Й этап. Технология круглый стол.

1) Выбор (назначение) ведущего круглого стола.

2) Выступление с докладами. Студенты не только выступают с докладами, но и выражают личное мнение, отношение к теме, находят в ней проблему.

3) Подведение итогов: знакомство с памяткой «Четырнадцать правил...» выработка рекомендаций (памятки для начинающего юриста) для эффективной коммуникации в ситуации спора.

1. Памятка ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПРАВИЛ, ПОМОГАЮЩИЕ УБЕДИТЬ

1. (Правило Гомера)

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность.

Наиболее убедителен следующий порядок аргументов:

Сильные – средние - один из самых сильных.

2. (Правило Сократа)

Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса; по которым он без затруднения скажет вам «да»

3. (Правило Паскаля)

Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему «сохранить лицо»

4. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.

5. Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.

6. Не принижайте статус и имидж собеседника.

7. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.

8. Желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, с чем вы согласны с оппонентом.

9. Проявите эмпатию. «Эмпатией» называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека и форме сопереживания.

10. Будьте хорошим слушателем.

11. Избегайте конфликтов.

12. Проверяйте, правильно ли вы проверяете друг друга?

13. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

14. Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.

2-й этап. Технология «Свободно плавающая дискуссия»Сверхзадача:группа к результату не приходит, активность продолжается за рамками занятия в виде написания эссе.

Этапы:

1) обсуждение «вполголоса» в парах, тройках

2) «метод клиники» – постановка диагноза ситуации, предложение своего варианта решения ситуации.

3) озвучание модераторами результатов работы группы.

4) Предложения по улучшению «здоровья» ситуации.

Предварительный вопрос студентам: что такое русская интеллигенция и какова ее роль в формировании сознания российского общества?

2.1.Работа в группах.

Информация для 1-й группы. Задание: прочтите отрывок, самостоятельно сформулируйте проблемный вопрос, заложенный в тексте, проведите литературные и исторические параллели и обоснуйте актуальность/неактуальность проблемы.




Дети! дети! (старик омрачился).

Воздух, что ли, такой уж теперь -Утешения в собственном сынеНе имею... Кто б мог ожидать?Никакого почтенья к святыне!Спорю, спорю! не раз и ругатьПринимался, а втайне-то плачешь.Я однажды ему пригрозил:“Что ты бесишься? Что ты чудачишь?В нигилисты ты, что ли, вступил?”-“Нигилист - это глупое слово,-Говорит,- но когда ты под нимРазумел человека прямого,Кто не любит живиться чужим,Кто работает, истины ищет.Не без пользы старается жить,Прямо в нос негодяя освищет,А при случае рад и побить -Так, пожалуй, - зови нигилистом,Отчего и не так!” Каково?Что прикажете с этим артистом?Я в студенты хотел бы его,Чтобы чин получил... но едва ли...“Что чины? - говорит,- ерунда!Там таких дураков насажали,Что их слушать не стоит труда,Там я даром убью только время,-И прибавил еще сгоряча(Каково современное племя!): -Там мне скажут: "Ты сын палача!"”Тут невольно я голос возвысил,“Стой, глупец! - я ему закричал,-Я на службе себя не унизил,Добросовестно долг исполнял!”-“Добросовестность милое слово,-Возразил он,- но с нею подчас...”-“Что, мой друг? говори - это ново!”Сильный спор завязался у нас;Всю нелепость свою понемногуОбнаружил он ясно тогда;Между прочим, сказал: “Слава богу,Что чиновник у нас не всегдаДобросовестен...” - Вот как!... За что жеВозрождается в сыне моем,Что всю жизнь истреблял я?.. о боже!..”Старец скорбно поникнул челом.

(Н.А. Некрасов. Газетная. Между концом 1863 и сентября 1865)

Информация для 2 группы: 1) А.П. Чехов, представитель первой плеяды «недворянских» писателей, переживший в юности унизительные минуты, связанные с борьбой за жизнь, постоянно воспитывавший в себе чувство собственного достоинства, с горечью отмечал в письме к драматургу и издателю А.С. Суворину: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям (...) выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»[4].

Задание: подтвердите информацию примерами из биографии А.Чехова и истории русской культуры.

Информация для 3-й группы: «Василий Шукшин – интеллигент в первом поколении. Сразу же поймаю себя за руку, чтобы отметить двусмысленность этой фразы. «Интеллигента в первом поколении» вообще не бывает, это нонсенс, языковая ошибка. Интеллигенты, и об этом весь Иоселиани, весь Тарковский, бывают только потомственные. Впрочем, как и рабоче-крестьяне. Таким образом, Василий Шукшин – это переходная, весьма характерная для советского общественного устройства форма организации личности. Нет никаких сомнений в том, что этот на редкость талантливый человек находился в очень сложной духовной ситуации, балансируя на узком пограничье между «врожденной» и «приобретенной» социальными группами. В этом смысле все его творчество – замечательный документ пограничного сознания (…) С точки зрения просвещенного интеллигента, народ, сморкаясь в рукав, поминутно долдонит что-то вроде «дык, елы-палы». Если скрестить такой народ с высокой культурой, получится эдакий Шариков – излюбленный образ идеологов постсоветского Просвещения» [5].

