Глава 1. Физическая культура у народов нашей страны с Древнейших времен до 18 века.
1.1. Элементы физической культуры у народов нашей страны до образования Киевского государства.
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры у народов, проживающих на территории нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории – первобытному обществу. Археологические раскопки и этнографические исследования показывают, что уже в древности у народов живших в условиях первобытной общины, применялись различные физические упражнения и игры , связанные охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельностью, с бытом и культовыми обрядами.
Представление об элементах первобытного физического воспитания дают рисунки на камне - петроглифы, сделанные древними охотниками и рыболовами. Такие рисунки найдены на стоянках первобытных людей у Онежского озера и Белого моря. На них — изображение фигурок в беге, передвижений на лыжах, стрельбе из лука, танцевальных движениях и играх. Характер некоторых изображений дает основание полагать, что уже тогда появились простейшие формы передачи опыта обучения физическими упражнениям, основанное на подражании трудовым действиям. Постепенно подражательные игры заменялись символическими. В игры вводились предметы, но имевшие прямого отношения к труду - бабки, свайки, клюшки, набивные мячи и др.
Судя по этнографическим материалам, у многих сибирских и дальневосточных племен широко использовались воспитательных целях коллективные состязания в беге, прыжках, плавании, гребле, метаниях. У манси и нанайцев, проживающих в тайге, популярны были игры в медведя, у ненцев, занимающихся оленеводством — игры в оленя и выполнение действий с арканом. У осетинского народа — восхождение на горные вершины и переход по качающейся перекладине через горные реки и т.п. Эти сведения дают представление о том, как зародилась физическая культура у народов, проживавших на территории нашей страны.
Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и древних рабовладельческих государствах Закавказья, Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели разными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно- физическим воспитанием юношества.
Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и щитом, умело вели рукопашный бой. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.
У всех племен во время праздников были состязания всадников, стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные для игр.
Своеобразием отличалась физическая культура у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен с целью отражения набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой, также отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.
Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые устраивались в честь языческих богов Сварога, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В игрища обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, культовые игры - горелки, прыжки через костер, «чур» и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах - обрядах погребения павших воинов.
По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения сложились в Закавказье и Северном Причерноморье.
Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв до н.э.). Многочисленные войны, которые вело это государство, требовало от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной силой была конница. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.
Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали древние Армения и Грузия. В древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, помимо конницы, в состав армии входило и крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет обучались верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, кулачному бою, борьбе. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой Древней Греции и Рима, многое перенимали у них и в области физической воспитания. Известно, что армянские атлеты принимали участие в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.
В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные древними греками как города-колонии – Северное Причерноморье.В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспитания, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные – в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках на колесницах. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.