Несовершеннолетних преступников
Типы несовершеннолетних преступников | |||||||||
по степени общественной опасности | do характеру ориентация | ||||||||
Xi | Крнмииегенные факторы | 64(1) | 64(2) | 64(3) | среды | 65(1) | 65(2) | 65(3) | среди |
I | Продолжительность употребления к/с спиртных на* пнтков | .5 | 5.3 | б | 6,0 | ||||
II | Негативные влияния на к/с со стороны родителей или лид, их заменяющих | б | 6,7 | 4,0 | |||||
ш | Общение и/с вне семьи с. • ранее судимыми; - совершающими преступления | б | 5,7 | 6,0 | |||||
IV | Незанятость подростка работой, учебой | 5 • | |||||||
V | Совершение и/с в прошлом преступлении | б | 6,7 | 6,0 | |||||
VI | Наличие психической аномалии, не исключающей вменяемости | 2,7 | 2,7 | ||||||
VII | Повышенная внушаемость, подчиненность и/с антиобщественной среде | 2,7 | |||||||
VIII | Низкий образователь-ный и культурный уровень родителей | 4,7 | 3,0 | ||||||
IX | Преждевременное оставление подростком школы | S | S | 4,7 | 5,0 | ||||
X | Отсутствие контроля за поведением и/с со стороны семьи, школы, милиции | б | 5,7 | 5.0 | |||||
«К» | 5.5> | 5.3 | 5,1 | 5.3 | 4,« | 4,5 | 5.1 | 4.8 |
64( 1) * личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; 64(2) ■ личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; 64(3) • личность н/с преступника с неустойчивой направленностью, б5( 1) - личность н/с преступника с корыстной ориентацией; 65(2) • личность н/с преступника с насильственной ориентацией; 65(3) - личность н/с преступника с универсальной ориентацией.
«К» - средний показатель криминогениости каждого из типов несовершеннолетних преступников
восприятию этого комплекса способствует: а) частая безнаказанность аморального поведения родителей; б) их авторитет в глазах детей, который может выступать в роли «катализатора» при усвоении молодежью опыта социального поведения взрослых»1.
II. Непременным условием формирования личности несовершеннолетнего преступника являются неблагоприятные обстоятельства семейного воспитания. Частые ссоры и скандалы между родителями, физические наказания и оскорбления детей приводят к разрушению тормозных процессов, к повышенной возбудимости, вспыльчивости, несдержанности подростка.
Причинами возникновения семейных конфликтов, в том числе подростков с родителями, часто являются пьянство и аморальное поведение последних. Длительное пребывание подростка в неблагополучной семье способствует существенной нравственной деформации его личности, копированию им образа жизни родителей.
Отсутствие одного из родителей нарушает естественную целостность семьи, ослабляет ее воспитательные функции. Снижается контроль за поведением подростка, нередко изменяется и психологический климат. По 'нашим исследованиям, свыше 30% несовершеннолетних преступников не имели отца, 4,5% опрошенных воспитывались без матери, а у 5,2% отсутствовали оба родителя. При этом в качестве криминогенного фактора в большей степени выступает не состав родительской семьи подро-
ЯковлеваН. Г. Некоторые результаты изучения влияния употребления спиртных напитков на преступность несовершеннолетних и эффективности борьбы с этими явлениями. В кн. Вопросы борьбы с пьянством, наркоманией и другими формами антиобщественного поведения несовершеннолетних. М., 1976. С. 30.
стка (полная или неполная), а тот внутренний психологический климат, который существует между родителями и детьми. Среди подростков группы «Б», в отличие от группы «А», отношения любви, дружбы и взаимопонимания с родителями встречаются в два раза чаще, и наоборот, отношения неприязни и враждебности в группе «А» - почти в 7 раз чаще, чем в группе «Б». Отношения безразличия и равнодушия в обеих группах представлены примерно одинаково, с незначительными расхождениями.
