Айушхйа магрйам прати мунжнча шубхрам ягйо павитам баламасту теджах
Этот йагйа павитам или шнур прославляется и очень важно понимать зачем люди носят этот шнур. В этой молитве говорится, что священный шнур – самый очищающий, который явился одновременно и даже раньше чем праджапати, Господь Брахма, этот шнур появился до Господа Брахмы. Шнур, из которого был создан мир, до Брахмы появился. Вы думали, что вы носите хлопчатобумажные нитки. Это священный шнур, он первый, дающий долгую жизнь, источающий чистоту, о священный шнур, да будет моей силой твоя сила. Люди носят этот шнур для того, чтобы приобщиться к изначальной силе и изначальной энергии. Если вы помните, в молитве, обращенной к четкам, человек также говорил: о четки, о, джапа-мала, даруй мне силы, ибо в тебе есть все энергии, ты есть проявление Маха-майи. И в конечном счете, это проявление Пуруши, который принес себя в жертву, йагйа упавита – это воспоминание об изначальной жертве Пуруши. Потому что в основе любой религии лежит жертвоприношение или ягья. Поэтому Кришна дальше говорит, что самая высшая ягья – это повотрение Святого Имени или джапы.
Что такое джапа, кто может перевести это слово? Очень простой перевод. Джа или джанма значит рождение, а па, паланам, значит поддержание или защита. Иначе говоря джапа – и запишите те, кто записывает – джапа – это то, что порождает, защищает и хранит все творение. И в конечном счете, когда речь идет о нашей духовной личности, то джапа – это то, что что делает с нами? То, что создает и защищает нашу духовную личность. Пока человек повторяет джапу, ему ничего не страшно, на самом деле, это самая лучшая защита, которая только может быть.
Мне рассказывали случай, когда какому-то человеку, вдруг, ни с того, ни с сего, опять же из-за каких-то оскорблений, которые он совершил, стали являться какие-то духи, гоблины, и они приходили к нему, корчили рожи на тонком уровне и говорили: „Оставь джапу, оставь, оставь!” Они всячески доводили его и говорили: „Оставь джапу, оставь!” и он понимал: если я буду держаться за это, мне ничего не будет страшно. Нужно очень хорошо понимать: джапа – это то, что создает мою духовную личность и то, что хранит меня. Это не просто так, я не просто верчу какие-то непонятно что. Есть очень существенная, очень важная вещь, которая происходит в этот момент во всей вселенной и это и есть джапа, это то, что я делаю. И узлы между этими бусинками и сами бусинки…
Что такое тогда сами бусинки, если нить – это некая изначальная тонкая энергия или символ изначальной тонкой энергии, то что такое сами бусинки в наших четках? А? 108 гопи? Тоже, да. И почему их 108, что такое число 108? Бусины нанизанные на нить – это все многообразие миров или все многообразие проявленного мира. Все то, что есть, все то, что мы видим вокруг: сутре мани-гана ива – Кришна говорит, что есть нечто непроявленное, тонкое, то, что мы не видим и есть то, что мы видим. То, что мы видим – это бусины. То, что мы не видим – это нить. И нить – говорит Он, это Я, видимый на поверхности, все то, что мы видим и число этих внешних проявлений каково? Сколько внешних проявлений? Можно сосчитать? Бессмысленно – сколько внешних проявлений! 108 – это символ бесконечности. Число 108 означает производная от прогрессии первого ряда натуральных чисел (смех). Иначе говоря, это символ бесконечности, 108 значит бесконечность. Когда говорится 108 значит имеется ввиду это символическое выражение вечности или бесконечности. И сами узелки между бусинами – это непроявленная природа или пракрити, изначальная природа. А священное число 108 означает бесконечность.
