), прейскурант цен (прейскурант – справочник, список цен на продукцию); б) Я хочу ответить на ваш вопрос короткои лаконично;в)Первый дебютее состоялся осенью; Главная сутьэтой статьи заключается в следующем; Желаем всем не деградировать к худшему,

4. Тавтология (от гр. tautologia от tauto – то же самое + logos – слово) – неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте (топать ногами) дублирование элементов форм слов (очень прекрасный, самый наилучший) Тавтология чаще всего является следствием речевой небрежности. (Существовала опасностьличной безопасностиизбирателей), 8)использование вречи слов-паразитов (И вот, значит,появляются, так сказать,люди, которые не желают видеть так называемуюреальность).

5.Нарушение устойчивых сочетаний: а) Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая – крепкая дружба; в) дешевые цены (вместо: низкие); «Мы снизим цены и повысим ассортимент» (вместо: расширим).

6. Использование устаревших слов.

Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, – должны соответствовать стилистике текста, иначе они неуместны: Ныне в университете был день открытых дверей. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор – глава какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор – нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.

7. Неточное использование слов иноязычного происхождения:Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Глагол лимитировать (установить лимит чего-нибудь, ограничить) в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.

8. Клише и штампы.

Канцеляризмы - слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны: Имеет место отсутствие учебных пособий.

Штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью, в результате слишком частого употребления утратившние первоначальную образность: При голосовании поднялся лес рук.

9.Контаминация– смешение частей устойчивых сочетаний: 1) Базу боевиков мы сровняли с лицом земли. (Совмещены выражения сровнять с землей и стереть с лица земли.) 2) Попытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки зрения. (Совмещены выражения точка зрения и сдвинуть с мертвой точки.) После исправления:1) Базу боевиков мы сровняли с землей или стерли с лица земли. 2) Попытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки.

2. Грамматические нормы:

2.1.Морфологические нормы.

А. Немалые трудности возникают при употреблении существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии. Существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола типа врач, инженер, технолог, как правило, согласуются с прилагательными в форме мужского или женского рода в зависимости от принадлежности лица к муж­скому или женскому полу (т.е. по значению). Например: Опытный адвокат Иванов выиграл процесс. - Опытный адвокат Иванова выиграла процесс.

Б. Неточное использование производного предлога: “Двойку ты получил благодаря (из-за) невнимательности”;

В. Ошибка в образовании формы слова: “выдающий ученый” (“выдающийся ученый”); “

В профессиональной речи важно помнить правила словоизменения числительных.

Таблица 3. Склонение собирательных числительных оба, обе
Падеж Мужской и средний род Женский род
И. оба студента, стола, письма обе студентки, книги
Р. обоих студентов, столов, писем обеих студенток, книг
Д. обоим студентам, столам, письмам обеим студенткам, книгам
В. обоих студентов, оба стола, письма обеих студенток, обе книги
Т. обоими студентами, столами, письмами обеими студентками, книгами
П. об обоих студентах, столах, письмах об обеих студентках, книгах
Склонение количественных числительных
B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже. Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка). В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.
В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова Таблица 4. Склонение числительных 50- 80, 200- 400, 500- 900. .
Падеж 50-80 200-400 500-900
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. о пятидесяти о двухстах о пятистах
Таблица 4. Склонение числительных 40, 90, 100.
Падеж
И. сорок девяносто сто
Р. сорока девяноста ста
Д. сорока девяноста ста
В. сорок девяносто сто
Т. сорока девяноста ста
П. о сорока о девяноста о ста
 

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Синтаксические нормы.

2.2.1.Распространенной синтаксической ошибкой является нарушение структуры словосочетаний со связью управления, что вызвано переносом свойств сочетаемости на близкие по значению слова: говорить о том – указывать на то (ошибочно указывать о том). Часто даже однокоренные слова имеют разное управление: плата за проезд (вин. п.), но оплата проезда (род. п.); вера в победу (вин. п.), но уверенность в победе (пр. п.);

Различия в управлении могут быть вызваны использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях: гарантия («ручательство») чего?, гарантия, что..., гарантия в том, что... (гарантия успеха); гарантия («документ, прилагаемый к изделию») на... (гарантия на два года).

При построении высказываний следует избегать скопления одинаковых падежных форм. Для официально-деловой речи характерны цепочки форм родительного падежа, но не превышающие оптимальную длину (4-5 слов): Исходя из необходимости разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон подряда...

