Противоположные пантеоны женских и мужских божеств

Сердцевиной древнеевропейской символики является цик­лическое повторение таинства рождения, смерти и нового воз­вращения к жизни не только человека, но всего живого. Ее сим­волы и образы концентрируются вокруг партеногенетической (самозарождающейся) Богини, единственного источника жиз­ни. Ее могущество — в бьющих ключах и колодцах, в свете луны и солнца, в земле, во всех животных и растениях. Она — дари­тельница жизни и смерти, богиня возрождения и земного пло­дородия, рождающаяся и умирающая вместе с растительно­стью. Рядом с ней существуют мужские божества, однако они выступают не в качестве творцов, а в качестве хранителей ди­кой природы или как метафорические воплощения жизнен­ных сил и духа растений.

Протоиндоевропейский пантеон богов был выражением общественно ориентированной и хозяйственной идеологии. Его система вполне отвечала скотоводческому/смешанно-зем­ледельческому укладу, в котором имелось обособленное сосло­вие правителей и воинов, приручившее лошадей и научившее­ся пользоваться оружием. Функции дарения жизни и смерти принадлежали здесь основным мужским божествам, которые также скакали на лошадях и пускали в ход оружие. Женские божества, такие как девы зари и солнца, не обладали творче­скими функциями, но играли роль невест или супруг богов. Этот культ был обращен к небу, для него был важен ход солн­ца, молния, гром и другие небесные феномены. Эти небесные боги блистали как «дневное сияющее небо» и судя по изо-бражениям бронзового века, сияло и их оружие — кинжалы, мечи и щиты, — и их снаряжение — медные или золотые на­грудные пластины, золотые или янтарные диски обшитые медными пластинами пояса. Индоевропейцы поклонялись бы -строй стретс и копью octdomv клинку Считалось что прикос-новение топора пробуждает силы природы и служит передат­чиком плодородных сил Громовержца А ужасный черный Бог смерти и подземного мира касался обреченного на смерть воина концом своего копья, славя его как павшего героя.

Несовпадающие представления о загробной жизни

Этим культурным системам свойственны совершенно раз­личные представления о загробном мире. Древнеевропейцы твердо верили в существование регенерационного цикла — отсюда основной мотив могильной архитектуры, «могила как

Рис. 10-41 Изображение индоевропей­ского воинственного много­рукого бога с алебардами. Под горлом, на груди и ниже пояса изображены кинжа­лы, в нижней части стелы -изображение запряженных в телегу волов. Верхняя часть не сохранилась. Каменная стела из Лагундо, Альто-Адидже, Северная Италия. Ок. 3000 г. до н.э.; высота 3 м.





haaa X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы

44!



Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Рис. 10-43

 

Рис. 10-42

^^^^^^ш

r^i

Рис. 10-42 Две композиции, выгравиро­ванные на камнях в Валкамо-нике, Северная Италия: соляр­ные символы (вместо головы), алебарды, кинжалы, пояс, ло­шадь и олень. (1) Чеммо, высо­та 1,15 м; (2) Папардо, камень приблизительно 0,60 на 1,20 м. Ок. 3000 г. до н.э.

Рис. 10-43 Стела из Баньоло, Валкамоника, Северная Италия (0,80 на 1,30 м). На ней выгравированы солнеч­ный диск с расходящимися лу­чами (голова), перевернутая на­грудная пластина, возможно — символ сияния (дневного света), подвеска в виде двойной спира­ли (символ утреннего и вечерне­го света), два кинжала и два то­пора с длинными рукоятками, а также сцена пахоты с упряжкой волов и 7 другими животными (возможно, лошадьми, собаками или оленями). Ок. 3000 г. до н. э.



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини



Рис. 10-44

Рис. 10-45



Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru



Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru

 

 

■*\


ШЖЗ

 

Рис. 10-46

«»зд

Рис. 10-44 Стела из Кавена, Тельо, долина Вальтеллина, Северная Италия. Наверху солнечный диск с лучами (вместо головы), по бокам от него -по кругу — две подвески в виде двойных спиралей и нагрудная пла­стина. Ок. 3000 г. до н.э.; высота 50 см.

Рис. 10-45 Антропоморфная стела из Бая-де-Криш, район г. Хунедоары, Тран-сильвания, Румыния. Сбоку на поя­се изображен топор на рукоятке. Голова утрачена, руки намечены. Спереди треугольный воротник со­единен с поясом; сзади висит при­крепленный к воротнику ремень. Приблизительная датировка ок. 3000 г. до н.э.; высота 70 см.

Рис.10-46 Изображения бога грома с топором, булавой и луком (выгравированы между его руками и поясом). (1) Ка­менная стела в Натальевке, район Нижнего Днепра. Приблизительная датировка ок. 3000 г. до н. э.; высота 144 см. (2) Каменная стела из Кер-носовки, район Нижнего Днепра. Приблизительная датировка ко­нец IV тыс. до н.э.; высота ок. 1,5 м.




Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Еввопы



утроба»: как правило, гробницам придавали яйце­видные, маткообразные или антропоморфные фор­мы, представляющие часть или все тело Богини. Кро­ме того, в архитектуре гробниц и святилищ важную роль играл ее лобковый треугольник. На камнях мега­литических гробниц вырезаны символы регенерации, жизнепорождающей влаги и жизненной энергии (ча­шевидные знаки, концентрические круги с точкой посередине, концентрические дуги, извивающиеся и свернувшиеся змеи, бычьи головы (символ матки), треугольники, ромбы, песочные часы, зигзаги и лун­ные циклы) или сама Богиня Воз-рождения украшенная резными изображениями лабиринтов вульв и грудей Считалось что потусто­ронний мир расположен на Западе и что он отделен от обычного мира большим водным пространством которое можно пересечь на кораб­ле (еще один символ регенерации). Типичной чертой древнеевро-пейской культуры являлись об­щинные захоронения. Так, запад­ноевропейские мегалиты были са­кральными центрами того или иного сообщества, а помещение экскарнированных костей в эти оссуарии означало возвращение к предкам. Более того, кости при­равнивались к семенам, из кото­рых должна возникнуть новая жизнь. Все древнеевропейские за­хоронения на разные лады пред­ставляли идею возвращения в Ма­теринское лоно для следующего цикла природного возрождения. Индоевропейцы верили в ли­нейную конечность земного суще­ствования и в продолжение «жиз­ни» в загробном мире. Именно по­этому они возводили «домики мертвых», в которые помещали покойника со всем необходимым для загробного существования добром — инструментами, оружи­ем и украшениями, отражающими его общественный статус. Царские гробницы и могилы знатных чле­нов этого общества украшались с редкостной пышностью, чтобы мертвые не лишились завоеванно-го статуса. Особенно почиталась смерть в бою. Царей и вождей не-редко погребали вместе со всеми ихдомашними -женами, слугами, ЛЙТЬМи __ И ЖИВОТНЫМИ В ТОМ ЧИС- лелошадьми, бычьими упряжками

и собаками. Приношения снеди продолжались и по­сле погребения, поскольку считались необходимы­ми для благополучия их теней.

Благодаря сравнительным исследованиям индо­европейских мифологий и систем верований мы зна­ем, что мир мертвых виделся холодным и топким под­земным царством, управляемым мужским божеством. Путешествие в это мрачное место было связано с трехдневной дорогой (пешим ходом, верхом или на колеснице) или путешествием по реке. Попав туда,

Некоторые примеры антонимичных символов в древнеевропейской и индоевропейской мифологиях

  Древнеевропейская мифояогия Индоевропейская мифологи
Черный цвет Цвет плодородия, земли — матери Цвет смерти, а также Бога смерти и потустороннего мира, который именуется «Чернобо-гом» (в балто-славянской мифо­логии)
Белый цвет Цвет кости, а потому — сим­вол смерти, которая также связывается с желтым цветом, с золотом, янтарем, мрамором и алебастром Цвет Бога сияющего неба, кото­рый также связан с желтым цветом, золотом и янтарем
Змей, змея Безобидная змея - символ человеческой, животной и растительной жизненной энергии; стимулирует и обере­гает жизнь семьи и домашних животных; ядовитая змея — воплощение Богини смерти Символ зла, имеющий особую связь с вихрями; воплощение Бога смерти и потустороннего мира, противника Бога-громо-вержца
Бык, букрания Источник жизни, символ воз­рождения, своими очертания­ми сходный с женской маткой Воплощение Бога-громовержш, символ мужественности и силы
Солнце Символ регенерации, одно из проявлений Богини возрожде­ния (в кельтских, германских, балтийских и славянских языках солнце женского рода, что является наследием Древней Европы) Цетральный элемент индоевро­пейской символики: жизнерод-ный символ, связанный с Богом сияющего неба, который являет­ся божеством года и представляет собой рождение солнца, молодое солнце (весну), торжествующее солнце (лето) и старое солнце (осень)
Лошадь i Отсутствует до прихода в Европу протоиндоевропейцев Священное животное, воплоще­ние нескольких главных божеств: белый или серый конь - Бога сияющего неба, Близнецов и Бога луны; черный - Бога смерти и потустороннего мира; кобыла - Богини зари; боги изображаются в виде всадников или стоящими на колесницах, в которые впряжены лошади

 

Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини



Противоположные пантеоны женских и мужских божеств - student2.ru бледные души пребывали в безучастном парении; веры в повторное возрождение не существовало.

Столь радикально иная система верований не могла быть результатом развития древнеевропейских представ-лений. Начиная со второй половины IVтыс. до н. э., когда в Восточной и Центральной Европе формируется баденско-эзерская культура, а в северной части Цен­тральной Европы - культура шаровидных амфор, ин­доевропейские погребальные обряды и вера в загроб­ное существование пускают корни в Европе и постепен­но вытесняют погребения древнеевропейского типа.

Наши рекомендации