Развитие теоретических основ физического воспитания.
Эпоха развития капиталистических отношений с 17 века до начала 20 века называется Новым временем. В борьбе нового и передового со старым развивались экономика и культура нового капиталистического строя. В это время развиваются гуманитарные науки: педагогика, медицина, физиология и психология человека.
Для развития физической культуры этого периода характерны: формирование и развитие теоретических основ физического воспитания, создание и модернизация национальных систем физического воспитания и становление, и первоначальное развитие спорта.
Наибольшее влияние на развитие теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Джона Локка, Жана–Жака Руссо, Иоганна Песталоцци. В более поздний период взгляды и идеи Мирослава Тырша, Жоржа Демени, Жоржа Эбера, Нильса Бука.
Джон Локк ( 1632-1704 )- видный английский педагог и философ.
Свои педагогические взгляды изложил в книге « Мысли о воспитании». Он доказывал необходимость воспитания молодых людей энергичными, сильными духом и телом, стремящихся достичь личного благополучия. Для этого следовало с раннего возраста закаливать себя, заниматься различными физическими упражнениями, научиться хорошо, владеть оружием, ездить верхом, плавать, грести, боксировать, управлять парусом. Вместе с тем он рекомендовал изучать изящные манеры, бальные танцы, что могло помочь карьере молодого человека из буржуазной или дворянской семьи. Буржуазные цели он сочетал с дворянскими средствами физического воспитания. Локк считал, что, развивая себя физически, человек одновременно укрепляет силу воли, характер, обретает уверенность в себе. Эта мысль об укреплении силы воли путем закаливания и физического развития была прогрессивной и новой для того времени.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – философ – просветитель. Свои основные педагогические взгляды Руссо изложил в сочинении «Эмиль или о воспитании». Он выдвинул идею сообразного с природой индивидуального воспитания человека и обосновал мысль о важной роли физического воспитания в развитии умственных способностей человека. « Тело рождается раньше души », - писал он – поэтому последовательность ступеней физического воспитания от рождения ребенка до совершеннолетия: первая - закаливание тела; вторая – закаливание тела и развитие органов чувств; третья - закаливание, совершенствование органов чувств и развитие, двигательные способности человека, там легче ему познавать окружающий мир и жить в нем. Из средств физического воспитания он отдавал предпочтение естественным физическим упражнениям и играм на свежем воздухе, был сторонником соревновательного метода, повышающего, по его мнению, заинтересованность воспитанников в совершенствовании своих физических способностях. Что касается физического воспитания женщин, то Жан–Жак Руссо считал, что оно должно сводиться к развитию легкости, изящества и грациозности, т.к. мужчины и женщины, имея разное предназначение в жизни, должны получать и разное воспитание, в том числе и физическое.
Иоганн Г. Песталоцци ( 1746-1828) – выдающийся швейцарский педагог- демократ, сторонник широкого народного образования. Основу воспитания он видел в развитии природных, в том числе и физических способностей человека. Взгляды на физическое воспитание им изложены в работе «Элементарная гимнастика». Нельзя ребенка обучать всему, писал Песталоцци, но можно развить в нем способность быстро овладеть любыми нужными движениями, для этого необходимо овладеть
«азбукой движений» - элементарными движениями, из которых состоят все более сложные. Такими элементарными движениями он считал движение в суставах и назвал свою систему «суставной гимнастикой». Он считал, что, освоив её, человек сможет постепенно совершенствовать свои действия, перехода от них к сложным комплексным упражнениям. В число сложных упражнений Песталоцци включал детские и народные игры, забавы, танцы, бег, прыжки, лазанья, метания, плавание трудовые и военные упражнения.
Под влиянием педагогических идей Локка, Руссо, Песталоцци во второй половине 18 века во многих странах стали возникать общества содействия физическому воспитанию, кружки гимнастики, появились школы нового направления. В 60-80 годах 18 века такие школы появились в германских государствах. Они назывались « филантропинами» - школами человеколюбия. В них физическое воспитание учащихся осуществлялось не только в часы официальных занятий, но и во внеурочное время. Гимнастика преподавалась в виде бега, прыжков, лазания, метаний, борьбы, подвижных игр, упражнений с палкой, на перекладине и канате и др..
