Поселения курганной I культуры в бассейне Нижнего Днепра: появление новых типов захоронений, керамики и оружия; главенствующее положение мужчин
Носители курганной культуры вошли в доисторическую Европу около середины Vтыс. дон. э., нахлынув в бассейн Нижнего Днепра и в Западное Причерноморье (рис. 10-6).
Приблизительно к 4500 г. до н. э. или несколько ранее поселение днепро-донецкой культуры Средний Стог I у днепровских порогов оказалось перекрыто новым культурным комплексом Средний Стог II, носители которого практиковали индивидуальные захоронения в шахтах или цистах, поверх которых сооружали насыпи. Тела в этих могилах были положены на спину в скорченной или вытянутой позе и, как правило, снабжены кремневыми кинжалами, наконечниками стрел и копий и характерными для курганной традиции кубками с заостренным основанием (рис. 10-7А, 10-7В). Вдобавок скелеты принадлежали к долихомезокранному типу более высокому и худощавому нежели их предше-ственники, носители днепро-донецкой культуры20, которые были коренастыми кроманьонцами (рис. 10-7С).
Керамика более ранней днепро-донецкой культуры имела растительные примеси, в то время как горшки новых обитателей этих мест имеют примесь толченых раковин, а также штампованный, ямочный или шнуровой узор с солярными мотивами. Столь резкие изменения не могли быть результатом местного развития.
Культурный комплекс Средний Стог II - результат распространения волжских скотоводов по бассейну Днепра, произошедшего в конце хвалынского периода. У них также существовал культ лошади, а тип захоронений весьма близок тем, что были в средневолжской лесостепи. Так, в захоронениях из дереивского могильника на Нижнем Днепре есть останки принесенных в жертву лошадей и собак. Часто встречаются могилы, в которых похоронены, причем одновременно, мужчина и женщина — возможно, вдова — или мужчина с одним—двумя детьми. Однако по мере того, как носители курганной культуры продвигались вглубь Древней Европы, они неизбежно испытывали на себе влияние местных туземных культур. В междуречье Нижнего Днепра и Дона насчитывается сотня памятников, по большей части — это могильники, и их погребальный инвентарь во многом сви-детельствует о таком влиянии. Здесь найдены медные и золотые предметы западного происхождения21.
Гимбутас М. Циви.-шзация Великой Богшш
У мужчин рядом с рукой клали долото, скребки и часто довольно длинные (до 22 см) и заостренные кремневые кинжалы, которые также могли быть помещены в сооруженную сверху насыпь. В одной могиле встречается до 15 кинжалообразных лезвий. Помимо этого, предшествующий типичному индоевропейскому набор оружия включает двусторонне обработанные наконечники копий, треугольные кремневые наконечники стрел, топоры с заостренным обухом и кинжалы из кремня и шлифованного камня. Этими видами оружия можно было пользоваться в конном бою; их можно обнаружить как в бронзовом, так и в раннем железном веке.
В необычайно богатых мужских захоронениях встречаются тысячи раковин пектункулус или других видов (первоначально они были прикреплены к давно распавшимся кожаным или тканым поясам); ожерелья из медных бусин и зубов животных; подвески из меди и раковин; спиралевидные наручные браслеты и кольца из меди; длинные медные булавки с тонкими спиралевидными головками и трубки. Насколько можно предположить, источником меди были месторождения в Ай-Бунаре (Центральная Болгария), а попадала она сюда благодаря бартерному обмену с кукутенской культурой. Однако ряд медных изделий — спиралевидные наручные браслеты, трубки и подвески в виде раковин — не имеют аналогов на Западе и возможно были произведе-ны местными ремесленниками.
Мотыги из оленьего рога и зернотерки показывают, что в Среднем Стоге II велись какие-то земледель-
ческие работы, хотя до сих пор тут не удалось идеи тифицировать ни одной зерновой культуры. Кроме того, в поселениях в немалых количествах обнаружены шилья, кайла, лощила и топоры-молоты из кости и оленьего рога.
В Дереивке в пределах поселения из трех домов археологи обнаружили кости 55 лошадей, что составляет 63% от общего числа останков всех домашни животных. Вполне надежным свидетельством того, что жители были знакомы с верховой ездой, можно считать наличие псалиев из оленьего рога и изображения конской упряжи на каменных скульптур! (рис. 10-8). Радиоуглеродные датировки Дереивкис учетом корректировки указывают на вторую половину V тыс. до н. э. (UCLA 1466: 4570-4150 гг. до н.э.: Киев 466: 4460-4000 гг. до н. э.; Киев 465: 4365-3810 гг. дон. э.).
Первая волна курганной культуры в Восточно и Центральной Европе (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и ее последствия