Распространение земледелия из Фессалии и Македонии через Центральную Югославию и Западную Болгарию по Дунайскому бассейну
Распространение земледелия и скотоводства шло из Греции к северу: это подтверждают раскопки поселений Центральной Македонии, в особенности телля Анза в Овче-Поле, который находится примерно на равном расстоянии от Эгейского моря иот долины Дуная19. Изучение Анзы (раскопки проводились автором) показало, что климатические изменения сделали экологические условия благоприятными для распространения земледелия. Ко времени основания первого поселения Анза I (примерно 6300-6200 гг. до н.э.) климат по сравнению с нынешним был более прохладным и влажным. В лиственных лесах люди добывали древесину, охотились на диких животных, собирали желуди ооехи кизил дикий виноград и лесные ягоды Ассортимент окультуренных растений и одомашненных животных был примерно тем же, что в Греции. Сперва были одомашнены овцы и козы затем — крупный скот и свиньи. Их кости составляют 96,5% от общего числа обнаруженных тут останков животных Что касается злаков то в псовую очередь злись выпншивали эммео кроме того однозернян-kv и карликовую мягкую пшеницу шестирядный ячмень горох и чечевицу.
На сегодняшний день в Центральной Югославии, врайоне Вардара и Моравы не было найдено ни одной мезолитической стоянки охотников и рыболовов. Можно предположить, что первые земледельцы в югославской Македонии были выходцами из Фессалии: это подтверждает изучение человеческих костяков, из которого следует, что население Анзы в основном принадлежало к средиземноморскому типу Эгейского региона. Материальная культура также позволяет связать македонских колонистов с фес-салийцами, носителями культуры сескло. Печати-штампы, лощеные сосуды с белыми символическими рисунками на красном фоне, нефритовые поделки глиняные свирели ритуальные сосуды антропоморфные и зооморфные статуэтки - все говорит о сходстве их обрядов и мифологии По всему Нижнему Дунаю ранние земледельческие поселения имели удивительно единообразный характер Поражает также сходство форм керамики и ее росписей в Румынии и Македонии20.
На современном этапе научных исследований археологические данные заставляют предположить, что в северные придунайские области производящее хозяйство пришло вместе с мигрантами из Македонии. По всей видимости, их группы прошли долинами Вардара и Струмы, затем поднялись по
бассейну Моравы к западу от Родопских и Балканских гор к долине Дуная (рис. 2-14, стрелки).
Население: физический тип
В большинстве изученных поселений (Течич в Центральной Сербии, Обре в Боснии, Деск в Юго-Восточной Венгрии) население по своему физическому типу принадлежало к грацильным средиземноморцам (низкорослым, узколицым). Однако в некоторых центральнобалканских (Дивостин), трансильванских (Гура-Бачулуй), расположенных в бассейне Тисы поселениях, особенно в районе Кё-рёша (Юго-Восточная Венгрия), были обнаружены костяки, которые указывают на смешение долихоцефальных (длинноголовых) средиземноморцев с местными кроманьонскими и альпийскими брахи-цефальными (круглоголовыми) типами21. Эта гетерогенность говорит о том, что иммигранты смешивались с аборигенным мезолитическим населением. К.ак уже было отмечено в первой главе грацильные средиземноморцы продолжали продвигаться на север до тех пoD пока не достигли района Железных Ворот, то есть долины Дуная в Северной Югославии и в Южной Румынии. Там они были остановлены
местным мезолитическим населением охотниками
и рыболовами принадлежавшими к массивному кро-маньонскомутипу227оторые были представителями культуры лепенски-вир, названной в честь одноимен-ного поселения где было найдено более 50 святилштт и множество каменных скульптур (радиоуглеродную
Хозяйственный уклад
Хотя иммигранты и принесли с собой хозяйственный уклад, практически идентичный тому, который существовал в неолитической Греции, его необходимо было приспособить к лесной, умеренно-влажной климатической зоне, где основными способами добывания пищи были охота и рыболовство. Большое количество гарпунов из оленьего рога, глиняных грузил для сетей, рыбьих костей и толстый слой речных раковин, которые находят в этих поселениях, сравнимы с высоким процентом обнаруживаемых там же костей диких животных — оленей, косуль, туров кабанов, медведей, рысей, лис, бар-суков и разных птиц.
