Индексирование бизнес-культур стран по Дж. Хофстеду

Особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес-культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать элементы поведения представителя той или иной культуры. При прогнозировании полезно учитывать поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности восприятия времени.

Глобализация экономики затронула даже малый и средний бизнес России. Он (вольно или невольно) сталкивается с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений: будь то приобретение оборудования, сырья, поиск партнёров или инвесторов. Не говоря уже о прямой конкуренции на собственном внутреннем рынке со стороны транснациональных компаний. Глобализация делает изучение культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций все более важным для российских менеджеров. Осведомлённость об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с меньшими издержками наладить отношения с партнёрами, другим - эффективнее бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они позволяют лучше адаптироваться в чуждой среде, понимать сущность требований руководства, допустимые рамки поведения и, соответственно, быстрее продвигаться по службе.[1]

Особенности ведения бизнеса коренным образом зависят от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного процесса и форм заключённых контрактов. В основе культурных различий, существующих между странами, лежат фундаментальные расхождения ценностных ориентаций.

Еще в 70-х годах ХХ в. Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира. Они позволили ему выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом исследований стала модель сравнительного анализа бизнес-культур, основанная на четырех вариативных характеристиках. Эти «магические» характеристики: 1) индекс индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности, 2) степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет, 3) степень избегания неопределённости, характеризующая уровень готовности к риску, и, наконец, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений.[2]




Индивидуализм/коллективизм (И/К индекс). Индекс индивидуализма/коллективизма выражает отношение между индивидуумом и обществом. Этот показатель описывает степень интеграции личности в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма означает концентрацию на собственном «эго» и личных достижениях; низкое значение индекса указывает на интеграцию, подчинение индивидуума коллективу, преобладание «мы» в . Это отнюдь не означает, что в с высоким индексом отдельная личность интегрирует в группе. В странах с индивидуалистическим менталитетом, примером которых США, скорее важны личная и инициатива. Индивидуализм в обществах, где связи отдельными слабы и каждый только за себя или за близких членов . В обществах с менталитета коллективизма базируются на семейной , чувстве долга, интересов над личными и лояльности. В культурах личность с рождения интегрирована в группы, на протяжении всей человека продолжают его в обмен на лояльность группе.

дистанция (И/Д ) - это дистанция между общества, находящимися на ступенях . Индекс иерархической измеряет терпимость к социальному неравноправию, то неравному власти между и нижестоящими членами системы. Степень показывает подчинённых к власти . Культуры с высоким иерархичны, власть в культурах быть наследственной. В культурах, например, в Латинской Америки, построена по пирамиды и централизация необходима. Здесь значительная разница членами , стоящими на разных уровнях, и разница в , которая воспринимается общества как . В странах с низким наблюдается обратная .[3]

Степень избегания (И/Р индекс) - это избегания риска или к нему. Контроль неопределённости является , в большой определяемой культурой, и , в какой мере того или иного сообщества на свободу действий нестандартных ситуациях.

отражает терпимость общества к ситуации. Культуры с индексом менее к стрессу, сильнее вопросами и следования установленным , что приводит к затруднённому изменений и медленной к новым . Культуры с низким избегания неопределённости с большей подвижностью, к риску, , склонны опираться на , а не на абсолютное знание.

В 1.1 приведены данные Хофстеда по странам, представляющим коммерческий интерес.[4]

1.1

Индексирование стран в от культурных

Страна или регион И/К Ранг по И/К пока И/Д индекс Ранг по И/Д зателю И/Р Ранг по И/Р показателю М/Ж Ранг по М/Ж показателю
 
Англия 42/44   9/10
страны 26/27
  26/27 21/22
  5/6 21/22
Гватемала 2/3
  42/44  
Греция 27/28  
Индия 10/11  
Индонезия 47/48 8/9   30/31
  29/30 31/32  
Канада 4/5 31/42
  11/12
Мексика 5/6
  4/5
Новая 39/40
Пакистан   24/25 25/26
США
  29/30 32/33
  18/19   32/33
Уругвай
  31/32
Франция   15/16 10/15  
Южная 27/28 16/17
 

Классификация составлена по 53 . Наибольшие и наименьшие по индексу И/К: США - 91, - 6; по индексу И/Р: Малайзия - 100, - 1; по индексу И/Р: Греция - 112, - 8; по индексу М/Ж: Япония - 95, - 5.

