Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», Лекция 15, Четки
Гопайет деванам иштам
Гопайет гурум атманах
Гопайеч ча ниджам мантрам
Гопайен ниджам маликам
Тоже все могут перевести: человек должен хранить в секрете Божество, которому он поклоняется, объект своего поклонения, человек должен хранить в секрете имя своего духовного учителя, человек должен хранить в секрете ниджам-мантрам – мантру, которую дал ему гуру и человек должен хранить в секрете гопайен ниджа-маликам – джапа-малу. Это значит, что он не должен показывать свою джапа-малу. Почему мы носим четки в мешочке, кто-то задумывался из вас об этом? Длинные? (смех) Одно из объяснений этого – это то, что четки никто не должен видеть. Четки – это нечто сокровенное, это нечто между нами и Богом. Поэтому „Хари-бхакти-виласa” еще раз подтверждает это. Там говорится, что когда мы не читаем мантру, нужно хранить четки в потайном, чистом месте, предварительно поклонившись им. Четки – это нечто святое.
И теперь мы с вами вместе попытаемся раскрыть символическую тайну четок и того, что значат четки, откуда берутся четки, потому что четки есть практически в каждой традиции – в католичестве есть четки, в буддизме есть четки, в мусульманстве есть четки – все люди так или иначе, рекомендуя духовную практику, повторение Святого Имени, говорят о том, что нужно делать это на четках. И это не случайно, это значит, что у этого действия есть очень глубокий смысл и чем глубже мы понимаем этот смысл, тем больше пользы мы получим от того, что будем вертеть четки. Кто-то знает, между прочим, куда нужно вертеть четки, в каком направлении, куда, как? Почему нельзя переходить через Меру? Ну, всему свой срок, мы это постараемся понять.
Итак, четки – это бусины, нанизанные на нить. Где Кришна говорит о бусинах, нанизанных на нить? В 7 главе “Бхагавад-гите”:
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
Он говорит, что все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. Нет истины, превыше Меня и все то, что мы видим, подобно жемчужинам, которые нанизаны на нить. И отсюда, из этого стиха, начинается наша разгадка символического смысла четок. Четки – это бусины или жемчужины, нанизанные на нить. И эта концепция или этот символ нитки, на которой все нанизано, встречается повсюду в Ведических писаниях. В Ригведе говорится, что вначале была нить, до того, как появилось все остальное, появилась нить, и в Ригведе есть гимн о несущем, о том, чего не было, о том, в каком состоянии был мир до того, как он проявился.
Там говорится, что поперек был протянут шнур – непонятно, правда, поперек чего … и сразу же человек, который говорит этот гимн, говорит был ли низ, был ли верх – потому что если протянуть поперек, это значит снизу вверх. И дальше он добавляет: оплодотворители были, силы расширения были, порыв снизу, удовлетворение сверху. Ничего не понятно, но Веды на то и Веды, чтобы быть полностью непонятными. Но мистическими словами описывается процесс творения, процесс появления или возникновения этого мира и в Атхарва-веде чуть-чуть более ясно говорится о том же самом. Там говорится:
йо ведйат сутрам сутрам сутрасйа йо ведйат
Тот, кто постиг нить, сутру, на санскрите сутра значит нить – сутре мани гана ива – как жемчужина, нанизанная на нить. Кто постиг нить, сутру, в которую вплетены все эти создания, кто постиг нить нити, сутрасйа сутрам, нить, на которой покоится нить, на которой основана нить, тот может действительно познать великого Брахмана. И дальше человек в Атхарва-веде говорит: я знаю растянутую нить, на которую нанизаны все миры, я также знаю нить нити, который есть великий Брахман.