Но у этого числа много смыслов, но в случае четок есть очень важный другой смысл и заключается он в том, что … Кто-то знает, сколько человек делает дыханий в минуту? Кадый человек делает 15 дыханий в минуту. Если в норме, если мы не задерживаем, если не делаем пранайаму, если не бегаем в попытках приблизить свою смерть, если мы не перенапрягаемся в каких-нибудь там фитнесах, то в норме человек делает 15 дыханий в минуту, 900 дыханий в час и 10 800 дыханий за 12 часов. Или 21 600 дыханий за день, за сутки, за 24 часа. Иначе говоря, за 12 часов, то есть за время номинального бодрствования человек делает 10 800 дыханий, то есть 108 помноженное на 100. И одно из значений того, что в четках 108 бусинок какое? Шрила Прабхупада говорит мантру сколько нужно повторять в день? 16? Нет, Шрила Прабхупада говорит, что мантру надо повторять постоянно, что на самом деле мантру надо повторять все время, с каждым дыханием, киртанийах сада харих – что в конечном счете мантра должна стать нашим дыханием, дыханием нашей жизни. И то, что в одном круге малы 108 бусинок означает, что я как бы говорю …
Есть Ведический способ. Так как не практично все время повторять, некоторые люди говорят: 108 раз повторили и это значит как будто бы 10 800 раз повторили. Ну что там – 100 раз больше, 100 раз меньше? Но, еще раз, смысл в том, что 108 появляется именно там в каждом дыхании и с каждым дыханием я произношу Святое Имя как бы, то, что я стараюсь повторять Святое Имя постоянно.
Есть также астрологические представления об этом, потому что наши четки – проявление всей вселенной, и центральная бусинка называется Меру. Меру – это тонкая ось, вокруг которой вращается вселенная. И другое объяснение почему бусинок 108 – есть астрологическое объяснение: 108 – это 9 планет на 12 созвездий или 27 накшатр помножить на 4 также даст 108. Каждая накшатра или созвездие, а их 27 в круге зодиака, имеет 4 пады или части. Иначе говоря, четки – это вся вселенная, чего там мудрствовать лукаво? Чтобы не объяснять долго, смысл в том, что четки – это вся вселенная. Поэтому в молитве, обращенной к джапа-мале говорится о том, что ты проявление Маха-майи, ты проявление внешней энергии Кришны. И 109-ая четка называется гора Меру и как мы знаем, через нее нельзя переходить. Кто-то знает почему? В „Хари-бхакти-виласе” говорится, что если кто-то перескакивает через центральную бусинку … Правильно нужно начинать с центральной бусинки и по часовой стрелке четки на себя вести. И когда мы снова проходим круг и доходим до центральной бусинки нужно перевернуть четки и опять на себя вести, только уже в другом направлении, противоположном. И в „Хари-бхакти-виласе” говорится, что тот, кто перескакивает через центральную бусинку, не получит никакого результата от повторения мантры. Харе Кришна.
Кто-нибудь задумывался почему, зачем мы это делаем? Кто-нибудь отдавал себе отчета в том, почему мы все делаем именно так, таким сложным образом? (реплики – не понятно) Ну, это нам не поможет сосредоточиться сильно. Есть предположение, что это будет сделает наше повторение более осознанным, мы все время будем думать как бы не пропустить окончание. Мы очень легко, автоматически это делаем. Это Кришна и через Кришна нельзя перескакивать? В этом есть какой-то смысл, да. Еще какой смысл, как по-вашему? Если это вся вселенная и эта центральная бусинка - это Меру, ось, вокруг которой вращается все, это вся вселенная, через которую мы вращаемся, то что означает наше перескакивание через эту всю вселенную, через эту Меру? (реплики) Уже где-то близко, близко. Уже кто-то к мокше приближает нас.
Символический смысл вот в чем: когда мы идем по этому кругу, то круг, по которому вращается человек в материальном мире как называется? Самсара, колесо самсары, круг. Если мы повторяем мантру чисто по кругу, то это что значит? Значит, что мы крутимся в самсаре. Что нам нужно сделать с колесом самсары? Разорвать. Что мы делаем, когда мы доходим до 109 бусинки? Мы ее разрываем, мы разрываем этот круг. Смысл, еще раз, в чем? Когда мы повторяем джапу, джапа – это то, что должно создать нашу духовную личность и в этом символический смысл. Вот она, вся вселенная, я обхожу вокруг вселенной и я должен разорвать это колесо самсары, не замыкая этот круг.
