Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе

В рамках баденской культуры древнеевропейскую символику можно видеть на сосудах с птичьими очер­таниями, крылатых антропоморфных урнах и других высококкчественных керамических изделиях, укра­шенных мотивом грудей Богини, а также вставками с узором из шевронов, лесенок и сеток. Узорное лоще­ние керамики и нанесение каннелюров — последние попытки древнеевропейцев противостоять новой ин­доевропейской идеологии, о которой говорят укра­шавшие кубки, жаровни, супницы и модели повозок ряды ямок, зигзаги и солярные мотивы (рис. 10-23).

По сути, баденский комплекс являл собой процесс слияния двух культурных моделей, обладавших не­похожими друг на друга хозяйственными укладами, идеооогиями, расовыми характеристиками и образом жизни.

Позднебаденская («костолацкая») экспансия в Боснию

Поздняя баденская или «костолацкая» культура продолжила свое существование на территории Се­верной Югославии и сделала значительный рывок в южном направлении, захватив боснийские долины Тупы и Билы. Самым богатым и лучше всего иссле­дованным поселением костолацкой культуры в Бос­нии является городище в Пивнице неподалеку от Оджаци, расположенное в стратегически важном месте, дающем обзор долины реки Босна. На восточ­ной части холма стоял большой апсидный дом дли-нойв 15 м; следы жилищ сохранились также в его за­падной части81.

Вучедольская культура

В начале III тыс. до н. э. вслед за баденской появи­лась вучедольская культура, характерная для Северо-Западных Балкан и восточноальпийских районов. Название ей дало городище Вучедол, расположенное удунайского города Вуковар (Северо-Западная Юго­славия), где проводил раскопки Р.Р.Шмидт82. В Вен-

грии ее именуют «культурой зок», выделяя несколько подгрупп: в Юго-Западной Венгрии - собственно «зок», в бассейнах Кёрёша и Мароша в Юго-Восточ­ной Венгрии - «мако», а в Северо-Восточной Венг­рии - «ньиршег»83. В восточноальпийском районе эта же культура более известна под именем «лайбах-люб-лянской» по названию торфяника в 1878-1879 гг раскопанного К.Дешманном84.

Всего зафиксировано около 500 поселений вуче-дольской культуры, по большей части все они сгруп­пированы примерно на той же территории, что ра­нее — баденские. Ряд городищ содержат материалы как вучедольской, так и баденской культуры, а в са­мом городище Вучедол под двумя последовательны­ми слоями отложений вучедольской культуры распо­лагаются материалы позднебаденекой (костолацкой) культуры. Аналогичная последовательность отмече­на в стратифицированных поселениях Сарваш, Гомо-лава и Белегиш в Сирмии и Словении, Брно-Лишен в Моравии, Зок-Вархедь у города Печ в Юго-Запад­ной Венгрии, а. также в ряде других мест. На юге ву­чедольские материалы обнаруживаются вплоть до адриатических octdobob на северо-западе — до Ъо-гемии и Центральной Германии.

Интенсивная система обороны городищ

Интенсивная система обороны представлена се­тью внушительных крепостей и укрепленных посе­лений на возвышенностях. Особенно высока их кон­центрация у Вуковара и Осиека (Северо-Западная Югославия), вокруг Печа (Юго-Западная Венгрия), Любляны (Словения), к югу от Вены и в Западной Словакии. Как и в баденский период, эти городища играли роль административных центров; располага­лись они обычно на очень крутом берегу реки, осо­бенно в тех местах, где в нее вливаются более мелкие притоки, а со стороны земли их окружали вал, огра­ды и рвы. Остальные поселения также располагались по берегам рек и на возвышенностях или по берегам озер, где люди обитали в свайных домах (Любляна и Иж у Любляны).