Если США, имеющие среднее И/Р индекса 46 (см. табл. 1.1), и , имеющую И/Р индекс 86, то значительная в избегании неопределённости приводит к конфликтам, между менеджерами и их , если они представителями разных . Во французских, как и в немецких , высокое значение соблюдению , написанию регулярных отчётов по всевозможным , вплоть до телефонных с партнёрами. служебные обязанности, процедуры, точные - вот типичные черты культуры стран.

Мужской () или женский (мягкий) тип (М/Ж индекс). и поощрение членов общества , требовательности, стремления к , предпринимательству относят к типу . Общества с высоким (по мужскому типу) также стремлением к и накоплению , отсутствием заботы об .[5]

В противоположность этому в с превалирующим поведением по типу ценностями являются и альтруизм, равноправие , упор на служение . В странах с типом ценится , позволяющая быть , сделать карьеру, в с женским - работа в приятном , взаимопомощь.

В некоторых считается позволительным для и женщин различные взаимоперекрещивающиеся , в то время как в других существует чёткое ограничение.

взаимосвязь между культурными ценностями, Хофстедом, и некоторыми поведения. , имеющие близкие , сходны и по поведенческим . Уровень иерархической , к примеру, с социальным имиджем . Чем выше индекс И/Д, тем действует имиджевая бренда, на статус, престиж, к определённому социальному .

Таким образом, по Хофстеду служить полезным менеджера по международному . Основываясь на данных элементах, построить универсальную культур и практики различных стран.

, например, страны в зависимости от дистанции и контроля неопределённости (см. табл. 1.2).[6]

1.2

Типология по признакам иерархической и контроля уровня

Тип Малая иерархическая - высокая к риску Высокая дистанция - высокая к риску Малая дистанция – контроль неопределенности иерархическая дистанция – контроль неопределенности
  Англоязычные , скандинавские страны, Юго-Западная Азия, страны, за исключением Австрия, , Финляндия, Израиль Америка, Италия, , Португалия, Франция, , Корея
Тип Выраженное структурирование   бюрократия Обезличенная Полная бюрократия
  модель рынка Большая Хорошо смазанный Пирамида

Метод Дж. был широко и применен в практике маркетинга. Дополнительные показали, что приведённые четыре характеристик могут использованы для классификации по группам, имеющим стили бизнеса и одинаково на маркетинговые подходы.

И низкоконтекстные культуры

выделенных параметров, много в типологии бизнес-культур и , характерный для культуры тип . По этому все нации можно по степени контекстности .

Чисто лингвистические , вне зависимости от их нагрузки, низкоконтекстны. многое в деловых зависит от невербальной сообщений. В культурах вербальное точно и определённо, передают основную . В других слова несут смысловую нагрузку, так как завуалирован в контексте. антропологии Е.Т разделил культуры на и низкоконтекстные. Он проранжировал их по преобладания контекста (. 1.1).[7]

Индексирование бизнес-культур стран по Дж. Хофстеду - student2.ru

Рис. 1.1. Контекстное культур

Коммуникации в культурах зависят в степени от контекста части , в то время как в низкоконтекстных коммуникации построены на сообщения, выраженного .

Показана корреляция между параметром и параметрами - индивидуализмом/коллективизмом и уровнем дистанцированности.[8]

, в низкоконтекстной североамериканской относительно низки различия и высок индивидуализма. , высококонтекстные арабские характеризуются значительным между иерархическими и низким индивидуализма.

Большинство менеджеров западного , сотрудники международных эффективнее в с низко контекстным , так как они опираются в работе на , контракты и другие документированные . Но даже в низкоконтекстных общение в значительной зависит от культурных .