Иначе говоря, нить – и эта нить появляется здесь в четках, когда мы слышим это слово сутра или нить, это та самая нить, из которой ткется ткань этого мира. Эта нить или паутина, которая выходит из Кришны. “Шримад-Бхагаватам” сравнивает Кришну с пауком. Почему? Потому что паук ткет. Из кого появляется паутина? Из него самого. Паук на санскрите „урна” и это одно из имен Кришны, урна, паук. Один преданный с гордостью носил это имя, Урна дас. Но в этом есть глубокая концепция, потому что материальная энергия изошла из Кришны, точно так же как паутина исходит из паука. Материальная энергия не есть нечто отвратительное, появившееся непонятно откуда, потому что многие теологи, пытаясь понять природу материального мира, приписывают материальному миру принципиально иное происхождение.
Но Ведическая концепция стоит на том, что материальная энергия изошла из Кришны, что это Сам Кришна, что Кришна вывел ее из себя и хотя она другая и Сам Кришна остался неизменным, подобно тому, как остается неизменным паук, сплетая паутину, тем не менее это нечто, изошедшее из Самого Кришны. И эта нить или тонкое материальное творение, как паутина, исходит из Самого Кришны и символом этой нити что является еще – тоже очень важная вещь – является священный шнур. Священный шнур, недаром это тоже сутра, которую носят брахманы, и она называется ягья-павита, или нечто, обвивающее жертвоприношение. Мы сейчас пытаемся с вами этот глубокий символизм понять. Он называется по-другому брахма-сутра, священный шнур, который носят брахманы, или нитью Брахмана, нитью Абсолютной Истины. И когда брахман надевает священный шнур, он произносит молитву:
Манах самхаранам шаучам
Маунам мантр-артха чинтанам
Авьягратвам анирвидхах
Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», Лекция 15, Четки
Аннотация:
Лекция о чтении мантры на четках. Символическое значение всех деталей четок.
Обобщение предыдущей лекции. Два основных момента в практике бхакти – стремление стать смиреннее травинки и терпеливее дерева и стремление удовлетворить вайшнавов. Духовный учитель не позволит самим интерпретировать шастры. Самоанализ на санскрите – свадхйайа – размышление. Переходи из тамаса в раджас и из раджаса в саттву. Начало новой темы: стих 10.25 из Бг о том, что из жертвоприношений Кришна – джапа. Молитва, обращенная к четкам из “Мала-прартханы”, “Хари-бхакти-виласа” 17.71 тоже о четках. Четки – воплощение всех сил вселенной. Она дарует человеку удачу, все благословения и все совершенства, а также освобождает от рабства материального существования. Мала – одно из 4-х вещей, которые нужно хранить в тайне или в потайном месте (остальные три – духовный учитель, Божество, которому поклоняемся и мантру, данную нам учителем). Когда мы не читаем мантру на четках, их нужно хранить в потайном месте, предварительно поклонившись им. Нить малы: Кришна говорит в “Бхагавад-гите”, что все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. Нить существовала до всего, что потом было создано, до сотворения мира. Священный шнур брахмана имеет такой же смысл. На санскрите джапа означает то, что порождает и хранит все творение. Джапа – это то, что создает и хранит мою духовную личность. Если нить – изначальная тонкая материальная энергия, то бусинки, нанизанные на нее – все многообразие миров или все многообразие проявленного мира, вся вселенная. Если нить мы не видим, то бусинки это то, что мы видим. Когда духовный учитель дает нам четки в момент посвящения, он как бы говорить нам: ищи в этом мире Кришну и найди Его. Он тут, Он не за тридевять земель, Он всюду. 108 – это символ бесконечности. Число 108 означает производная от прогрессии первого ряда натуральных чисел. А также 108 – символ нашего дыхания. Мы должны в конечном счете повторять мантру каждым своим дыханием – киртанийах сада харих. Узелки между бусинами – это непроявленная природа или пракрити. Меру – это тонкая ось, вокруг которой вращается вселенная и через нее нельзя перескакивать. Если мы повторяем мантру чисто по кругу, перескакивая Меру, то это значит, что мы крутимся в самсаре. Когда мы доходим до 109 бусинки, мы ее разрываем, мы разрываем этот круг самсары. Мешочек, в котором мы храним малу, называется го-мукха, коровий рот. Го-мукха также значит божественная речь. Мы храним свою малу в облике божественой речи. Читаем мантру между большим и средним пальцем. Средний палец связан непосредственно с сердцем, с сердечным меридианом, или с сознанием человека. Он – символ дживы. Когда мы сосредоточиваемся на мантре, нам хочется, чтобы она вошла в мое сердце, чтобы звук Святого Имени вошел в мое сознание. Большой палец – это Кришна. То, что находится между дживой (средним пальцем) и Кришной (большим пальцем) – аханкара, это ложное эго, указательный палец. Поэтому мы не читаем мантру на нем. Вопросы: что делать, если человек уже совершил оскорбление; Чайтанья Махапрабху говорит, что нет строгих правил для повторения; что значит держать имя духовного учителя в тайне; покрывать или нет голову матаджам во время джапы и др.
