Методика «Критерии оценки информативности речи»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они пред­лагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Мето­дика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Кри­терии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора.

Текст

Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пун­кты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по пятибалльной шкале:

5 — отлично;

4 — хорошо;

3 — средне;

2 — удовлетворительно;

1 — плохо.

Первичные критерии:

1. Состояла ли сформулированная цель речи в информировании аудитории?

2. Проявил ли выступающий креативность в развитии своих идей?

3. Удалось ли завоевать доверие к себе как владеющему предме­том выступления?

4. Было ли изложение информации интеллектуально стимули­рующим?

5. Продемонстрировал ли оратор актуальность информации?

6. Были ли расставлены акценты в выступлении?

7. Соответствовала ли структура речи ее целям и содержанию?

Общие критерии:

1. Была ли конкретная цель ясно сформулирована?

2. Было ли эффективным выступление?

3. Ясно ли были изложены основные положения?

4. Было ли эффективным заключение?

5. Была ли речь выступающего ясной, образной и структуриро­ванной?

6. Говорил ли выступающий с энтузиазмом?

7. Была ли его речь выразительной, спонтанной, беглой?

8. Установил ли выступающий зрительный контакт с аудиторией?

Методика «Критерии оценки убеждающей речи»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Текст

Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пун­кты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по следующей шкале:

5 баллов — отлично;

4 балла — хорошо;

3 балла — средне;

2 балла — удовлетворительно;

1 балл — плохо.

Первичные критерии:

1. Была ли поставлена конкретная цель — повлиять на мнения слушателей или побудить их к действию?

2. Предоставил ли оратор четко сформулированные доводы?

3. Использовал ли для подкрепления этих доводов факты и экс­пертные мнения?

4. Соответствовала ли схема организации речи типу поставлен­ной цели и предполагаемому отношению аудитории?

5. Использовал ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию?

6. Удалось ли создать в глазах публики образ достойного дове­рия человека, владеющего своим предметом?

7. Этично ли оратор подавал материал?

Общие критерии:

1. Ясно ли выражена конкретная цель речи?

2. Было ли вступление эффективным?

3. Соответствовала ли схема организации речи ее направлению и содержанию?

4. Было ли заключение эффективным?

5. Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствую­щим теме и аудитории?

6. Убедительна ли манера предоставления материала оратором?

7. Дайте речи одну из следующих оценок: 5,4, 3, 2, 1.

Математическая обработка. Подсчитав средние баллы, оцените эффективность выступления оратора.

Методика «Самоанализ выступления»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для са­мооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.

Текст

Инструкция. Хороший ли вы оратор? Следующая анкета пред­назначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте балл, обозначающий тот ответ, который лучше всего оце­нивает ваше поведение при публичном поведении:

5 — практически всегда;

4 — часто;

3 — иногда;

2 — редко;

1 — никогда.

Характеристика ораторского искусства Балл
Когда меня просят выступить, я могу уверенно выбрать тему и определить цель речи  
Когда я выступаю с речью, то использую материал из разных источников  
Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в последовательную схему  
Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей  
Когда я говорю, то чувствую, что аудитория воспринимает мой язык как живой и понятный  
Когда я говорю, то смотрю прямо на моих слушателей  
Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов  
Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснять или подкрепляют мои идеи  
Когда я говорю, то выгляжу заинтересованным человеком и так ощущаю себя  
Я твердо знаю, что могу выступать на публике  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание слушателей  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обеспечить понимание слушателями моей речи  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие улучшить запоминание информации  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие слушателей  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обосновать мои доводы, использовать аргументы  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие мотивировать слушателей на конкретные действия  


Математическая обработка. Основываясь на ответах, выделите виды поведения, связанные с выступлением на публике, которые вам следовало бы изменить или улучшить.

Наши рекомендации