III. Установлено, что чем более отрицательной является обстановка в семье, тем крепче и интенсивнее становятся нежелательные связи подростка вне семьи1. К тому же, такие несовершеннолетние редко пользуются расположением и симпатиями одноклассников. Будучи неудовлетворенными своим положением в семье и школьном коллективе, они стараются возместить дефицит общения в различных неформальных группах, зачастую с антиобщественной направленностью. Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей проведения своего досуга и из-за отсутствия надлежащего контроля за их поведением. Многих из них это сближает, они получают сочувствие друг у друга, откровенно делятся своими неприятностями и переживаниями, поскольку находятся в одинаковых условиях. Так, по нашим данным, общались с ранее судимыми подростки из группы «А» - 41,9%, из «Б» - 10,4% и из «В» 0,6%. Частота общения в большей степени влияет на формирование преступного поведения, чем его длительность.
Именно поддержкой криминогенной группы объясняется, почему подростки, у которых складываются кон-
'АнтонянЮ. М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1973. С.54.
фликтные отношения в семье, школе, коллективе положительных ровесников, нередко решительно противостоят общественному осуждению. Криминогенная группа применительно к таким несовершеннолетним преступникам исполняет роль не только «пускового», но и «защитного» механизма1.
IV. Несовершеннолетние, не занятые к моменту совершения преступления общественно полезной деятельностью, являются наиболее криминогенным континентом, Нежелание заниматься общественно полезным трудом появляется у них еще в школьные годы. Систематическая неуспеваемость в школе порождает отказ от посещения занятий, отторжение от школьного коллектива с последующей ориентацией на неформальные группы с антиобщественной направленностью. По данным нашего исследования, не работало и не училось в группе «А» 38,2%, из них более 3 месяцев - 20,6%; в группе «Б» - соответственно 14,4% и 6,2%. При этом основная масса несовершеннолетних правонарушителей оставляет школу и уходит в неформальные группы в возрасте 16 лет, что, по-видимому, связано с большим расхождением во взглядах и интересах с коллективом класса,.
V. Большое значение для становления личности подростка имеет не только сам факт совершения им в прошлом преступления, но и возраст, в котором он находился в этот момент, способ, которым оно было совершено, и форма реагирования на него правоохранительных органов. Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление в одиночку, является более опасной для общества, чем совершившего в группе. Не каждый
'Долгов а А. И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних //Вопросы борьбы с преступностью. Вып.32. М., 1980. С.20.
несовершеннолетний решится пойти на преступление в одиночку. Для этого необходимо иметь не только соответствующие физические данные, но и достаточный уровень интеллектуальной и психической зрелости, определенный личный опыт правонарушающего поведения либо пример окружающих. Подростки, совершившие преступление в одиночку, характеризуются повышенной агрессивностью, цинизмом, дерзостью и, как правило, труднее поддаются исправлению и перевоспитанию.
VI. В ряде случаев антиобщественные формы поведения несовершеннолетних связаны с органическим поражением нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими чертами личности. По данным нашего исследования, несовершеннолетние из группы «А» состояли на учете в психоневрологическом диспансере 22,1%, из группы «Б» - 15,8% и из группы «В» - 0,9%. Это свидетельствует о том, что психические аномалии, не исключающие уголовной ответственности, являются одним из существенных условий, приводящих несовершеннолетних к совершению преступлений вследствие, главным образом, повышенной конфликтности таких подростков с окружающими, меньшей критичности относительно своего поведения, высокой степени конформизма.
Среди несовершеннолетних преступников, страдающих психическими аномалиями, наиболее распространены олигофрены (до 65%). Эта категория лиц чаще всего совершает кражи, реже грабежи без насилия и преимущественно в группе. Психопаты составляют немногим более 30%. Для них характерно совершение преступлений против личности: умышленные убийства, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения, хулиганские проявления.
Для того, чтобы эффективно бороться с преступлениями несовершеннолетних с нарушенной психикой, не-
обходимо воспитательно-профилактические мероприятия правильно сочетать с медицинскими.
VII. Повышенная внушаемость особенно характерна для несовершеннолетних вследствие неустойчивости их возрастной психики и отсутствия выработанных взглядов и отношений, ибо большинство преступлений (свыше 70%) совершается ими в группе. Подчиненность подростка влиянию антиобщественной среды обусловливается, в первую очередь, разрывом его позитивных отношений в семье и школе.