***
Харе Кришна. В прошлый раз у нас была несколько неожиданная лекция, но с другой стороны я подумал, после лекции, что если говорить о научных основах сознания Кришны, то о самых научных основах именно там было сказано. Потому что самая глубокая основа сознания Кришны заключается в том, что мы должны так или иначе разрушить преграду ложного эго. Именно ложное эго связывает нас с материей и не позволяет увидеть Кришну, почувствовать Его. И это самое глубокое научное основание или научный постулат сознания Кришны. И помимо всех остальных вещей, которые мы делаем для того, чтобы эта крепость рухнула, – мы ее пытаемся таранить тараном Святого Имени, мы ее пытаемся так или иначе по-разному взять, крепость нашего ложного эго, мы впускаем туда лозутчика внутрь своей крепости из духовного мира, он называется духовный учитель, мы ему открываем двери этой крепости и сразу закрываем ее, чтобы не дай Бог никто другой не проник туда. А есть еще один очень важный способ, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, может быть самый важный, – это общение с вайшнавами, служение вайшнавам, попытка вместе, сотрудничая друг с другом, поступаясь какими-то своими, личными интересами, удовлетворить Кришну.
И есть всего два принципа, которые нужно очень хорошо помнить всегда, помимо всех остальных многочисленных и важных вещей, есть только две самых важных вещи: то, что мы должны быть смиреннее травинки, терпеливее дерева и то, что мы должны пытаться удовлетворить вайшнавов. Если эти условия два условия будут выполнены – ну, или три, если вам хочется считать, приписывать себе больше заслуг за выполнение каких-то вещей – то Кришна будет доволен. И наоборот, если мы будем знать все остальное на зубок, а эти две вещи мы не будем практиковать в своей жизни – смирение и служение вайшнавам, которые находятся рядом с нами, то Кришна не будет доволен, как бы мы ни старались делать. И в прошлый раз я говорил именно об этом, о том, как важно служить вместе, сотрудничать, как важно пытаться вместе удовлетворить Кришну. И это самый солидный научный фундамент сознания Кришны.
Но, тем не менее, у нас есть какой-то внутренний план и какая-то внутренняя логика привела нас сегодня к тому, что мы будем рассказывать о том, что значит читать мантру на четках, что такое четки и каков смысл даже этого простого символического жесва, когда духовный учитель вручает нам четки во время посвящения. Обо всем этом я постараюсь сегодня рассказать и я думаю, что мы сможем много интересного почерпнуть для себя, по крайней мере, я много интересного узнал, готовясь к этой лекции.
Однако, чтобы сохранить связность материала, у нас не проходит никаких экзаменов, ничего другого, но тем не менее чтобы как-то все откладывалось, я хочу повторить то, о чем я говорил на предыдущей лекции, еще до этого, какие-то основные положения.