2.2.2. В деловой речи получили большое распространение словосочетания с предлогом о (вопрос о доверии; решение о кадрах). Однако наблюдаются случаи злоупотребления предлогом «о». Например: Руководитель организации отметил о важности поставленной проблемы (отметил важность).

Для правильного употребления предлогов в деловой речи рекомендовано пользоваться следующими правилами[8]:

3.3. Составители деловых бумаг допускают ошибки, не учитывая, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом, и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении отражаться в позициях подлежащего и сказуемого. Например: Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. Правильный вариант: Проработав всего два месяца, он испортил отношения с начальником цеха.

Основное требование использования деепричастных оборотов: деепричастие и глагол, к которому оно относится, обозначают действия одного лица. Поэтому ошибочно употреблять деепричастный оборот

– в безличных предложениях (кроме инфинитивных конструкций) (Осматривая место происшествия, нами было установлено);

– в пассивных конструкциях, так как субъект действия пассив­ной конструкции не может совпадать с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Объединив наши усилия, к нам вернется уверенность в успехе);

– в неопределенно-личных предложениях (Выходя из такси, потерпевшему не дали сдачи).

Важно помнить, что причастный оборот может находиться до или после оп­ределяемого слова, но не должен включать в себя определяемое слово (неправильно: собранные улики в ходе следствия – правильно: улики, со­бранные в ходе следствия или собранные в ходе следствия улики). Нарушением синтаксической нормы является отрыв причастного оборота от определяемого слова и пропуск зависимых от причастия слов. (Дети, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу).

Чтобы избежать ошибок, связанных с логической несочетаемостью однородных членов предложения, следует помнить:

– в качестве однородных членов предложения не должны выступать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, например: Магазину требуются продавцы бытовой техники и телевизоров. В данном случае нарушение нормы вызвано тем, что в качестве однородных членов использованы родовое понятие «бытовая техника» и видовое – «телевизоры»;

– однородными членами предложения не могут быть слова, выражающие так называемые скрещивающиеся понятия, т.е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Недопусти­мы конструкции: Руководство отметило и премировало луч­ших сотрудников ценными подарками.

– недопустимо употреблять в качестве однородных членов сло­ва, обозначающие разноплановые понятия, например: Выдача готовой продукции производится по счету и по предъявле­нии квитанции;

– в качестве однородных членов не могут использоваться при­даточные предложения, причастные и деепричастные обороты (Рассматривая Ваше предложение и решающий эту проблему положительно, хочу обратить ваше внимание на условия хранения продукции).

При использовании сложных предложений иногда нарушаются смысловые отношения между их частями из-за некорректного использования союзов, в частности происходит контаминация составного союза, нарушающая логические связи в структуре сложного предложения (Не только крупные и средние предприятия се­годня перед угрозой закрытия, а также малый бизнес растворяется из-за бремени налогов).

Контрольные вопросы

1. Что такое языковая норма?

2. Каковы типичные лексические ошибки?

3. Каковы типичные грамматические ошибки

Упражнения

1. Упражнения для самоподготовки

1. Запомните сложные случаи акцентологической нормы:

бухгАлтеры

бюллетЕнь /бюллетЕня

валовОй
вОзрастов

вручИм (награды)

граждАнство

джинсОвый

диспансЕр

дОгмат

договОр,

домОвая книга

до скольких

жёлчность, жёлчный, жёлчь

жИл, жилА, жИло, нЕжил, не жилА, нЕжило, нЕжили

жизнеобеспЕчение

забытьё, я; в забытьИ

завИдно

заключИм (соглашение)

занялсЯ

занятОй человек

запломбирОванный

Издан, изданА

интервьЮер

каталОг

красИвее,

лАгерь, мн. лАгери, ей (общ. полит. групп.)