Наиболее известными преподавателями гимнастики в таких филантропинах были Г. Фит (1763-1836) и И.Х.Гутс- Мутс (1759-1839). Свою работу Фит обобщил в книге «Опыт энциклопедии физического воспитания», где подверг теоретическому анализу все физические упражнения. Гутс-Мутс написал широко популярную в германских государствах «Гимнастику для юношества», где описал технику выполнения гимнастических упражнений. Ни Фит, ни Гутс-Мутс еще не создали законченных систем физического воспитания, а подготовили почву для их появления.
Образование и развитие национальных систем физического воспитания.
Войны эпохи французской революции 1789 г. и последовавшие за ними завоевательные походы Наполеона в начале 19 века потребовали создания в европейских государствах массовых армий и введение всеобщей воинской повинности. Появилась необходимость вневойсковой военной и допризывной физической подготовки гражданского населения. Это ускорило процесс создания национальных систем физического воспитания, то есть систем общегосударственного масштаба.
Господство в военных действиях тех лет линейной тактики обусловило гимнастическую направленность этих систем, так как гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд с одновременными действиями в строю, что требовалось для линейной тактики; позволяло точно воздействовать на отдельные части тела, обучать конкретным двигательным действиям. Следует понимать, что в то время гимнастика понималась шире, чем сейчас. В нее входили не только упражнения на снарядах или без них, но и естественные, в том числе прикладные физические упражнения.
По своему характеру все буржуазные национальные системы физического воспитания того времени отражали три направления в развитии гимнастики.
Первое направление выражалось в том, что средства гимнастики использовались преимущественно для развития у занимающихся способности ориентироваться в пространстве при любом положении тела, быстро овладеть сложными движениями и координировать их. Это направление преобладало в германских государствах и нашло отражение в немецкой системе гимнастики.
Второе направление в развитии гимнастики связано с обеспечением общего физического развития занимающегося, совершенствованием форм и функций организма без особого внимания на приобретение тех или иных практических навыков. Сторонники этого направления считали, что физически развитый человек легко может овладеть нужными прикладными упражнениями. Эта точка зрения преобладала в скандинавских странах и нашла приложение в шведской системе гимнастики.
Третье направление заключалось в том, чтобы воспитать у занимающихся практические навыки, сделать их выносливыми и закаленными, научить будущих солдат преодолевать время, пространство, препятствия, встречающиеся на поле боя. Сторонниками такого направления были авторы французской системы физического воспитания.
Каждая из национальных систем отражала своеобразие культурного, экономического и политического положения тех стран, где они возникли и развивались.
Немецкая система гимнастики сложилась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Эта система создавалась на основе идеи объединения немецкой молодежи и подготовки ее к борьбе за освобождение страны. Организатором гимнастических занятий и основателем немецкой гимнастики был Фридрих Ян (1778-1852). С помощью своих единомышленников он оборудовал в Берлине, а затем и в других германских городах, гимнастические площадки, где молодежь занималась физическими упражнениями на гимнастических снарядах и одновременно слушала беседы патриотического характера. В основу гимнастики Ян положил упражнение на гимнастических снарядах и военные игры. Вместе со своими помощниками Эйземном, Фризеном и другими Ян составил большое количество упражнений на различных снарядах, более всего на перекладине, параллельных брусьях и коне. Система Яна еще не была законченной системой гимнастики, не была разработана организация учебного процесса. Занятия представляли смесь свободных упражнений по выбору самих учеников и групповые занятия по указанию руководителя. Свою гимнастику Ян называл «Турнкунст» (искусство изворотливости), а позднее немецкая гимнастика называлась «турнен».
Адольф Шписс (1810-1858) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию его в школе и построил схему урока. Урок гимнастики начинался с «порядковых» упражнений. Это были преимущественно строевые и простые гимнастические упражнения для установления порядка на занятиях. Затем начинались «вольные» упражнения. Это были движения отдельных частей тела, заимствованные из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита. Цель этих упражнений – подготовка учащихся к упражнениям на снарядах. Третьей частью урока были упражнения на снарядах. Для того чтобы в короткое время ученики могли проделать упражнения несколько раз. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину с несколькими стойками, длинные брусья с несколькими парами держателей, ряды лестниц, шестов и т.д. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения.