Основными видами одомашненных животных по-прежнему оставались козы и овцы, хотя, как показало изучение нескольких поселений в Южной Венгрии, здешние жители делали попытки разводить и крупный рогатый скот: об этом говорит наличие промежуточной разновидности между местной дикой породой (Bos primigenius) и завезенным одомашненным видом (Bos tauras)23. К северо-востоку от Сараево (Босния) в Обре I кости крупного
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 2-14 |
Рис. 2-14 Неолитические культуры Балканского полуострова и Восточной и Центральной Европы, 6300-5300 гг. до н.э.
Поселения культуры старчево (кёрёш - криш):
1. Анза, Центральная Македония (Юго-Восточная Югославия); стратифицированное поселение, где под слоем ранней культуры винча имеются еще три культурных слоя;
2. Кырча, поселение на Нижнем Дунае (Юго-Западная Румыния);
3. Деваванья, поселение культурной группы кёрёш, Восточная Венгрия;
4. Дивостин, поселение неподалеку от г. Крагуевац (Центральная Югославия) со старчевскими и поздневинчевскими культурными слоями;
5. Эндрёд-Суйошкетест, область Бекеш, Восточная Венгрия, поселение культурной группы кёрёш;
а- е- |
- Г 6. |
Глава П. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Еввопы
6. Галабник, бассейн Верхней Струмы, Западная Болгария, поселение культурной группы струма; 7. Градешница, поселение неподалеку от г. Враца (Северо-Западная Болгария) со старчевскими и винчевскими культурными слоями; 8. ГурааБачулуй, поселение в Трансильва-нии, Северо-Западная Румыния; 9. Копанч, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 10. Котачпарт-Вататанья, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 11.Леи, стратифицированное поселение в бассейне Верхнего Олта, Северная Румыния; 12.Обре I к северо-западу от г. Сараево, Босния, стратифицированное поселение позднестарчевской культуры; в расположенном рядом Обре II на смену ей пришла культура бутмир; 13. Периени, поселение на реке Прут, Северо-Восточная Румыния; 14. Породин, поселение-телль в окрестностях г. Битола, Пелагония (Южная Югославия); 15.Рёске-Лудвар, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 16. Перник и Слатино, поселения в долине Верхней Струмы, Западная Болгария; 17. Сайол-Фелшёфёлд, поселение культурной группы кёрёш, Юго-Восточная Венгрия; 18. Течич, поселения и погребения в бассейне реки Морава, Центральная Югославия; 19. Велушина, телль неподалеку от гг. Битола и Породин, Пелагония (Южная Югославия); 20.Вршник, поселение неподалеку от Анзы, район г. Штип, Юго-Восточная Югославия; 21-23. Власац, Падина и Лепенски-Вир, мезолитические и ранненеолитические поселения в районе Железных Ворот, Северная Югославия (заштрихованный прямоугольник). Местная культура была продолжением верхнепалеолитической культуры граветт и, в конце концов, была по-глоидена культурой старчево; 24. Мехтелек, поселение культуры прото-бюкк(сашар); месторождение обсидиа-на и кремня. Поселения культуры караново: 1. Азмак, стратифицированное поселение-телль у г. Стара-Загора, Центральная Болгария; 2. Чавдар, стратифицированное поселение-телль к западу от г. София; 3. Караново, стратифицированное поселение-телль у г. Нова-Загора, Центральная Болгария; 4. Мулдава, поселение у г.Пловдив, Центральная Болгария. |
рогатого скота составляли от 50% до 60% от общего числа костей домашних животных24. Крупный скот разводили ради мяса и молока. А вот количество свиней оставалось минимальным.
