Средние значения и стандартные отклонения по методике PCRS (данные Н. А. Бажановой)
Шкала | Состояние вынужденного ожидания | Состояние спокойного ожидания | ||
n = 31 | n = 31 | |||
Среднее значение | Стандартное отклонение | Среднее значение | Стандартное отклонение | |
Страстность | 20,26 | 3,86 | 18,55 | 4,70 |
Находчивость | 21,45 | 3,56 | 21,93 | 3,56 |
Оптимизм | 18,35 | 4,25 | 19,65 | 4,34 |
Смелость, предприимчивость | 16,45 | 4,49 | 15,84 | 4,99 |
Адаптивность | 16,26 | 3,74 | 16,29 | 4,42 |
Уверенность | 19,32 | 3,54 | 19,90 | 3,99 |
Толерантность к двусмысленности | 14,10 | 3,85 | 14,61 | 4,64 |
Важно отметить, что контекст исследования был именно в отслеживании изменений состояния ожидания. Была выдвинута гипотеза: ситуация ожидания вызывает психическое напряжение, в некоторых случаях возможен настоящий стресс. Следовательно, сама ситуация ожидания приводит к проявлению низкого уровня готовности к переменам.
Методика «Толерантность к неопределенности»
(Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.)
Разработана американским психологом С. Баднером (Budner, 1982). Толерантность к неопределенности рассматривается различными исследователями как личностная черта. Диагностика толерантности к неопределенности необходима в различных областях психологической работы, например: при проведении тренингов, приеме на работу и т. д. Для диагностики этого типа толерантности также можно использовать проективные методы, в частности метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Человек, толерантный к неопределенности, может чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации высокой энтропии. Он способен продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации часто берет на себя ответственность, способен принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи. В непривычной ситуации он видит возможность развития и проявления своих способностей и навыков.
Если человек интолерантен к неопределенности, это значит, что он склонен воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность доставляют такому человеку дискомфорт. Интолерантные к неопределенности люди лучше чувствуют себя в привычной, знакомой обстановке и предпочитают четкие формулировки, ясные цели и простые задачи.
Методика исследования толерантности к неопределенности была переведена и адаптирована Г. У. Солдатовой и ее сотрудниками.
Текст
Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. Оценку производите по семибалльной шкале следующим образом:
7 — абсолютно согласен;
6 — согласен;
5 — скорее согласен;
4 — не знаю;
3 — скорее не согласен;
2 — не согласен;
1 — абсолютно не согласен.
№ | Утверждения | Степень согласия |
Специалист, который не может дать четкий ответ, видимо, не слишком много знает | ||
Я бы хотел пожить за границей какое-то время | ||
Нет такой проблемы, которую нельзя решить | ||
Люди, которые подчинили свою жизнь расписанию, наверное, лишают себя большинства радостей жизни | ||
Хорошая работа - это та, в которой всегда ясно, что нужно делать и как это нужно делать | ||
Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую | ||
В долговременной перспективе большего можно добиться, решая маленькие, простые проблемы, чем большие и сложные | ||
Часто наиболее интересные люди - это те, кто не боится быть оригинальным и непохожим на других | ||
Привычное всегда предпочтительнее незнакомого | ||
Люди, которые настаивают на ответе либо «да», либо «нет», просто не знают, насколько все на самом деле сложно | ||
Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь без особых сюрпризов и неожиданностей, на самом деле должен быть благодарен судьбе | ||
Многие из наиболее важных решений основаны на неполной информации | ||
Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, на которых большинство людей совершенно мне незнакомы | ||
Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность | ||
Чем скорее мы все придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше | ||
Хороший учитель - это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоем взгляде на вещи |
Математическая обработка. Каждому ответу на четный пункт присваивается от 1 до 7 баллов («абсолютно не согласен» — 1 балл, «абсолютно согласен» — 7 баллов). Каждому ответу на нечетный пункт присваивается реверсивный балл («абсолютно не согласен» — 7 баллов, «абсолютно согласен» — 1 балл). Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных по всем 16 пунктам. Чем выше этот показатель, тем более интолерантен к неопределенности респондент.
В методике также представлены три субшкалы. Подсчет суммы баллов по отдельным субшкалам позволяет обнаружить основной источник интолерантности к неопределенности: новизну проблемы, ее сложность или неразрешимость. Названия субшкал и номера утверждений даны в ключе.
Ключ
Новизна проблемы — 2, 9,11, 13.
Сложность проблемы — 4, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 16.
Неразрешимость проблемы — 1,3, 12.
Значения общего показателя и показателей по субшкалам конкретного респондента сравниваются со средними значениями, представленными в таблице. Данные получены Г. У. Солдатовой в ходе исследования, в котором принимали участие психологи, врачи и инженеры г. Москвы. ( Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. М.: Изд-во МГУ, 2003)
Средние значения и стандартные отклонения общего показателя и субшкал
Шкала | Средние значения (n = 58) (n = 58) | Стандартное отклонение |
Новизна проблемы | 15,91 | 4,51 |
Сложность проблемы | 29,69 | 6,07 |
Неразрешимость проблемы | 11,95 | 3,41 |
Общий показатель | 57,55 | 9,74 |