Говоря о повышенной внушаемости, в качестве одной из особенностей подростковой психики, заметим, что среди несовершеннолетних преступников она проявляется в большей степени. Так, в группе «А» данный признак отмечался в 1,5 раза чаще, чем в группе «Б» и в 2 раза чаще, чем в группе «В». Это объясняется большей сплоченностью неформальных групп с антиобщественной направленностью и зависимостью поведения каждого из их участников от установки группы, по сравнению с формальными группами того же возрастного уровня.
VIII. Процесс социализации личности, как известно, в большинстве случаев начинается в семье. Общепризнанно, что чем ниже уровень образования и общей культуры личности, а также ближайшей микросреды, тем более вероятно совершение ею преступления. «Аморальные и противоправные поступки совершают, как правило, те члены семьи, которые не обладают достаточным образованием и должной культурой поведения, потребности которых низменны и примитивны»1.
Чаще всего причина здесь кроется в педагогической безграмотности, нравственном невежестве родителей. Такие родители относятся равнодушно к своим детям. Их
1Антонян Ю. М. Указ. раб. С.48.
не интересует образ жизни подростка, круг его друзей и увлечений. Полная бесконтрольность способствует тому, что несовершеннолетние до позднего времени бесцельно слоняются по улице, приобщаются к спиртному, совершают различные правонарушения. Так, по нашим данным, уровень образования родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже (в 4 раза), чем родителей подростков контрольной группы.
IX. Ежегодно из общеобразовательных школ выбывает большое количество подростков, не закончивших 9, 10, 11 классы. Некоторые из них поступают в различные училища, но и их не оканчивают; в лучшем случае, если повезет, устраиваются на работу, в худшем - длительное время бездельничают.
При сопоставлении массивов несовершеннолетних особенно резкий контраст между группами «А», «Б» и «В» проявляется по признаку второгодничества. Так, группа «А» по распространенности данного признака превышает группу Б в 2,5 раза, а группу «В» в 25 раз, что свидетельствует о значительной криминогенности данного признака. Во многом это объясняется интенсификацией учебно-воспитательного процесса. Возрастающая из года в год информационная перегрузка учащихся, недостаточная научная обоснованность объема и содержания даваемой им информации, слабая разработанность режимов учебы, труда и отдыха, нередко устаревшие методы обучения и воспитания, рассчитанные на заучивание огромного материала, могут порождать дисгармонию в развитии личности. Нерациональное использование времени, перегруженность учащихся малоэффективными воспитательными мероприятиями нередко ведут к тому, что время, отводимое на необходимую социально-нравственную, эстетическую деятельность и физическое развитие личности, сводится до минимума, который не обеспечивает решения задач воспитания.
I82
Антиобщественное поведение не всегда связано напрямую с приходом подростка на производство. Как правило, причины такого поведения следует искать в более ранней социализации личности, а устройство подростка на работу лишь усугубляет дефекты его нравственного развития. Этому способствуют: а) наличие самостоятельного заработка у подростка и неумение правильно им распорядиться; б) ориентация подростка на психологический фактор «взрослости»; в) полный выход из-под контроля родителей, школы и отсутствие надлежащего контроля со стороны трудового коллектива. Поэтому преждевременное оставление подростком школы и приобщение его к труду в раннем возрасте оценивается в качестве негативного явления.
X. Конфликты подростка с требованиями общества чаще всего начинаются в результате длительных неудач, поражений, особенно в области его ведущей роли. Пытаясь выйти из состояния угнетенности, подросток подчас избирает преступный путь. Если к тому же на подростка вовремя не обратили внимания родители, педагоги, сотрудники милиции, то возможен уход его в микрогруппы с антиобщественной направленностью, где он находит более простой вариант удовлетворения своих ролевых притязаний. Результатом бесконтрольности со стороны взрослых является систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, наркотических веществ, а также ранняя половая распущенность, пренебрежение нравственными запретами, ценностями, что в психологическом плане облегчает совершение антиобщественных поступков.
Проведенный анализ типологических особенностей личностных деформаций несовершеннолетних преступников привел нас к выводу о том, что ведущими среди огромного их многообразия все-таки являются импуль-
сивность, агрессивность, асоциальность, отчужденность и слабая приспосабливаемость к окружающей среде.
