Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот
Рис. 6-16
Рис. 6-16 Изометрическая проекта камеры с перегородками! короткого коридора, вуутренних стен и ступенчато го свода. Ла-Форе-Фуэни у Керлевана, Южн. Фига-стер, Бретань. Середин IVтыс. до н.э.
Рис. 6-17
Рис. 6-17 (а) Поперечный разрез и(о) план похожего на ступенчатую пирамиду могильного холма Барненез с 11 Kfr ридорными гробниаами (5 гробниц справа относятся к более древней эпохе, нежели 6 слева). Темнын пятном обозначена поврежденная каменными разработками часть могильнии, (с) Поперечный разрезе* ной из гробниц со ступенчатым сводом и большой покровной плитой. Барнене! Плуэзок, к североззападуя Морле, Бретань; могилыт использовался с серединн до конца V тыс. до н.э.
ima VI. Западноевропейский неолит
Рис. 6-18
.- '.v'v ■ •.••.
<■'-:■-'.'"''*:>.-'■■: ■'.'■''••:-;,-;'.:'-;:V.,.-t.
*;•■--■. -•'•■■.'■ -;•■■:.-:.\, ;■-:,. г.'-.--. ■-■■;■•:';;.:;:■>.
V-.. '. i , , ; -■■ >- ;■}
:■:-, •■ - :-:-. . - > ■ " г -v ' ц\
-Ч'> ■..■■:.■■■■'.:tfvfefa
22!
Рис. 6-18 План коридорной гробницы с коридором в виде прямого угла. Ле-Боно, Морбиан, Бретань. Конец V тыс. до н. э.
Р»С. 6-19
Рис. 6-19 Поперечный разрез и план коридорной гробницы с дополнительными камерами. Локоаль-Мендор, Локельтас, Бретань. Ок. 4000 г. до н. э.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Бом
Рис. 6-20
^Шт>Ы?Ъ |
Зм
/ |
llj*-^2^L«z^Ea £2Э"МЬ" |
.г"' |
,^®'-»«'-"Ъ
Зм
Рис. 6-21
Рис. 6-22
Ima VI. Западноевропейскйй неолит
Рис. 6-20 Планы коридорных гробниц с резьбой на внутренних стенах коридора и камеры (эти плиты отмечены черным цветом: см. рис. 7-128-7-130). (1) Гавринис, ЛармоорБадан, Морбиан; (2) Пти-Мон, Арзон, Морбиан, Бретань. Радиоуглер"дные датировки отсутствуют, возможные хронологические рамки - 4000— JS0)гг. до н.э.
Рис. 6-23
Рис. 6-21 Крюк, сделанный из пластины аспидного сланца: подобные крюки - атрибуты Богини и символы возрождения - в большом ко-
гестве обнаружены в ко-рорных гробницах Португалии. Их украшают треугольники с сетчатым узо-
м и заштрихованные параллельные линии. •
I |
<zzpZzzmzzzZZZMZzzn> алшхгть^^
/
bzzzzz? |
ZZZZZZ2>&ZZZZZ*ZZZZZZZ2 |
вшвЬ
Рис. 6-22
lit называемые «сосновые шшки» (возможно, свя-шыесфаллическойсим-юликой) с сетчатым орнаиентом из коридорных гробниц Португалии. (1, !)Мартрныо-де-Синтра; ЙКлренке-Баутас. Начало Итыс.дон.э.
Рис. 6-23 Галерейные гробницы Франции. (1) Изометрическая реконструкция гробницы из Пражу-Менира в Требердане, Кот-дю-Нор; (2) план галерейной гробницы и плиты с рельфами в виде грудей и ожерелий. Поздний неолит Парижского бассейна (Ла-Пьер-Туркез, Парижский бассейн, Франция). Ок. 3000-2500 гг. до н.э.
Гимбутас- М. Цивилизация Выикой Боа
Рис. 6-24
Рис. 6-24 Мегалитические гробницьш «лос-мильярес».(1) ПланиЕ перечный разрез; (2) рекош рукция. Альмерия, Испата Ок. 3000 г. до н.э.
,4S v/i |
Рис. 6-25 Символический орнамент сосудах из мегалииически гробниц Лос-Мильяреса(п(№ зан в развернутом виде). «Г» ковый» мотив (глаза Богии-совы) сочетается с изображением оленей и других рогатых;» вотных, треугольниками, пе-сочными часами» и рядамиш-раллельных и кривых лиии зигзагов и точек.
Спид VI. ЗЗпадноевропейский неолит
зон (департамент Морбиан); у него прямоугольная камера (рис. 6-20) и великолепный вход, обрамленный двумя каменными колоннами. Насыпь над ним имеет форму огромной трапеции 50 на 42 м, высотой в 10 м3. Обнаруженные перед некоторыми из коридорных гробниц Бретани строения могли предназначаться для проведения похоронных ритуалов.
Погребальный инвентарь в этих гробницах встречается редко: большая их часть была разграблена еще вдревности. Исключение составляют португальские коридорные гробницы, в которых был обнаружен ряд символически значимых предметов: это амулеты Богини, изготовленные из сланцевых пластин, которые украшены рядами треугольников, с треугольными же головами и глазами (см. рис. 7-120—7-122), цилиндрические фигурки из камня или кости с глазами совы, украшенные геометрическими узорами из бороздок, сетчатым рисунком, дугами и другими мотивами (см. рис. 7-120, 7-123-7-126). Похожими мотивами щедро украшены каменные «крюки» (рис. 6-21) и так называемые «сосновые шишки», которые, как можно предположить, связаны с фаллической символи-шй (рис. 6-22). Не исключено, что «крюки» и «соновые шишки» как и изображения Богини помешались в могилы как символы возрождения и изненной энергии. Наперекор мнению отдельных идеооогов они безусловно не имели отношения к рестижу умершего или его положению в общине.