Архитектура
По всему Дунайскому бассейну для позднего периода культуры старчево характерны постройки со стенами из кольев, оплетенных прутьями, и слоя глиняной обмазки; полы у них тоже были глиняные (рис. 2-15). Как показали раскопки поселения позднестарчевской культуры Обре I (Босния), к 5500 г. до н.э. дома в основном были прямоугольной формы (до 9 м в длину и 7 м в ширину), с круглыми очагами и нередко с каменным фундаментом25.
Как и в культуре сескло, святилищами служили дома из двух помещений. Из пяти раскопанных в Обре I жилищ святилище — самая крупная постройка, которая отличается от прочих небольших однокомнатных домов не только размером, но и рядом архитектурных деталей. Например, в святилище пол главной комнаты был выложен каменными плитами, а в других домах — покрыт хорошо утрамбованным слоем глины. Посреди комнаты был расположен очаг в форме подковы, перед которым обнаружены культовые предметы, выполненные с исключительным мастерством, — сосуды с большими круглыми ручками, плоские блюда, сосуды на ножке26. Можно пред-
Рис. 2-15.2 |
Рис. 2-15.1
Рис. 2-15
(1) Приблизительная реконструкция жилища культуры старчево (кёрёш), Тисайенё, Юго-Восточная Венгрия.
(2) Глиняная модель бревенчатого дома (или святилища) с бычьей головой на фронтоне, Рёске-Лудвар, Юго-Восточная Венгрия.
Гимбутас М Цивилизация Великой Богини 1±
Рис. 2-16.2 |
Рис. 2-16. 1 |
положить, что жители использовали эти предметы при исполнении общественных ритуалов.
Торговля
Главным предметом торговли по-прежнему оставались эгей-ские раковины спондилус, которые использовались для изготовления браслетов, колец и бус, а также некоторые минералы, в том числе кремень и обсидиан, из которых делали лезвия, скребки, резцы, наконечники, топоры и тесла.
Необходимый для производства инструментов обсидиан импортировался по крайней мере из двух мест: один маршрут шел из Сардинии через Адриатическое море по берегу Далмации и через перевал Неретва в Боснию27; другой -от подножья Карпатских гор Северо-Восточной Венгрии и Восточной Словакии, снабжая культурную группу кёрёш. Показателен пример поселения Мехтелек, расположенного в долине реки Самош более чем в 150 км на северо-восток от основного ареала кёрёш28. 80 % производившейся здесь обработки камня было связано с обсидианом, из которого изготовляли инструменты и,кроме того продавали в виде загото-вок.
Керамика
Что касается керамики, то в 5900-5800 гг. до н.э. наблюдается несомненный отход от стиля культуры сескло. Для керамики культуры старчево характерны оранжевый фон с коричневым криволинейным рисунком и сосуды для хранения зерна с отпечатками ногтей. Кроме того, самое примечательное достижение этой культуры - керамика барботин (украшенная тонким слоем ангоба): сферические кувшины, чаши на ножках блюда и сосуды в форме птиц обнаруживаются даже в северных и западных районах распространения старчево (рис. 2-16
Рис.2-17
Рис. 2-16 В начале VI тыс. до н. э. одним из основных орнаментальных мотивов в керамике стали спиральные линии, оживлявшие древнеевропейские изделия своим плавным динамизмом. Эти самые ранние спиральные мотивы были выполнены темно-коричневым цветом на оранжевом фоне. Культура старчево, 5800-5500 гг. до н.э.
(1) Старчево и Винковци, Се
верная Югославия.
(2) Анза II неподалеку от
г. Штип, Юго-Восточная
Югославия.
Рис. 2-17 Чаши и блюда на ножке, характерные для позднестарчевской культуры в Боснии, Западная Югославия. Обре I, к северо-западу от г. Сараево, ок. 5300 г. до н.э.
н
п
т 5 В п
О
II т II п I
с Д С I г Е
.