Была отслежена статистическая взаимосвязь между совокупностью (комплексом) личностных деформаций и типами несовершеннолетних преступников. Так, наиболее типичные по набору, сочетанию личностных деформаций оказались подростки, совершившие тяжкие насильственные преступления. Менее типичными проявили себя несовершеннолетние, совершившие корыстные преступления. Естественно, минимальная типичность по данному параметру имела место у подростков, входящих в контрольную группу. Данный вывод подтверждается результатами других криминологических исследований1.
Максимальное число лиц с типичными психологическими особенностями отмечается среди тех, кто совершает грабежи, разбои (44,4%); изнасилования (41%); минимальное среди тех, кто совершает кражи (25%). Лица, совершившие убийства и нанесшие тяжкие телесные повреждения занимают промежуточное положение (36%). Однако, независимо от вида совершенного преступления, количество преступников, имеющих типические психологические особенности, значительно превышает число подобных типов личности среди законопослушных граждан (5%)|
1 А н т о н я н Ю. М, Е н и к е е в М. И., ЭминовВ. Е. Цит. раб., С.43.
Таблица № 3
7Т 6- 5-- 4- 3- 2- 1 ■ |
Ш о
О. О
I-o о г I о * га о. 3 ш
л
X О)
с а> н О
Графическая характеристика прогностических моделей различных типов несовершеннолетних преступников в зависимости от вида их ориентации.
/65-1,2,3/
' V4.' / | L_----------- А_-........... .д-------------- г------------- A----;-----v.ir-\-----r------------------------------------- "•' \ '• У ' \ \ i Л\ -уУ\\\ : /./ \ Ч • /.'•' / ....... --{ - ---- ^---v^-/--- - | ч t ,.* ] ». * * * ^ ' " ■» | ||
—V.j../.._ | ||||
1 ) -1 | ||||
' ! ! | ||||
: : |
г-
12 3 4 5 6 7 8
------ 65(1) - личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; "к"=4,8 б
-в—65{2) - личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; "к"=4,5 б ■ А - -65(3) - личность н/с преступника с неустойчивой направленностью; "к"=5,1 б
9 10
Факторы
знаний, отношений, поведения, и как бы суммирует развитие, структуру, прогноз личности; г) о деформациях не «от природного» плана, но социально обусловленных или опосредованных и реализующихся в избирательности поведения, а не об «автономной» медицинско-психологической диагностике, осуществляемой в отрыве от поведения и условий жизни лица1.
При разработке криминологических моделей обращалось внимание на происхождение, сочетание и степень устойчивости криминогенных факторов и признаков, возможности влияния конкретных ситуаций на решимость совершить конкретное преступление, содержание и направленность активности личности, взаимодействие ее свойств с факторами внешней среды.
Криминологическая типология несовершеннолетних преступников позволила выделить среди них определенную распространенность различных вариантов криминогенных деформаций. Критериями типологии при этом послужили совокупность моральных и правовых оценок: а) поведение как системы поступков; б) содержательной характеристики сознания личности; в) конкретной социальной среды личности и характера взаимодействия с нею; г) ситуации совершения преступлений и иных правонарушений2.
Типология личности преступника, разграничение их на особенные группы (типы), объединенными схожими
1МиньковскийГ. М. Разработка оснований классификации личности преступника и значение этой классификации совершенствования системы мер борьбы с преступностью /Яипология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979. С.5.
2 Д о л г о в а А. И.,ГорбатовскаяЕ. Г., Ш у м и л к и н В. А., Ю ц к о в а Е. М. Типологические особенности правонарушителей. //Опыт криминологического изучения личности преступника. М., 1981. С.120.
признаками и свойствами, представляется перспективным для разработки криминологической модели в целях прогнозирования и предупреждения преступлений несовершеннолетних.
В зависимости от особенности антиобщественной ориентации личности несовершеннолетних преступников, их можно подразделить на корыстных, насильственных, корыстно-насильственных или универсальных. Очевидно, до непосредственной разработки криминологических моделей указанных выше ориентации, необходимо решить вначале более общие вопросы.
Во-первых, дать определение понятиями «корыстный», «насильственный», «универсальный» тип несовершеннолетних преступников.