Хотя Шписс разделял все упражнения на четыре степени сложности для различных возрастов, но это деление было чисто механическим без учета физического развития занимающихся. В своих методических указаниях Шписс требовал, чтобы занятия велись под строгим руководством учителя. Ученики должны были точно заучивать упражнения и не допускать никаких изменений.
Шведская система гимнастики создавалась по инициативе самого правительства страны, поручившее это профессору Пер Лингу (1777-1839). Пер Линг считал, что для физического воспитания нужно применять такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека, т.е. гимнастика призвана укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить, к военной службе. Все упражнения, в зависимости от целей, делились на четыре вида гимнастики – педагогические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спины и боковых мышц туловища. Яльмар Лингразработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений, описал технику выполнения упражнений. Он разработал схему урока. По этой схеме урок состоял из 14-16 частей, которые следовали одна за другой в строгом порядке. Упражнения некоторых частей урока должны были резко повышать общее физическое напряжение (подтягивание, ходьба с подпрыгиванием, прыжки), некоторые успокаивать организм (равновесия, отвлекающие и дыхательные упражнения). В результате схема урока, перенесенная на чертеж, представлялась в виде сильно изломанной линией, так называемой кривой урока. В те времена она многим казалась научно обоснованной, что являлось одной из причин распространения шведской гимнастики в других странах. Существенными признаками шведской гимнастики была симметричность, прямолинейность и угловатость выполняемых движений. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Во время выполнения упражнений делалось много пауз. Противники шведской гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений. Для более эффективного выполнения упражнений Я.Линг ввел новые снаряды (шведская стенка, шведская скамейка, двойной бум и др. Применялись и старые снаряды (конь, канаты, лестницы). Назначение шведских снарядов принципиально отличались от назначения старых снарядов, где занимающийся должен стремиться проделать все движения, какие только возможно выполнить на снаряде (в немецкой гимнастике). В шведской гимнастике снаряды лишь помогают лучше выполнить те упражнения, которые предусмотрены планом урока. Они либо облегчают, либо затрудняют движения, либо создают лучшее исходное положение для ног. Для шведской гимнастики были характерны симметричность прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий. Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнаст.
Причина возникновения французской системы гимнастики была связана со стремлением правящих кругов Франции возродить военную мощь армии, ослабленную после поражения Наполеона. Полковником Франциско Аморосом (1770-1848) была составлена система гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Эта система имела большое практическое значение для подготовки солдат и офицеров. Аморос старался учитывать и влияние упражнений на организм, но считал это делом второстепенным. Лучшими упражнениями он считал такие, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. Это были преимущественно военно-прикладные упражнения: ходьба и бег на местности с препятствиями и без них, различные прыжки, в том числе с помощью ружья или палки, в вооружении и без него, упражнения в равновесии, лазания и перелезания, переноса груза, плавание, в том числе в одежде с оружием, борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка. Для некоторых упражнений Аморос применял снаряды, но эти снаряды играли роль препятствий, которые нужно преодолеть с наибольшей скоростью и экономией сил. Главным снарядом были лестницы, канаты, шесты, заборы и т.п.. Иногда упражнения выполнялись под песню. Аморос считал это полезным для развития движения и для возбуждения патриотических чувств. В проведении урока Аморос не придерживал, какой либо схемы. Он лишь устанавливал общие принципы: упражнения должны проводиться последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным, при занятиях нужно учитывать индивидуальные особенности учеников. Аморос указывал на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить и ослабить, изменяя его скорость, направление и амплитуду. Он первым ввел письменный учет результатов занятий, введя контрольные карточки на каждого ученика. В эти карточки вносились данные физического развития. Таким образом, в системе Амороса было немало ценных методических указаний для проведения занятий.