Я говорил о том, в частности, что наше предание Кришне на первом этапе означает предание или подчинение шастрам: я должен знать что написано в шастрах, следовать шастрам, строить свою жизнь в соответствии с шастрами, стараться максимально честно делать это и я говорил также о том, что для того, чтобы успешно следовать шастрам, нужен кто? Духовный учитель. Зачем мне нужен духовный учитель в частности? Сверхдуша хочет дать нам понять насколько важен этот вопрос – ветер налетел. Зачем нам нужен духовный учитель? Ну да, потому что в противном случае кто будет интерпретировать шастры? Да, наш собственный ум. И что наш ум найдет в шастрах? – То, что Кришне и не снилось, он там столько всего найдет и таким образом разъяснит шастры, что мама родная! Поэтому нам нужен духовный учитель, иначе шстры будут отданы на откуп нашему уму. Духовный учитель должен нам дать чистое или ясное понимание шастр.
И Шрила Прабхупада объясняет, что в общем-то, нам нужно проводить самоанализ постоянно. Я говорил несколько раз об этом, что человек должен анализировать свое продвижение. И самоанализ … Кто знает санскрит? Кто сможет перевести слово „самоанализ” на санскрит? Сва-дхйайа, правильно, совершенно верно. Сва значит само, дхйайа значит размышление. Сва-дхйайа значит также изучение шастр. По сути дела в этом скрыта очень важная истина. Изучение шастр означает самоанализ. Я должен все время, читая книги Шрилы Прабхупады, читая слова священного писания, смотреть какое это имеет отношение ко мне и каким образом мое сердце отзывается на это, где я нахожусь, что это значит для меня. Иначе говоря, изущение священных писаний и есть самоанализ. И если я просто механически изучаю священные писания, просто скольжу глазами по строчкам священных писаний, то это не свадхйайа. Если я пытаюсь заниматься самоанализом вне и помимо контекста шастр, то это тоже бессмысленная и напрасная трата времени. Наш самоанализ – это попытка приложить шастры к своей собственной жизни.
И в прошлый раз, если вы помните, я постулировал, достаточно без особенного объяснения, два этапа самоанализа, которые проходит человек в своем изучении шастр. Когда он переходит из гуны невежества в гуну страсти, что он анализирует? Да, он анализирует правильность своей внешней деятельности в соответствии с шастрами. Шастры говорят: нужно вставать рано. И я встаю рано. Но почему я встаю рано? Потому что я понимаю: это полезно для меня, это нужно для меня, я должен обязательно объяснить. На первом этапе всегда действует стимул гуны страсти: что это мне даст? Я должен очень хорошо понимать что это мне, какое конкретное благо это мне принесет. И до тех пор, пока я нахожусь на этом уровне, я буду оставаться в большей или в меньшей степени, даже в пределах своей духовной практики, на уровне гуны страсти.
Чтобы перейти на уровень гуны благости, куда должен углубиться мой самоанализ? Иначе говоря, первый этап самоанализа – это анализировать свою внешнюю деятельность и приводить ее в соответствие с шастрами: нужно вставать рано, нужно есть вегетарианскую пищу, нужно следовать определеннным правилам. Но это все на внешнем уровне происходит. Следующий этап самоанализа где должен протекать? Да, анализ мотивов. Когда я в своем самоанализе или в изучении шастр углубляюсь до того, чтобы пытаться увидеть мотивы, которые мною движут, я постепенно перехожу из гуны страсти в гуну благости. Потому что гуна благости значит и если мы будем внимательно смотреть “Бхагавад-гиту” – гуна благости значит беспристрастность, гуна благости значит мотив – очищение, я хочу очиститься, ради этого я действую. Тогда как если у меня есть какие-то другие корыстные мотивы, это значит, что я по-прежнему остаюсь на уровне страсти.