Во-вторых, выявить и описать свойства, присущих каждому из указанных типов преступников/
Естественно, что для этого потребуется серьезная исследовательская работа: выявить и описать основные социально-психологические механизмы преступного поведения различной ориентации; уяснить соотношения между общей жизненной ситуацией виновного, его ценностными ориентациями и характером противоправных действий; установить и описать зависимость между некоторыми личностными особенностями несовершеннолетнего, ситуацией и характером совершения преступления; установить и описать криминогенные факторы и составляющие их признаки, определяющие особенность различных криминологических моделей личностных деформаций несовершеннолетних преступников.
ГОсновным требованием, предъявляемым к исследованию, цель которого - создание типологических конструкций является то, что оно по необходимости должно носить сравнительный характер. Без сопоставления невозможно судить о том, специфичны ли выявленные при-
Таблица № А
Графическая характеристика прогностических моделей различных типов несовершеннолетних преступниковв зависимости от степени их общественной
опасности. /64-1,2,3/
7т |
-------- 64(1) - личность н/с преступника с установкой на преступную деятельность; "к"=5,5 б
—в—64(2) - личность н/с преступника с антиобщественной направленностью; "к"=5,3 б - - Л - -64(3) - личность н/с преступника с неустойчивой направленностью; "к"=5,1 б
9 10
Факторы
ственников, ближайшего окружения, предшествующих условий жизнедеятельности участников корыстных преступлений, появляются и реализуются побуждения к приобретению определенных материальных благ независимо от затраты на это общественно полезного труда. Исследование показало, что значительная часть подростков указанного типа (44%) еще до совершения преступления замечалась в присвоении чужой собственности. Следовательно, корыстная ориентация личности формировалась задолго до момента совершения преступления, а к периоду совершения противоправных деяний у несовершеннолетних имелся определенный антисоциальный опыт. Из числа обследованных насильственных преступников лишь 13% были замечены в мелких кражах до первого их осуждения.
Восприятие материально-потребительских и эгоистических взглядов, характерных для несовершеннолетних преступников с корыстной ориентацией, происходит главным образом в семье под воздействием образа жизни родителей.
Ю.М. Антонян предлагает следующее объяснение причин совершения корыстных преступлений в связи с раннесемейными условиями формирования личности будущих правонарушителей... Можно предположить, что обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, часто лишь временно, чувство зависти..., является своеобразной компенсацией эмоционального дефицита, психологического отчуждения в детстве, поскольку такие преступления предоставляют субъекту материальные средства для того, чтобы прочнее и увереннее ощутить свое место в жизни и тем самым преодолеть состояние неуверенности
и неудовлетворенности, порожденное неблагоприятными условиями1.
Если в семье главным в жизни признаются материальный достаток, накопление вбщей и их приобретение любой ценой, выгодные друзья ь ловкость в извлечении пользы для себя лично, нетрудно предугадать содержание моральной деформации в с<ЭЗнании, а затем и в поведении подростка. Если это Дополняется отрицательным влиянием сверстников - наблюдаемые примеры присвоения чужих вещей, позже - Прямое идейное влияние правонарушителей, а затем и непосредственное вовлечение «новичков» в мелкие кра^и, то формирующийся в такой семье ребенок в силу психологических механизмов «подражания» и «заражения» бу^ет усваивать названные потребительские ценности и негативное отношение к подлинным идейным и моральном ценностям общества. Регулярные упражнения детей в неоправданном удовлетворении потребностей, стремление получать личные блага без адекватных усилий в >руде при отсутствии положительных примеров для подражания, укрепляют усвоение криминогенных стандартов, эталонов, и образцов поведения. При этом нередко в семье, учебном и трудовом коллективе, в неформальней группе формируются предпосылки отчуждения от прицепов коллективистской морали, поиска контактов с другими несовершеннолетними, которые мыслят и хотят действовать аналогичными методами ради достижения сначала мелких, а со временем увеличивающихся корыстных целей. Значимые для общества социальные ценности >аких лиц обесцениваются. Чтобы подкрепить такое убех,<дение, найти союзников своим мыслям и действиям в будущем, подросток начи-
1 А н т о н я н Ю. М., Е н и к е е в М. \/[., Э м и н о в В. Е Указ раб., С.95.
