Раздел 4. Материалы для практических занятий
История развития риторических идей (идеалы, персоны)
Технология – научно-практическая конференция.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1.1.Основные периоды развития риторики в лицах: Древняя Греция (Демосфен, Сократ, Аристотель), Рим (Цицерон, Квинтилиан), Средневековье, Западная Европа (Иоанн Златоуст), Возрождение (Эразм Роттердамский).
1.2.Русская школа риторики в лицах. М.В.Ломоносов.
1.3. Юридическая риторика России в лицах. А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако, А.Я.Вышинский, А.А. Руденко, современные судебные ораторы и известные юристы.
Интернет-ресурсы
1. Великие люди: жизнеописания и биографии. URL: http://www.biografguru.ru/by/orator/?q=9&psn=85.
2. Волков А.А. Курс русской риторики. URL: http://krotov.info/libr_min/v/vol/kov_01.html
3. Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.lib.msu.su/
4. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Гомилетика»). URL: http://www.bogoslov.ru/topics/20273/index.html
5. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html
6. Руниверс (портал о российской истории и культуре). URL: http://www.runivers.ru/
Ход занятия
1. Этап. Приветственное слово Ведущего конференции –преподавателя, сообщение цели и программы конференции, предупреждение о регламенте.
2. Этап–«научный». Устные сообщения студентов «История риторики в лицах». Демосфен, Сократ, Аристотель, Цицерон, Иоанн Златоуст, Эразм Роттердамский, М.В. Ломоносов, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.Я. Вышинский.
А) В процессе выступлений студенты-слушатели фиксируют информацию, не прозвучавшую в лекции.
Б) Группа экспертов письменно оценивает выступления на основе «Оценочного листа», насколько выполнены рекомендации к подготовке речи.
3. Этап – «практический». Работа с таблицей.
Задание участникам конференции: изучите таблицу «Развитие риторических идей в истории риторики», в каждом столбце добавьте информацию.
Таблица1. Развитие риторических идей в истории риторики
Античность | Средневековье | Возрождение | Новое время | Новейшее время |
высокая востребованность | снижение востребованности | некоторое повышение спроса | постепенная дальнейшая утрата популярности | |
нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам | есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых | расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) | сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты) | |
ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий | ориентация на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей. Дискуссии перемещаются в сферу письменности | риторика востребована в сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план | в узких группах риторика выполняет конкретные функции (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь | |
практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов | формирование «классификационного» направления как ответвления риторики | усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы | превращение в теорию литературы, а потом и в оторванность от жизни | |
обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается | обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики | обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) | риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы | |
впервые происходит выработка правил и принципов риторики | как база используются правила, выработанные в эпоху античности | происходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков письменности | очередной этап обобщения уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм |
Таблица 2. Оценочный лист устного сообщения
Критерий | Содержание критерия | Баллы | |||||
1.Оценка соответствия речи жанру | Выдержан жанр красноречия в единстве формы (языкового выражения) и содержания | ||||||
2.Оценка соответствия аудитории | Соответствует аудитории: возраст, профессия, социальный статус и пр. | ||||||
3.Оценка цели | Сформулирована цель выступления в зависимости от жанра: торжественная, траурная, гневная, обличительная, поздравительная, хвалебная и проч. | ||||||
4.Оценка содержания речи | 4.1. Вспомнить историко-культурные условия, в которых формировалась личность. | ||||||
4.2.Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие: а) становление характера, б) выбор жизненного пути. | |||||||
4.3.Вспомнить наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории, судьбе народов и стран, практическую деятельность персоны | |||||||
4.4.Выбрать яркие высказывания соратников и противников, характеризующие мировоззрение личности. | |||||||
4.5.Выбрать высказывание личности о себе. | |||||||
5.Оценка композиции речи | Определить основной способ композиции, расположить информацию. Составить тематические блоки (3) и тезисы выступления (в каждом блоке 1-2 тезиса). | ||||||
6.Переходы, связки | Продумать связки между частями выступления и переходы. | ||||||
7.Словесное оформление | Использовать риторические фигуры (фигуры мысли 2-3, фигуры речи 2-3), представляющие демонстрацию и пафос выступления. | ||||||
8.Воздействие на аудиторию | Продумать вступление и заключение речи, обращение к аудитории для поддержания внимания и этикетные формулы | ||||||
9.Время | Выдержано время выступления: от 5-7 минут | ||||||
Оценка: 30/43 - 3; 44/48 - 4; 48/52 – 5. | |||||||
4. Этап – решение конференции. Обобщения студентов.
4.1. Используя материалы лекции, сообщения студентов и таблицы слушатели дают общую характеристику каждого этапа.
3.2. Заполнить пункт таблицы «Новейшее время», используя материалы лекции (если не укладываются в регламент занятия, задание переходит в самостоятельную работу).
5. Завершающий этап: рефлексия.
5.1.Эксперты (2 студента) Дают общую оценку выступлениям. Заполненные оценочные листы выступлений на занятии не озвучиваются, передаются каждому оратору для самоанализа.
5.2.Ведущий конференции сообщает об итогах работы конференции, благодарит участников.