Ну и я рассказывал про любовь, про то, что пища – это способ проявить любовь. И когда человеку не хватает любви, чем он начинает заниматься? (реплики из зала – не слышно) В лучшем случае. Когда уму не хватает любви, он пытается заменить ее сексом, потому что на самом деле секс – это суррогат любви, в конечном счете уму нужна любовь. И я много всего интересного рассказывал про лук и чеснок, про грибы. И лук и чеснок – это тоже, может быть, очень важный аспект, который может быть я немножко забыл сказать: лук и чеснок – это очень сильные афродизиаки, они усиливают вожделение в человеке. И в „Ману-самхите” говорится, что лук и чеснок подобны алкоголю, что они такое же влияние на наше сознание оказывают как алкоголь. И там говорится, что как возбуждающее средство лук уступает только чесноку (смех).
Но несколько лекций наших, посвященных еде были именно сосредоточенно на этом важном аспекте – то, что еда – это духовный процесс и что если я ем правильно, я смогу до какой-то степени удовлетворить свою потребность в любви. Потому что в конце концов еда – это то, что дано нам Кришной, подобно тому как мать кормит нас молком и это проявление ее любви, вся остальная пища кем нам дана? Кришной, и это тоже проявление Его любви по отношению к нам. Еда – это прежде всего духовная практика и это очень важно, что когда мы пытаемся относиться к еде по-другому, это имперсонализм. И мне хотелось подарить вам сегодня очень важное высказывание. Может быть оно порадует многих из вас:
Кават кават шутье шарира тавай меле сита рама рагхувира.
Послушайте внимательно, о чем гласит Ведическая мудрость: если ты погибнешь за поглощением прасада, ты тотчас же встретишься с Ситой и Рамой (возгласы „Харибол!”) Это один из самых благоприятных способов оставления тела. Так что это духовный процесс, не бойтесь переедать прасад, можно переедать. Даже если вы погибнете в этот момент… Это народная мудрость.
И еще буквально одна последняя вещь, которую мне хотелось сказать, прежде чем мы перейдем к тому, о чем я буду говорить сегодня. Это то, зачем нужна культура. Я уже объяснял много раз, что этот семинар посвящен культуре вайшнавов, различным аспектам ее, различным проявлениям культуры и зачем нужна культура. Для чего нам нужно понимать. Сейчас мы будем погружаться в какие-то тонкости. Например, мы будем объяснять почему именно на среднем и большом пальце нужно повторять мантру на четках; что такое четки; почему между каждой бусинкой завязан узел; почему есть сто девятая бусинка и почему она называется Меру; почему четки называются акша-мала; что значит слово джапа … Много важных всяких аспектов, но для чего в конце концов все это нужно, для чего нужно вообще понимание все этих аспектов вайшнавской культуры? Как по-вашему, что самое главное в этом? Давайте свои какие-то предложения. Надо это вообще знать или не надо? (реплики из зала) Осознанно, да… Правильное отношение… Настрой… Все правильно, все совершенно верно, есть еще какие-то..? В принципе правильно, хотя я ожидал немножечко другого ответа, однако все ответы правильные, просто если говорить более точно, то мы учимся всем этим элементам культуры для того, чтобы помочь избежать оскорблений, для того, чтобы не просто осознанно относиться, а как осознанно? Что значит правильный настрой? Правильный настрой значит без оскорблений, значит ни в коем случае не допускать пренебрежительного или какого-то неправильного отношения, особенно ко всему тому, что непосредственно связано с Кришной, потому что оскорбления вне сферы преданного служения или какие-то грехи и все то, что связано с телом, они очень легко смываются любыми действиями в пределах духовной практики. Но когда мы приступаем к духовной практике, единственным препятствием на нашем пути являются совершаемые оскорбления. И мне хотелось немного напугать вас. Разрешите вас напугать, да? Потому что в конце концов мы сюда собираемся для некоего эмоционального опыта.