Гмча И. Неолитиччские культуры Юго-Восточной и ЦентральнойЕвропы |
им ых ли
IB-
ие
,и-ие ли ie-эм ю,
от ая
LK-
ой ая ю-)к
и 2-17). Об изощренности и высоком уровне творческой фантазии можно судить по удивительным антропоморфным и орнитоморфным сосудам со сложным символическим рисунком (цветная вклейка 6).
Раскопки поселения Анза (бассейн реки Вардар, Центральная Македония) позволили, при помощи стратиграфии и радиоуглеродной датировки, уточнить хронологию и эволюцию различных видов керамики (рис. 2-18). Все изящно расписанные глиняные изделия культуры старчево — сосуды с рельефными изображениями (рис. 2-19), антропоморфные иорнитоморфные (рис. 2-20), миниатюрные обря-довые сосуды на четырех ножках (рис. 2-21) и женские фигурки — имели ритуальное назначение. Что касается глиняных статуэток, то их больше на юге, чем на севере: не исключено, что на севере их изготавливали из дерева, поэтому они не сохранились.
На заключительных фазах культуры старчево становится ощутимо стороннее влияние, шедшее из Болгарии и с побережья Адриатики. Им во многом объясняются те изменения, которые где-то около 5400— 5200 гг. до н.э. привели к формированию культур винча, бутмир, тиса и лендель, о которых мы будем говорить в третьей главе. В западных районах Югославии старчевские традиции продолжали существовать приблизительно до 5000 г. до н.э.29.
Культура караново Центральной Болгарии
Центральная Болгария была настоящей землей обетованной для земледельцев, осевших здесь не позднее 6300 г. до н.э. (Табл. 2-3). Особенно много теллей в бассейне реки Марица, где почва плодородна, а мягкий климат идеален для земледелия. Эти поселения существовали на протяжении длительного времени, на что указывает толщина культурного слоя: втелле Караново, давшем имя культурной традиции данного региона, она достигает 13 м. В силу сравнительной изолированности — с одной стороны, Родопы, с другой - Балканы - культура караново имеет несколько иной характер, нежели центрально-балканский комплекс старчево.
Основные раскопки
Наиболее существенная информация о культуре караново была собрана при раскопках одноименного кургана вблизи города Нова-Загора, которые в 1936-1937 гг. и в 1947-1954 гг. проводили археологи В.Миков и Г.И.Георгиев; в 1984-1990 гг. эта работа была продолжена С.Хиллером и Б.Николовым30. Первоначально исследователи выделили шесть фаз развития (I—VI) культуры; позднее эта классификация была дополнена и расширена, благодаря раскопкам телля Азмак у г. Стара-Загора, которые в 1960-1963 гг. осуществил Г.И.Георгиев. При проведении новых работ в Караново под Караново I был обнаружен еще один слой, так-
ш
же содержащий остатки построек (материалы эти еще не опубликованы). Нет сомнения, что это поможет пролить свет на начальные фазы Караново I. Последовательные раскопки телля Казанлык у г. Стара-За-гора (неолитический слой толщиной в 8 м)31 и других поселений32 дают достаточно ясное представление о жизненном укладе культуры караново.
Поселения и жилища
Ранние поселения культуры караново были хорошо организованными общинами, объединявшими до 300 жителей на площади в 3га (1 га = 10 000 кв. м). Однокомнатные дома в 6-7 кв. м стояли параллельными рядами (рис. 2-22), между которыми были проложены мощеные бревнами улицы. Дома строили из кольев, которые оплетали прутьями и покрывали толстым слоем глины. Было подсчитано, что в первом слое Караново сохранились остатки примерно 60 строений. В домах имелись массивные глиняные печи и было найдено множество мраморных сосудов и керамики (рис. 2-22. 2). Печи также сооружали в пространстве между домами. Внутренние стены некоторых помещений были покрыты росписями: возможно, что часть поселковых строе-ний использовалась в качестве святилищ. Среди земледельческого инвентаря были зернотерки пестики оукоятки для серпов из оленьего рora (см рис 1-1 1) Там же были обнаружены костяные ложки удивительно тонкой работы (рис. 2-23).