Дальнейшее развитие систем гимнастик происходит с середины 19 в. По начало 20 в. Это связано с обострением противоречивости капитализма во всех областях общественной жизни, в том числе и в сфере физической культуры. Особенно ярко в физической культуре проявились три главных противоречия: между трудящимся и эксплуататорами, между господствующими и угнетенными нациями, между самими капиталистическими странами.
Первое из противоречий привело к применению физической культуры в политических целях. Буржуазия стремилась использовать физическую культуру как средство отвлечения трудящихся от революционной борьбы, поощряя создания спортивно – гимнастических организаций и беря под контроль их деятельность.
Второе противоречие привело к усилению националистических тенденций в деятельности физкультурных организаций и появлению новых систем физического воспитания, связанных с воспитанием молодежи в духе буржуазного национализма. Угнетенные народности использовали физкультурные организации как форму объединения молодежи в духе буржуазного национализма- освободительной борьбе.
Третье противоречие привело к военизации физической культуры, созданию систем физического воспитания. Появились системы, научно обоснованные с позиций того времени. Возникли и специальные системы физических упражнений для конкретных групп и специальной направленности: системы, положившие начало современной художественной гимнастики, различные системы специальных физических упражнений. Наиболее известными системами, сложившимися в этот период, были: Сокольская гимнастика, система физического образования П.Ф. Лесгафта, гимнастика Ж.Демени, естественный метод Ж.Эбера, «Основная гимнастика» Н.Бука.
Сокольская гимнастика. В середине 19 в. в Чехии возникло так называемое Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды и т.п. и это было как форма объединения чешской молодежи для подготовки к борьбе за независимость Чехии от Австро –Венгерской империи, под гнетом которой находились чешский и другие славянские народы, жившие в центральной Европе.
Главной основой Сокольского движения были гимнастические организации, автором которых был Мирослав Тырш ( 1832-1884). Сокольские общества получили широкое распространение. Их идея заключалась в стремлении к физическому и нравственному совершенствованию всего народа к развитию в нем национального чувства, равно как и чувство единства вне сословий. Организаторы сокольского
движения добивались внутренней дисциплины, соблюдением точной формы всех движений и строгим выполнением традиций. Большое распространение получили слеты соколов и гимнастические выступления на стадионах в сопровождении музыки и пения. Соколы во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах с предметами, без предметов. Взамен многократного повторения упражнений, как это было принято у немцев, они ввели комбинацию различных упражнений обращая большое внимание на четкость и чистоту движений. Тем самым они переделали старый турнен в спортивную гимнастику. Соколы ввели единый для всех гимнастический костюм (соколки и рейтузы ), музыкальное сопровождение для так называемых вольных движений и упражнений с предметами. Все, что выглядело некрасиво, Соколы исключали. Все упражнения они разделили на четыре группы: 1) упражнения на снарядах (перекладина, конь, брусья и т.д.) ; 2) упражнения со снарядами ( различные предметы: палки, булавы, шарфы для девушек, макеты холодного оружия для мужчин и др); 3) упражнения групповые ( пирамиды, упражнения акробатического типа и др.); 4) боевые ( приемы фехтования, бокса) Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со с нарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах ( обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения, например пирамиды, наконец опять строевые, после чего занятия заканчивались. Благодаря своей привлекательности, сокольская гимнастика распространялась и в других странах, в том числе и в России.
Система физического образования П.Ф.Лесгафта. Особому направлению в развитии систем физического воспитания положил начало Петр Францевич Лесгафт(1837-1909) Это направление можно назвать педагогическим. Целью этого направления в физическом воспитании было научить молодого человека так пользоваться своими силами, чтобы с наименьшей затратой энергии в кратчайший срок достигать наибольших результатов.
П.Ф.Лесгафт исходил из того, что в выборе движений человек должен исходить от сознания их целесообразности для каждого отдельного случая, по принципу: «Сначала мысль- потом действие». Для того, чтобы заставить мысль ученика работать, он даже отказался от показа упражнений, а лишь объяснял их. Кроме того, Лесгафт считал упражнения на гимнастических снарядах не соответствующими анатомическому строению человека и потому непригодными в детском возрасте. Возражал Лесгафт и против соревнований, так как по его мнению, сильные возбуждения мешают систематическому развитию духовных и физических сил молодого человека. Постепенность и последовательность в процессе обучения движениям он считал одним из важнейших принципов.