В высококонтекстных требуется значительное до начала деловой взаимоотношений, так как необходимо узнать партнёра по совместному . На Ближнем Востоке, к , если у вас не найдётся и желания чашечку кофе и на отвлечённые темы, то Вы не продвинуться к деловой разговора.

В в ещё большей степени сказанного зависит от , так как прямая конфронтация неприличной. фраза «согласен» всего будет 15%-нoe согласие, «мы бы» может как «ни за что», а «мы рассмотрим» - « да, а тот, кто принимает решения - нет». для понимания истинного сказанного, важно понимать разговора и статус .

Ещё более осложняется Индексирование бизнес-культур стран по Дж. Хофстеду - student2.ru контекста тем, что и тот же тип невербальных коммуникаций принимать отличные в разных культурах.

нормам взгляда «глаза в », например, может в зависимости от страны и от . В США прямой считается признаком и надежности, а уклонение от - либо невнимательностью, желанием утаить, нечестностью. в Латинской Америке взгляд будет агрессивностью. контакт взглядов представителями разных может быть как приглашение к интимным отношениям в и латиноамериканских странах.

в западных странах начало , это часть процедуры . На Ближнем Востоке собеседника может замешательство, , ярость. Для азиатских , особенно японской, , индонезийской, поддержание на лице - это корректного поведения, за может скрываться весь спектр чувств - от до гнева. В принято улыбаться в кругу, кругу , на отдыхе, но в процессе общения дарится крайне .[9]

Крепкое рукопожатие признаком силы и в США, в то время как в странах принято слабое, но длительно . Общаясь с мусульманами или иудеями, вести себя осторожно с представителями пола, так как мужчина не прикасаться к женщинам. Этот включает и запрет на .

Это же относится ещё в большей к поцелуям. деловых коммуникаций не обмен поцелуями. в странах Латинской , Средиземноморья и Африканских стран установления дружеских встречи могут поцелуями в , сочетаемыми с рукопожатием, объятием или похлопыванием по . В Азии, где существует поклонов, полупоклон будет оценён вашим партнёром.

Другие показатели культур

Кроме ключевых факторов, стиль деловых между разных культур, также выделить другие показатели, непосредственное значение и облегчающие менеджера в международном . Многие из них имеют взаимосвязь с Хофстеда и ранжированием , однако на них следует особое внимание.

1) власти и авторитета.[10]

Данный является прямым уровня иерархической , так как сочетает структуры власти на со статусом и положением в обществе, зависящими от компании, , типа собственности, ценностей. В странах с И/Д индексом, подобным и Мексике, ранга и статуса или делового партнёра гораздо более роль, чем в « культурах» (германской или ).

В процессе управления преобладают три модели решений: 1) руководством, 2) децентрализованное и 3) решений группой или .

Принятие решений руководством в большинстве небольших компаний, где централизованные возможны. В то же время во европейских , таких, как Франция, принятия решений в крупных компаниях контролируется топ-менеджерами. В странах с феодальным наследием, к можно причислить и Венесуэлу, авторитарный, патерналистский руководства.

Аналогичная складывается во многих , где профессиональные вынуждены выполнять , принятые политиками, слабо знакомыми с менеджмента.

На Востоке все решения исключительно главой , который предпочитает дело с высшим руководством компаний. Здесь делается не между или их отделами, а отдельными личностями, также означает, что при руководства с той или другой достигнутые могут потерять , если не будут установлены доверительные между первыми лицами .

Децентрализованная система, в США, позволяет руководителям уровней решения, соответствующие функциям.

Система решений комитетом или на основе широко распространена в странах, так как эти культуры и там религии основаны на и гармонии, являясь обществами с уровнем иерархической .

Очевиден вывод, что для культур (, как и для обществ с децентpaлизoвaннoй власти) необходимо определять лиц, принимающих , в то время как при с компаниями, в которых принимаются на основе , важно убедить члена или группы.

2) Личная менеджеров.[11]

Для понимания управления менеджера понимать его цели и устремления, лишь отчасти задачи компании и руководства, в данной компании.

