Занятие девятое — «Я и другие»
Цель. Создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.
Повысить работоспособность и настроиться на ролевую игру можно при помощи упражнения «Карточная история», в котором задача повышения сплоченности, развития эмпатии решается за счет целостности группового действия, в данном случае рассказа. Для упражнения используется колода карт (можно смешать две колоды), которая выкладывается в центре стола. Тот, кто начинает, выкладывает две карты и придумывает рассказ, в какой-то степени связанный с изображениями на картах. Следующий участник выкладывает свои две карты и продолжает рассказ. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся карты. Во время рассказа карты выкладываются на столе (на полу) по спирали, вокруг колоды.
Содержательная задача занятия решается и в ролевой игре «Мафия», в которой моделируется ситуация группового взаимодействия.
Во время анализа обсуждаются роли, которые выбрали участники группы (подобие — противоположность), стратегии поведения, приемы аргументации, признаки виктимного поведения и т. д. Также важно отметить, менялось ли поведение участников при получении той или иной роли. Упражнение дает богатый материал как для понимания эффективности партнеров по общению, так и для оценки эффективности собственной стратегии. Важно, что оно позволяет группе быть максимально внимательной к каждому члену коллектива, формирует навыки достижения общего мнения, принятия группового решения. Возможное остаточное чувство подозрительности по отношению к другим участникам и другие негативные эмоциональные переживания после игры «Мафия» («За что меня убили?») можно решить любой психогимнастикой, направленной на понятие эмоционального напряжения.
В заключение ведущий обсуждает с группой проблемы взаимодействия в игре и в «жизни» класса, стратегии выхода из конфликтного взаимодействия (уход, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество). Совместно с учащимися важно найти плюсы и минусы каждой стратегии и те ситуации, в которых эти стратегии будут максимально эффективны.
Занятие десятое, итоговое — «Прощание»
Цель. Завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы; получение обратной связи ведущим; создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.
На завершающем занятии можно предложить подросткам применить те знания, которые они получили друг о друге в ходе работы по программе. Сделать это можно в упражнении «Автопортрет» (7). При анализе отмечаются самые «популярные (кому приписано больше всего рисунков) и самые загадочные (чей рисунок не определили) члены группы, отмечаются и самые яркие работы. Таким образом, упражнение позволяет развивать эмпатию и сплоченность через создание атмосферы доверия в группе, установку на «узнавание» друг друга.
На завершающем этапе работы важно создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения внутри группы. Достижению этой цели способствует упражнение «Лист пожеланий». Для него заранее готовятся листы бумаги формата А4 с рамочками (можно использовать цветную бумагу). Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет пожелание хозяину имени, после чего лист опять передается соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются подростками домой.
Работа заканчивается получением обратной связи, подведением итогов, диагностическими процедурами. Прощаясь с группой, ведущий отмечает самые удачные моменты, находки группы при решении задач на протяжении всех занятий. Задача тренера — настроить подростков на продолжение работы, но уже самостоятельно, без помощи тренера. Также важно отметить, насколько развитие группы способствовало учебным успехам учащихся.