Матрилинейная система наследования
У этрусков и во времена римских царей
Известно, что у этрусков была матрилинейная система родства. В двуязычных латино-этрусских надписях имя отца часто фигурирует только в латинской части, тогда как имя матери всегда присутствует в этрусском тексте и порой отсутствует в его латинском эквиваленте. Еще Бахофен в середине XIX в. заметил, что, по сравнению с положением гречанок и римлянок, статус этрусских женщин, по крайней мере в период архаики (VII-V вв. до н.э.), был поразительно высок82.
Еще больше об утонченном образе жизни этрусков и о значительной роли, отведенной в их обществе женщинам, нам говорят рисунки и надписи на гробницах83. Кроме того, об этом писали греческие и римские авторы, которых — что важно отметитть пугало высокое положение женщин. Они считали, что отношения между мужчинами и женщинами и их различные представления о сексуальной любви являются источником конфликтов, поэтому сильные женщины рассматривались как угроза государству. Историк Л.Бонфанте высказала предположение что Рим испытал первый «культурный шок» осознав, что делается все более похожим на город этрусков на противоположном берегу Тибра, откуда он заимствовал многие элементы внешней культуры — литературу, искусства, символы царского достоинства. Для римлян этруски всегда воплощали образ «другого»84.
Лучше всего мы знаем этрусков по их искусству и литературе, в которых отразилась свойственная их обществу независимость и влиятельное положение женщин. Это вызвало искреннее удивление у Фео-помпа, греческого историка IV в. до н.э. По его сведениям, этрусские женщины много заботилисьо своем теле и часто упражнялись обнаженными с мужчинами и друг с другом, что отнюдь не считалось бесстыдством. Они отличались красотой и на пирах нередко возлежали с мужчинами, которые не были их мужьями. Им нравилось пить, и они даже принимали участие в произнесении тостов, что, в случае греческих симпозиумов, традиционно считалось привилегией мужчин. Но более всего Феопом-па шокировало то, что они давали воспитание всем своим отпрыскам, вне зависимости от наличия у них признанного отца. Последний факт — воспитание детей без формального признания мужа - скорее всего был связан с их правом обладать независимой собственностью.
Даже одеждой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга. Стороннему наблюдателю вполне могло показаться, что этрусские женщины одевались по-мужски. К примеру, в конце VI в. до н.э. они носили накидки и высокую обувь - знаки гражданства и высокого статуса. Все эти символы равенства шокировали греков, которые усматривали в этом проявление безнравственности.
Все три последних этрусских царя Рима были обязаны своим престолом этрусским женщинам. По женским именам можно было определить различия в статусе и правовом положении. Римские женщины, напротив, не имели имен собственных: сперва они идентифицировались какдочери своих отцов,а затем - как жены своих мужей. Признанной формой матрилинейного наследования, хотя оно предполагает переход царского престола от матери кдочери,в римском обществе было наследование от тестя к зятю. Кроме того, греческие историки сообщают, что
'шва IX. Структура общества
этруски и доисторические афиняне «имели общих жен», а «их дети не знали своих отцов». При такой системе женщина могла сама избрать себе супруга или супругов, сохраняя при себе детей, независимо оттого, кто был их отцом. На этом основании Дж.Томсон предположил, что в доисторических эгейских сообществах групповой брак сочетался с общинной формой собственности85.
Западная и Северная Европа
На протяжении тысячелетий в Западной Европе продолжали существовать островки древнеевропей-ских традиций: баски в Западных Пиренеях Северной Испании и Юго-Западной Франции, иберийцы в Юго-Восточной и Восточной Испании, пикты в высокогорной Шотландии. Кельты, тевтоны и балты также унаследовали многие черты древнеевропей-ской организации общества.
Баскский язык - уцелевший обломок древне-европейских языков, имеющий не только долатин-ское, но и доиндоевропейское происхождение. Это единссвенный туземный язык, сохранившийся после набегов и разнообразных культурных экспансий последних трех тысячелетий86. Баски продемонстрировали удивительную способность воспринимать постороннее влияние, не утрачивая при этом собственной культурной идентичности. Нет сомнения, что они составляют исключение из всех законов политической и культурной истории Европы87. Баски - единственные до сих пор существующие древние европейцы, а их корни уходят в гораздо более древние времена. Сторонники верхнепалеолитического происхождения басков указывают на их близость к кроманььнскому расовому типу и на устойчивость их ифолооических традиций88. Вплоть до начала XX в.
