Поселения курганной I культуры в бассейне Нижнего Днепра: появление новых типов захоронений, керамики и оружия; главенствующее положение мужчин

Носители курганной культуры вошли в доисториче­скую Европу около середины Vтыс. дон. э., нахлынув в бассейн Нижнего Днепра и в Западное Причерноморье (рис. 10-6).

Приблизительно к 4500 г. до н. э. или несколько ра­нее поселение днепро-донецкой культуры Средний Стог I у днепровских порогов оказалось перекрыто но­вым культурным комплексом Средний Стог II, носите­ли которого практиковали индивидуальные захороне­ния в шахтах или цистах, поверх которых сооружали насыпи. Тела в этих могилах были положены на спину в скорченной или вытянутой позе и, как правило, снаб­жены кремневыми кинжалами, наконечниками стрел и копий и характерными для курганной традиции кубка­ми с заостренным основанием (рис. 10-7А, 10-7В). Вдо­бавок скелеты принадлежали к долихомезокранному типу более высокому и худощавому нежели их предше-ственники, носители днепро-донецкой культуры20, ко­торые были коренастыми кроманьонцами (рис. 10-7С).

Керамика более ранней днепро-донецкой культуры имела растительные примеси, в то время как горшки новых обитателей этих мест имеют примесь толченых раковин, а также штампованный, ямочный или шнуро­вой узор с солярными мотивами. Столь резкие измене­ния не могли быть результатом местного развития.

Культурный комплекс Средний Стог II - результат распространения волжских скотоводов по бассейну Днепра, произошедшего в конце хвалынского периода. У них также существовал культ лошади, а тип захороне­ний весьма близок тем, что были в средневолжской ле­состепи. Так, в захоронениях из дереивского могильника на Нижнем Днепре есть останки принесенных в жертву лошадей и собак. Часто встречаются могилы, в которых похоронены, причем одновременно, мужчина и женщи­на — возможно, вдова — или мужчина с одним—двумя детьми. Однако по мере того, как носители курганной культуры продвигались вглубь Древней Европы, они не­избежно испытывали на себе влияние местных туземных культур. В междуречье Нижнего Днепра и Дона насчи­тывается сотня памятников, по большей части — это мо­гильники, и их погребальный инвентарь во многом сви-детельствует о таком влиянии. Здесь найдены медные и золотые предметы западного происхождения21.



Гимбутас М. Циви.-шзация Великой Богшш



Поселения курганной I культуры в бассейне Нижнего Днепра: появление новых типов захоронений, керамики и оружия; главенствующее положение мужчин - student2.ru У мужчин рядом с рукой клали долото, скребки и часто довольно длинные (до 22 см) и заостренные кремневые кинжалы, которые также могли быть по­мещены в сооруженную сверху насыпь. В одной мо­гиле встречается до 15 кинжалообразных лезвий. Помимо этого, предшествующий типичному индо­европейскому набор оружия включает двусторонне обработанные наконечники копий, треугольные кремневые наконечники стрел, топоры с заострен­ным обухом и кинжалы из кремня и шлифованного камня. Этими видами оружия можно было пользо­ваться в конном бою; их можно обнаружить как в бронзовом, так и в раннем железном веке.

В необычайно богатых мужских захоронениях встречаются тысячи раковин пектункулус или дру­гих видов (первоначально они были прикреплены к давно распавшимся кожаным или тканым поясам); ожерелья из медных бусин и зубов животных; под­вески из меди и раковин; спиралевидные наручные браслеты и кольца из меди; длинные медные булав­ки с тонкими спиралевидными головками и трубки. Насколько можно предположить, источником меди были месторождения в Ай-Бунаре (Центральная Болгария), а попадала она сюда благодаря бартер­ному обмену с кукутенской культурой. Однако ряд медных изделий — спиралевидные наручные брас­леты, трубки и подвески в виде раковин — не имеют аналогов на Западе и возможно были произведе-ны местными ремесленниками.

Мотыги из оленьего рога и зернотерки показыва­ют, что в Среднем Стоге II велись какие-то земледель-

ческие работы, хотя до сих пор тут не удалось идеи тифицировать ни одной зерновой культуры. Кроме того, в поселениях в немалых количествах обнаруже­ны шилья, кайла, лощила и топоры-молоты из кости и оленьего рога.

В Дереивке в пределах поселения из трех домов археологи обнаружили кости 55 лошадей, что состав­ляет 63% от общего числа останков всех домашни животных. Вполне надежным свидетельством того, что жители были знакомы с верховой ездой, можно считать наличие псалиев из оленьего рога и изобра­жения конской упряжи на каменных скульптур! (рис. 10-8). Радиоуглеродные датировки Дереивкис учетом корректировки указывают на вторую полови­ну V тыс. до н. э. (UCLA 1466: 4570-4150 гг. до н.э.: Киев 466: 4460-4000 гг. до н. э.; Киев 465: 4365-3810 гг. дон. э.).

Первая волна курганной культуры в Восточно и Центральной Европе (ок. 4400-4300 гг. до н.э.) и ее последствия

Наши рекомендации