нает усиленно искать лиц, разделяющих его деформированное мировоззрение. Их появление, нахождение общих точек соприкосновения взглядов, суждений, целей, мотивов и ценностных ориентации значительно углубляет желание получать личные материальные блага без затраты на это общественно-полезного труда.
Данные исследования доказывают, что первоначально такое отчуждение зачастую происходит в семье. Подростки, совершившие корыстные преступления, в большинстве случаев находились под отрицательным влиянием своих семей. Более того, они имели в семьях менее благоприятную воспитательную обстановку, нежели несовершеннолетние преступники в целом.
Не сам по себе факт наличия или отсутствия тех или иных материальных условий играет решающую роль в формировании нравственных позиций несовершеннолетнего. Главное - отношение родителей и других членов семьи к таким условиям, к выбору путей и средств для их улучшения. Эгоистическая, собственническая атмосфера семейных отношений является благоприятной почвой для возникновения и закрепления корыстолюбия несовершеннолетнего. Конечно, не всегда выросший в такой атмосфере ребенок становится правонарушителем, но в его даже законопослушном поведении, как правило, проявлялись индивидуализм и корыстолюбие. Эти факторы обнаруживаются особенно тогда, когда складывается благоприятная для совершения корыстного преступления обстановка.
Невнимание родителей к интересам, внутреннему миру своих детей нередко приводит к тому, что подростки стараются чаще отсутствовать дома. Как показывают обследования, родной дом у них ассоциировался со всем тем, что вызывало у многих плохое настроение из-за конфликтов, которые возникали в связи с непониманием родителями их нужд и потребностей. Отношение родите-
лей к друзьям своих детей, к группе сверстников, с которыми они проводят время, также не всегда правильно. Стараясь оградить своего ребенка от влияния «улицы», родители препятствуют дружбе с другими детьми, то есть идут по пути пассивного запрета, тогда как семья должна занимать активную позицию, позитивно влиять на собственного ребенка и его друзей. Делать это лучше до того, как подростки начинают систематически отсутствовать дома. Большинство обследованных подростков отсутствовали дома сутками и неделями, потому что они чувствовали себя чужыми в семье.
Ядром неформальных групп таких несовершеннолетних, как правило, являются подростки из тех семей, в которых дети были оставлены без всякого контроля. Можно считать, что указанные семьи формируют антиобщественную ориентацию не только своих детей, но косвенно влияют и на других несовершеннолетних, с которыми их дети общаются.
ТБесконтрольность подростков, невнимание родителей к вопросам воспитания своих детей сказывается на характере потребностей, влечений и склонностей, свойственных многим участникам групповых преступлений несовершеннолетних с корыстной мотивацией. Им присуща выделяющаяся склонность к потреблению спиртного, к пьянству. Из числа несовершеннолетних, осужденных за групповые преступления с корыстной мотивацией, 51% объединились в группы на почве совместного распития спиртных напитков. Еще более показательным является то, что в момент совершения преступлений 62% несовершеннолетних находились в нетрезвом состоянии, добытые преступным путем средства в 58% случаев участники групп тратили на приобретение спиртного. /
Ущербный морально-психологический климат отдельных семей сказывается на взаимоотношениях несовершеннолетнего со школой, училищем, средним и выс-
шим учебными заведениями. Подросток объективно оказывается в положении, когда он должен ориентироваться на две несовпадающие нравственные системы: семья, с ее индивидуалистическими, собственническими оценками и требованиями, и учебное заведение, с его функцией воспитания коллективистской морали, ориентации на социально значимые общественные идеалы. Такая двойственность угнетает несовершеннолетнего, отдаляет его от школьного или другого учебного коллектива, приводит к формированию приспособленчества к каждой из систем, к нечестности и двуличию. В зависимости от складывающихся жизненных ситуаций двуличный подросток оказывается психологически и морально подготовленным к совершению как положительных, так и отрицательных поступков.
Однако учебное заведение сегодня не в состоянии противостоять приобретенным в семье эгоистическим, корыстно-потребительским стандартам несовершеннолетнего. В школе, ПТУ, техникуме под влиянием ненадлежащего поведения сверстников и ошибок, которые еще допускают педагоги, происходит закрепление таких взглядов.
