Тема 2.1 психолого-педагогические основы работы классного руководителя с учащимися

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОСОВ

1. Понятие «коллектив». Классики педагогики о роли коллектива. Реализация воспитательных функций коллектива. Ученический коллектив.

2. Организация работы с группой воспитанников, работа с детским коллективом.

3. Условия развития ученического самоуправления в начальной школе

4. Особенности адаптации младшего школьника в ученическом коллективе.

Понятие «коллектив».

Человек в своей жизни может состояться как личность только, если он находится в системе различных общественных отношений, в процессе активного взаимодействия с другими людьми, обществом и природой. Наиболее продуктивно такой процесс взаимодействия протекает в групповой деятельности, высшей степенью развития которой является коллектив.

В теории педагогической науки понятие «коллектив», в зависимости от поставленной цели рассматривается (от латинского collectivus- собирательный) как:

· ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

· ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Коллектив» как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом - высокую степень развития группы (А.В. Петровский).

В педагогике выделяются признаки коллектива, отличающие его от других форм объединения людей:

Классики педагогики о роли коллектива.

На каждом этапе развития педагогической науки воспитание человека в коллективе и через коллектив вызывало интерес ученых, педагогов практиков. При этом проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребенка рассматривалась и как цель воспитания, и как фактор развития и формирования личности ребенка. Еще Аристотель обращал внимание на то, что, коль скоро человек – существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу.

В XIX веке влияние коллектива («товарищеской среды») на личность через атмосферу, общие ценности, отношения между детьми, отношения воспитателей и воспитанников отмечали в своих трудах П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Уже в этот период выделялись значимые для развития коллектива условия: игра, общее дело, традиции, «рождение» лидера, характер педагога-воспитателя, особый «дух», атмосфера.

Так в начале ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив рассматривался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, М.М. Пистрак и др.). Такой подход нашел воплощение в практике детских учреждений С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко и др.

Годы жизни _________________

Основные труды А.С. Макаренко

тема 2.1 психолого-педагогические основы работы классного руководителя с учащимися - student2.ru

Название труда Время создания
   

Основные этапы жизни и педагогической деятельности

Содержание этапа Период времени
   
Педагогические идеи о коллективе
 

Позднее идеи А.С. Макаренко развили в своих трудах Ф.Ф. Брюховецкий, И.П. Иванов, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский, Н.Я. Скороходова и др.

тема 2.1 психолого-педагогические основы работы классного руководителя с учащимися - student2.ru Годы жизни _________________

Основные труды В.А. Сухомлинского

Название труда Время создания
   

Основные этапы жизни и педагогической деятельности

Содержание этапа Период времени
   
Педагогические идеи о коллективе
 

Во второй половине ХХ века начала развиваться и окончательно оформилась концепция детского коллектива (Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, Н.С. Дежникова, А.Т. Куракин, Х. Лийметис и др.).

Наши рекомендации