Хозяйственный уклад
Выбор мест для поселений в окрестностях г. Нова-Загора говорит о том, что их обитатели всегда подыскивали поддающиеся обработке земли33. Территория вокруг поселка возделывалась примерно в радиусе двух километров, а вокруг более крупных поселений могла охватывать более 760 га34. Так как поселения эти существовали на протяжении долгого времени, можно предположить, что население практиковало какие-то формы севооборота. По-видимому, половину земель оставляли под паром или засевали культурами которые способствуют восстановлению содер-жания азота в почве. Основными зерновыми в этих местах были эммер пшеница-однозернянка, ячмень, горох и чечевица. Однако в основном разводили толь-ко эммер, ячмень и бобовые, — на это указывает наличие их крупных и очищенных образцов Во всех неолитических слоях также есть серпы из оленьего рога с кремневыми вкладышами зернотерки и кос-тяные лопаточки, с помощью которых, возможно, скоблили полы.
Первое место среди одомашненных животных занимали овцы и козы, за ними шел крупный рогатый скот и свиньи. Однако по берегам реки было слишком мало подходящих лугов для круглогодичного со-
и |
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис. 2-18.3
Рис. 2-18.2
v____________________ У
<^g~7
Рис. 2-18.1
Рис. 2-18 Типы керамических изделий трех периодов развития старчевской культуры, представленные в стратифицированном поселении Анза (Анзабегово) в окрестностях г. Штип, Центральная Македония.
(1) 6300—5900 гг. до н.э.: самая древняя фаза 1а (ок. 6300-6100 гг. до н.э.) представлена тонкостенными сосудами красного лощения с темно-бордовым ангобом; вторая фаза lb(ок. 6100-6000 гг. до н. э.) - керамикой с белой росписью на красном, коричневом или черном фоне.
(2) 5900-5600 гг. до н. э.: появляются характерные сосуды с оранжевым ангобом и шоколадно-коричневой росписью, а также криволинейный орнамент и барботиновые (накладные) украшения.
(3) 5600-5300 гг. до н.э.: продолжает появляться утварь с барботиновым и тисненым орнаментом; рисованные узоры становятся более тектоническими; на сосудах рисуют вертикальные линии, расположенные снизу доверху.
Глава II. Неолитические еультуры Юго-Восточнойи ЦентральнойЕвропы |
■41
Рис. 2-19 Олень с неестественно большими рогами. Рельефное изображение на крупном сосуде из Цепы, культурная группа кёрёш, Юго-Восточная Венгрия, ок. 5500-5300 гг. до н. э.
Рис. 2-20 Сосуды в форме птиц, культурная группа кё'рёш, Юго-Восточная Венгрия, ок. 5500 г. до н. э.; высота 11 см.
Рис. 2-21 Сосуды для приношений: (1)Лепенски-Вир. (2) Дудешти-Веки, Тими-шоара, Западная Румыния, ок. 5700-5500 гг. до н.э.
]
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
~с\._/\_у~э^-^—Х.^^-^ |
держания скота; скорей всего, весной и ранним летом его перегоняли в холмистые местности.