Главной задачей школы Лесгафт считал образование, т.е. приобретение знаний и умений, свою систему он назвал системой физического образования и разделил ее на три ступени. Первая из них предназначалась для учащихся начальных классов. Задача физического образования заключалась в том, чтобы научить ребенка правильным движениям – правильно бегать, прыгать, метать, производить движения всеми частями тела и.т.п. Эти упражнения Лесгафт не совсем правильно называл простыми.
Вторая ступень предназначалась для учащихся средних классов школы. Здесь применялись упражнения с увеличивающим напряжением, т.е. умея правильно бегать – стараться бегать как можно быстрее, умея правильно прыгать – стараться прыгать как можно дальше и выше, строго соблюдая технику движения.
Третья ступень предназначена для старших классов, имела целью научить молодых людей точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве, т.е. пробегать определенное расстояние в точно определенное время, не быстрее и не медленнее, метать точно в цель и т.п.. Наряду с названными выше упражнениями, Лесгафт применял и контрольные упражнения, главным образом в виде игр, чтобы проверить, насколько хорошо усвоены движения в процессе действий, когда нет времени сосредотачивать на них свое внимание.
Свою систему П.Ф.Лесгафт строил на основах современных ему наук. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения и до настоящего времени. П.Ф. Лесгафтом было основано в Петербурге общество содействия физическому развитию учащихся, а в 1896 г. открыты курсы руководительниц физического образования, получившие начало существования первого в нашей стране высшего физкультурного учебного заведения. Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания, так как она требовала высококвалифицированных руководителей, которых в стране было чрезвычайно мало. Следует сказать, что и у самого Лесгафта были ошибочные положения, вытекающие из его формально– логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в систему физического воспитания, применяемую в нашей стране в настоящее время.
Гимнастика Жоржа Демени.Вторая половина 19 в. начало 20 в. ознаменовалась значительным продвижением вперед биологических наук и в частности физиологии. В эти годы работали такие выдающиеся ученые как Дюбуа Раймон, И.М. Сеченов, И.П.Павлов. и ряд других. Среди физиологов были и такие, которые интересовались влиянием физических упражнений на организм человека, некоторые из них создавали свои системы физических упражнений, соответствующие уровню развития физиологии того времени. Наибольшую известность из них получил Ж.Демени (1850-1917). Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, он разработал систему средств и методов физического воспитания детей школьного возраста. Она была рассчитана на несколько лет непрерывных занятий, предусматривала постепенный переход от задач общего физического развития к овладению прикладными навыками. При создании своей системы Демени подверг
резкой критике ранее созданные системы гимнастики за их чрезмерную искусственность и недостаточную научную обоснованность. В частности, он утверждал, что упражнения, выполняемые в полную амплитуду без резких рывков и длительных статических усилий гораздо полезнее скованных движений шведской и немецкой системы. Демени доказывал целесообразность упражнений на растягивание и расслабление мышц. Посредствам физических упражнений, писал он, следует добиваться не только красивых форм тела и развитой мускулатуры, но и улучшения функциональных возможностей организма. Урок не должен представлять собой совокупность случайно подобранных физических упражнений, как в немецкой гимнастике, а включать взаимосвязанные движения, направленные на решение комплекса задач – гигиенических, эстетических и нравственных. Исходя из этих задач, Демени предлагал и средства физического воспитания – естественные общеобразовательные упражнения, ходьбу, бег, прыжки, метания, поднимания и перенос тяжестей, лазание, приемы защиты и нападения, дополнительные упражнения для отдельных частей тела. Схема урока состояла из семи взаимосвязанных частей, обеспечивающих постепенное повышение нагрузки и последовательное ее снижение к концу урока.
Конечными целями физического воспитания Демени считал укрепление здоровья и физических сил, достижение красоты тела и движений, выработку способности эффективно работать с меньшей тратой сил и воспитание мужества. Система Демени считается наиболее прогрессивной и научно обоснованной того времени.