Задание: подтвердите или опровергните позицию автора примерами из творчества В. Шукшина и истории русской культуры.

Информация для 4-й группы: «Кстати, замечу, что роль конформистов в истории отечественной культуры может быть оценена и весьма положительно. С.Э. Шноль недавно писал: “Жизнь науки не определяется лишь противоборством героев и злодеев. Возможно, в парадоксальном смысле истинными героями науки являются конформисты. Это особенно верно в условиях тоталитарных режимов… Участь конформистов трудна. Им приходится сотрудничать со злодеями и терпеть неодобрение современников. Да и грань между героизмом, конформизмом и злодейством тонка. Но утешеньем им может быть сознание выполненного долга – спасенья тех, кого такой ценой удается спасти, долга сохранения важного для всех нас общего дела”. Действительно, вынужденный конформизм представителей “старой” интеллигенции иногда мог в советскую эпоху помочь спасти конкретного человека или даже конкретное дело» [6, c.242]. Задание: дайте определение конформизма, выразите собственную позицию (согласие/несогласие с автором), приведя примеры из русской литературы и истории.

Информация для 5 группы.

5.1.По мнению лингвокультурологов, смысловая пара «интеллигенция – народ» вызывает эмоционально заряженный пучок ассоциаций. Взаимоотношения между русской интеллигенцией и народом носят двойственный характер: с одной стороны «народопоклонничество», с другой – «оторванность», элитаризм. В семантическом поле в одном ряду с концептом «народ» в качестве антитезы интеллигенции стоит концепт «мещанство», смещающий смысловой акцент к проблеме интеллектуальной, нравственной и духовной ограниченности «простого народа». «Однако в то время, когда русская интеллигенция с удивительным упорством твердит о своей главной цели как о достижении народного блага, русский народ с удивительным упорством сопротивляется».

5.1.«В облике интеллигенции, как идейно-политической силы в русском историческом развитии, можно различать постоянный элемент, как бы твёрдую форму, и элемент более изменчивый, текучий – содержание. Идейной формой русской интеллигенции является её отщепенство, её отчуждение от государства и враждебность к нему» Следовательно, вполне определённы две сущностные черты русской интеллигенции: убеждённость в том, что, говоря хрестоматийными словами Н.А. Некрасова, «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего», и «святая вера» в то, что способствовать «счастью народа» можно лишь на путях оппозиционности, а то и прямой борьбы с властями. Подобная ситуация не может не привести к складыванию двух узловых проблем развития русской интеллигенции и всего российского общества – «интеллигенция и народ» и «интеллигенция и власть». Драма интеллигенции состояла как раз в том, что т.н. «народу» позиция «власти» была если не ближе, то во всяком случае понятнее, чем позиция интеллигенции».

5.3. Словарно-понятийная работа: 1) а) «отщепенство, отщепенства, мн. нет, ср. (книжн. презр.). Отступничество» (Толковый словарь Д.Н. Ушакова. 1935. 1940); б) «Отщепенчество -а, ср. Отход, откол от своей общественной среды». Толковый словарь С.И. Ожегова; в) откол от какой-л. общественной группы, среды. Малый академический словарь. А. П. Евгеньева – М., 1957-1984); г) «отщепенство – отверженность, изгойство, предательство. Словарь русских синонимов;

Информация для 6 группы.

6.1. «Конфо́рмность – свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат. conformis – «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе... Интуитивно, конформизму часто противопоставляется реакция нонконформизма, или негативизма, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «Нет». Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе. Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ» (Википедия).

6.2. Культурное самосозидание личности связано также и с внутренними запретами на поступок – отказ от розни, отказ от насилия, разногласий во имя национальной безопасности. Если культура насаждается сверху, то могут быть предложены и рецепты «культурной терапии»: «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и “раздергано” на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях (…) формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок “красного комиссара” или “белого офицера”, видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником “одной для всех” – противоречивой, трагической, но великой истории России. Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме». В заявленной политической доктрине предложена модель самоопределения русского народа – это «полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром».

2. После обсуждения в группах модераторы представляют развернутые ответы-рассуждения подкрепленные материалами кейса.

3. Свободная дискуссия на тему «Что такое русское культурное ядро? Какова роль интеллигенции в ее формировании?»

4.По результатам дискуссии каждая группа предлагает свои концепты – тезисы, раскрывающие видение стратегии национальной политики, основанной на личной ответственности и гражданском патриотизме.

3-й этап защита самостоятельной работы –группового проекта группы «Интеллектуалы». Воспитательно-правовая программа «Родителям – о правах ребенка».

Состав: 3 разработчика, 1-наблюдатель, оценивает работу группы.

Необходимо разработать предложения по стратегии и тактике реализации общественной благотворительной программы «Твоё здоровье – национальное достояние!»

1. Актуальность:

2. Заказчик программы:

3. Цель:

4. Задачи:

5. Гипотеза

6. Условия достижения цели.

7. Практическая значимость.

8. Риски

А) внешние

Б) внутренние.

9. Девиз или слоган программы.

Наши рекомендации