Оскорбления – очень страшная вещь. Мы не отдаем себе отчета в том, какие последствия могут быть у нас. Но если мы пренебрежительно относимся к вайшнавам, если мы по той или иной причине пренебрежительно относимся к Божествам, к Святому Имени, то последствия могут быть самыми печальными. Почему я сейчас об этом сейчас говорю? Потому что мне, к сожалению, приходится иметь дело с одним конкретным случаем одного вайшнава, который находится сейчас в очень сложном положении, в очень сложном. Он, практически, сходит с ума. Он очень возвышенный вайшнав, очень достойный во всех отношениях человек и его собственный анализ причин всего этого заключается в одном – это оскорбления, которые я совершал, причем сознательные. Сознательные значит я знаю что-то и я тем не менее пренебрегаю этим. Сознание Кришны – это огонь. Оно должно быть огнем, потому что если оно не будет огнем, оно не сможет сжечь грязь, накопившуюся у нас за долгие годы. Оно должно быть могущественным огнем. Но огонь, мы знаем, помимо того, что он сжигает грязь, что он еще может сделать? Может обжечь. И на первый взгляд все очень просто, все очень как бы даже невинно, мы иногда не даем себе отчета в том, что мы делаем, мы пользуемся какими-то старыми схемами, которыми мы привыкли пользоваться в том мире и приходим вместе с ними сюда, забывая о том, что здесь все другое.
И именно поэтому существует культура. Она нужна для того, чтобы очень четко и очень ясно сказать человеку где, перед чем он должен остановиться, к чему, насколько это возможно хотя бы внешне проявить почтение, благоговение и ни в коем случае не позволять своим материалистическим тенденциям проявляться в отношениях с этими сущностями. Потому что действительно, особенно если мы делаем это сознательно, последствия могут прийти не сразу, но когда они приходят, это может быть очень печальная вещь. Я говорю это ни в коем случае для того, чтобы как-то негативно напугать, а для того, чтобы объяснить почему так нужна культура. Не надо пренебрегать этим, потому что да, в конце концов главное – это Святое Имя, но чтобы Святое Имя действовало, нужно учиться повторять его чисто, а учиться повторять его чисто значит настраивать себя на правильный лад. И именно сегодня мы будем заниматься этим по отношению к нашему главному что ли инструменту, в повторении Святого Имени. Сегодня я попытаюсь раскрыть глубину того, что происходит, когда мы берем в руки четки. Кто-нибудь когда-нибудь задумывался что происходит при этом? Что мы делаем? Ну, хорошо, если вы задумывались, но наверняка мало кто знает о всей глубине того, что должно происходить.
Я сейчас прочитаю стих из “Бхагавад-гиты” (10.25), где Кришна прославляет джапу, где Он говорит, что:
махаршинам бхригур ахам
гирам асмй экам акшарам
йаджнанам джапа-йаджно ‘сми
стхаваранам хималайах
ПЕРЕВОД: Из великих мудрецов Я – Бхригу, среди звуков Я – священный звук ом. Из жертвоприношений Я – повторение святых имен [джапа], а из неподвижного Я – Гималаи.
И Шрила Прабхупада пишет по этому поводу в комментарии: „A из всех жертвоприношений чистейшим олицетворением Кришны является повторение мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Иногда Веды рекомендуют приносить в жертву животных, но жертвоприношение, состоящее из повторения мантры Харе Кришна, никак не связано с насилием. Это самое простое и самое чистое из всех жертвоприношений. Все возвышенное в мире олицетворяет Кришну.”
Итак, здесь Кришна говорит, что из всех жертвоприношений, Я самая главная ягья, и эта самая главная ягья – джапа. И как вы знаете, ягья – это в высшей степени специализированная форма деятельности, ее нужно делать правильно. Для того, чтобы ягья принесла результаты, нужно соблюдать мельчайшие правила и детали. И сегодня мне хотелось поговорить о том, каким правилам мы должны следовать, когда мы совершаем самое высшее из всех жертвоприношение. Пожалуйста, поднимите руки те, кто совершает это жертвоприношение, повотряя мантру на четках? Слава Богу. Мне самому интересно что мы сейчас услышим.