«Естественный метод» Жоржа Эбера.Накануне и особенно в годы первой мировой войны усилилась военизация систем физического воспитания. Характерными примерами являлись системы Ж.Эбера. и Н.Бука.
Жорж Эбер (1885-1952)- французский офицер флота, ученик Демени, продолжал прикладное направление в физическом воспитании, присущее французской гимнастике со времен Амороса, но усилил ее упражнениями военно-прикладного характера. Военную направленность системы он старался скрыть заявлениями о том, что своей гимнастикой хочет лишь устранить дефекты физического воспитания для мужчин, подготавливающую их к военной службе. Все занятия, в основе которых были всем известные, естественные упражнения, он предлагал проводить на местности, без какого-либо специального оборудования, с использованием подручных средств и естественный препятствий. Преподаватель, ориентируясь по обстановке, должен был подбирать соответствующие упражнения. Эбер требовал от учеников достижения определенного уровня технических результатов в 19 –ити наиболее распространенных упражнений: в беге, прыжках, плавании и нырянии, метаниях, атакующих и оборонительных действиях и др. С этой целью им была разработана специальная семибальная шкала оценок. Главным при этом было – достичь возможно более высокого уровня развития комплексной выносливости. Эбер был против спортивной специализации, даже написал книгу «Спорт против физкультуры». Так как его интересовала лишь военно- физическая подготовка мужчин – будущих солдат и офицеров, он ничего не предлагал для женщин. Никакой научной основы в «Естественном методе» Эбера не было, но как опытный практик он внес много ценного в развитие средств и методов физического воспитания.
«Основная гимнастика» Нильса Бука. Датчанин Нильс Бук (1880-1950) в отличии от Эбера, не скрывал военной направленности своей системы, предназначенной для вневойсковой физической подготовки молодежи. В своем руководстве он открыто писал, что « основная гимнастика» создана для того, чтобы здоровых но неуклюжих деревенских парней так основательно проработать гимнастикой, чтобы они стали подвижными и ловкими, пригодными к несению военной службы. Система Бука представляла собой модернизированный вариант шведской гимнастики. В ней широко применялись шведские гимнастические снаряды – стенка, бум, скамейка и др., но при этом использовались и упражнения с партнерами, которые не только поддерживали занимающихся в момент выполнения упражнения, но и активно действовали – либо сопротивляясь, либо помогая в выполнении упражнения. Бук рекомендовал выполнять упражнения в быстром темпе, полной амплитудой, с большим количеством повторений. Многие упражнения выполнялись поточным методом. Все это повышало моторную плотность урока до предела. Упражнения, предложенные Буком, широко вошли в практику физического воспитания и с успехом применяются до сих пор.
Дальнейшее развитие систем физического воспитания нового времени связано с именами таких педагогов как Элли Бъеркстен, Франсуа Дельсарит, Жак Дельсарт, Айседора Дункан. Бъеркстен в своей гимнастике учитывала физиологическую и эстетическую стороны упражнений. Она стремилась дать физическое развитие и развить изящность движений. Упражнения ее гимнастики проводились в быстром темпе при многократном повторении. В ее упражнениях преобладали плавные закругленные движения.
Дельсарт обратил внимание на то, что элементы движений балетного искусства помогают выразить характер гимнастического движения. Он и его последователи делали при обучении упор на эстетические и драматические моменты, тем самым они заложили основы художественной гимнастики.
Далькроз развивал ритмическое направление выполнения движений. Он установил, что выполнение определенных движений способствует развитию чувства ритма и слуха.
Дункан, увлекаясь античной гимнастикой и танцем, стремилась движениями выражать сложность и выразительность чувств с высокой степенью эмоциональности.
В это же время получили распространение системы « индивидуальной гимнастики» , в основном гигиенической направленности. Наиболее известными были домашняя гимнастика датчанина Мюллера – « Моя система» и гантельная гимнастика шведа Сандова. Очень хорошая гимнастика для детей школьного возраста была разработана в Австрии Гаульгофером и Штрайхер. Заслуга этих авторов состояла в том, что они учитывали возрастные и половые особенности детей и использовали все современные данные биологических наук и педагогики.