в США преобладающими личными менеджера являются и высокая , то в других странах значение могут безопасность, надёжность места, , возможность продвижения, достижения или власть. личные цели, как , сугубо , наблюдаются некоторые тенденции. Например, менеджеры легко иерархические , в то время как итальянские такие действия и оскорбительными.

Личная и мобильность также принимать смыслы в зависимости от и конкретного сотрудника. Для безопасность хорошую зарплату и переходить из компании в , сохраняя должностной . Для других - это пожизненная гарантия места, для третьих - трудозатратам пенсионные и прочие гарантии.

В некоторых странах, особенно во и Италии, характеризующихся ориентацией, , что сотрудник будет в одной компании часть своей . Французские придают большое умелому контролю, норм, соответствующему дополнительному , безопасности и комфортабельности места. В противоположность английские менеджеры независимость и достижения, более .

Баланс между личной жизни и , по мнению , тоже является культурных установок. прошлое Греции отпечаток на современного менеджмента, во главу качество жизни. Современные менеджеры из протестантизма установку на работы над личной . Неслучайно термин «» пришел из языка (workaholic). работники отождествляют жизнь с жизнью .

Для некоторых приятие обществом, то окружающими, семьёй и , является преобладающей бизнеса. эта черта характерна для культур.

Хотя к власти характерно для всех , оно является более мотивирующим фактором в Южной Америки, где руководство стремится использовать положение для завоевания статуса и политической .

3) Формализованные или отношения.[12]

Несмотря на то, что деловой стиль получает всё большее , неформальная делового общения, так же, как и заключения договорённостей, восприниматься среди многих как неуважение. Так, например, по имени к деловому считается неуважительным во (высокий И/Д ). Там сослуживцы, работая годами, подчас друг к другу на «Вы». В Латинской деловые отношения ещё формализованы, чем в США. Однако выделяется из этого , так как отношения там по британскому типу и свободный стиль быть принят за .

Поспешность и ещё менее приемлемы в Ближнего Востока, где , по крайней мере, две или три встречи характера, прежде чем переходить к деловым . Представители арабских могут принимать решения, но тогда, когда в мере развиты отношения партнерами.

4) Полихроническое и восприятие времени.[13]

Э. определил две системы времени, в мире: монохроническая и .

Монохроническое восприятие для Северной Америки, , Германии и . Эти западные культуры при задач традиционно на одном вопросе за отрезок . Решив его, приступают к . Таким образом, они время на небольшие и придают значение точности и .

Монохроническое восприятие линейно, именно к можно распространенные в западных выражения «потратить », «сэкономить время», « время». низкоконтекстных культур монохроническим временем.

восприятие доминирует в культурах, где внимание уделяется между индивидуумами, а не временных ограничений. При восприятии и при значительном вовлечении человек одновременно выполняться несколько .

Подобное позволяет выстраивать отношения до такой , что контекст становится и неотъемлемой этих отношений. говоря, человеческие не воспринимаются подобными с точностью часового механизма.

Для культур, подобных , свойственно более отношение к рамкам, терпимость к или преждевременным приходам, прерывание собеседника. При с соответствующими должны быть всевозможные задержки. назначена встреча с полихронической , "монохронику" лучше предусмотреть себе другие дела на ожидания первого.

Большинство представляют собой синтез между и полихроническим . Некоторые, подобно , соблюдают назначенное с монохронической точностью, но на полихронический тип, как начинается встреча и касается отношений людьми или решения .

Следствием в восприятии времени и типа мышления различия в логическом к решению . Соответственно можно два типа логики: « вниз» для полихроническоro или, наоборот, « вверх» для монохронического , то есть от целого к или от деталей к целому.

важно эти различия в процессе пере говоров. , ещё до переговоров следует либо детального обсуждения аспектов договора, каждый аспект , чтобы иметь возможность договор, либо целесообразность договора по , а потом - достижения соглашения - согласовывать детали.

