На североевропейской равнине между
Центральной Германией и Восточной
Румынией
Культура шаровидных амфор появилась к северу от Карпат на североевропейской равнине в середине IV тыс. до н. э., захватив территорию Центральной Германии, Польши, Волыни, Подолии и Молдавии86 (Табл. 31). От нее остались сотни могил, несколько сезонных стоянок на песчаных дюнах, небольшие поселения и городища. На Западной Украине и в Румынии культуре шаровидных амфор предшествовали культура воронковидньтх кубков и кукутени. Однако несмотря на различные субстраты культура шаровидных амфор отличается удивительным единообразием.
Похоронные ритуалы носителей культуры шаровидных амфор имеют некоторое сходство с теми, что были характерны для майкопской культуры курганного типа, существовавшей в Северопонтийском регионе. В обоих случаях из каменных плит возводили «домики мертвых», совершали ритуальные захоронения лошадей, крупного рогатого скота и собак, а также человеческие жертвоприношения, которых удостаивались знатные мужи (рис. 10-26, 10-29).
Наиболее типичным изделием этой культуры, давшим ей имя, была амфора с плоским или закругленным основанием (рис. 10-27), без ручек или с двумя—четырьмя маленькими ручками над «плечами», за которые их подвешивали. Кроме того, среди погребального инвентаря встречаются шаровидные горшки (супницы или широкогорлые кубки), реже — чашки (рис. 10-28А, 10-28В). К глине примешивали толченые раковины и песок или какие-то растительные субстанции. По очертаниям и составу теста эта керамика, особенно в Польше и Волыни, идентична той, что найдена в поселениях культуры михайлов-ка I. Она украшена шнуровым, нарезным или прочерченным орнаментом, который покрывает только горловину и плечики сосуда.
Мужские захоронения с человеческими и животными жертвоприношениями
О существовании классовой структуры общества, в котором доминирующее положение занимали мужчины, говорят их богатые могилы с многочисленны-ми жертвоприношениями людей и животных. Зани-мавших видное место в сообществе взрослых мужчин укладывали в центр каменной цисты; на тот свет их сопровождали члены семьи, слуги, волы, лошади, собаки, а также кабаны и прочая дичь. В этих замечательных гробницах встречается от трех до десяти человеческих скелетов, похороненных одновременно. Судя по полу, возрасту и положению останков, отца,
•
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Sm^^jM* |
к $ч |
V |
Рис. 10-26
^*l«l»mull^lн^и^t"n",^,*l"^ *Щп*»ппт |
/
Л
1.Человеческие кости
2. Кости принесенных в жертву животных
3. Сосуды
4. Топор из полосчатого кремня
Рис. 10-27
Глава X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвро
Рис. 10-26
(1) Воловья упряжка (слева), захороненная рядом с каменной цистой с человеческими скелетами (справа). Здроевка, район г. Коло, Польша.
(2) Костяная пластина с выгравированным звездным мотивом первоначально была закреплена налбуубыка. Бжесць-Куявски, район г. Влоштвек, Польша; диаметр 8 см.
Рис. 10-27 Шаровидные амфоры, украшенные шнуровыми оттисками. Польша и Нижнедунайский бассейн. (1) Кальск, район г. Све-бодзин, Польша; (2) городище Михайловка I, Нижний Днепр; (3) Стжельце, г. Могильно, Западная Польша; (4) Ренбков-Парцеле, г. Гарволин, Польша. Вторая половина IV тыс. до н.э. Масштаб ок. 1:4.
Рис. 10-28А Погребальный инвентарь из каменной цисты культуры шаровидных амфор. (1) Лежащий на левом боку в скорченной позе мужчина снабжен (2) топором из полосчатого кремня и (3— 6) четырьмя горшками. Пши-быслав, район г. Иновроштав, Западная Польша; высота кувшина (слева) 28 см.
Рис. 10-28А
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 10-28В
-•• ■---->' | |
S* | |
-"- *'**■*. | |
.-'■■' "■'" ' | |
>-:^-Г.. v --, | |
fe Г- >'.- | |
------------ .> |
Л
.V
Рис. 10-29
Рис. IO-28В (1) Топор из полосчатого кремня; (2) кремневый нож; (3) обоюдоострое костяное копье; (4) горшок со шнуровым орнаментом из захоронения культуры шаровидных амфор в Малице, район г. Сандомир, Южная Польша. Вторая половина IVтыс. до н.э.
Рис. 10-29 План «домика мертвых» культуры шаровидных амфор. Циста из каменных плит с портиком, закрытая сверху тремя большими каменными плитами. В центре у западной стены лежит скелет мужчины 40—50 лет, по бокам от него — скелеты двух женщин, рядом с каждой - по двое детей приблизительно от 1года до 8 лет. У его ног скелет мальчика лет 15 и девушки лет 17. Под портиком — скелет мужчины лет 30 со следами увечья на ноге. Скелеты посыпаны охрой; пол под ними вымощен камнем и покрыт слоем (4 см) желтой глины. Среди погребального инвентаря 4 топора, резец, кинжалы, наконечники стрел, костяной наконечник, 8 сосудов, три челюсти кабана и кости свиньи. Войцехивка, район г. Житомир, Волынь. Вторая половина IVтыс. до н.э.
[.таХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвропы
мужа и господина в мир иной сопровождал один ребенок или пара детей, женщина и слуга или пара слуг. Как правило, скелет высокородного мужчины находится в самой дальней части цисты, в том же помещении рядом с ним или на противоположном конце — скелеты двух или более человек, возможно — ближайших родственников. Останки других сопровождающих помещены у входа или в меньшем помещении «домика мертвых»87.
В Клементовице (Восточная Польша) скелет мужчины был уложен в северном конце каменной цисты и снабжен ни более, ни менее как 35 артефактами, в том числе 13 кувшинами, 4 кремневыми топорами, 3 кинжалами из кабаньих клыков, а также кабаньей челюстью. В южном конце цисты был усажен скелет молодой женщины, на долю которой досталась лишь небольшая амфора, меж тем как в юго-восточной части цисты были помещены кости старика и обезглавленного человека88. Как правило, в могилах богатых мужей встречаются один жен-ский скелет и один-два детских. Исключение составляет захоронение, найденное в Войцехивке (Волынь), где по бокам мужского скелета лежали два женских и четыре детских а у его ног — останки юноши и девушки (рис. 10-29).
В ряде случаев останки взрослых мужчин и детей бывают помещены в отдельную цисту вместе с принесенными в жертву животными. У принесенных в жертву людей отрублены головы или ноги, или, напротив, оставлена только голова. Часто среди костей можно обнаружить костяной наконечник копья, указывающий на форму их кончины. В Польше, как это было характерно и для баденского культурного комплекса (см. рис. 10-26), во многих случаях возле цисты с человеческими останками захоронена упряжка из двух быков. Они уложены на бок, ноги подогнуты лбы почти соприкасаются как будто их похоро-нили не распрягая; на шее у них - костяные диски с солярным орнаментом. В Пикутково (Центральная Польша) рядом с парой быков было помещено большое блюдо с двумя глиняными барабанами. В других захоронениях животных обычно встречаются только коровы и лошади или сразу несколько виДОВ ЖИвОТных — коров свиней или кабанов оленей-самцов лис и серн Возле захоронений животных замечены ямы с потемневшей землей, возможно, что это - еле-
ДЫ KDOBи
Религиозные и общественные традиции культуры шаровидных амфор свидетельствуют о том, что ее захоронения не были связаны с соответствующими сооружениями культуры воронковидных кубков. Последней свойственны большие захоронения под длинными курганами или в мегалитических коридорных гробницах, которые порой удается обнаружить под могилами культуры шаровидных амфор.