Эзерская культура в Болгарии, Северной Эгее и Западной Анатолии

Эзеро - телль в Центральной Болгарии в трех ки­лометрах к юго-востоку от города Нова-Загора8\ Его раскопки, осуществленные в 1961—1971 гг. силами болгарских и советских археологов, помогли соста­вить удивительно полную картину жизни и хроноло­гии эзерской культуры раннего бронзового века. Хотя целый ряд важных поселений как в Центральной Болгарии (Михалич, Веселиново, Биково, Караново), так и в северной части Эгейской области и в Запад­ной Анатолии, дал материалы, родственные эзерской культуре (Ситагрой IV и V Троя I-П Иортан Али-шар) однако ни одно из них полнотой и объемом не может сравниться с Эзеро Именно поэтому его имя стало названием всей культуры в чей ареал входили Болгария северная часть Эгейского региона и Запад­ная Анатолия. Однако это не отдельно стоящий фе­номен но часть единой баденско-эзерской культупы с общим репертуаром находок схожими администра­тивными системами и аналогичным устройством по-селений

Кактелли Караново, Веселиново, Ситагрой и дру­гие, Эзеро первоначально был заселен носителями культуры караново. В главах И и III мы уже видели, что эта цивилизация отличалась удивительной про­должительностью, просуществовав, согласно архео­логическим данным, почти две тысячи лет (ок. 6000— 4200 гг. до н. э.). Однако ее целостность была нару­шена первой волной курганной культуры, и, после некоторого перерыва, на ее месте возникла новая культура смешанного типа, где древнеевропейские традиции были перекрыты влиянием новой курган­ной культуры. В результате телль был превращен в акрополь.

В Эзеро общая толщина отложений раннего бронзового века, располагающихся поверх телля культуры караново, достигает 3,80 м. В его централь­ной части было раскопано 13 строительных горизон­тов одной культурной традиции, существовавшей с середины IV по середину I11 тыс. до н. э. В каждом горизонте имелись прямоугольные дома из верти­кальных бревен и решетки переплетенных веток с тонким слоем глиняной обмазки. Менее основатель­ные постройки с деревянными столбами практиче­ски не сохранились, однако их план можно выявить по столбовым ямам. Из почти 50 раскопанных домов 20 имели два апсидных торца: подобная конструкция появилась уже в самом раннем горизонте (XIII) и продолжала использоваться на всем протяжении дан­ной культуры. В домах больших размеров было два



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богит



 

 

Рис. 10-25

Эзерская культура в Болгарии, Северной Эгее и Западной Анатолии - student2.ru

Эзерская культура в Болгарии, Северной Эгее и Западной Анатолии - student2.ru помещения — жилое и хозяйст­венное, где находились печи, очаги, платформы и ямы для сушки и хранения зерна. По­стройки стояли группами,при­мерно по 20 домов на каждом уровне, окружая пустое про­странство в центре. От него ко-ридорообразные ворота - 2-2,5 м в ширину и 8 м в длину — вели непосредственно к укреп­лениям.

Вокруг холма были возведе­ны две стены. Внутренняя име­ла 80 м в диаметре и, будучи воз­ведена из крупных неотесанных камней в 60-80 см, достигала 1,5—2 м в толщину; внешняя — вдвое больше. Крупную цикло­пическую кладку у основания укрепляли более мелкими кам­нями и скрепляли глиной. Ак­рополь мог вмещать до 200 че­ловек и скорей всего служил защитой для окружавшего его небольшого селения.

Кто жил на этом холме? Вождь и его боевые соратники, ремесленники со своими семь­ями? К сожалению, мы этого не знаем, хотя подобное устройст­во является прототипом более поздних микенских акрополей бронзового века.

Орудия и оружие

Акрополь был средоточием ремесел, в том числе производ­ства типичных для всей баден-ско-эзерской культуры инстру­ментов и оружия из камня, кости, оленьего рога, меди и бронзы. Кремень добывали в Родопских горах, прочие камни собирали к югу и к северу от Эзеро. В число каменных арте­фактов входили пестики, моло­ты, лощила, зернотерки, топо­ры и резцы, а также шаровид­ные и цилиндрические булавы и ритуальные боевые топоры. Инструменты из кости и из

олеНЬСГО ООГЭ. TlDHсVTCTBOBtUIи

здесь сотнями в первую очередь шилья резцы' лощила палки-копалки мотыги (не исключено

Рис. 10-24

Рис. 10-24 Плужный лемех, мотыги и мо­лоты из оленьего рога. Эзеро, Центральная Болгария. Ок. 3000 г. до н.э. Масштаб 1:1.

Рис.10-25 Плоские топоры, кинжалы, иглы и резец из мышьякови­стой бронзы. Эзеро, Централь­ная Болгария. Ок. 3000 г. до н.э. Масштаб1:1.

Lwu X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвропы




что некоторые из них использовались как плужные лемехи), топоры и топоры-молоты (рис. 10-24). Ме­таллических артефактов было не так много, посколь­ку их общее количество с учетом всех уровней равно 37 (шилья, ножи или ножи-кинжалы, резцы, иглы и др.: рис. 10-25). Кроме того, были обнаружены три каменные формы для отливки топоров, они датиру­ются более поздними фазами эзерской культуры. Шилья, найденные на самых ранних уровнях, были изготовлены из чистой или из мышьяковистой меди, тогда как позднее процент мышьяка значительно воз­растает, что указывает на определенный прогресс в об­работке металла.

Керамика

По всей территории распространения баденско-эзерской культуры кувшины, горшки, чаши и чашки с высокими ручками удивительно мало отличались друг от друга. Подобное единообразие могло быть достигнуто только за счет тесных связей между раз­ными районами, подвижности населения и однород­ной общественной структуры. По сравнению с изу­мительной керамикой караново IV эта культура с са­мого начала демонстрировала понижение качества изделий, сказывавшееся на их форме, исполнении и декоре. Хотя баденско-эзерская культура впитала некоторые элементы местных культур, ее ни в коей мере нельзя считать продолжением культуры винча или караново. И если на чашах культуры раннего ба-дена эзеро или ситагрой IV использовались канне-лкгоы или на кувшинах временами появлялись узоры в виде зигзагов или шевронов то это лишь говорит о тоГчто остатки туземного населения - возможно женщины - по памяти продолжали воспроизводить эти столь долго использовавшиеся мотивы.

Основной набор престижной керамики состоял из емкостей, связанных с общинной едой и питьем, -кружек, чашек, ковшей и чаш, которые являются от­личительной чертой захоронений знати. На поздних этапах бронзового века их либо изготовляли из ме­талла, либо делали глиняные имитации. Нет сомне­ния что они служили для самых разнообразных опья-няющих напитков. Этот набор сосудов для питья в первую очередь использовался мужчинами — муж­ским окружением правителя или его воинами, — и именно он пришел на смену сосудам для возлияния или расписанным символическими узорами емко­стям для воды, которые использовали в святилищах женщины.

i

Культура шаровидных амфор

Наши рекомендации