Реализация воспитательных функций коллектива.

Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).

Для формирования целостной социально адаптированной личности педагога и ребенка необходимо создание воспитательного пространства, в котором развиваются их личностные качества. Такое пространство реализуется в условиях воспитательного коллектива, представляющего собой единство субъектов воспитания, воспитуемых и педагогом.

Условиямиреализации воспитательных функций коллектива выступают:

Важной составляющей детского коллектива является его способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность педагога и ребенка или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей. Поэтому они внимательно относятся к мнению окружающих сверстников, успехам и неудачам коллектива, в котором они находятся. Педагогическое воздействие, в коллективе и с помощью коллектива имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. Параллельным же результатом всегда является позитивное нравственное изменение личности.

Ученический коллектив.

Ученический коллектив как система–это_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В педагогической литературе «ученический коллектив» рассматривается как группа учеников (воспитанников), объединенная совместной перспективой, традициями, целенаправленной деятельностью, (включающей: учение, труд, игру, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность) и общей организацией этой деятельности.

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

Отношения между школьниками I-II классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения  
К III-IV классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.




Воспитательные возможности детского коллектива определяются: содержанием деятельности детей; тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности, и системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Нормальное функционирование ученического (детского) коллектива возможно, по мнению А.С. Макаренко, при правильном тоне и стиле отношений,среди которых он выделял:

Мажор— постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию
дружеское единениеего членов
ощущение защищенности
активность, проявляющаяся в игре
ощущение собственного достоинства,вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него  
привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций.

Ученический коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования ученического коллектива длительный и проходит через ряд стадий. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются четыре стадии

Первая стадия:
Третья стадия:
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива. На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив.  
Вторая стадия:




Учебный коллективмладших школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно-значимая цель; общественно-значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое управление.

Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы:  
начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива.
новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.
Группа – конгломерат
Группа ассоциация
Группа – кооперация
Коллектив
Л.И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе становления воспитательного коллектива:  
коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения.  
найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе.


Наши рекомендации