Вытеснение и смешение культур варна, караново, винча и лендель

Вторжение носителей курганной культуры оказа­лось катастрофой для цивилизации караново-гумель-ница. Небольшие земледельческие поселки и города представляли собой легкую добычу, а население куль­туры караново, скорей всего, бежало с Нижнего Ду­ная на запад.

Культурная группа салкуца из Юго-Западной Ру­мынии нашла убежище в пещерах Трансильвании или на дунайских островах28. Несколько слоев с материа­лами, очень близкими салкуце IV, свидетельствуют о том, что беженцы сохраняли свою культурную иден­тичность на протяжении еще 400—500 лет29.

В первой половине IV тыс. до н. э. в Восточной Румынии и Болгарии на месте варнской культуры Причерноморья появился комплекс курганного типа, именуемый чернаводэ Iм. В отличие от равнинных поселений культур караново-гумельница и варна, поселения культуры чернаводэ имели укрепления и располагались в стратегически важных точках, на высоких речных террасах; они обычно состояли из нескольких небольших наземных или полуподземных жилищ, а их общая территория в среднем составляла 100 на 200 м. Их жители занимались разведением ско­та (в том числе и лошадей), а также охотой, рыболов­ством и примитивным земледелием; их орудия из оленьего рога и кости идентичны тем, что археологи находят в степях к северу от Черного моря. Кроме того они изготовляли серую плохо обожженную ке-рз.мику с ттоимесью толченых раковин котора.я име-ет безусловное родство с керамикой курганного типа Молдавии и Украины- на ней тот же характерный орнамент из шишечек' отпечатков шнура ногтей и раковин Расписной керамики в этот период нет хотя время от времени встречаются изделия узорного ло­щения без посторонних примесей с коричневым ан­гобом чье появление по-видимому объясняется влиянием туземного субстрата Было найдено толь­ко несколько стилизованных статуэток, относящих-

наличие

МОТЫГ ИТ КОСТИ М О Л РН ЬЙГО ппгя зернПТРПГИГи серпППИПЫЫУ ГТРЧПИЙ HP УЛЯГТПГК ПЙНЯ-

^мобвянош^TotZSna ми«1

и™™пн^

медныхшилье!исзубил несколько

Вызванный наступлением курганной культуры распад культур варна, караново и винча отозвался по всей Югославии, Венгрии, Чехословакии, и даже в таких западных областях, как Верхний Дунай, Верх­няя Эльба и Верхний Одер, спровоцировав целую

серию перемещений. Культурные границы переста­ли существовать по мере того, как носители культу­ры винча перебрались в Западную Венгрию (став ком­плексом балатон), Хорватию, Боснию и Словению (превратившись в культурную группу лазинья)31. Но­сители культуры лендель мигрировали в западноми северном направлении по Верхнему Дунаю в Герма­нию и Польшу. Поселения, скорей всего принадле­жавшие беженцам культуры винча, обнаружены там, где люди не селились со времен палеолита, в Восточ­ных Альпах, в центральной части Словении и на хор­ватском карсте. В этих холмистых местностях посе­ления располагались на самых высоких точках, к тому же окруженных скалами или опоясанных рекой, что говорит о крайней потребности в обороне В некото­рых из них имеются следы прямоугольных построек из деревянных столбов с толстыми глинобитными стенами, что можно истолковать кзк чястичное со­хранение архитект\т>ных тгшдиций культуры винча Тогда же происходит заселение пещер Это как и пе­реход на ранее необитаемые земли -свидетельство того что перемещение носителей винча в севепо-а-падном и западном направлении было вынужденным,

Мы не располагаем радиоуглеродными датиров­ками комплекса балатон-лазинья I. Его хронолога установлена путем анализа типологических связейс поздневинчевскими материалами Югославии. Сле­дующая фаза, названная балатон-лазинья II—III, име­ет две датировки С-14, которые, после калибрирова­ния, попадают в промежуток 3900—3400 гг. до н.э, что позволяет отнести комплекс балатон-лазинья 1(к периоду до 4000 г. до н. э. К концу V тыс. до н. э. тра­диции культуры винча, ее святилища, статуэткии изумительная керамика бесследно исчезают. В самой Винче к 4300 г. до н. э. жизнь замирает.

Тисапольгарский комплекс — ответвление позд­ней культуры тиса в Северо-Восточной Венгрии, Вос­точной Словакии и Западной Трансильвании. Его поселения продолжали существовать вплоть до сере­дины IVтыс. до н. э., а значит, его носители выжили и устояли перед курганной культурой. Однако и здесь общество претерпевало заметные изменения, в кото­рых могло сказаться влияние курганной культуры. В отличие от культур тиса и лендель, от которых в основном остались поселки, местонахождения тиса-польгарской культуры (известно около 100) — могиль­ники что указывает на малый размер сообществ на-считывавших по 30-40 человек. Иначе говоря, здесь не было нормального прироста населения характер-ного для культур лендель, винча, караново и других до прихода первой волны курганной культуры. Кро­ме того существенно повысилась общественная рать мужчин- ряд мужских захоронений отличает необы-чайно тщательное устройство и такие символические знаки высокого положения как наличие булавы Скелеты этих мужчин выдают их принадлежностьк протоевропейскому типу тогда как большая часть

I

а X, Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Еввопы




населения относилась к средиземноморскому^. В могильнике Башатанья из 75 могил (две фазы раз-вития)33 булавы встречаются лишь в небольшой груп­пе мужских захоронений, в то время как преобладаю­щее большинство могил обнаруживает обычные древ-неееврпейские черты34. В гористой Восточной Словакии тисапольгарский комплекс продолжал су­ществовать в середине IV тыс. до н. э. Несколько мо­гильников лажнянской группы у подножья Карпат были последними его осколками; во второй полови­не IV тыс. до н. э. он был поглощен курггнизирован-нойбаденской культурой35.

Приблизительно в 4400-4300 гг. до н. э. культура лендель исчезает из северных окрестностей Будапеш­таииз Западной Словакии для того, чтобы затем поя­виться в Баварии, Центральной Германии и Запад­ной Польше, где в поселениях и захоронениях начи­нают фигурировать характерные биконические сосуды на ножке и с «бородавками»36.

Наши рекомендации