Дальше у нас еще более интересные вещи пойдут, очень важные. Я сказал также, что по-другому джапа-мала на санскрите называется акша-мала. Акша что значит? Глаз. А реально слово а-кша что значит? „А” – это какая буква санскритского алфавита? Самая первая. А „кша” – самая последняя. Акша означает Вишну, все творение, все – от „а” до „кша”. Поэтому, кстати говоря, если у кого-нибудь не хватает денег на полную джапа-малу из 108 бусинок, то другую, меньшую джапа-малу из скольки бусинок можно сделать? Из 50, потому что букв в алфавите сто. Там много, я сейчас не буду загружать вас всей этой символикой, но суть, еще раз, в том, что акша – это все миры, которые появляются здесь в результате чего? Каким образом появляется материальное творение? Кто на него смотрит? Вишну. Это взгляд Вишну, Вишну бросает Свой взгляд на этот материальный мир, в результате этого появляется вся вселенная и вся она символически изображается ввиде санскритского алфавита, в котором 50 звуков от а до кша.
И в сущности, четки – это символ сотворенного мира, которые должны научить нас чему? Чему мы должны научиться, понимая смысл четок? Мы должны научиться, глядя на этот мир, чувствовать повсюду взгляд Господа, Его присутствие, Его волю. На самом деле, и вот это пожалуй очень важная вещь, над которой стоит может быть одну минуточку подумать. Потому что когда мы берем четки, нужно понимать, что мы пытаемся с помощью четок, повторяя Святое Имя, увидеть Кришну везде. И каким образом мы можем увидеть Его везде, как Кришна проявляется здесь повсюду? Он везде, Он тут и Его присутствие проявляется в том, что есть Его воля, которая правит этим миром, за всем находится Он. Акша-мала - это символ того, что мы во вселенной пытаемся увидеть не просто вселенную, ее внешнюю оболочку, а пытаемся увидеть проявление Кришны. Что в конце концов мы ищем Бога здесь, потому что Бог где находится? Да, Бог находится везде, Он в моем сердце, Он повсюду, Бога можно видеть, Он тут, Он не находиться где-то далеко, за пределами этого мира, за тридевять земель, Он тут и мы можем Его найти, если будем Его искать. Попытка найти Его называется джапой: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Куда бы я ни посмотрел, кого я должен видеть? Кришну. Кришна тут, Кришна там, когда я дышу - это Кришна, в моем сердце - Кришна, Кришна в сердце каждого живого существа и даже в сердце преданных тоже Кришна находится, хотите верить, хотите нет! (смех) Непонятно, почему они такие противные… Он там, Он всюду, Его нужно видеть повсюду.
Когда мы берем четки, мы хотим увидеть Кришну повсюду, в каждом проявлении, в мельчайшем слове, в мельчайшем звуке. Весь мир – это проявление Кришны и четки – это символ этого и я беру четки всей вселенной и что я на них делаю? Я смотрю на всю эту вселенную, я блуждаю по всей этой вселенной, что душа делает – душа блуждает по всей вселенной, в этой самсаре крутится, ей интересно все, потому что ей кажется, что она находит какое-то разнообразие. Но на самом деле преданный ходит по всей этой вселенной от начала до конца, сверху донизу и видит там Кришну, это Сам Кришна. И в конце концов я Его должен найти. (кто-то чихнул) Это подтверждение от Сверхдуши. Кришна в чьем-то сердце пришел в экстаз и сказал: „Да, так оно и есть. Именно так и никак по-другому”.