сь использовался лунный календарь действовал матрилинейный порядок наследования а земледельческие работы осуществлялись женщинами89. Высо-ншобщественный статус баскских женщин был уста-новлен законом, а их деятельность в качестве наслед-
НИИ СУЛСй и тDCтейCKMX посредниц в ЛСШимскую
среддевековую и современную эпоху широко обсуж-иется исследователями уже на протяжении столетия"1 В кодексах баскских областей Франции представлена система законов о наследстве основанная нз полном пэвноппяви и полон Исключения
и з это -■ГО ППЯВИГТЯ обнЯП\/ЖРН кЧГ ТОГТКК П ОПРЛМ КГ)ОМ1£*Ч ного
—кого сословия Лабуоа и с большим количе отш оговорок в некотоот уобан^итоюнн^ло
1гаетпред^
нунеВаликовЗ^йм^шЗские ГшиТыбТ.Ти™ нелнииямнОпекуншами и ггТавамГполов91 Как
Гринято чтобы мужья дав^Гприданое своим же
нам; дочери у них назначаются наследницами, а сестры женят братьев. В этом есть что-то от господства женщин...»92.
Пикты - еще одна группа древнеевропейцев, жившая в окружении индоевропеоязычных народов, у которой, однако, удержались матрилинейные законы, культ Великой Богини и связанная с ней символика. Наследование имущества происходило исключительно по материнской линии; при наличии нескольких детей родовое имение переходило потомству дочери. Эта матрилинейная система родства сохранялась у пиктов вплоть до 842 г. н.э. Выходя замуж, дочери не покидали родового имения: в высокогорной Шотландии этот обычай еще существовал в начале XX в.93
Благодаря археологическим находкам в Южной Франции и в Рейнских областях стали известны богатейшие гробницы кельтских царевен гальштат-ского и латенского периодов (VII—IV вв. до н.э.). Эти погребальные обычаи уходят корнями в более древние местные традиции, и то же самое можно сказать о сохранившихся на всех кельтских территориях культе Великой Богини и матрилинейной системе наследования. Кроме того, древние писатели оставили нам достаточно свидетельств высокого статуса галльских женщин. Историк I в. до н.э. Диодор Сицилийский писал, что они «не только не уступают ростом своим мужьям, но и соперничают с ними силой»94. Мы также знаем, что в I в. н.э. у британцев была могущественная правительница. Один из наиболее запоминающихся портретов, сделанных римским историком Дионом Кассием, принадлежит овдовевшей царице Боудикке, которая подняла восстание против римлян захвативших ее владения-«Она была огромного роста и вид ее внушал ужас ' Копна ярко-рыжих волос спускалась ей до колен: на ней было большое ожерелье из крученого золота и многоцветная TVниKB а сверху — ЗЗСТСГНУТЯЯ ГГОЯЖ-кой накидка»95 Более поздние британские и ирландские материалы свидетельствуют о том что несмотря на индоевропейскую патриархальную,систему законов, галльские женшины благородного проис-
хоЖГТенИЯпО Л ТчЧОПЯ ГТИОЬ \^ТСа1Ке1-ТИг?Ми и MP Пи пра RO
на Этичную собственность Как можно заключить из легендарного расскячя nfi оснпяянии Марселя они могли сами вбирать себе мужей96.
Судя по традиционным преданиям Ирландии, здесь в основном были приняты матрилокальные браки, в которых первенство принадлежало жене или возлюбленной. В кельтской литературе Британии и Ирландии, как и в древнегреческих сказаниях, герой оставляет дом и отправляется к другим племенам, ища себе невесту побогаче, на которой он мог бы жениться и вместе с ней управлять ее владениями. Древние законы Ирландии и Уэльса отводили важную роль брату матери, который представлял материнский род97. Нет сомнения, что у кель-
Гимбутас М. 11шшшмция Великой Б<>,
тоязычных народов матрилинейный порядок наследования существовал с самых незапамятных времен. Хорошо известно, что очаги древнеевропейской матрилинейной структуры существовали также в Германии и Скандинавии. Как писал в I в. до н.э. Тацит («Опроисхождении германцев и местоположении Германии»): «К сыновьям сестер они относятся не иначе, чем к своим собственным». По мнению исследователей, германская матрилинейная организация общества была унаследована ими от древнеевропейского населения и просуществовала вплоть до исторической эры98. Так, о хавках известно, что вплоть до I в. н.э. они представляли собой свободное земледельческое сообщество со сбалансированной социальной структурой, в которой оба пола имели равные имущественные права На про-тяжении тысячелетий родство по материнской ли-нии считалось гораздо более важным чем по отцов-ской В Тюрингии как и в Бургундии закон гласил что если мужчина умрет бездетным наследство должно перейти к его сестре или матери Есть много подтверждений тому что в царских домах богатство и титулы наследовались по женской линии. У -
саК"СОВ пПРТРН 71еНТЫ на пПССТОГТ узакCl нивал и свои
притязания лишь заключив брак с королевой В «Матвеях» БриААо пеоечисляет различные германские племе^и^
рядОК"наГ" Tf Рдован \Л ЯВo МНОГИУс TTV"4аCTY 11аПГ*Т1Юна -
н?полоГ^г7йс^Гпегиона люлей часто назвали по ™1Гмятепи нГупо^^мен^Гне™
Культура балтоязычных народов - пруссов, литовцев и в восточной части Балтийского побережья латышей — представляет собой настоящую смесь древнеевропейского и индоевропейского общественных укладов и религий. Индоевропейская патриархальная
система оказалась здесь разбавленной древне европейскими матрилинейными, матрилокальными и матрицентричными элементами. Древнепрусское слово «апе» («бабушка») стоит сравнить с древне-ирландским «anu», «ana» — «старая ведьма» и «хранительница мертвых». Важная роль братьев материи жены, так же как следы эндогамии и пробных браков, отчетливо прослеживаются в латвийском и литовском фольклоре100. Убалтов, так же как и у басков, сохранился матрицентричный пантеон богинь Матрицентричные элементы изобилуют и в славянской культуре; в славянском фольклоре и народном искусстве можно, как в балтийской и баскской культурах, найти немало богинь101.
Итак, письменные источники, начиная с Геродота (V в. до н.э.) и вплоть до Страбона (I в. н.э.), упоминают: 1) о матрилинейной структуре, наследовании по женской линии, наследовании престола по женской линии (власть переходит от матери к дочери); 2) об эндогамии, матрилокальных и групповых браках, сочетавшихся с общинной формой собственности; 3) о метронимии (нарекании по матери, а не по отцу); 4) о влиятельном положении брата царицы и отсутствии царя-супруга (есть только принц-консорт); 5) о высоком статусе женщины, особенное минойском и в этрусском обществах.
Заключение
Таким образом, по рассмотрении имеющихся археологических, исторических, лингвистических и религиозных данных нам представляется, что организующим элементом древнеевропейского сообщества была теократическая храмовая община и чтов рамках религиозной жизни статус женщины был очень высок. Перед нами эндогамное общество, возглавляемое глубоко почитаемой старейшиной - Великой Матерью рода, ее братом или дядей, а также советом женщин; его структура была матрилинейной. поскольку наследование влияния и имущества шло по женской линии.
t-
ГлаваХ
Конец древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы
*
Падение Древней Европы совпадает по времени с индоевропеизацией данной части света: это был сложный процесс трансформации, результатом которого явился культурный сдвиг, аналогичный тому, что произошел при завоевании американского континента. Судя по археологическим данным и сравнительным исследованиям индоевропейских языков и мифологии, речь идет о столкновении двух идеологий, двух общественных и экономических укладов, дополнительно усугубленном жестокими сломами. Прото- и древнеиндоевропейцы, которых я называю носителями «курганной» культуры, пришли - вcdнcc гшискакали поскольку это были всад-ники -с Востока из южнорусских степей Их первое соприкосновение с пограничными территориями Древней Европы (Нижнеднепровским регионом и западной частью Черноморского побережья) произошло где-то в середине У тыс дон э Так начался приток в Восточную и Центральную Европу новых н родов и влияний которому суждено было продлиться два тысячелетия.
Это столкновение культур вызвало коренную трансформацию Древней Европы: ее доисторическое и историческое существование стали похожи на слоистый торт, где перемешаны неиндоевропейские и индоееропейские элементы. Однако нельзя игнорировать тот факт, что на протяжении длительного времени лингвистическое и мифологическое влияние неиндоевропейского субстрата оставалось чрезвычайно сильным. Для понимания этой сложной ситуации нам необходимо посмотреть на нее с точки зрения общественной и символической организации культур.
' В этой главе речь пойдет о курганной культуре Волжско-Уральского и Северопонтийского регионов иоее связях с Древней Европой —отом, как она сперва влияла на древнеевропейскую цивилизацию, затем все глубже в нее проникала и, наконец, ее разрушила. Лингвистические данные заставляют предположить, что родина индоевропейцев находилась между ареалами нескольких языковых семей — финно-угорской, семитской и кавказской. Однако обсуждение этого вопроса выходит за рамки настоящей работы, и, по моему убеждению, его не решить на основании имеющихся археологических материалов. Данные по волжско-уральскому междуречью и закаспийским территориям до VII тыс. до н. э. пока слиш-
ком скудны, чтобы давать этнографическое истолкование. Более основательные материалы появляются приблизительно к 5000 г. до н. э., поэтому мы можем говорить о носителях курганной культуры лишь около 4500 г. до н. э., когда они покоряют степные земли к северу от Черного моря.
Русское слово «курган» (в свою очередь заимствованное из тюркского) означает то же, что английские термины «barrow» или «tumulus» - могильный холм; термин «курганная культура» был предложен мной в 1956 г. в качестве общего названия культуры полукочевых скотоводов, оставлявших после себя округлые могильные насыпи1.
Приблизительно до 4500-4300 гг. до н. э. в погребальном инвентаре европейцев нет боевого оружия, только охотничья снасть, а у поселений нет укреплений. Поэтому мирные земледельцы оказались легкой добычей для воинственных всадников курганной культуры. Захватчики были вооружены метательным и режущим оружием: длинными кинжалами, копьями, алебардами, луками и стрелами.
Традиции курганной культуры резко отличались от тех, что были свойственны древнеевропейской цивилизации, которая в основном имела мирный, оседлый, матриальный, матрилинейный характер и была основана на равенстве полов. Напротив, носители курганной культуры отличались воинственностью и патриархальностью, у них имелись четкая иерархия и комплекс погребальных обычаев, куда входили ям-ные захоронения, над которыми возводили каменные или деревянные постройки типа шалаша или домика, сверху покрывавшиеся низкой каменной или земляной насыпью. Это был в основном скотоводческий уклад с элементами земледелия и с временными сезонными стоянками, где жилищами служили полуземлянки.
Появление курганной культуры на территории Древней Европы шло волнами: волна I - ок. 4400-4300 гг.дон. э., волна II —ок.3500 г. дон. э.и III —после 3000 г. до н. э. Эта хронология отражает развитие не какой-то одной группы, но целого ряда степных народов с общими, несмотря на значительную пространственную и временную удаленность, культурными традициями. Носители курганной I культуры пришли из волжских степей; находившиеся на более высоком уровне культурного развития носители курганной II культуры — из северопонтийских земель, лежащих между
Гимбутас M. Цивилизация Великой Богини
Рис. 10-1
Нижним Днестром и Кавказскими горами; носители курганной III культуры - снова из волжских степей.
В российской археологии курганная I культура именуется «раннеямной», курганная II культура — «михайловка I» или «майкопской», а курганная III культура — «позднеямной» (подразумеваются, конечно, могильные ямы под курганами).
Добыча пропитания и передвижение носителей курганной культуры были непосредственно связаны с одомашненной лошадью, что опять-таки представляет резкий контраст с жизнью не знавших лошадей древнеевропейских земледельцев. Скотоводческое хозяйство, постоянно прибавляющиеся стада крупных животных, верховая езда и необходимость мужской силы при обращении со скотом — все это, как можно предположить, способствовало переходу от матриальной к патриальной, военизированной организации общества,- в Южной России и в более отдаленных областях он произошел не позднее 5000 г. до н. э. (точную дату начала этого процесса установить чрезвычайно трудно, однако ее следует отнести к периоду до 4000 г до н э когда как гшедполагает-ся в Сахаразии произошел поворот к патриализму и насилию, вызванный превращением степи в пусты-НЮ" см.: Demeo 1991).