Эзерская культура в Болгарии, Северной Эгее и Западной Анатолии
Эзеро - телль в Центральной Болгарии в трех километрах к юго-востоку от города Нова-Загора8\ Его раскопки, осуществленные в 1961—1971 гг. силами болгарских и советских археологов, помогли составить удивительно полную картину жизни и хронологии эзерской культуры раннего бронзового века. Хотя целый ряд важных поселений как в Центральной Болгарии (Михалич, Веселиново, Биково, Караново), так и в северной части Эгейской области и в Западной Анатолии, дал материалы, родственные эзерской культуре (Ситагрой IV и V Троя I-П Иортан Али-шар) однако ни одно из них полнотой и объемом не может сравниться с Эзеро Именно поэтому его имя стало названием всей культуры в чей ареал входили Болгария северная часть Эгейского региона и Западная Анатолия. Однако это не отдельно стоящий феномен но часть единой баденско-эзерской культупы с общим репертуаром находок схожими административными системами и аналогичным устройством по-селений
Кактелли Караново, Веселиново, Ситагрой и другие, Эзеро первоначально был заселен носителями культуры караново. В главах И и III мы уже видели, что эта цивилизация отличалась удивительной продолжительностью, просуществовав, согласно археологическим данным, почти две тысячи лет (ок. 6000— 4200 гг. до н. э.). Однако ее целостность была нарушена первой волной курганной культуры, и, после некоторого перерыва, на ее месте возникла новая культура смешанного типа, где древнеевропейские традиции были перекрыты влиянием новой курганной культуры. В результате телль был превращен в акрополь.
В Эзеро общая толщина отложений раннего бронзового века, располагающихся поверх телля культуры караново, достигает 3,80 м. В его центральной части было раскопано 13 строительных горизонтов одной культурной традиции, существовавшей с середины IV по середину I11 тыс. до н. э. В каждом горизонте имелись прямоугольные дома из вертикальных бревен и решетки переплетенных веток с тонким слоем глиняной обмазки. Менее основательные постройки с деревянными столбами практически не сохранились, однако их план можно выявить по столбовым ямам. Из почти 50 раскопанных домов 20 имели два апсидных торца: подобная конструкция появилась уже в самом раннем горизонте (XIII) и продолжала использоваться на всем протяжении данной культуры. В домах больших размеров было два
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богит
Рис. 10-25 |
помещения — жилое и хозяйственное, где находились печи, очаги, платформы и ямы для сушки и хранения зерна. Постройки стояли группами,примерно по 20 домов на каждом уровне, окружая пустое пространство в центре. От него ко-ридорообразные ворота - 2-2,5 м в ширину и 8 м в длину — вели непосредственно к укреплениям.
Вокруг холма были возведены две стены. Внутренняя имела 80 м в диаметре и, будучи возведена из крупных неотесанных камней в 60-80 см, достигала 1,5—2 м в толщину; внешняя — вдвое больше. Крупную циклопическую кладку у основания укрепляли более мелкими камнями и скрепляли глиной. Акрополь мог вмещать до 200 человек и скорей всего служил защитой для окружавшего его небольшого селения.
Кто жил на этом холме? Вождь и его боевые соратники, ремесленники со своими семьями? К сожалению, мы этого не знаем, хотя подобное устройство является прототипом более поздних микенских акрополей бронзового века.
Орудия и оружие
Акрополь был средоточием ремесел, в том числе производства типичных для всей баден-ско-эзерской культуры инструментов и оружия из камня, кости, оленьего рога, меди и бронзы. Кремень добывали в Родопских горах, прочие камни собирали к югу и к северу от Эзеро. В число каменных артефактов входили пестики, молоты, лощила, зернотерки, топоры и резцы, а также шаровидные и цилиндрические булавы и ритуальные боевые топоры. Инструменты из кости и из
олеНЬСГО ООГЭ. TlDHсVTCTBOBtUIи
здесь сотнями в первую очередь шилья резцы' лощила палки-копалки мотыги (не исключено
Рис. 10-24
Рис. 10-24 Плужный лемех, мотыги и молоты из оленьего рога. Эзеро, Центральная Болгария. Ок. 3000 г. до н.э. Масштаб 1:1.
Рис.10-25 Плоские топоры, кинжалы, иглы и резец из мышьяковистой бронзы. Эзеро, Центральная Болгария. Ок. 3000 г. до н.э. Масштаб1:1.
Lwu X. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображениеЕвропы
что некоторые из них использовались как плужные лемехи), топоры и топоры-молоты (рис. 10-24). Металлических артефактов было не так много, поскольку их общее количество с учетом всех уровней равно 37 (шилья, ножи или ножи-кинжалы, резцы, иглы и др.: рис. 10-25). Кроме того, были обнаружены три каменные формы для отливки топоров, они датируются более поздними фазами эзерской культуры. Шилья, найденные на самых ранних уровнях, были изготовлены из чистой или из мышьяковистой меди, тогда как позднее процент мышьяка значительно возрастает, что указывает на определенный прогресс в обработке металла.
Керамика
По всей территории распространения баденско-эзерской культуры кувшины, горшки, чаши и чашки с высокими ручками удивительно мало отличались друг от друга. Подобное единообразие могло быть достигнуто только за счет тесных связей между разными районами, подвижности населения и однородной общественной структуры. По сравнению с изумительной керамикой караново IV эта культура с самого начала демонстрировала понижение качества изделий, сказывавшееся на их форме, исполнении и декоре. Хотя баденско-эзерская культура впитала некоторые элементы местных культур, ее ни в коей мере нельзя считать продолжением культуры винча или караново. И если на чашах культуры раннего ба-дена эзеро или ситагрой IV использовались канне-лкгоы или на кувшинах временами появлялись узоры в виде зигзагов или шевронов то это лишь говорит о тоГчто остатки туземного населения - возможно женщины - по памяти продолжали воспроизводить эти столь долго использовавшиеся мотивы.
Основной набор престижной керамики состоял из емкостей, связанных с общинной едой и питьем, -кружек, чашек, ковшей и чаш, которые являются отличительной чертой захоронений знати. На поздних этапах бронзового века их либо изготовляли из металла, либо делали глиняные имитации. Нет сомнения что они служили для самых разнообразных опья-няющих напитков. Этот набор сосудов для питья в первую очередь использовался мужчинами — мужским окружением правителя или его воинами, — и именно он пришел на смену сосудам для возлияния или расписанным символическими узорами емкостям для воды, которые использовали в святилищах женщины.
i
Культура шаровидных амфор