Глава 2. Физическая культура России в XVIII веке
2.1. Физическая культура в период образования Российской империи.В начале 18 века образовалась Российская империя с новой столицей — Санкт- Петербургом. В период образования империи усилился абсолютизм, укрепились позиции русского дворянства, началось развитие капиталистических отношений.
Проведенные Петром I реформы, обеспечили значительные сдвиги в развитии экономики и культуры страны и сказались на развитии физической культуры. Следует помнить, что перемены, произошедшие в сфере физической культуры, коснулись только дворянства. Народные формы не претерпели существенных изменений и продолжали развиваться стихийно.
Наибольшее значение для развития физической культуры имели преобразования, проведенные Петром 1 в области военного дела, просвещения и быта дворян.
Военная реформа, направленная на создание регулярной армии и флота, началась с организации Петром1 потешных отрядов из дворянской и крестьянской молодежи подмосковных сел Преображенского и Семеновского. Созданием этих отрядов Петр 1 осуществил военно-физическую подготовку и овладение боевыми навыками юношества, состоящие из военных игр - потех, проводимых как на суше, так и на воде. Потехи проводились в условиях, приближенным к боевым, включали походы, учебные сражения, во время которых формировались необходимые физические и морально-волевые качества будущих солдат. Потешные учились штурмом преодолевать препятствия, брать крепости, важное место отводилось штыковому бою и рукопашной схватке. Заслугой Петра было то, что он не слепо перенимал европейскую систему обучения войск, а выбирал из нее самое ценное, соответствующее национальным особенностям. В результате он добился того, что российская армия по боевой выучке и физической подготовке стала превосходить лучшие армии Европы.
Другим крупным нововведением Петра 1 было внедрение физического воспитания в учебные заведения. Учредив «цифирные школы», школы математических и навигацких наук, гимназию, морскую академию и духовную семинарию, Петр 1 заложил основы государственной системы образования в России. Во всех этих учебных заведениях преподавались фехтование, верховая езда и танцы. В режим учебного дня включались прогулки, игры, телесные упражнения. В Москве, в Сухоревой башне, где размещалась школа математических и навигацких наук, имелся «рапирный зал». За успехи в овладении «рапирной наукой» ученикам даже прибавлялось жалование. Таким образом, впервые в России физическое воспитание соединилось с умственным, став составной частью дворянского образования.
Изменения произошли и в быту дворянства. Одним из начинаний Петра 1 были «экзерциции» парусных и гребных судов. В основе этого начинания лежало стремление пробудить у россиян интерес к морскому делу. Известно, что с целью «приохотить» своих подданных к занятиям парусом и греблей Петр 1 вначале даже запретил строить мосты через Неву и указом от 3 июля 1710 года назначил комиссара Потемкина следить, чтобы через Неву переправлялись на судах. Указом от 12 апреля 1718 года было положено начало регулярных занятий парусным и гребным делом. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно – «Невская флотилия» - и, согласно указу, каждое воскресенье с ранней весны до поздней осени все владельцы судов должны были участвовать в учебных занятиях, включающих разнообразные приемы парусного и гребного дела. Вскоре такие же занятия стали проводиться и на Москва-реке. Петру 1 принадлежит инициатива государственной регламентации парусного и гребного дела. Целью была подготовка офицеров и матросов, гребцов и рулевых, как резерва для создаваемого военного и торгового флота. Это же стало одной из форм культурных развлечений дворянской молодежи.
На смену боярским потехам с медвежьими поединками пришло еще одно начинание — ассамблеи, развлечения дворян, в программу которых включались конными и пешие прогулки, катание на лодках, игры в шахматы и шашки, а в зимнее время катание на коньках и санках. Стремясь изменить нравы, унаследованные от Московской Руси, Петр 1 и его сподвижники старались распространять новые взгляды на воспитание и поведение молодых людей в обществе. Этому послужила книга «Юности честное зерцало» (1717г.), авторство которой приписывается Петру 1. Она содержала свод правил поведения молодого человека высшего сословия: знать иностранные языки, ездить верхом, фехтовать, уметь танцевать, быть начитанным и уметь вести беседу.
Примером отражения вопросов физического воспитания в общественной мысли петровских времен служат сочинения В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича и Ф. Салтыкова.
Русский ученый В.Н.Татищев ( 1686-1750) в трактате «Разговор о пользе наук и училищ» отнес к нужным наукам физическое воспитание детей. Архиепископ Феофан Прокопович - автор «Духовного регламента», утвержденного Петром 1 в 1721 году, дает указание о включении физических упражнений в программы духовных учебных заведений в форме оздоровительных мероприятий: «на всяк день два часа определить на гуляние семинаристам, а именно по обеде и по вечери и тогда б не вольно никому учиться и ниже книжки в руках иметь. А гуляние было бы с играми честными и телодвижеными». Эти же вопросы поднимались в «Пропозициях» - проекте организации образования, представленном в 1713 году Петру 1 русским государственным деятелем Федором Салтыковым. В числе обязательных учебных дисциплин там перечислены верховая езда, фехтование и танцы.
Таким образом, в эпоху Петра 1 в России впервые получили распространение педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием.