Следы древнеевропейских традиций в керамике и символической системе
В рамках баденской культуры древнеевропейскую символику можно видеть на сосудах с птичьими очертаниями, крылатых антропоморфных урнах и других высококкчественных керамических изделиях, украшенных мотивом грудей Богини, а также вставками с узором из шевронов, лесенок и сеток. Узорное лощение керамики и нанесение каннелюров — последние попытки древнеевропейцев противостоять новой индоевропейской идеологии, о которой говорят украшавшие кубки, жаровни, супницы и модели повозок ряды ямок, зигзаги и солярные мотивы (рис. 10-23).
По сути, баденский комплекс являл собой процесс слияния двух культурных моделей, обладавших непохожими друг на друга хозяйственными укладами, идеооогиями, расовыми характеристиками и образом жизни.
Позднебаденская («костолацкая») экспансия в Боснию
Поздняя баденская или «костолацкая» культура продолжила свое существование на территории Северной Югославии и сделала значительный рывок в южном направлении, захватив боснийские долины Тупы и Билы. Самым богатым и лучше всего исследованным поселением костолацкой культуры в Боснии является городище в Пивнице неподалеку от Оджаци, расположенное в стратегически важном месте, дающем обзор долины реки Босна. На восточной части холма стоял большой апсидный дом дли-нойв 15 м; следы жилищ сохранились также в его западной части81.
Вучедольская культура
В начале III тыс. до н. э. вслед за баденской появилась вучедольская культура, характерная для Северо-Западных Балкан и восточноальпийских районов. Название ей дало городище Вучедол, расположенное удунайского города Вуковар (Северо-Западная Югославия), где проводил раскопки Р.Р.Шмидт82. В Вен-
грии ее именуют «культурой зок», выделяя несколько подгрупп: в Юго-Западной Венгрии - собственно «зок», в бассейнах Кёрёша и Мароша в Юго-Восточной Венгрии - «мако», а в Северо-Восточной Венгрии - «ньиршег»83. В восточноальпийском районе эта же культура более известна под именем «лайбах-люб-лянской» по названию торфяника в 1878-1879 гг раскопанного К.Дешманном84.
Всего зафиксировано около 500 поселений вуче-дольской культуры, по большей части все они сгруппированы примерно на той же территории, что ранее — баденские. Ряд городищ содержат материалы как вучедольской, так и баденской культуры, а в самом городище Вучедол под двумя последовательными слоями отложений вучедольской культуры располагаются материалы позднебаденекой (костолацкой) культуры. Аналогичная последовательность отмечена в стратифицированных поселениях Сарваш, Гомо-лава и Белегиш в Сирмии и Словении, Брно-Лишен в Моравии, Зок-Вархедь у города Печ в Юго-Западной Венгрии, а. также в ряде других мест. На юге вучедольские материалы обнаруживаются вплоть до адриатических octdobob на северо-западе — до Ъо-гемии и Центральной Германии.
Интенсивная система обороны городищ
Интенсивная система обороны представлена сетью внушительных крепостей и укрепленных поселений на возвышенностях. Особенно высока их концентрация у Вуковара и Осиека (Северо-Западная Югославия), вокруг Печа (Юго-Западная Венгрия), Любляны (Словения), к югу от Вены и в Западной Словакии. Как и в баденский период, эти городища играли роль административных центров; располагались они обычно на очень крутом берегу реки, особенно в тех местах, где в нее вливаются более мелкие притоки, а со стороны земли их окружали вал, ограды и рвы. Остальные поселения также располагались по берегам рек и на возвышенностях или по берегам озер, где люди обитали в свайных домах (Любляна и Иж у Любляны).
Металлургия
Большая часть металлургического производства находилась непосредственно в этих местах. Так, в городище Вучедол были найдены несколько плавильных печей, медный шлак и изготовленные из глины и песчаника формы для отливки. Набор металлических инструментов включал в себя шилья, черешковые кинжалы или кинжалы с заклепками, спиральные трубочки, использовавшиеся при изготовлении ожерелий, оружия и украшений, а также проушные топоры, долота и резцы. Правящие семьи имели соб-ственных кузнецов, которые могли делать лучшие для того времени инструменты и оружие. Однако металл
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бо,
Рис.10-23.1
(VV\\ О о о о с о о
лл О О О г, \\ |
№У>\ о о с о о о
Рис. 10-23.2
Рис. 10-23
(1) Солярные мотивы на сосудах баденской культуры.
(2) Горшки и нагрудная пластина, найденные в каменной цисте в Велвари, Богемия. У сосудов (елева) трубчатые ручки, за которые их подвешивали (отметим рельефное изображение шнуров). Нагрудные пластины велварскоготипа можно видеть изображенными на каменных стелах (см. рис. 10-43, 10-44). Вторая половина IV тыс. до н.э.; высота самого большого сосуда 13 см.
Lima X. Конец Древней Европы: :торжение скотоводовии южнорусскихстепейи преображениеЕвропы
пока еще оставался редкостью, и большая часть рабочего инвентаря была костяной и деревянной.
Керамика
Самым ярким элементом вучедольской керамики являются темно-коричневые или серые хорошо вылощенные кувшины с выемчатым орнаментом, инкрустииованным белым мелом или толчеными рако-мнами, со штампованным или оттиснутым геометрическим узором, обычно зональным или в виде метоп. В ассортимент входили использовавшиеся в качестве жаровни блюда на ножках, большие чаши, горшки с ручками и амфоры, плоские и вытянутые блюда с ободком, миниатюрные горшки и кувшины с затертой поверхностью. Как и в баденской культуре керамическое искусство во многом хранило отпечаток исчезающих традиций Древней Европы. Са-мое убедительное tomv подтверждение — наличие оонитомоогоных сосудов Ботиня-птица культурной шадиции винча продолжала Фигурировать вместе со своей символикой, однако большая часть символи-
ЧССКих изобГ>И.жен И Й и ;1екОГ>'-1Т11 НИ Ы \ мОТ И МО ft ft оСО-
Юности те что украшают внутреннюю поверхность Ед и жаровен не имеют отношения к лоевнеевро ейской"гоалинии^ НапротиГо™ ГьныммотавомстановятсГ
™бра^™Гсолнца и з^зГНе приходится со житься что к искусству и символической системе
причастны обе тради-
тгии
Захоронения
Вданной культуре зафиксировано довольно большое разнообразие форм погребения, среди которых кремация, захоронения в урнах, ингумация, могильные ямы под круглыми земляными насыпями, каменные цисты и гробницы в форме печи, которым отдавали предпочтение знатные семейства. В городище Вучедол было обнаружено богатое двойное захоронение, возможно — правителя и его супруги. Оба скелее табыли уложены в скорченной позе. Левая рука мужчины лежала на бедренной кости женщины, а в правой он держал кожаную флягу, как бы поднося ее ко рту. Рядом с ним помещены два копья с бронзовыми наконечниками и втулкой для насадки, а у его ног лежал топор-молот из оленьего рога, передний зуб собаки с отверстием и средиземноморская раковина также с отверстием. Царственные супруги были удостоены целого ягненка; кроме того вокруг разбросано множество костей коупного рогатого скота оленей-самцов и свиней. Другие дары были положены в большие сосуды в амсЬоры в чаши и на блюда часть из которых до сих пор сохранили следы органических субстанций Голова женщины была покрыта миской с белой инкрустацией. В прилегающей гробнице,
имеющей форму печи, были кругом уложены пять детских скелетов: трое новорожденных, один полугодовалый и один четырехлетний ребенок. Анализ костей последнего показал, что его отцом был вождь.