IV. Проектирование региональной и этнокультурной

Составляющей учебных предметов «История» и «Обществознание»

Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России обеспечивается в рамках региональной и этнокультурной составляющей предметов «История» и «Обществознание».

ИСТОРИЯ

Региональная и этнокультурная составляющая исторического образования в Республике Татарстан представлены курсом«История Татарстана и татарского народа». Курс является составной частью учебного предмета «История» и обеспечен учебными пособиями по всем классам, в том числе новыми учебными пособиями для 5-7 классов, для обучающихся по новой (линейной) структуре исторического образования (Приложение № 3):

Рекомендуется интегрированное изучение курса «История Татарстана и татарского народа», когда учебный материал курса распределяются в курсе «История России» в соответствии с изучаемыми темами. Интегрированное изучение курсов создает предпосылки для рассмотрения исторической информации по региональной и этнокультурной истории в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия в историческом процессе. Следует учитывать, что историко-культурный стандарт уже содержит учебный материал, который отражает сюжеты курса «История Татарстана и татарского народа». При рассмотрении этих тем необходимо привлекать также материалы регионального курса.

История Татарстана и татарского народа в текущем учебном году изучается следующим образом:

5 класс - древнейшая история Татарстана и татарского народа;

6 класс - начало I тысячелетия – XVI в.;

7 класс - XVI-XVII вв.;

8-9 классы – региональная история изучается в рамках курса «История России» по принципу синхронности.

Освоение курса «История Татарстана и татарского народа» предполагает также и обращение учащихся к местной истории, истории своей семьи. Обращение к краеведческой проблематике способствует развитию навыков применения полученных на уроках теоретических знаний для различного рода исследований, разработки проектов по истории, обретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.

Необходимо обратить внимание на следующее: по положениям Концепции нового УМК по отечественной истории в 6-ом классе изучается история России с древнейших времен по XV век, а курс истории Татарстана и татарского народа в соответствии с Концепцией этнокультурной и региональной составляющей исторического образования в республике включает материал до конца XVI века.

В 5-9 классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения с изучением родного (марийского, мордовского, удмуртского, чувашского) языка в содержание предмета «История» целесообразно включать материал по истории и культуре родного народа.

Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материала по российской, региональной и этнической истории. Это предполагает рассмотрение региональной и этнической истории в контексте общецивилизационных процессов всемирной истории и во взаимосвязи с историей России. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию. Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация учащихся на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия.

Вариантывключения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

- интеграция регионального и этнокультурного материала в изучаемые исторические курсы в соответствии с изучаемыми темами курса «История» (это может быть и отдельный урок);

- материал, отражающий региональную и этнокультурную специфику, может рассматриваться также в рамках компонента образовательной организации, например, изучение курса «История Татарстана и татарского народа», «История и культура татарского народа» в профильных классах;

- в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы, например, «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан», «Историко-культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск», «История города…, (района, села)». Цель подобных курсов -формирование у обучающихся интереса и уважения к истории своего края, историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материала в рамках основного курса и региональной составляющей. Это предполагает их рассмотрение в едином контексте во взаимодополняющем формате. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию. Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация обучающегося на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия. Региональный материал позволяет оптимизировать процессы социализации подрастающего поколения по месту проживания.

Варианты включения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

- включение регионального и этнокультурного материала в изучаемый обществоведческий курс может осуществляться путем его распределения по темам курса «Обществознание»;

- включение регионального и этнокультурного материала в изучаемый обществоведческий курс может осуществляться на специально отведенных уроках (отдельным модулем практического характера);

- в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы (по праву, экономике, финансовой грамотности, антикоррупционному воспитанию и др.).

Хорошие возможности для интеграции регионального и этнокультурного материала в содержание историко-обществоведческого образования предоставляются в различных формах внеурочной деятельности.

V. Рекомендации по составлению рабочей программы

Наши рекомендации