Раздел 4. Материалы для практических занятий

История развития риторических идей (идеалы, персоны)

Технология – научно-практическая конференция.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.1.Основные периоды развития риторики в лицах: Древняя Греция (Демосфен, Сократ, Аристотель), Рим (Цицерон, Квинтилиан), Средневековье, Западная Европа (Иоанн Златоуст), Возрождение (Эразм Роттердамский).

1.2.Русская школа риторики в лицах. М.В.Ломоносов.

1.3. Юридическая риторика России в лицах. А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, А.Я.Вышинский, А.А. Руденко, современные судебные ораторы и известные юристы.

Интернет-ресурсы

1. Великие люди: жизнеописания и биографии. URL: http://www.biografguru.ru/by/orator/?q=9&psn=85.

2. Волков А.А. Курс русской риторики. URL: http://krotov.info/libr_min/v/vol/kov_01.html

3. Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.lib.msu.su/

4. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Гомилетика»). URL: http://www.bogoslov.ru/topics/20273/index.html

5. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html

6. Руниверс (портал о российской истории и культуре). URL: http://www.runivers.ru/

Ход занятия

1. Этап. Приветственное слово Ведущего конференции –преподавателя, сообщение цели и программы конференции, предупреждение о регламенте.

2. Этап–«научный». Устные сообщения студентов «История риторики в лицах». Демосфен, Сократ, Аристотель, Цицерон, Иоанн Златоуст, Эразм Роттердамский, М.В. Ломоносов, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.Я. Вышинский.

А) В процессе выступлений студенты-слушатели фиксируют информацию, не прозвучавшую в лекции.

Б) Группа экспертов письменно оценивает выступления на основе «Оценочного листа», насколько выполнены рекомендации к подготовке речи.

3. Этап – «практический». Работа с таблицей.

Задание участникам конференции: изучите таблицу «Развитие риторических идей в истории риторики», в каждом столбце добавьте информацию.

Таблица1. Развитие риторических идей в истории риторики

Античность Средневековье Возрождение Новое время Новейшее время
высокая востребованность снижение востребованности некоторое повышение спроса постепенная дальнейшая утрата популярности
нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты)
ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий ориентация на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей. Дискуссии перемещаются в сферу письменности риторика востребована в сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план в узких группах риторика выполняет конкретные функции (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь
практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов формирование «классификационного» направления как ответвления риторики усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы превращение в теорию литературы, а потом и в оторванность от жизни
обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы
впервые происходит выработка правил и принципов риторики как база используются правила, выработанные в эпоху античности происходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков письменности очередной этап обобщения уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм


Таблица 2. Оценочный лист устного сообщения

Критерий Содержание критерия Баллы
1.Оценка соответствия речи жанру Выдержан жанр красноречия в единстве формы (языкового выражения) и содержания
2.Оценка соответствия аудитории Соответствует аудитории: возраст, профессия, социальный статус и пр.          
3.Оценка цели Сформулирована цель выступления в зависимости от жанра: торжественная, траурная, гневная, обличительная, поздравительная, хвалебная и проч.          
4.Оценка содержания речи 4.1. Вспомнить историко-культурные условия, в которых формировалась личность.          
4.2.Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие: а) становление характера, б) выбор жизненного пути.          
4.3.Вспомнить наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории, судьбе народов и стран, практическую деятельность персоны          
4.4.Выбрать яркие высказывания соратников и противников, характеризующие мировоззрение личности.          
4.5.Выбрать высказывание личности о себе.          
5.Оценка композиции речи Определить основной способ композиции, расположить информацию. Составить тематические блоки (3) и тезисы выступления (в каждом блоке 1-2 тезиса).          
6.Переходы, связки Продумать связки между частями выступления и переходы.          
7.Словесное оформление Использовать риторические фигуры (фигуры мысли 2-3, фигуры речи 2-3), представляющие демонстрацию и пафос выступления.          
8.Воздействие на аудиторию Продумать вступление и заключение речи, обращение к аудитории для поддержания внимания и этикетные формулы          
9.Время Выдержано время выступления: от 5-7 минут          
Оценка: 30/43 - 3; 44/48 - 4; 48/52 – 5.
               


4. Этап – решение конференции. Обобщения студентов.

4.1. Используя материалы лекции, сообщения студентов и таблицы слушатели дают общую характеристику каждого этапа.

3.2. Заполнить пункт таблицы «Новейшее время», используя материалы лекции (если не укладываются в регламент занятия, задание переходит в самостоятельную работу).

5. Завершающий этап: рефлексия.

5.1.Эксперты (2 студента) Дают общую оценку выступлениям. Заполненные оценочные листы выступлений на занятии не озвучиваются, передаются каждому оратору для самоанализа.

5.2.Ведущий конференции сообщает об итогах работы конференции, благодарит участников.

Наши рекомендации