И четки хранятся в мешочке, а кто знает как мешочек называется у нас? Bead-bag, да, понятно. Он называется го-мукха, коровий рот, да. На самом деле, го-мукха значит божественная речь. Мы храним тут символ всей вселенной и, соответственно, мы храним ее в оболочке из божественной речи или божественного звука. И поэтому когда Гуру дает во время посвящения четки своему ученику, что значит этот жест или этот символ? Он дает ему всю вселенную, чтобы он нашел в этой вселенной Кришну. Он говорит: весь мир твой – ищи, найди в нем Кришну. Возьми, пожалуйста, от меня это в подарок.
И тут я буду переходить к более практическим вещам, потому что они тоже есть. „Хари-бхакти-виласа” объясняет, как разные результаты приходят к человеку, если он повторяет мантру на четках из разных вещей. Например, есть четки из рудракши. И если человек повторяет мантру на таких четках, то результат, которого он добьется – все желания его исполнятся. Харибол! Что такое рудракша не скажу (смех). Рудракша – это такие знаменитые красные семена наверняка видели их, шиваиты пользуются. Потому что Шива исполняет все желания, безотносительно всего. Там говорится, что есть четки – во Вриндаване можно купить – из семян лотоса. Они нужны для победы над врагами.
Если человек повторяет мантру на четках из золота, то он может получить все материальные наслаждения. Хрустальные четки приносят удачу. Но четки из туласи, как по-вашему, что приносят? (реплики – не понятно) Нет, не сразу. Четки из Туласи, говорится там, исполняют желания, но только хорошие желания человека. Чувствуете, да? Четки из рудракши все желания исполняет, и хорошие и плохие, потому что Шиве все равно что с вами будет после того, как ваши желания исполнятся. Хочешь идиот – бери. Вишну выполняет желания, но избирательно – только те желания, которые принесут вам благо. Поэтому повторение мантры на четках из Туласи исполняет все желания, которые приносят нам благо, а все остальные не исполняет. Поэтому это самые лучшие четки: туласи кашта гхатаир мани бхир жапа маллика сарва кармани сарвешам ипситартха пхала прада – она дает плоды, которые исходят из хороших желаний.
И дальше „Хари-бхакти-виласа” объясняет несколько правил, которым нужно придерживаться, повторяя мантру на четках. Во-первых, малой нельзя касаться каким пальцем? Указательным. И сейчас, через одну минуту мы скажем почему нельзя. Там также говорится, что ни в коем случае нельзя читать мантру, треся и размахивая мешочком (показывает) Этого делать нельзя, это неуважительное отношение к энергии Кришны. (реплики) Лучше их держать выше талии. Я не знаю насчет ада, в „ари-бхакти-виласе” про это ничегонет, но … И дальше там объясняется более подробно почему мантру нельзя повторять на указательном пальце. Вернее, можно повотрять на большом и указательном пальце и указательный палец, как по-вашему, что это такое? Проклятие тоже. Там говорится, что если человек хочет кому-то отомстить, то тогда он должен повторять мантру, вертя четки между большим и указательным пальцах. Потому что большой палец – это символ Абсолютной Истины Кришны, это Сам Кришна. Средний палец – символ дживы. И когда джива ищет Кришну, то мы, соответственно, повторяем там. И средний палец связан непосредственно с сердцем, с серднечным меридианом.
В самой Ригведе сказано, что средний палец непосредственно связан с сердцем или с сознанием человека. И поэтому когда я сосредоточиваюсь и повторяю мантру на этом, мне хочется, чтобы мантра вошла в мое сердце, чтобы звук Святого Имени вошел в мое сознание. А указательный палец, если большой палец – это Кришна и средний – это джива, то между дживой и Кришной что стоит? Совершенно верно, аханкара, это ложное эго. Поэтому если я хочу кому-то отомстить, это очень практический урок занятия нашего, то как я должен повторять? На указательном пальце. И это будет преданным служением в гуне какой? В гуне невежества. Но там также говорится, что можно читать – если у вас есть какие-то конкретные вещи, в „Хари-бхакти-виласе” говорится, что можно читать на безымянном и на мизинце.
Безымянный палец устраняет все неприятности. Если у вас большие неприятности, можно повторять на безымянном. Поэтому на нем обычно носят кольца астрологические, которые устраняют все неприятности, это особый палец для этого. А мизинец приводит к исполнению всех желаний. Поэтому мантру нужно повторять на каком пальце? На среднем, он непосредственно связан с сердечной надией или с нервным каналом, который идет прямо к сердцу. Об этом говорится, извиняюсь, не в Ригведе, а в Яджур-веде: хриди тиштхам дашам гулам – в Яджур-веде есть стих, который говорит, что средний палец связан с сознанием.
И нужно перебирать четки на себя по часовой стрелке. Там также говорится что никогда нельзя касаться четок левой рукой, потому что она нечистая. Не знаю как быть левшам, может быть им никогда нельзя касаться правой рукой, и четки не должны выпадать из руки или касаться пола. И в конце концов после того, как „Хари-бхакти-виласа” все эти правила описывает, она говорит, что разумный человек, желает ли он освобождения или материальных наслаждений, повторяет мантру, касаясь средним пальцем. Ну, это мы и так с вами знаем, потому что мы самые разумные люди в Кали-йугу.
И есть несколько запретов любопытных, их четыре в частности, которыми мне хотелось с вами поделиться. „Хари-бхакти-виласа” запрещает:
Читать мантру, если правая рука осквернена – рука должна быть чистой, обязательно нужно помыть, если мы ели или еще как-то осквернили, надо обязательно как-то помыть или очистить руку.
Интересный запрет следующий, который многие нарушают: нельзя читать мантру с покрытой головой. Есть люди, которые надевают на себя чадар и читают внутри мантру. В „Хари-бхакти-вилсе” говорится, что нельзя это делать.
Третий запрет, я надеюсь, никто не нарушает, но в „Хари-бхакти-виласе” в нескольких стихах говорится, что нельзя читать мантру голым (смех). На всякий случай я хотел…
И четвертый запрет: нельзя читать мантру лежа, разговаривая с кем-то, чихая, икая, зевая и прогуливаясь. Такое повторение мантры не приносить никакого результата.
Иначе говоря, все эти правила должны нас настроить на правильный лад по отношению к тому что происходит и он заключается в том, что я пытаюсь в этот момент постичь Абсолютную Истину. Когда я беру четки и начинаю читать мантру, то я должен настроить себя на то, что я хочу увидеть единую природу всего сущего. И, кстати говоря, когда я описываю все эти разные символические вещи, когда четки сравниваются с накшатрами, с мирами, с буквами алфавита, как по-вашему, зачем все это делается? Зачем нам нужно размышлять или пытаться понять этот символический смысл? В чем еще один смысл этой медитации? Что мы в конечном счете должны понять? Мы должны понять… Каким образом “Бхагавад-гита” описывает знания в гуне благости? Что такое знание в гуне благости? Это понимание единой природы всего сущего. Понимание того, что все связано в этом мире.
В гуне страсти у нас тенденция разделять мир, дробить, отделять и наслаждаться. Это типичное представление в гуне страсти. В гуне благости я пытаюсь понять единую природу, связь всего сущего, как самые разные объекты этого мира связаны между собой, каким образом все пересекается, накладывается друг на друге и как все в конечном счете приводит нас к одному – что все исходит из одного источника и этот источник самый привлекательный и самый удивительный и зовут Его Кришна. Именно это я должен понять. И поэтому „Хари-бхакти-виласа”, объясняя все эти правила повторения мантры на четках, произносит стих, который давайте произнесем вместе. Этот стих, описывающий правила повторения мантры. Я уже во время этого семинара его повторял, мы его с вами учили, но давайте выучим его еще раз:
Манах самхаранам шаучам
Маунам мантр-артха чинтанам
Авьягратвам анирвидхах