Воспитание как часть педагогического процесса. Особенности воспитательного процесса в начальной школе
Проблемами воспитания занимались многие ученые во все времена: И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Жан Жак Руссо, Л.Н. Толстой, Я. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В последние десятилетия значительный вклад в развитие теории воспитания как раздела педагогики внесли ученые Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский (вопросы национального культурного наследия, роль школьного коллектива в формировании личности), др. Анализ работ ученых показывает, что наиболее изучены вопросы организации процесса воспитания, методов воспитания, отдельных направлений воспитательного процесса, но вместе с тем время не стоит на месте: изменяется экономический, политический, социальный уклад в обществе, изменяется общество, система образования и уже недостаточно тех рекомендаций в помощь учителю по организации воспитательного процесса, которые были выработаны учеными.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении воспитательных задач. Жизнедеятельность детского организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние является «жизненным воспитанием». В результате у детей накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения их в общественную жизнь, отсюда следует, что социальная среда должна быть адекватной тем задачам, которые ставятся в воспитании.
Воспитание – это многранный и тяжелый труд. К тому же, в воспитании нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. Педагогу необходим багаж знаний, умений, компетенций, психологической готовности к работе с детьми по реализации новых направлений и содержания воспитательной деятельности. Для того чтобы воспитание обеспечивало многогранное развитие учащихся, оно должно проводиться комплексно.
Комплексный подход к воспитанию (лат. complexus - связь, сочетание, совокупность, система) - один из типов системного подхода, представляющий собой единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса.
В воспитательной работе на основе комплексного подхода следует выделить три группы составляющих деятельность педагога.
Связана с непосредственным воздействием педагога на ученика |
Направлена на коррекцию влияния различных субъектов, социальных отношений на ребенка |
Связана с созданием воспитывающей среды |
В настоящее время развитие личности рассматривается во взаимосвязи трех аспектов:воспитание, социализация, образование. Эта триада по определению Б.З. Вульфова, является вершиной, связанная в своеобразный педагогический треугольник и которая, в сущности, являются содержанием процесса формирования и социализации человека.
Особенности воспитательного процесса в начальной школе.
Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе воспитательной работы в начальной школе, можно выделить следующие направления деятельности педагога: |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внеклассная работа строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Важной частью системы внеклассной работы является формирование и укрепление классных и школьных традиций.
Воспитательная работа с младшими школьниками строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую. Благодаря воспитательной работе у учащихся в достаточной мере развиваются (по результатам педагогической диагностики): личностные качества; нравственные нормы поведения; культура общения в коллективе; потребность к труду; способность рационально организовывать деятельность;
способность к сотрудничеству.