Керамика
В древних слоях всех теллей, где проводились систематические раскопки, встречается удивительно зрелая, крепкая, хорошо обожженная керамика без каких-либо следов органических примесей. Это в первую очередь чаши тюль-панообразной формы и высокие кувшины с полым круглым основанием или на цилиндрических ножках, с красным ангобом и белым рисунком (рис. 2-24). Эту керамику никак не назовешь «примитивной», и конечно, в этом регионе она — не самая древняя. Свидетельство ее высокого уровня — сосуды на ножках (рис. 2-25) и целый ряд небольших треуголь-ных и прямоугольных в плане ем-костей В эпоху культуиы кара-ною II появилась новая технология
f ПЙП\/_ПиГ)\/СМОС уменьшение ЛОСТУПЭ
воздуха)благодаря чему получаются сосуды с чепной поверхностью с шЛленьши^
ментом Вовоемякультурной.Ьазы кашнс^оШув^
rifitT-Я'ЧНР ГПОГ^АЛ f РОЯАЛИЧРРК'ИYиТГТР -
лий^^^лаЛчетоЛят^
ются высокиГсос^
Ги L ГХ nvTZ
Гпис 2 26^ Типология керамики
7ыТн1 ри? 227 представ-
Фигурные изображения
По видам и стилю статуэтки из поселений культуры караново обнаруживают типологическое сходство с изделиями культур сескло и старчево. Хорошо представлены терракотовые изображения Богини-птицы с клювообразным носом и выступающими яйцевидными ягодицами; беременные богини, держащие одну руку на животе; столбообразные обнаженные фигуры (бабы) с огромным лобковым треугольником и зооморфные статуэтки. Обнаженные женские фи-
Рис. 2-22
(1) Схематический план поселения культуры караново I.
(2) Внутреннее устройство однокомнатного дома культуры карановоI, телль Мулдава в окрестностях Пловдива. Слева в дальней части помещения — печь в форме улья и яма для золы, справа — скопление сосудов, грузиков и каменных инструментов. Начало VI тыс. до н.э.
Ста II. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Евро
Рне. 2-23
Рис. 2-23 Костяные ложки или, возможно, лопаточки для сбора зерна, культура караново I, телль Азмак, Центральная Болгария, начало VI тыс. до н.э. Музей г. Стара-Загора; 31,5 см, 14,4 см, 13,2 см.
Рис. 2-24 Характерные для культуры караново I тюльпановидные сосуды: (1) с белой росписью на красном фоне и с сетчаты м орнаментом из треугольников и точечных полос; высота 17 см; (2) с белой росписью на красном фоне и спиралевидным орнаментом; на высокой конусообразной ножке; вЫСО-та 28 4 см Начало VI тыс. [1о нэ телль Азмак у г Стат>а-За-гора, Центральная Болгария.
Рис. 2-24.1
Рис. 2-24.2
Гимбутас M. Цивилизация Великой Богини
Рис. 2-25.1
Рис. 2-25.2
Рис. 2-26.1
Рис. 2-26.2
Глава II, Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы
Рис. 2-27 |
w7^! |
Рис. 2-25 Полукруглый горшок и блюдо с круглым основанием и выемками: (1) сосуд по всей окружности украшен орнаментом из висящих и перевернутых треугольников, заполненных сетчатым узором;^) блюдо украшено белой росписью из полумесяцев и 8-образных спиралей на красном фоне. Культура караново I, поселение Мулдава, Центральная Болгария, ок. 5800 г. до н. э.
п
Рис. 2-26 Сосуды культуры караново III с ручками в виде собак (1,2) и орнитоморф-ной/антропоморфной ручкой крышки (3). Черное лощение Телль Азмак у г. Стара-Загора, середина VI тыс. до н.э.; высота 14 см.
Рис. 2-27 Типология керамики из Караново I (ок. 5900-5800 гг. дон.э.), Караново II (5700-5600 гг. до н.э.) и Караново III (ок. 5600-5500 гг. дон.э.).
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
гурки часто вырезаны из белого мрамора35, что свидетельствует о наличии у здешнего населения торговых связей с Эгейскими островами. Изображения женских божеств были преобладающими на столь обширной географической территории, что это должно указывать на существование сложной и последовательной системы религиозного поклонения многоликой богине.