Металлургия

Большая часть металлургического производства находилась непосредственно в этих местах. Так, в го­родище Вучедол были найдены несколько плавиль­ных печей, медный шлак и изготовленные из глины и песчаника формы для отливки. Набор металличе­ских инструментов включал в себя шилья, черешко­вые кинжалы или кинжалы с заклепками, спираль­ные трубочки, использовавшиеся при изготовлении ожерелий, оружия и украшений, а также проушные топоры, долота и резцы. Правящие семьи имели соб-ственных кузнецов, которые могли делать лучшие для того времени инструменты и оружие. Однако металл



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бо,

Рис.10-23.1



Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе - student2.ru (VV\\ О о о о с о о

лл О О О г, \\

Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе - student2.ru №У>\ о о с о о о


Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе - student2.ru

Рис. 10-23.2

Рис. 10-23

(1) Солярные мотивы на сосудах баденской куль­туры.

(2) Горшки и нагрудная пластина, найденные в ка­менной цисте в Велвари, Богемия. У сосудов (еле­ва) трубчатые ручки, за которые их подвешивали (отметим рельефное изображение шнуров). На­грудные пластины велварскоготипа можно видеть изображенными на каменных стелах (см. рис. 10-43, 10-44). Вторая половина IV тыс. до н.э.; высота самого большого сосуда 13 см.

Lima X. Конец Древней Европы: :торжение скотоводовии южнорусскихстепейи преображениеЕвропы




Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе - student2.ru пока еще оставался редкостью, и большая часть ра­бочего инвентаря была костяной и деревянной.

Керамика

Самым ярким элементом вучедольской керамики являются темно-коричневые или серые хорошо вы­лощенные кувшины с выемчатым орнаментом, ин­крустииованным белым мелом или толчеными рако-мнами, со штампованным или оттиснутым геомет­рическим узором, обычно зональным или в виде метоп. В ассортимент входили использовавшиеся в качестве жаровни блюда на ножках, большие чаши, горшки с ручками и амфоры, плоские и вытянутые блюда с ободком, миниатюрные горшки и кувшины с затертой поверхностью. Как и в баденской культу­ре керамическое искусство во многом хранило от­печаток исчезающих традиций Древней Европы. Са-мое убедительное tomv подтверждение — наличие оонитомоогоных сосудов Ботиня-птица культурной шадиции винча продолжала Фигурировать вместе со своей символикой, однако большая часть символи-

ЧССКих изобГ>И.жен И Й и ;1екОГ>'-1Т11 НИ Ы \ мОТ И МО ft ft оСО-

Юности те что украшают внутреннюю поверхность Ед и жаровен не имеют отношения к лоевнеевро ейской"гоалинии^ НапротиГо™ ГьныммотавомстановятсГ

™бра^™Гсолнца и з^зГНе приходится со житься что к искусству и символической системе

причастны обе тради-

тгии

Захоронения

Вданной культуре зафиксировано довольно боль­шое разнообразие форм погребения, среди которых кремация, захоронения в урнах, ингумация, могиль­ные ямы под круглыми земляными насыпями, камен­ные цисты и гробницы в форме печи, которым отда­вали предпочтение знатные семейства. В городище Вучедол было обнаружено богатое двойное захороне­ние, возможно — правителя и его супруги. Оба скелее табыли уложены в скорченной позе. Левая рука муж­чины лежала на бедренной кости женщины, а в пра­вой он держал кожаную флягу, как бы поднося ее ко рту. Рядом с ним помещены два копья с бронзовыми наконечниками и втулкой для насадки, а у его ног лежал топор-молот из оленьего рога, передний зуб собаки с отверстием и средиземноморская раковина также с отверстием. Царственные супруги были удо­стоены целого ягненка; кроме того вокруг разброса­но множество костей коупного рогатого скота оле­ней-самцов и свиней. Другие дары были положены в большие сосуды в амсЬоры в чаши и на блюда часть из которых до сих пор сохранили следы органических субстанций Голова женщины была покрыта миской с белой инкрустацией. В прилегающей гробнице,

имеющей форму печи, были кругом уложены пять детских скелетов: трое новорожденных, один полуго­довалый и один четырехлетний ребенок. Анализ кос­тей последнего показал, что его отцом был вождь.

Наши рекомендации