Я начну свой рассказ с молитвы, обращенной к четкам. Это молитва из „Мала-прартханы”: „О Мала, воплощение Маха-майи” – послушайте, тут каждое слово очень важно – „олицетворение всех сил вселенной, в тебе сокрыты все четыре цели человеческой жизни. Будь же для меня источником всех совершенств, помоги мне преодолеть всевозможные препятствия, когда я беру тебя в правую руку во время джапы. Милостиво даруй мне всевозможные совершенства и успех.”
Иначе говоря, когда человек берет в руки четки, он должен понимать, что этим действием он может достичь всех совершенств, всего успеха, может преодолеть все препятствия на своем пути, потому что мала является олицетворением или символическим воплощением всех сил вселенной. И я сейчас буду рассказывать как это понимать и что это значит. В связи с этим, в подтверждение стих из „Хари-бхакти-виласы”, где говорится, что если человек, получивший посвящение, не пользуется четками, а есть люди, которые пользуются счетчиками или другими приборами для этого. Как по-вашему, какая последняя, завершительная часть этого предложения? Если человек, получивший посвящение, не пользуется четками, его посвящение становится каким? (БВГ поворяет реплики из зала) Оскорбительным, формальным, недействительным, фальшивым, противоречащим шастрам… – Его посвящение становится демоническим! Не больше, не меньше. Его посвящение будет приводить к обратным результатам. И дальше, в „Хари-бхакти-виласе” прославляются четки и там говорится:
мангалйа кушалйа сиддха
сарва самсара мокшанам «Хари-бхакти-виласа» (17.71)
Кришнананда прабху сможет перевести это утверждение. Джапа-мала дарует человеку мангалйа – удачу, все благословения, и кушалйа сиддха – все совершенства. Сарва самсара мокшана – освобождает из рабства материального существования. И еще несколько стихов, связанных с тем, как нужно относиться к четкам. В шастрах снова и снова говорится, что есть вещи святые для человека и к святым вещам нужно относиться с крайним почтением и благоговением, вплоть до того, чтобы хранить их в потайном месте. И поэтому в „Хари-бхакти-виласе” говорится, что есть четыре вещи, которые человек должен хранить втайне или в потайном месте:
Гопайет деванам иштам
Гопайет гурум атманах
Гопайеч ча ниджам мантрам
Гопайен ниджам маликам
Тоже все могут перевести: человек должен хранить в секрете Божество, которому он поклоняется, объект своего поклонения, человек должен хранить в секрете имя своего духовного учителя, человек должен хранить в секрете ниджам-мантрам – мантру, которую дал ему гуру и человек должен хранить в секрете гопайен ниджа-маликам – джапа-малу. Это значит, что он не должен показывать свою джапа-малу. Почему мы носим четки в мешочке, кто-то задумывался из вас об этом? Длинные? (смех) Одно из объяснений этого – это то, что четки никто не должен видеть. Четки – это нечто сокровенное, это нечто между нами и Богом. Поэтому „Хари-бхакти-виласa” еще раз подтверждает это. Там говорится, что когда мы не читаем мантру, нужно хранить четки в потайном, чистом месте, предварительно поклонившись им. Четки – это нечто святое.
И теперь мы с вами вместе попытаемся раскрыть символическую тайну четок и того, что значат четки, откуда берутся четки, потому что четки есть практически в каждой традиции – в католичестве есть четки, в буддизме есть четки, в мусульманстве есть четки – все люди так или иначе, рекомендуя духовную практику, повторение Святого Имени, говорят о том, что нужно делать это на четках. И это не случайно, это значит, что у этого действия есть очень глубокий смысл и чем глубже мы понимаем этот смысл, тем больше пользы мы получим от того, что будем вертеть четки. Кто-то знает, между прочим, куда нужно вертеть четки, в каком направлении, куда, как? Почему нельзя переходить через Меру? Ну, всему свой срок, мы это постараемся понять.
