И исчезновение носителей нарвской культуры
Около 3000 г. до н.э. или чуть ранее на территорию нарвской культуры стали проникать носители культуры шаровидных амфор. Их характерная керамика появляется в Восточной Пруссии и Белоруссии (неманская культура), а также в нарвских поселениях42. Не исключено, что овцы, козы и лошади, а кро-
метого, просо, пшеница и пахотное земледелиеп шли в нарвские поселения вместе с первыми мигри тами с юга, которые были носителями культуры и» ровидных амфор, поскольку отмечаются они лишы поздних поселениях нарвской культуры. Так, щ раскопках в Швянтойи (участок № 6) было найде три деревянных плуга (рис. 4-34). Они не могло пасть сюда в результате обмена: скорее, это плодлт ных контактов с южанами, тем более что в этомп селении зафиксировано наличие керамики кулы?' ры шаровидных амфор43.
Всю первую половину III тыс. до н.э. происходило постепенное изменение нарвской культуры ис» шение ее носителей с выходцами из Централы* Европы. Однако сохранились такие нарвекие трад ции, как возведение наземных деревянных построй или приверженность к определенной системе рел гиозных символов. Именно поэтому символическж изображения змей, водоплавающих птиц, лягущ лосей и других животных отнюдь не утратили свой! культового значения. В балтийской мифологии я сей день можно отыскать имена древнеевропейски богинь, так как местное население никуда не исчй ло: об этом говорит постоянное присутствие в эти регионе определенного антропологического типа',
Глава V
Неолитические
культуры
адриатики
и центрального
средиземноморья
Древние обитатели адриатического побережья и островов долгое время жили за счет охоты на мелкую дичь, пока около 7000 г. до н.э. не перешли к новому хозяйственному укладу, основанному на собирании моллюсков1. По мере совершенствования навигационного мастерства возрастала интенсивность сообщения между адриатическими островами и прибрежными районами Южной Италии, Западной Греции, Албании и Югославии.
Прекрасный пример многообразия ощущавшихся здесь влияний - три стоянки, найденные в Сидари на северо-западной оконечности острова Корфу (расположен к западу от Греции). Археологи установили, что все они, если рассматривать их в стратиграфической последовательности, принадлежали «мореходам» разного происхождения2. Для самого древнего, мезолитического слоя, который, согласно радиоуглеродной датировке, восходит к началу VII тыс. до н.э., характерны значительные отложения раковин карди-yM(cardiumedule) и микролитические орудия, сделанные из не встречающегося в этих местах кремня. Близкие аналоги этой стоянке можно найти на побережье Южной Италии и Сицилии, на югославской части адриатического побережья и в северо-западной части Пелопоннеса.
Следующий слой обычно характеризуется как эгей-ский ранний керамический неолит: это очевидный разрывс предшествующей традицией, микролитическое производство прекращается, появляются одомашненные овцы и козы, начинают делать глиняную посуду. Радикальное несходство двух культур заставляет предположить, что около 6500 г. до н.э. сюда прибыли выходцы из других мест, возможно — из Южной Греции. Эта вторая стоянка была вскоре покинута и, судя по слою аллювиальной почвы, в течение некото-рого периода оставалась необитаемой.
Приблизительно в XLTV-XLIII вв. до н.э. эти места были вновь заселены, на сей раз людьми, производившими керамику импрессо (т.е. керамику, орнамент
на которой выдавливался раковинами кардиум), которая значительно лучше обожжена, чем изделия их предшественников. К розоватой глине они примешивали песок или толченый кремень; поверхность керамических изделий выравнивали и украшали узором из отпечатков ногтей или какого-нибудь выглаживающего инструмента. Тогда же появляются ручки с отверстиями, а днища сосудов делают либо округлыми, либо плоскими.
Технологией изготовления, формами и способами декорирования эта керамика напоминает раннюю керамику импрессо Западной Югославии. На всем протяжении восточного адриатического побережья Югославии и на прилегающих островах зафиксирован целый ряд поселений керамики импрессо 6500-5500 гг. до н.э. (Табл. 17). В скальных навесах адриатического побережья Югославии были найдены как палеолитические, так и неолитические культурные отложения, причем среди неолитических материалов есть и керамика, украшенная отпечатками раковин, зубчатых печатей и ногтей3.
Второй этап развития данной культуры представлен более поздними слоями керамики импрессо, обнаруженными в Смилчиче, неподалеку от Задара (Далмация)4. Смилчич — стоянка с наземными жилищами типа мазанок: есть основания предполагать, что жители разводили овец, коз и крупный рогатый скот. Каменные зернотерки дают основания предположить культивацию каких-то растений. Кроме того, в этом поселении было обнаружено значительное количество инструментов из кости, оленьего рога и обтесанного камня, а также раковины кардиум, спондилус и некоторые другие. Керамика украшена оттисками раковин кардиум, которые располагаются ленточными полосами или штампованными узорами. Для сосудов характерна полукруглая или овальная форма а для блюд — коническая с плоским или коль-цеобразным основанием. К глине подмешивали большую долю песка ; декорировали изделия до обжига.
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бот
Южная Италия
(Тавольере, Матерано и Сицилия)
Апулийская Тавольере - низкая равнина, обрамленная горными цепями Гаргано и Мурдже; на востоке, неподалеку от города Манфредония, она открывается на Адриатику. Считается, что первые земледельцы, обладатели керамики импрессо и овец, попали сюда, переправившись через Адриатическое море. В этом районе - самая большая в Италии концентрация неолитических поселений (рис. 5-1,5-2), располагавшихся в пещерах, на берегах озер, по побережью и на небольших равнинных возвышенностях5. Можно насчитать сотни стоянок, которые состояли из временных построек, рядом с участками, ограниченными С-образными канавами (рис. 5-3, 5-4). Более крупные и менее многочисленные поселе-ния датируются эпохой среднего неолита (вторая половина VI тыс. до н.э.); они могли включать как несколько так и сотню подобных участков Впервые это необычное явление было замечено офицером британской армии Джоном Брэдфордом когда в 1943 г Королевские' воздушные силы провели ряд аэросъемок местности По его словам так было открыто «одно из самых плотных скоплений доисторических поселений в Европе»6. С воздуха удалось идентифи-шюовать около тысячи поселений в Тавольере.
В 1978-1979 гг. мне самой довелось убедиться, сколь многочисленны эти окруженные канавами поселения, когда, вооруженная магнитометром, я вместе с экспедицией из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса работала в районе, лежащем между реками Черваро и Офанто. За несколько недель мы идентифицировали 75 поселений этого типа. Магнитометр фиксировал наличие канав, поскольку все, что когда-то было частью этих хозяйств, - керамика, каменные и костяные орудия, кости животных — было в них смыто. К сожалению, в отличие от восточно- и центральноевропейских поселений, нам не удалось реконструировать устройство домов, святилищ или их внутреннее убранство, поскольку мало что сохранилось на своем первоначальном месте.