Противоположные пантеоны женских и мужских божеств
Сердцевиной древнеевропейской символики является циклическое повторение таинства рождения, смерти и нового возвращения к жизни не только человека, но всего живого. Ее символы и образы концентрируются вокруг партеногенетической (самозарождающейся) Богини, единственного источника жизни. Ее могущество — в бьющих ключах и колодцах, в свете луны и солнца, в земле, во всех животных и растениях. Она — дарительница жизни и смерти, богиня возрождения и земного плодородия, рождающаяся и умирающая вместе с растительностью. Рядом с ней существуют мужские божества, однако они выступают не в качестве творцов, а в качестве хранителей дикой природы или как метафорические воплощения жизненных сил и духа растений.
Протоиндоевропейский пантеон богов был выражением общественно ориентированной и хозяйственной идеологии. Его система вполне отвечала скотоводческому/смешанно-земледельческому укладу, в котором имелось обособленное сословие правителей и воинов, приручившее лошадей и научившееся пользоваться оружием. Функции дарения жизни и смерти принадлежали здесь основным мужским божествам, которые также скакали на лошадях и пускали в ход оружие. Женские божества, такие как девы зари и солнца, не обладали творческими функциями, но играли роль невест или супруг богов. Этот культ был обращен к небу, для него был важен ход солнца, молния, гром и другие небесные феномены. Эти небесные боги блистали как «дневное сияющее небо» и судя по изо-бражениям бронзового века, сияло и их оружие — кинжалы, мечи и щиты, — и их снаряжение — медные или золотые нагрудные пластины, золотые или янтарные диски обшитые медными пластинами пояса. Индоевропейцы поклонялись бы -строй стретс и копью octdomv клинку Считалось что прикос-новение топора пробуждает силы природы и служит передатчиком плодородных сил Громовержца А ужасный черный Бог смерти и подземного мира касался обреченного на смерть воина концом своего копья, славя его как павшего героя.
Несовпадающие представления о загробной жизни
Этим культурным системам свойственны совершенно различные представления о загробном мире. Древнеевропейцы твердо верили в существование регенерационного цикла — отсюда основной мотив могильной архитектуры, «могила как
Рис. 10-41 Изображение индоевропейского воинственного многорукого бога с алебардами. Под горлом, на груди и ниже пояса изображены кинжалы, в нижней части стелы -изображение запряженных в телегу волов. Верхняя часть не сохранилась. Каменная стела из Лагундо, Альто-Адидже, Северная Италия. Ок. 3000 г. до н.э.; высота 3 м.
haaa X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
44!
Рис. 10-43 |
Рис. 10-42
^^^^^^ш
r^i
Рис. 10-42 Две композиции, выгравированные на камнях в Валкамо-нике, Северная Италия: солярные символы (вместо головы), алебарды, кинжалы, пояс, лошадь и олень. (1) Чеммо, высота 1,15 м; (2) Папардо, камень приблизительно 0,60 на 1,20 м. Ок. 3000 г. до н.э.
Рис. 10-43 Стела из Баньоло, Валкамоника, Северная Италия (0,80 на 1,30 м). На ней выгравированы солнечный диск с расходящимися лучами (голова), перевернутая нагрудная пластина, возможно — символ сияния (дневного света), подвеска в виде двойной спирали (символ утреннего и вечернего света), два кинжала и два топора с длинными рукоятками, а также сцена пахоты с упряжкой волов и 7 другими животными (возможно, лошадьми, собаками или оленями). Ок. 3000 г. до н. э.
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 10-44
Рис. 10-45
■*\ |
*Р |
ШЖЗ |
Рис. 10-46
«»зд
Рис. 10-44 Стела из Кавена, Тельо, долина Вальтеллина, Северная Италия. Наверху солнечный диск с лучами (вместо головы), по бокам от него -по кругу — две подвески в виде двойных спиралей и нагрудная пластина. Ок. 3000 г. до н.э.; высота 50 см.
Рис. 10-45 Антропоморфная стела из Бая-де-Криш, район г. Хунедоары, Тран-сильвания, Румыния. Сбоку на поясе изображен топор на рукоятке. Голова утрачена, руки намечены. Спереди треугольный воротник соединен с поясом; сзади висит прикрепленный к воротнику ремень. Приблизительная датировка ок. 3000 г. до н.э.; высота 70 см.
Рис.10-46 Изображения бога грома с топором, булавой и луком (выгравированы между его руками и поясом). (1) Каменная стела в Натальевке, район Нижнего Днепра. Приблизительная датировка ок. 3000 г. до н. э.; высота 144 см. (2) Каменная стела из Кер-носовки, район Нижнего Днепра. Приблизительная датировка конец IV тыс. до н.э.; высота ок. 1,5 м.
Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Еввопы
утроба»: как правило, гробницам придавали яйцевидные, маткообразные или антропоморфные формы, представляющие часть или все тело Богини. Кроме того, в архитектуре гробниц и святилищ важную роль играл ее лобковый треугольник. На камнях мегалитических гробниц вырезаны символы регенерации, жизнепорождающей влаги и жизненной энергии (чашевидные знаки, концентрические круги с точкой посередине, концентрические дуги, извивающиеся и свернувшиеся змеи, бычьи головы (символ матки), треугольники, ромбы, песочные часы, зигзаги и лунные циклы) или сама Богиня Воз-рождения украшенная резными изображениями лабиринтов вульв и грудей Считалось что потусторонний мир расположен на Западе и что он отделен от обычного мира большим водным пространством которое можно пересечь на корабле (еще один символ регенерации). Типичной чертой древнеевро-пейской культуры являлись общинные захоронения. Так, западноевропейские мегалиты были сакральными центрами того или иного сообщества, а помещение экскарнированных костей в эти оссуарии означало возвращение к предкам. Более того, кости приравнивались к семенам, из которых должна возникнуть новая жизнь. Все древнеевропейские захоронения на разные лады представляли идею возвращения в Материнское лоно для следующего цикла природного возрождения. Индоевропейцы верили в линейную конечность земного существования и в продолжение «жизни» в загробном мире. Именно поэтому они возводили «домики мертвых», в которые помещали покойника со всем необходимым для загробного существования добром — инструментами, оружием и украшениями, отражающими его общественный статус. Царские гробницы и могилы знатных членов этого общества украшались с редкостной пышностью, чтобы мертвые не лишились завоеванно-го статуса. Особенно почиталась смерть в бою. Царей и вождей не-редко погребали вместе со всеми ихдомашними -женами, слугами, ЛЙТЬМи __ И ЖИВОТНЫМИ В ТОМ ЧИС- лелошадьми, бычьими упряжками |
и собаками. Приношения снеди продолжались и после погребения, поскольку считались необходимыми для благополучия их теней.
Благодаря сравнительным исследованиям индоевропейских мифологий и систем верований мы знаем, что мир мертвых виделся холодным и топким подземным царством, управляемым мужским божеством. Путешествие в это мрачное место было связано с трехдневной дорогой (пешим ходом, верхом или на колеснице) или путешествием по реке. Попав туда,
Некоторые примеры антонимичных символов в древнеевропейской и индоевропейской мифологиях
Древнеевропейская мифояогия | Индоевропейская мифологи | |
Черный цвет | Цвет плодородия, земли — матери | Цвет смерти, а также Бога смерти и потустороннего мира, который именуется «Чернобо-гом» (в балто-славянской мифологии) |
Белый цвет | Цвет кости, а потому — символ смерти, которая также связывается с желтым цветом, с золотом, янтарем, мрамором и алебастром | Цвет Бога сияющего неба, который также связан с желтым цветом, золотом и янтарем |
Змей, змея | Безобидная змея - символ человеческой, животной и растительной жизненной энергии; стимулирует и оберегает жизнь семьи и домашних животных; ядовитая змея — воплощение Богини смерти | Символ зла, имеющий особую связь с вихрями; воплощение Бога смерти и потустороннего мира, противника Бога-громо-вержца |
Бык, букрания | Источник жизни, символ возрождения, своими очертаниями сходный с женской маткой | Воплощение Бога-громовержш, символ мужественности и силы |
Солнце | Символ регенерации, одно из проявлений Богини возрождения (в кельтских, германских, балтийских и славянских языках солнце женского рода, что является наследием Древней Европы) | Цетральный элемент индоевропейской символики: жизнерод-ный символ, связанный с Богом сияющего неба, который является божеством года и представляет собой рождение солнца, молодое солнце (весну), торжествующее солнце (лето) и старое солнце (осень) |
Лошадь i | Отсутствует до прихода в Европу протоиндоевропейцев | Священное животное, воплощение нескольких главных божеств: белый или серый конь - Бога сияющего неба, Близнецов и Бога луны; черный - Бога смерти и потустороннего мира; кобыла - Богини зари; боги изображаются в виде всадников или стоящими на колесницах, в которые впряжены лошади |
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
бледные души пребывали в безучастном парении; веры в повторное возрождение не существовало.
Столь радикально иная система верований не могла быть результатом развития древнеевропейских представ-лений. Начиная со второй половины IVтыс. до н. э., когда в Восточной и Центральной Европе формируется баденско-эзерская культура, а в северной части Центральной Европы - культура шаровидных амфор, индоевропейские погребальные обряды и вера в загробное существование пускают корни в Европе и постепенно вытесняют погребения древнеевропейского типа.