Понятие метода, приема и средства воспитания.

Метод воспитания -____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Прием воспитания -____________________________________________________________

Средство воспитания -_________________________________________________________

Методы воспитания
Средства воспитания  
Приемы воспитания  

Существуют различные классификации методов воспитания. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Согласно классификации И.С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание.

В настоящее время наиболее распространена классификация методов воспитания по их направленности (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский). Направленность метода – комплексная характеристика, включающая цель (зачем применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит влияние, способы влияния на воспитанника).

Содержание Формирование сознания личности Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения Стимулирование деятельности и поведения
Цель Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе Создать мотивацию правильного поведения
Процесс (методы) Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация Поощрение, наказание соревнование, субъективно-прагматический метод

Формы воспитательной работы

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и др. Говоря о форме воспитательной работы, мы, прежде всего, имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Три функции «форм воспитательной работы»
 
 
   

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необхо­димости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Классификация форм воспитательной работы, предложенная Е.В. Титовой
Дела -
Игра -
Мероприятие-

Наиболее распространенная форма в воспитательной работе классного руководителя является коллективная творческая деятельность (КТД).

Коллективная творческая деятельность - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность детей и взрослых, направленную на улучшение совместной жизни. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД обеспечивают широкую внеурочную занятость детей, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно, это гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты организации.

Структура любогоКТД определяется шестью стадиями коллективного творчества, основой является работа И.П. Иванова,родоначальника этой методики.

Коллективная творческая работа имеет шесть стадий организации:
 
 
 
 
   
   

В КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, ответственность. В процессе подготовки и организации КТД младшие школьники осваивают коллективное планирование, анализ.

Наиболее приоритетными для учащихся являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

В организации КТД или ролевых игр с младшими школьниками широко используются приемы в виде: отбор идей, защита идей, дискуссия.

Наши рекомендации