различаются и формы соглашений. Для монохронических культур это контракты с детально возможными вариантами событий. Для – договор более на соглашение о намерениях, так как личные взаимоотношения над контрактными, и сам достижения общего является гарантией сотрудничества.

5) Деловая , подарки.[14]

в пределах одной этические нормы быть различны и не чётко . Вопросы морали, тех или иных действий трудности даже родной . Поэтому рассмотрим одну из самых и довольно деликатных - подарки.

бывает довольно провести грань дорогостоящим подарком () и взяткой. дорогостоящие подарки неприемлемым в США, так как это рассматривается как . В то же время во многих подобные не только принимаются, но и . Некоторые государства, Германию, Францию, и Японию, полностью или частично от налогов с соответствующих компании, делающие «» своим партнёрам.

Если является частью культуры, его следует . В неопределенных недорогой, тщательно подарок может лучшую службу, чем , но не уместный.

подарок связывает с получателем. Совершенно не , чтобы подарок материальную . Личная услуга ценится больше, чем подарок. В Китае, к , деловые строятся на цепи обязательств, то есть человек получает или ему оказывают , он чувствует себя . Одна из наиболее и желаемых услуг рода в - это помощь в получении для детей или других семьи клиента, так как образование почитаемо в этой .

В Японии подарки регулярно и являются частью отношений. Правила могут требовать от , чтобы подарок был не сразу. иногда необходимо подарок до трёх раз, чем он будет принят. Так как в подарки не раскрывать в присутствии , важной частью является его упаковка. распространённый - всевозможные аксессуары и приспособления.

В США формальными для подарков служат , Ханука и события. Там также аксессуары и различные . На подарок обычно, это только возможным, наносится компании. Подарок быть открыт .

Хотя очень важно в культуре, подарки не универсальным приемом для деловых . Секретарши имеют влияние в офисе и быть полезны, небольшой в виде шарфика или послужит достойным благодарности. Однако быть , предлагая подарки противоположного пола, так как это трактоваться двояко. мужчина, подарок женщине, по возможности уточнить, что это , к примеру, от его жены. также подарков в национальной гамме. Подарки для должны быть .

В Швейцарии предлагать подарки качества, особенно работы, но они ни в коей не должны на взятку. Небольшие , сделанные со вкусом, крупных, помпезных. народного или что-либо подобное из региона, дарящего высоко оценено. обычно немедленно.

В Южной в целом не принято бизнес-подарки, но, придя в , можно с собой что-нибудь к .

6) Степень следования обычаям.[15]

Осведомлённость о особенностях и страны должна подкреплена знаниями о , в которых иностранцу следовать обычаям.

Все обычаи бизнеса можно на три группы, которые , работающий с партнёрами, должен чётко различать, так как эти обычаев предполагают от различные реакции.

Императивы - , требующие неукоснительного . Императивы следования для страны оказаться императивами в другой. В странах Востока и странах Америки при с партнёром необходимо долгий контакт , в то время как в Японии длительный считается оскорбительным, и его избегать.

Табу, то непозволительные поступки в представителей культур, также к императивам. В числе ярких табу назвать на алкоголь и порнографию в странах, ношение из кожи при контактах с . В мусульманских , особенно в Египте, избегать пользоваться рукой даже , так как левая считается «нечистой». В нельзя входить в офис без стука. Там нельзя свой стул к собеседнику, уменьшая образом личное собеседника, так как жест может его . В Мексике семья наивысшей ценностью, и по этому будет рассматриваться как . В Великобритании в большинстве кругов предпочтительнее немного , но высокого качества, пошитую одежду, чем последним тенденциям .

Адиафоры - , которые не обязательно , но их соблюдение возможно и . Таковы чашка во время на Востоке или крепкий на банкете в Китае или в .

Эксклюзивы - обычаи, соблюдаются представителями данной и имитация которых может быть для местного . Иностранцу нельзя ни в случае повторять , которые могут отнесены к обрядам. Нельзя политику, нравы, чужой страны, если это в вашем присутствии её .


Наши рекомендации