Итак, четки – это бусины, нанизанные на нить. Где Кришна говорит о бусинах, нанизанных на нить? В 7 главе “Бхагавад-гите”:
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
Он говорит, что все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. Нет истины, превыше Меня и все то, что мы видим, подобно жемчужинам, которые нанизаны на нить. И отсюда, из этого стиха, начинается наша разгадка символического смысла четок. Четки – это бусины или жемчужины, нанизанные на нить. И эта концепция или этот символ нитки, на которой все нанизано, встречается повсюду в Ведических писаниях. В Ригведе говорится, что вначале была нить, до того, как появилось все остальное, появилась нить, и в Ригведе есть гимн о несущем, о том, чего не было, о том, в каком состоянии был мир до того, как он проявился.
Там говорится, что поперек был протянут шнур – непонятно, правда, поперек чего … и сразу же человек, который говорит этот гимн, говорит был ли низ, был ли верх – потому что если протянуть поперек, это значит снизу вверх. И дальше он добавляет: оплодотворители были, силы расширения были, порыв снизу, удовлетворение сверху. Ничего не понятно, но Веды на то и Веды, чтобы быть полностью непонятными. Но мистическими словами описывается процесс творения, процесс появления или возникновения этого мира и в Атхарва-веде чуть-чуть более ясно говорится о том же самом. Там говорится:
йо ведйат сутрам сутрам сутрасйа йо ведйат
Тот, кто постиг нить, сутру, на санскрите сутра значит нить – сутре мани гана ива – как жемчужина, нанизанная на нить. Кто постиг нить, сутру, в которую вплетены все эти создания, кто постиг нить нити, сутрасйа сутрам, нить, на которой покоится нить, на которой основана нить, тот может действительно познать великого Брахмана. И дальше человек в Атхарва-веде говорит: я знаю растянутую нить, на которую нанизаны все миры, я также знаю нить нити, который есть великий Брахман.
Иначе говоря, нить – и эта нить появляется здесь в четках, когда мы слышим это слово сутра или нить, это та самая нить, из которой ткется ткань этого мира. Эта нить или паутина, которая выходит из Кришны. “Шримад-Бхагаватам” сравнивает Кришну с пауком. Почему? Потому что паук ткет. Из кого появляется паутина? Из него самого. Паук на санскрите „урна” и это одно из имен Кришны, урна, паук. Один преданный с гордостью носил это имя, Урна дас. Но в этом есть глубокая концепция, потому что материальная энергия изошла из Кришны, точно так же как паутина исходит из паука. Материальная энергия не есть нечто отвратительное, появившееся непонятно откуда, потому что многие теологи, пытаясь понять природу материального мира, приписывают материальному миру принципиально иное происхождение.
Но Ведическая концепция стоит на том, что материальная энергия изошла из Кришны, что это Сам Кришна, что Кришна вывел ее из себя и хотя она другая и Сам Кришна остался неизменным, подобно тому, как остается неизменным паук, сплетая паутину, тем не менее это нечто, изошедшее из Самого Кришны. И эта нить или тонкое материальное творение, как паутина, исходит из Самого Кришны и символом этой нити что является еще – тоже очень важная вещь – является священный шнур. Священный шнур, недаром это тоже сутра, которую носят брахманы, и она называется ягья-павита, или нечто, обвивающее жертвоприношение. Мы сейчас пытаемся с вами этот глубокий символизм понять. Он называется по-другому брахма-сутра, священный шнур, который носят брахманы, или нитью Брахмана, нитью Абсолютной Истины. И когда брахман надевает священный шнур, он произносит молитву: