Актуальные проблемы преподавания обществознания в контексте введения ФГОС ООО
Обществознание есть совокупность знаний общества о самом себе, представленная в системе дисциплин, изучающих сферы общественной жизни, которые в своей целостности обеспечивают научное понимание функционирования и развития общества.
В средней школе обществознание выступает как школьный предмет, в рамках которого интегрируются общественные науки, призванные:
ü раскрыть историю развития отдельных сфер жизнедеятельности общества: историю политической и экономической мысли, историю культуры народов мира, историю развития общества и историю учений о человеке и обществе;
ü охарактеризовать современное нам общество во всех его сферах: политической, экономической, социальной, культурной;
ü определить тенденции развития общества, прогнозируя возможные варианты будущего.
Общественные науки это целый спектр наук об обществе. Каждая из них имеет свою сферу познания и практикоприменения. Однако все они имеют и взаимодополняющие элементы в изучении общества, что позволяет их эффективно интегрировать.
Основой интеграции является философия. Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
В рамках своих исследований философия охватывает все сферы жизнедеятельности человека и общества, определяя сущностные основания и универсальные принципы научных знаний и дисциплин гуманитарного и социального профиля, а также и естественнонаучного профиля. Она является основополагающей в формировании понятийного аппарата общественных наук, наиболее полно представляет концепции, объясняющие развития мира и общества, предлагает варианты прогностических моделей развития мира и общества. Фактически все выдающиеся мыслители – ученые, которые трудились и трудятся на ниве общественных наук, являются философами.
* * *
В рамках историософского подхода к проблеме социального развития существует несколько моделей определяющих тенденции развития общества:
Циклическая модель развития, наиболее полно представленная в трудах Дж. Вико, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского. Данная модель предполагает, что основополагающей канвой возникновения, развития и угасания цивилизаций является культура.
Линеарная модель развития, наиболее полно представленная в трудах Э. Тайлора, Г. Гегеля, К. Маркса. Данная модель в большей степени опирается на социально-экономическую основу развития общества.
Прогрессивная модель развития, наиболее полно представленная в трудах Ж. Кондорсе, Ш. Вольтера, А Тюрго. Данная модель предполагает, что развитие общества определяется бесконечным «совершенствованием рода человеческого», то есть процессом прогрессивного развития.
Аберрационная модель развития, наиболее полно представленная в трудах Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Данная модель предполагает, что развитие общества определяется «порчей рода человеческого», то есть процессом регрессивного развития.
* * *
Остальные общественные науки раскрывают сущность отдельных сфер жизнедеятельности общества. Основными здесь являются политология, экономика, социология, культурология.
Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
В рамках своего поля исследований политология стремиться выстроить систему развития политических отношений в обществе, их специфику, потенциальные возможности и перспективы.
Подсистемой данной научной области является правоведение, выступающее как самостоятельное научное знание тесно связанное с политическими процессами.
* * *
В политической науке представлена история становления политической системы и процесс формирования понимания того, что есть государство, какова его роль в жизни общества, каковы его функции внутреннего и внешнего уровней.
Именно с рождением государства родилась и политическая мысль, стремившаяся определить, какая форма и структура государства наиболее эффективна и полезна для общества и его развития.
Среди наиболее ранних фундаментальных концепций государственного, политического устройства общества можно выделить Платона («Республика», «Политика», «Диалоги») и Аристотеля («Политика»).
В трудах этих выдающихся философов государство рассматривалось как воплощение разумной организации человеческого сообщества, царство справедливости и права. Это вытекало из рассмотрения ими государства как структуры рожденной из недр общины, а потому предназначенной для служения общему благу всех граждан полиса.
В Средневековье концепция рождения и существования государства оказалась тесно связана с религией. Ведущие концепции государственности принадлежат перу двух выдающихся теософов Августину Блаженному и Фоме Аквинскому, обосновавших христианскую политическую концепцию. В основе её лежал примат церкви над государством, а, следовательно, и идея о подчинении светской политической власти церковной. Однако в полной мере эта идя не нашла своего воплощения, хотя в рамках католической ойкумены она была близка к реализации в контексте примата власти Римского папы, как верховного иерарха над миром, в том числе и государем.
Более полно идея теократического политического устройства была реализована в недрах ислама, рожденного, прежде всего, как религиозное учение об организации общества и его управлении.
В Новое время начался процесс секуляризации политической мысли. Важную роль в этом сыграли эпохи Ренессанса и Реформации.
Божественная власть теряет свою ведущую роль и сменяется приматом государства над церковью. Политическая мысль ищет причины определения государственности не в божественном промысле, а в делах человеческих. В это время рождаются две концепции политической мысли, определяющие генезис государственности.
С одной стороны, это политическое течение «утопического социализма», которое продолжает идеи античных авторов о высокой роли государства в обществе с идеей примата общественного над частным. Наиболее яркими и известными являются Томас Мор и Томазо Кампанелла. В их трудах предпринята попытка описания справедливого государства, усилия которого направлены на благо всех граждан.
С другой стороны, это политическое течение «Общественного договора», которое вводит новое понимание законов происхождения и развития государственности. Его идеологами являются Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье. В их концепциях в основе государственности заложен примат частного над общественным, а, следовательно, повышается и роль личности в политической жизни: личности правителя и личности подданного или личности гражданина. При этом данные авторы предлагают разные варианты существования государственности:
Т. Гоббс – монархия, где сувереном может быть монарх или коллективный орган (собрание). Цель государства – “обеспечение безопасности”, так как до появления государства в обществе царила “война всех против всех”, а главной задачей государства является “обеспечение блага народа”. В демократическом устройстве государства Гоббс видел слабость, заключающуюся в непрофессионализме, эгоизме толпы, неосведомленности большинства, в неустойчивости законов, в борьбе партий (которые рассматривал как источник смуты и войн).
Д. Локк и Ш. Монтескье – республика. Локк провозглашает принцип естественного и закономерного всеобщего равенства граждан: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”. В основе осуществления власти лежит разделение властей, обеспечивающее равновесие в осуществлении политической власти. Согласно концепции Локка государство должно “править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; ...править с помощью беспристрастных и справедливых судей, ...в интересах мира, безопасности и общественного блага народа”. Монтескье развил идеи Локка. Рассматривая концепцию общественного договора, он определил государство как результат сознательной деятельности людей, как продукт исторического развития общества. В его понимании “государство – это общество, где есть законы”. Рассматривая концепцию разделения властей, он сформулировал механизм реализации данного разделения и прописал функции каждой из властей.
В дальнейшем данные политические концепции получили свое развитие, постепенно сформировавшись в качестве политических учений консервативного, либерального и социального толка не потерявших своего значения и сегодня. Кроме этих основных в разное время получили развитие и другие политические концепции крайнего толка – теократические, националистические, фашистские.
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающей взаимоотношения людей в процессе производства. Потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов. Экономика раскрывает механизм взаимодействия в обществе в контексте производственной сферы, торгово-финансовой сферы и сферы услуг. Опираясь на законы экономического развития и концепции выдающихся экономистов, в рамках экономического знания специалисты предлагают варианты экономического развития мира, страны, отдельных отраслей производственной деятельности и многое другое.
* * *
Наиболее употребляемыми в контексте экономического развития являются консервативный и либеральный типы экономического существования общества, реализующиеся в рамках свободной рыночной экономической модели.
Наряду с ними имеет место и административный тип экономического существования общества, реализующийся в рамках закрытой регулируемой экономической модели.
Эти типы характеризуют состояние общества в режиме настоящего времени и являются довольно статичными. В них не отражается эффект прогнозирования возможных вариантов будущего. В целом это характерно для экономической науки.
Несколько особняком стоит волновая (флуктуационная) модель развития. Она не только определяет состояние экономического развития конкретной эпохи, но и выстраивает прогностическую модель социально-экономического развития общества.
Примером тому может служить теория экономических циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым известная как циклы Кондратьева (К-волны). На основании экономического анализа различных составляющих автором была предложена теория экономического развития на основе сменяемых циклов.
Сегодня в условиях глобализации возникает естественная потребность в рождении новой модели экономического развития. Прежние типы имели фатальный недостаток – они все развивались и продолжают развиваться в режиме экспансии, ориентированной на интересы рынка конкретной страны или конкретной элиты. Как результат господствует модель конкурентных отношений выстраивающихся в режиме борьбы за ресурсы, за рынки, за покупателя, за доходы. Мир выступает как своеобразное поле боя за извлечение выгоды без учета интереса большинства и концентрирует внимание на обеспечении блага для правящего политически и экономически меньшинства.
Однако эта модель всё более проявляет свою исчерпанность. Сегодня мир требует выстраивать модель не конкурентных, а солидарных отношений, где будет обеспечено взаимовыгодное взаимодействие всех во благо всех.
Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Социология призвана изучать механизмы взаимодействия внутри общества между различными социальными группами и между индивидуумами. Именно эта наука определяет систему вертикальных и горизонтальных связей в обществе, выявляет причины его статичности и мобильности, раскрывает суть межличностных, межгрупповых и межстратификационных отношений.
* * *
Рождение социологии как науки относится к эпохе Нового времени. Термин был введен О. Контом в труде «Курс позитивной философии». Фактически Конта можно считать отцом-основателем социологии, так как именно он определил предмет её изучения, выделив его из общего поля общественных наук.
Социологическое познание Конт разделил на две части:
ü социальную статику, изучающую равновесное состояние общества, его социальную структуру. Социальную статику Конт рассматривал как социальную анатомию, изучающую строение социального организма;
ü социальную динамику (кинетику), изучающую изменения или последовательные состояния социальных фактов. Социальную динамику Конт рассматривал как социальную физиологию, изучающую законы функционирования социального организма.
В самостоятельную науку социология выделилась в XIX веке. В это время начались фундаментальные исследования в области социологического изучения общества, разрабатывались методы социологических исследований, формировались социальные теории.
Среди наиболее известных можно отметить:
Л.А.Ж. Кетле, вошедший в историю социальной мысли как один из основателей эмпирической, прикладной школы в социологии. Он раскрыл возможности применения статистических методов в социологии, разработав оригинальные методики многомерного корреляционного анализа. Статистический метод выступал у Кетле в качестве метода социологии, отражающего специфику предмета её исследования. Он предложил свою знаменитую «концепцию статистического человека», некого среднего представителя народа, класса социальной группы, представляющего норму, то есть более желательное состояние совокупности людей.
Г. Спенсер, вошедший в историю социальной мысли как основатель школы социального организма и социального дарвинизма. Он первым применил структурно-функциональный анализ к изучению общества, разработал подход к описанию общественных систем, получивший впоследствии название общей теории систем. Начиная со Спенсера, социология стала рассматриваться как наука об обществе, изучаемая вне зависимости от социального, политического, религиозного мировоззрения ученого. В основе лежала идея Спенсера о том, что общество – часть природы и подчиняется закону «естественной причинности».
К. Маркс и Ф. Энгельс, вошедшие в историю социальной мысли как основатели теории исторического материализма, ставшей методом социально-исторического прогнозирования развития общества. Их концепции стала самостоятельным социологическим учением, получившим название марксизма. Сегодня к этому учению вновь обращаются взгляды исследователей и оно вновь становиться актуальным.
Э. Дюркгейм, вошедший в историю социальной мысли как автор концепции социологизма и один из создателей социологии науки, ставший, основателем французской социологической школы. В основу социологизма легло утверждение о том, что социальная жизнь возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, общество при этом обладает чертами физического и морального превосходства над индивидами. Общество как социальное целое безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали. Индивидуальное выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависимости от первичных объективных социальных фактов, то есть явлений социальной среды, отраженной в социальном целом.
М. Вебер, вошедший в историю социальной мысли как основатель понимающей социологии. Именно понимание предмета своего исследования отличает социологию от естественных наук. Основа понимания в осмысленности поведения человека. Принцип «понимания» связан с одной из центральных методологических категорий в социологии Вебере – категории социального действия, требующей исходить из понимания мотивов отдельного индивида. В этом Вебер вступает в полемику с Дюркгеймом, так как считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. Социальные же структуры формируются в контексте потребностей или интересов индивидов для решения определенных задач.
Л. Мечников, вошедший в историю социальной мысли как основатель географического детерминизма. Он определил источник эволюции общества в контексте отношения между географической средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности.
П. Сорокин, вошедший в историю социальной мысли как систематизатор ценностной теории в социологии. Он развил учение о «ценности», показав её методологическую значимость. В соответствии с концепцией Сорокина социология включает следующие разделы:
ü общее учение об обществе (социальная аналитика (социальная анатомия и социальная морфология);
ü социальная механика (ее объект - социальные процессы);
ü социальная генетика (теория эволюции общественной жизни);
ü социальная политика (основная цель - улучшение общественной жизни и человека).
XX столетие стало периодом расцвета социологии. Развивая ранее предложенные концепции и теории, ученые социологи сформировали целые социологические направления. Среди них можно выделить следующие:
ü эмпирическая социология (Р. Парк, Р. Макензи и др.);
ü математическая социология (П. Лазарфельд, Г. Саймон и др.)
ü структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон);
ü теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Ч. Миллс, Л. Козер);
ü технократизм (Л. Уайт, Г. Скотт, Д. Бэрнхем, Д. Гелбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер и др.);
ü феноменологическая социология (А. Шюц);
ü концепция социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау);
ü социометрия (Д. Морено).
Социология находится во взаимодействии с самыми разными науками. На неё оказывают влияние история, политология, этика, эстетика, право. По ряду вопросов она пересекается с экономическими науками. Тесно связана с социальной философией и социальной психологией. Взаимодействует с математикой и статистикой. На её базе развивается социолингвистика, социопедагогика и начинают формироваться другие смежные области знания.
Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Культурология это наука, которая выходит на суть существования человека, на понимание его внутреннего мира, как творца всего окружающего его пространства человеческого бытия.Она призвана изучать не просто жизнь человека, а мир им созданный.
* * *
Как самостоятельная область познания культурология формируется в эпоху Просвещения. Начинается процесс концептуального и методологического познания области культурного развития человечества. Складываются теории историко-культурного развития, определяющие философско-предметное изучение культурологии.
Среди наиболее известных можно выделить:
концепции циклического развития, основывающиеся на идее замкнутости культурного мира во времени и пространстве. Одним из основоположников был Дж. Вико;
концепции цивилизационного развития, основывающиеся на идее развития неповторимых национальных культур, получившие отражение в творчестве:
Н.Я. Данилевского в рамках его теории культурно-исторических типов,
О. Шпенглера в рамках теории морфологии культуры,
А. Тойнби в рамках теории типологии и генезиса цивилизаций;
концепции циклически-волнового развития, основывающиеся на идее конечности существования культур, но рассматривающих их кризис как своеобразный переход к новому и иному в контексте единого развития мира в смене культурных эпох. Одним из ярких представителей этого направления был П. Сорокин в рамках теории социокультурных систем;
концепции эволюционного развития, основанные на идее культурно-исторического развития. Наиболее полно теории культурной эволюции представлены в творчестве Г.Спенсера и Л. Уайта;
рационалистические концепции развития, в основе которых лежала идея влияния личности на развитие истории и культуры. Это направление культурологии представлено широким спектром подходов от идеалистического до материалистического. Наиболее яркие теории представлены в творчестве Г. Гегеля, К. Маркса, И. Фихте;
аналитические концепции культуры, основывающиеся на исследовании сущностных аспектов культуры, её внутренних механизмов развития. Среди них можно выделить интереснейшие теории:
критической концепция культуры Ф. Ницше,
«трагедийная» концепция культуры Г. Зиммеля,
культурфилософию Ю. Хабермаса;
психоаналитические концепции культуры, стремившиеся раскрыть психосоциальные аспекты культурного развития. Большой вклад в этом направлении внесли:
психоанализ З. Фрейда,
аналитическая психология К. Юнга;
современные постмодернистские концепции развития культуры, рассматривающие культуру в контексте деструкции и деконструкции. Наиболее популярными являются:
постмодернизм Ж.-Ф. Лиотара,
симулякры Ж. Бодрийяра.
Столь широкий спектр культурологических концепций обусловлен тесным переплетением истории народа и его культуры. Поэтому история и культурология это две науки, которые идут рука об руку в изучении человечества. Основу их взаимодействия определяет философия, представленная самостоятельными направлениями историософии и культурфилософию. Культурология взаимодействует и с такими науками как социология и психология, имеет точки соприкосновения с политологией и экономическими науками. Взаимодействует с правом, выстраивая особое поле правовой культуры.
Общественные науки довольно значимы для понимания жизни человека и общества, для понимания потенциальных возможностей и тенденций развития общества. Они, раскрывая каждая свое специализированное поле знаний, одновременно дают возможность, интегрируясь создать единое полотно общественного развития во всей совокупности научного инструментария.
* * *
В рамках ФГОС ООО основными предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются:
ü формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
ü понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
ü приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
ü формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
ü освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
ü развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Учитывая данные предметные требования, в рамках обществознания осуществляется процесс изучения, прежде всего, современного общества в контексте его жизнедеятельности в различных сферах жизни общества: социальной, социально-экономической, социально-политической, политико-правовой, духовно-нравственной, а также рассматриваются потенциальные перспективы его развития.
* * *
Сегодня, когда идет процесс формирования информационной высокотехнологичной цивилизации основу, которой составляет разноформатное и поликультурное информационное пространство общество вновь вынуждено пересматривать ценностные ориентиры и вырабатывать новые. Основополагающим моментом становиться возвращение человека как высшей ценности бытия и основного носителя культуры. Главным фактором формирования нового этапа в развитии современного общества становится человек с его интеллектуальными и творческими возможностями.
В современном мире жить трудно, а, не понимая его, пугаясь сложностей, — еще и мучительно. Человек не должен чувствовать себя ущербным, недотянувшимся, несостоявшимся. Это огромное несчастье, которое вырастает в глобальную проблему. Как никогда остро звучит сейчас евангельский завет: «Не хлебом единым!» Не в промышленность и земледелие нужно сегодня вкладывать средства и силы — все это будет! — сейчас нужно заниматься самим человеком, искать способы приобщения к полноценной жизни миллионов и миллионов. Нужно менять систему образования, воспитания, вхождения каждого человека в современное общество (Сажнев Н.).
...Все это, конечно, может восприниматься как прекраснодушная утопия, но значит, пришло время эту утопию реализовывать. Об этом мечтали испокон веков. Не зря наши замечательные писатели-фантасты братья Стругацкие еще несколько десятилетий назад предсказывали, что человечество в XXI веке будет острее всего нуждаться не в экономических или общественно-политических теориях. И даже не в Единой теории поля, объясняющей физическое устройство мира. А в Единой теории воспитания, которая наконец-то объяснит хотя бы в общих чертах, каким должен быть человек будущего и что нужно сделать для того, чтобы его выпестовать.
Представляется, что в наступившем веке мы все в большей степени будем сталкиваться с запретами и ценностями морально-этического характера. … Именно эти ценности определят дальнейший выбор пути цивилизационного развития. Либо человечество выберет концепцию развития, основанную на всевозрастающем росте потребления, которая до сих пор является доминирующей. Это старая система этических норм и ценностей. Либо люди вступят на путь самоограничения и согласия с природой и жизнью. Заставить сделать такой выбор нельзя будет ни военным могуществом, ни материальным богатством. (Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире)
Важную роль в процессе определения пути дальнейшего развития человека, общества и государства играет духовно-нравственное воспитание. Оно призвано обеспечить социализацию подрастающего поколения в современном сложном и противоречивом мире, заложив основы нравственного стержня, который призван определять жизнь и поведение человека.
Для этого необходимо эффективное погружение учащихся в историю становления и развития культур народов мира, и, конечно же, народов России, как фундамента самоопределения в современном мире, являющемся многогранным бриллиантом культурной квинтэссенции; формирование у них художественно-эстетического знания и чувствования. Как отмечал, в своё время, ещё Д.С. Лихачев: «Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур — культур удаленных от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становиться для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого» (см.: Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. — М., 1989).
…Наша жизнь — это прежде всего то, чем мы можем стать, т. е, возможная, потенциальная жизнь; в то же время она — выбор между возможностями, т. е, решение в пользу того, что мы выбираем и осуществляем на деле. Обстоятельства и решение — вот два основных элемента, на которых слагается жизнь. Обстоятельства, иначе говоря, возможности — это данная нам часть нашей жизни, независимая от нас; это то, что мы называем нашим миром. Жизнь не выбирает себе мира; она протекает в мире уже установленном, незаменяемом. (Х. Ортега-и-Гассет).
Приложение № 3
ПРОЕКТ
Концепция региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка Концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в Республике Татарстан (далее: Концепция)обусловлена рядом факторов. Среди них:
- развитие мировой, отечественной исторической науки, сопряжённое с современным осмыслением исторического прошлого;
- принятие «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», включающей Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента России;
- выход в свет семитомной «Истории татар» - фундаментального научного труда интернационального авторского коллектива;
- значительный общественный интерес к историческим событиям, проблемным вопросам региональной, национальной истории.
«Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» утверждает новую историко-культурную парадигму, подчеркивая многоаспектность российской истории, актуализирует идею «формирования российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе». В Историко-культурном стандарте адекватное место занимает история раннесредневековых кочевых империй Восточной Европы и Западной Азии (Тюркский каганат, Хазарский каганат), а также история Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, в рамках которых формировалась средневековая история татарского народа.
В свете этих факторов актуализируется задача осмысления накопленного опыта и формирования единого научно-образовательного пространства исторического образования в Республике Татарстан с учётом Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Концепция определяет:
- основные направления модернизации школьного исторического образования в контексте региональной и этнокультурной составляющей в Республике Татарстан;
- методологические основы формирования содержания региональной и этнокультурной составляющей школьного исторического образования в республике;
- формирование единого научно-образовательного пространства (в том числе в сети Интернет);
- требования к разработке региональных учебно-методических комплексов.
Реализация положений Концепции направлена на повышение качества общего исторического образования, социально активного, компетентного гражданина, способного к социализации в условиях поликультурного общества в России, Татарстане.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Осмысление опыта изучения истории Татарстана и татарского народа и разработка концепции региональной и этнокультурной составляющей исторического образования в свете современных требований является важнейшим шагом в формировании гражданской и этнической идентичности личности.
Цель настоящей концепции - обеспечение теоретико-концептуальных и организационно-методических условий эффективного преподавания учебного курса «История Татарстана и татарского народа» в контексте положений Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Задачи:
- обеспечение научно-теоретических и методических условий для модернизации курса «Истории Татарстана и татарского народа»;
- формирование образовательного пространства и ресурсов по региональной и этнокультурной истории, разработка нового учебно-методического комплекса по истории Татарстана и татарского народа;
- повышение качества школьного исторического образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования.
Данные подходы реализуются посредством:
- изучения курса как целостного процесса освоения социокультурного наследия народов Татарстана;
- рассмотрения истории Татарстана и татарского народа как неотъемлемой части мировой и российской истории, осмысления особенностей её формирования, места и роли в истории России;
- определения требований к содержанию и ресурсному обеспечению учебного курса, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях общего образования.
Курс «История Татарстана и татарского народа», являясь составной частью предмета «История», ориентирован на выполнение социального заказа, отражённого в федеральных документах, определяющих цели и задачи школьного исторического образования (Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА»
Методологической основой разработки учебно-методического комплекса по истории Татарстана и татарского народа выступает философская категория единства общего и особенного. Следование ей предполагает через представление истории и культуры татарского и других народов региона рассмотрение того общего, что присуще историческому развитию каждого народа.
Содержание курса «История Татарстана и татарского народа» направлено на осмысление важнейших мировоззренческих идей о взаимосвязи и взаимозависимости истории региона, страны, мира, на реализацию его познавательного и воспитательного потенциала.
Изучение курса «История Татарстана и татарского народа» позволяет учащимся осмыслить исторические события и явления на пересечении локальных и глобальных тенденций в контексте общеисторических процессов, понимать общее и особенное в историческом прошлом татарского и других народов Татарстана, уяснить культурное многообразие региона и страны.
Изучение истории Татарстана и татарского народа базируется на следующих исходных принципах:
- принцип научности (соответствие содержания курса «История Татарстана и татарского народа» современным научным представлениям);
- многоуровневое представление истории (единство локальной, региональной, отечественной и мировой истории);
- многофакторный подход к освещению истории;
- историко-антропологический и историко-культурологический подходы,утвердившиеся в современной исторической науке (см: Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории).
Целевые установки курса по истории Татарстана и татарского народа, таким образом, определяются, с одной стороны, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, с другой - особенностями геополитического положения рес