Неолит в Центральной Европе: культура
линейно-ленточной керамики
Рис. 2-28 |
«Это самая известная из всех центральноевропей-ских культур и, возможно, наиболее классический вариант неолита во всем древнем мире», — писал в 1925 г. В. Гордон Чайлд в книге «Рассвет европейской цивилизации». И через семьдесят лет нельзя отрицать, что, если брать территорию между Восточной Францией и Румынией (рис. 2-28), то самая гром-
кая международная известность выпала на долю именно этой культуре, во многом благодаря замечательным раскопкам, которые в последние десятилетия проводили французские, датские, немецкие, чешские, польские и американские археологи. Чайлд назвал ее дунайской I культурой, однако этот термин неточен, поскольку в ее ареал не входил нижнедунайский регион. Археологи по-прежнему пользуются немецким термином «ленточная керамика» (Bandkeramik) или английским - «линейная керамика» (Linear Pottery).
Используемый нами термин «линейно-ленточная керамика» (Linearbandkeramik) часто сокращается до аббревиатуры LBK. Однако этот вид керамики не является исключительно линейно-ленточным: среди характерных для него орнаментов есть спирали, змеи, меандры, прямоугольники, концентрические квадраты, треугольники, знаки в виде «V», шевроны, двойные и тройные линии, зна-
1.Эльсло
2. Ситтард
3. Кельн-Линденталь
4. Альденхофен
5. Фломборн
6. Риксхайм
7. Лаутерек
8. Хинхайм
9. Рессен
10. Зондерсхаузен
И.Биланы
12.Ольшаница
13. Нитра
Рис. 2-28 Распределение культуры линейно-ленточной керамики в Центральной Европе. Заштрихованные участки указывают на скопление поселений. ]Ок. 5500-4900 гг. до н.э.
Шва П. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы
Рис. 2-29 |
Рис. 2-29 Характерные для ранней культуры линейно-ленточной керамики сосуды, украшенные спиралями, грудями, двойными линиями, рогами и концентрическими треугольниками; поселения в окрестностях Зноймо неподалеку от Брно, Моравия, 5500-5000 гг. до н.э.
Гимбутас М. Цивилизация Великой Боги
Рис. 2-30 |
-*-.;-"- *•••..— |
-*•..„««« i « • игёйЯР |
./*> |
isSiiiH^i^
Рис. 2-30 Сосуды культуры линейно-ленточной керамики с резным символическим орнаментом: змеями, крестами, знаками «V», ромбами, шевронами, двойными треугольниками («песочными часами») и лягушками. (1, 3, 5) - ранний период; (2,4,6-9) - средний и поздний период; ;(1 3, 5) Эльсло, Голллндия; ;2,4, 8, 9) Кёнигсауэ; (6) Халле-Трота; (7) Зеехаузен, Восточная Германия; масштаб (1, 3, 5) - 1/2, (2, 4, 6, 7) - 1/3, (8, 9) - 2/3.
ки в виде «М», «X» и др. (рис. 2-29 и 2-30). А еще- рельефные антропоморфные и зооморфные изображения, рога, груди и другие символы, универсальные для керамического искусства всей Юго-Восточной Европы. Своими формами, материалами и символике) культура линейно-ленточной керамики схожа с поздним периодом культуры старчево (кёрёш), хотя ей в общем не свойственна раскрашенная керамика.
Пятьсот лет отделяют балкан
ский неолит (старчево) от той эпо
хи, когда эта культура и земледе
лие начали распространять свое
влияние по умеренной климати
ческой зоне Центральной Евро
пы. Безусловное сходство между
культурой старчево (кёрёш) и
культурой линейно-ленточной ке
рамики убеждает в том, что мигра
ция населения шла с юго-востока
Первоначальная фаза культуры
линейно-ленточной керамики
Среднедунайского бассейна дати
руется примерно 5600—5400 гг. до
н.э. и непосредственно связана с
культурными традициями старче
во (кёрёш)36. Что касается физи
ческого типа то в своем боль-
НП1 нст ВС носители культуры ЛИ-
нейно-ленточной керамики были
в родстве с невысокими грациль-
ными средиземноморцами оби-
тателями Балкан37. ,