Методика «Критерии оценки информативности речи»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они предлагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Методика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Критерии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора.
Текст
Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пункты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по пятибалльной шкале:
5 — отлично;
4 — хорошо;
3 — средне;
2 — удовлетворительно;
1 — плохо.
Первичные критерии:
1. Состояла ли сформулированная цель речи в информировании аудитории?
2. Проявил ли выступающий креативность в развитии своих идей?
3. Удалось ли завоевать доверие к себе как владеющему предметом выступления?
4. Было ли изложение информации интеллектуально стимулирующим?
5. Продемонстрировал ли оратор актуальность информации?
6. Были ли расставлены акценты в выступлении?
7. Соответствовала ли структура речи ее целям и содержанию?
Общие критерии:
1. Была ли конкретная цель ясно сформулирована?
2. Было ли эффективным выступление?
3. Ясно ли были изложены основные положения?
4. Было ли эффективным заключение?
5. Была ли речь выступающего ясной, образной и структурированной?
6. Говорил ли выступающий с энтузиазмом?
7. Была ли его речь выразительной, спонтанной, беглой?
8. Установил ли выступающий зрительный контакт с аудиторией?
Методика «Критерии оценки убеждающей речи»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Текст
Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пункты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по следующей шкале:
5 баллов — отлично;
4 балла — хорошо;
3 балла — средне;
2 балла — удовлетворительно;
1 балл — плохо.
Первичные критерии:
1. Была ли поставлена конкретная цель — повлиять на мнения слушателей или побудить их к действию?
2. Предоставил ли оратор четко сформулированные доводы?
3. Использовал ли для подкрепления этих доводов факты и экспертные мнения?
4. Соответствовала ли схема организации речи типу поставленной цели и предполагаемому отношению аудитории?
5. Использовал ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию?
6. Удалось ли создать в глазах публики образ достойного доверия человека, владеющего своим предметом?
7. Этично ли оратор подавал материал?
Общие критерии:
1. Ясно ли выражена конкретная цель речи?
2. Было ли вступление эффективным?
3. Соответствовала ли схема организации речи ее направлению и содержанию?
4. Было ли заключение эффективным?
5. Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствующим теме и аудитории?
6. Убедительна ли манера предоставления материала оратором?
7. Дайте речи одну из следующих оценок: 5,4, 3, 2, 1.
Математическая обработка. Подсчитав средние баллы, оцените эффективность выступления оратора.
Методика «Самоанализ выступления»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для самооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.
Текст
Инструкция. Хороший ли вы оратор? Следующая анкета предназначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте балл, обозначающий тот ответ, который лучше всего оценивает ваше поведение при публичном поведении:
5 — практически всегда;
4 — часто;
3 — иногда;
2 — редко;
1 — никогда.
№ | Характеристика ораторского искусства | Балл |
Когда меня просят выступить, я могу уверенно выбрать тему и определить цель речи | ||
Когда я выступаю с речью, то использую материал из разных источников | ||
Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в последовательную схему | ||
Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей | ||
Когда я говорю, то чувствую, что аудитория воспринимает мой язык как живой и понятный | ||
Когда я говорю, то смотрю прямо на моих слушателей | ||
Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов | ||
Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснять или подкрепляют мои идеи | ||
Когда я говорю, то выгляжу заинтересованным человеком и так ощущаю себя | ||
Я твердо знаю, что могу выступать на публике | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание слушателей | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обеспечить понимание слушателями моей речи | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие улучшить запоминание информации | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие слушателей | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обосновать мои доводы, использовать аргументы | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие мотивировать слушателей на конкретные действия |
Математическая обработка. Основываясь на ответах, выделите виды поведения, связанные с выступлением на публике, которые вам следовало бы изменить или улучшить.