И исчезновение носителей нарвской культуры

Около 3000 г. до н.э. или чуть ранее на террито­рию нарвской культуры стали проникать носители культуры шаровидных амфор. Их характерная кера­мика появляется в Восточной Пруссии и Белоруссии (неманская культура), а также в нарвских поселени­ях42. Не исключено, что овцы, козы и лошади, а кро-

метого, просо, пшеница и пахотное земледелиеп шли в нарвские поселения вместе с первыми мигри тами с юга, которые были носителями культуры и» ровидных амфор, поскольку отмечаются они лишы поздних поселениях нарвской культуры. Так, щ раскопках в Швянтойи (участок № 6) было найде три деревянных плуга (рис. 4-34). Они не могло пасть сюда в результате обмена: скорее, это плодлт ных контактов с южанами, тем более что в этомп селении зафиксировано наличие керамики кулы?' ры шаровидных амфор43.

Всю первую половину III тыс. до н.э. происходи­ло постепенное изменение нарвской культуры ис» шение ее носителей с выходцами из Централы* Европы. Однако сохранились такие нарвекие трад ции, как возведение наземных деревянных построй или приверженность к определенной системе рел гиозных символов. Именно поэтому символическж изображения змей, водоплавающих птиц, лягущ лосей и других животных отнюдь не утратили свой! культового значения. В балтийской мифологии я сей день можно отыскать имена древнеевропейски богинь, так как местное население никуда не исчй ло: об этом говорит постоянное присутствие в эти регионе определенного антропологического типа',





Глава V



Неолитические

культуры

адриатики

и центрального

средиземноморья









Древние обитатели адриатического побе­режья и островов долгое время жили за счет охоты на мелкую дичь, пока около 7000 г. до н.э. не перешли к новому хозяйственному укладу, основанному на со­бирании моллюсков1. По мере совершенствования навигационного мастерства возрастала интенсив­ность сообщения между адриатическими островами и прибрежными районами Южной Италии, Запад­ной Греции, Албании и Югославии.

Прекрасный пример многообразия ощущавшихся здесь влияний - три стоянки, найденные в Сидари на северо-западной оконечности острова Корфу (распо­ложен к западу от Греции). Археологи установили, что все они, если рассматривать их в стратиграфической последовательности, принадлежали «мореходам» разного происхождения2. Для самого древнего, ме­золитического слоя, который, согласно радиоугле­родной датировке, восходит к началу VII тыс. до н.э., характерны значительные отложения раковин карди-yM(cardiumedule) и микролитические орудия, сделан­ные из не встречающегося в этих местах кремня. Близ­кие аналоги этой стоянке можно найти на побережье Южной Италии и Сицилии, на югославской части ад­риатического побережья и в северо-западной части Пелопоннеса.

Следующий слой обычно характеризуется как эгей-ский ранний керамический неолит: это очевидный разрывс предшествующей традицией, микролитиче­ское производство прекращается, появляются одо­машненные овцы и козы, начинают делать глиняную посуду. Радикальное несходство двух культур застав­ляет предположить, что около 6500 г. до н.э. сюда при­были выходцы из других мест, возможно — из Южной Греции. Эта вторая стоянка была вскоре покинута и, судя по слою аллювиальной почвы, в течение некото-рого периода оставалась необитаемой.

Приблизительно в XLTV-XLIII вв. до н.э. эти мес­та были вновь заселены, на сей раз людьми, произво­дившими керамику импрессо (т.е. керамику, орнамент

на которой выдавливался раковинами кардиум), ко­торая значительно лучше обожжена, чем изделия их предшественников. К розоватой глине они примеши­вали песок или толченый кремень; поверхность кера­мических изделий выравнивали и украшали узором из отпечатков ногтей или какого-нибудь выглаживающе­го инструмента. Тогда же появляются ручки с отвер­стиями, а днища сосудов делают либо округлыми, либо плоскими.

Технологией изготовления, формами и способа­ми декорирования эта керамика напоминает раннюю керамику импрессо Западной Югославии. На всем протяжении восточного адриатического побережья Югославии и на прилегающих островах зафиксиро­ван целый ряд поселений керамики импрессо 6500-5500 гг. до н.э. (Табл. 17). В скальных навесах адриа­тического побережья Югославии были найдены как палеолитические, так и неолитические культурные отложения, причем среди неолитических материалов есть и керамика, украшенная отпечатками раковин, зубчатых печатей и ногтей3.

Второй этап развития данной культуры представ­лен более поздними слоями керамики импрессо, об­наруженными в Смилчиче, неподалеку от Задара (Дал­мация)4. Смилчич — стоянка с наземными жилищами типа мазанок: есть основания предполагать, что жи­тели разводили овец, коз и крупный рогатый скот. Каменные зернотерки дают основания предположить культивацию каких-то растений. Кроме того, в этом поселении было обнаружено значительное количест­во инструментов из кости, оленьего рога и обтесанно­го камня, а также раковины кардиум, спондилус и не­которые другие. Керамика украшена оттисками раковин кардиум, которые располагаются ленточ­ными полосами или штампованными узорами. Для сосудов характерна полукруглая или овальная фор­ма а для блюд — коническая с плоским или коль-цеобразным основанием. К глине подмешивали боль­шую долю песка ; декорировали изделия до обжига.




Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бот



И исчезновение носителей нарвской культуры - student2.ru Южная Италия

(Тавольере, Матерано и Сицилия)

Апулийская Тавольере - низкая равнина, обрам­ленная горными цепями Гаргано и Мурдже; на вос­токе, неподалеку от города Манфредония, она откры­вается на Адриатику. Считается, что первые земле­дельцы, обладатели керамики импрессо и овец, попали сюда, переправившись через Адриатическое море. В этом районе - самая большая в Италии кон­центрация неолитических поселений (рис. 5-1,5-2), располагавшихся в пещерах, на берегах озер, по по­бережью и на небольших равнинных возвышенно­стях5. Можно насчитать сотни стоянок, которые со­стояли из временных построек, рядом с участками, ограниченными С-образными канавами (рис. 5-3, 5-4). Более крупные и менее многочисленные поселе-ния датируются эпохой среднего неолита (вторая по­ловина VI тыс. до н.э.); они могли включать как не­сколько так и сотню подобных участков Впервые это необычное явление было замечено офицером британ­ской армии Джоном Брэдфордом когда в 1943 г Королевские' воздушные силы провели ряд аэросъе­мок местности По его словам так было открыто «одно из самых плотных скоплений доисторических поселений в Европе»6. С воздуха удалось идентифи-шюовать около тысячи поселений в Тавольере.

В 1978-1979 гг. мне самой довелось убедиться, сколь многочисленны эти окруженные канавами по­селения, когда, вооруженная магнитометром, я вме­сте с экспедицией из Калифорнийского университе­та Лос-Анджелеса работала в районе, лежащем меж­ду реками Черваро и Офанто. За несколько недель мы идентифицировали 75 поселений этого типа. Магни­тометр фиксировал наличие канав, поскольку все, что когда-то было частью этих хозяйств, - керамика, ка­менные и костяные орудия, кости животных — было в них смыто. К сожалению, в отличие от восточно- и центральноевропейских поселений, нам не удалось реконструировать устройство домов, святилищ или их внутреннее убранство, поскольку мало что сохра­нилось на своем первоначальном месте.

Наши рекомендации