< В закреплении корыстной мотивации немалую роль играют негативные обстоятельства, действующие в неформальных группах правонарушителей. Воздействие условий, формирующих у подростков устойчивую приверженность к группе, способствуют участию несовершеннолетних в ней. При этом характерным обстоятельством возникновения криминогенных групп является продолжительность их перехода от соблюдения общепринятых правовых, моральных и этических норм до начала противоправных действий. Время возникновения групп и начало совершения ими преступлений, по данным исследования, совпадает лишь в 9% случаев. У остальных групп с момента их возникновения до начала преступной
деятельности прошло до 1 месяца - 29%, до 6 месяцев -42%, до 1 года -11%, свыше 1 года - 9%.
Войдя в группу с корыстной ориентацией, подросток сталкивается с определенными образцами, обычаями, стандартами асоциального поведения, подвергается воздействию существующих в группе взглядов, которые оправдывают эгоизм, паразитизм, жажду приобретательства любой ценой, желание быть материально обеспеченным без адекватной трудовой отдачи. В группе, где большинством приняты эгоистические материально-потребительские ориентации, укоренилось негативное отношение к неприкосновенности чужой собственности, где установились стандарты корыстно-рваческого образа действий только ради своих личных целей, от нового члена ожидают того же поведения. Если новый участник группы будет действовать аналогичным способом, он получит одобрение. В противном случае группа может применить к нему свои неформальные санкции, чтобы заставить подчиниться ориентации и взглядам большинства. Таким образом, недостаточный жизненный опыт новичка, слабость силы воли, отсутствие нравственной закалки его формирующейся личности облегчают и усиливают восприятие криминогенных свойств и качеств, закрепляют корыстные взгляды, привычки, настроения, ведут к формированию мотивации преступника с корыстной ориентацией.
Для корыстных преступников, в отличие от насильственных, характерен индивидуальный эгоизм. У них преобладает более последовательная ориентация на личное материальное благополучие. Они в меньшей степени, чем насильственные преступники оказались ориентированными на друзей, им вообще не присущ альтруизм.
У корыстного типа несовершеннолетнего преступника более дефектны и ценностные ориентации, цели, по-
требности, интересы. Вероятнее всего, это сформировано у них на уровне установок, то есть не столько на осознанных убеждениях, сколько на готовности действовать определенным образом. Отсюда понятно, почему корыстные преступники чаще, чем насильственные, выбирали противоправный вариант поведения при наличии даже одного негативного совета.
Эмоциональный комфорт корыстными преступниками достигается за счет приобретения определенных материальных благ. С похищенными предметами они просто так не расстаются, даже если эти вещи не представляют какой-либо ценности. Данный тип преступника не склонен уступать то, что попадает им в руки, всему они находят применение - присвоят, обменяют, продадут.
Применительно к типу корыстного преступника обоснована его характеристика, исходящая из материально-потребительской ориентации личности и активного неприятия принципа распределения по труду. Причем в рамках данного типа оказалось возможным, в свою очередь, выделить подтипы с последовательно корыстно направленной деятельностью (полная корреляция целей и средств), с преобладающей целенаправленной деятельностью, с приспособительно-ориентированной деятельностью./
Под типом личности насильственного преступника следует понимать личность, обладающую свойствами, которые обусловливают применение противоправного физического насилия в качестве способа достижения поставленных целей либо в виде реакции на конфликтные ситуации.
Изучение насильственных преступлений свидетельствует о том, что виновные в них лица далеко не однородны ни по мотивам совершенных ими действий, ни по чертам своего характера, ни го целям, которые они преследуют. Вместе с тем, имеются такие общие черты, как
эмоциональная холодность, бесчувственность, агрессивность, неумение контролировать и сдерживать свои поступки и эмоции, социальная отчужденность, нарушение адаптации, дефекты нравственного сознание1]
.ЖЮтмечая связь конфликтного и криминального поведения, нельзя не заметить и так;ое эмпирически зафиксированное явление, как увеличение доли столкновений, отражающих стремление отстоять, защитить свое «Я», свое личное достоинство от посягательств со ст