лАгерь, мн. лагерЯ,й (турист. военный)

мальчикОвый

мЕнеджмент

намЕрение
нанОсное

неуставнЫе отношения

обезлИчение

обеспЕчение

обнарУжение

одноимённый

опЕка (не опёка)

опорОчение

опошлЕние

опрощЕние

оптОвый

освЕдомить

осуждённый

отчАсти

оценён (не оценен)

переключИм

(вы) прАвы

преклонИмся

принУдить

рефлЕксия

развитОй (ребёнок)

рАзвит(ый),-итА,- ито,- иты,(мысль)

развИтый,-Ит,-итА,ты ( волосы),

рАзвитый,-ит, -итА,- иты, прич. (мысль, тезис)

рисковОй,-Ая (договор, затея)

рискОвый (парень)

сирОты

(в) сЕти (Интернет)

ходАтайство

экспЕрт

языковАя политика

срЕдства

стОроны (но: обе сторонЫ)

устАвный капитал

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Тест 1

асиммЕтрия – асимметрИя

бАнты – бантЫ

вклЮчит – включИт

газопрОвод – газопровОд

диспАнсер – диспансЕр

ломОта – ломотА

дремОта – дремотА

зАдать – задАть

зАнять – занЯть

звОнит – звонИт

катАлог – каталОг

красИвее – красивЕе

кУхонный – кухОнный

меньшИнства – меньшинствА

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

обОдрить – ободрИть

осУжденный – осуждЁнный

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

пОнял – понЯл

премИровать – премировАть

принУдить – принудИть

слИвовый – сливОвый

тУфля – туфлЯ

углУбленное изучение – углублЁнное

хАос – хаОс

Тест 2

бАловаться – баловАться

вероисповЕдание – вероисповедАние

врУчит – вручИт

грУшевый – грушЁвый

дОбыча –добЫча

дОсуг – досУг

жАлюзи – жалюзИ

закУпоривать – закупОривать

запломбИровать – запломбировАть

исчЕрпать – исчерпАть

кладОвая – кладовАя

крЕмень – кремЕнь

лОмоть – ломОть

мотивИрованный – мотивирОванный

нАчать – начАть

новорОжденный – новорождЁнный

облЕгчить – облегчИть

Оптовый – оптОвый

откУпорить – откупОрить

повтОришь – повторИшь

страховой пОлис – полЮс

предпрИнять – предпринЯть

прИбыл – прибЫл

прИданое – придАное

тОрты – тортЫ

увЕдомить – уведомИть

фенОмен – феномЕн

ходАтайствовать – ходатАйствовать

Шкала оценки уровня культуры речи специалиста: 0 - 2 ошибки – высокий уровень культуры речи; 3 - 6 ошибок – удовлетворительный; 7 - 10 ошибок – низкий;

Тест 1 (ключ)

Тест 2 (ключ)

Задания.

1. Найдите лексические ошибки, отредактируйте предложения, определите вид ошибки.

1)Он прошел терновыйпуть от лейтенанта до генерала.2) Танцоры находятся в отличной боевой кондиции. 3) Благодаряурагану многие дома остались без кровли. 4) Новый взлетего творчества падает на 20-30-е годы.

2. Отредактируйте текст, устранив ошибки, связанные с употреблением паронимов:

1) Недовольные медленностью работы, мы немедленно предприняли меры для ее интенсификации.

2) Модная, недорогая и практическая обувь для зимнего сезона постоянно продается в нашем магазине.

3) В зале ожидания находилось много командировочных.

4) После возвращения с пробежки все спортсмены должны одеть другую обувь.

3.Найдите ошибки в употреблении числительных.

1) Семидесятью голосами это решение Думе принять не удалось.

2) Около четыреста картин еще вчера были здесь.

3) Ежегодно Московский метрополитен перевозит около двести миллионов человек. Во всех четырехсот семидесяти томах этого дела.

4. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования.

1. а) На сторону Антанты выступили Италия и Румыния.

б) Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.

в) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа.

2. а) В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

б) Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.

в) Соперник имел явное преимущество над нашими конкурсантами.

г) Два инфаркта подорвало его здоровье.

д) В своей речи оратор указал об этих недостатках.

3.а) Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе.

б) Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.

в) Ответ студента показывает о его хорошей подготовке.

4. а) В этом году мы отправились отдыхать на Карпаты.

б) Нужно уметь различать друзей от врагов.

в) Несколько детей выходят из школы.

д) Десяток яиц лежат на столе.

5. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

а) Контролировать за процессом приготовления.

б) Докладчик подчеркнул о необходимости снижения импортных поступлений продовольствия.

в) Согласно нормативных требований на изделии должно быть указано наименование и реквизиты изготовителя, даты изготовления, штампы ГОСТа.

г) Из-за оперативной работы инженера была устранена неисправность оборудования.

Наши рекомендации