Для изучения уровня сформированности

У ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗА Я

Изучение сформированности образа Я и самооценки

Подготовка исследования

Подбор вопросов, помогающих выяснить отношение ребен­ка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе, на­пример:

1) Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел быть таким, как он, похожим на него.

Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2) Представь себе человека, который тебе так не нравится, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, быть на него похожим.

Изучение старшими дошкольниками субъективного

Переживания своих отношений со взрослыми

(методика "3 вопроса").

Проведение исследования

Ребенку 5—7 лет предлагают сформулировать три вопроса, которые, по его мнению, мог бы задать незнакомый взрослый человек, захотевший с ним поговорить.

Обработка данных

Подсчитывают количество детей в зависимости от успешно­сти выполнения задания.

Первый уровень — полностью выполнившие задания, т.е. задавшие три вопроса. В этой группе можно выделить детей, сумевших развернуто описать ситуацию общения с незнакомым взрослым.

Второй уровень — частично выполнившие задание.

Третий уровень— не справившиеся с заданием, т.е. не задавшие ни одного вопроса.

Изучение уровня самосознания

Подготовка исследования

Подберите вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях. Например:

1) Что ты любишь больше всего на свете?

2) Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили де­лать все?

3) Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.

4) Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто тер­петь не можешь)?

5) Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изме­нить?

6) Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6—7 лет. Вопросы можно конкретизировать или изменять.

Полученные ответы оформляются в таблицу и анализируются.

ЗАДАНИЯ ПО ОПИСАНИЮ СЕБЯ

Ведущие специалисты в области педагогики утверждают, что сегодня главная задача воспитателей и родителей — научить детей эффективно взаимодействовать с другими членами обще­ства. Способность заботиться о других основывается на умении позаботиться о самом себе. Исследования показали, что поло­жительное восприятие собственного Я тесно связано с особен­ностями поведения человека, например, с его умением выпол­нять различные задачи, начиная от успешной учебной деятель­ности и заканчивая способностью приобретать друзей. Кроме того, выяснилось, что способность поддержать другого челове-




ка, терпимость, умение видеть положительные качества людей в ситуациях взаимодействия тоже являются результатом поло­жительной самооценки личности.

В качестве подтверждения данных положений студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на иссле­дование и формирование у детей положительного самовоспри­ятия через выполнение серии различных заданий по описанию самих себя.

Цели предлагаемых заданий:

— научить просто и понятно рассказывать о себе;

— узнать, что все люди отличаются друг от друга.

3.1. «Книга "Это я"»

1) Предложите ребенку отобрать несколько фотографий сво­их, а также его друзей или членов семьи (попросите родителей разрешить ребенку взять несколько снимков). Пусть он нари­сует картинки, рассказывающие о себе, приклеит на каждую страницу один-два снимка или рисунка, а затем попробует рас­сказать, чем он отличается от других.

Если при выполнении данного задания возникли трудности с фотографиями, их можно заменить рисунками ребенка.

2) Сделайте книгу, скрепив страницы при помощи скоросши­вателя и тесемки. Напишите вместе с ребенком рассказ о нем самом. Для рассказа используйте фотографии или рисунки.

3) Обсудите с ребенком содержание книги по следующей схеме:

— Что говорится о тебе в твоем рассказе?

— Чем ты отличаешься от всех остальных и чем похож на них?

— Как ты себя чувствуешь, рассказывая о себе?

— Кто из знакомых нравится тебе?

— Есть ли их фотографии в твоей книге?

— Чем твои знакомые похожи на тебя, чем вы отличаетесь друг от друга?

Для выполнения данного задания понадобятся бумага, клей, Цветные карандаши или фломастеры, фотографии ребенка, его Друзей или членов семьи, рисунки, скоросшиватель, тесемка.







3.2. "Отпечатки"

1) Разведите краску или гуашь на подносе. Прижмите ла­донь ребенка к краске,

2) Попросите ребенка сделать отпечаток ладони на листе бумаги. Рядом напишите его имя. Пусть другие дети и воспи­татели тоже сделают свои отпечатки.

3) Рассмотрите получившиеся отпечатки. Отметьте, что все они разные.

4) Обсудите с ребенком следующие вопросы:

— Чем отличаются отпечатки?

— Каковы их размер, форма, рисунок?

— Чем еще люди отличаются друг от друга? Посмотри на их глаза, волосы, носы и уши. Обрати внимание на их одежду. Можешь ли ты сказать, что представляет собой человек по внешнему виду?

Для выполнения задания понадобятся поднос или ванночка с краской или гуашью, большой лист бумаги.

3.3. Игра "Дотронься"

1) Воспитатель придумывает на кого-либо из детей характе­ристику. Например: у него желтая рубашка, он любит манную кашу, ему нравится играть с большим грузовиком.

2) Играющие находят, о ком идет речь, и легко дотрагива­ются до него.

3) Взрослый напоминает, что дотрагиваться до ребенка нуж­но осторожно и бережно.

Результаты выполнения всех заданий описываются студен­тами в виде подробных отчетов и представляются с образцами выполненных совместно с детьми практических заданий.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................... 3

Глава 1. Исследование проблемы образа Я личности в зарубежной гуманистической психологии ...................................................... 6

§ 1. Гуманистическое направление ..................................... 6

§ 2. Психодинамический подход ....................................... 10

§ 3. Психосоциальный подход в изучении Я-концепции...... 13

§ 4. Интеракционистский подход ...................................... 18

Глава 2. Отражение феномена образа Я личности в отечественной психологии............................................................................... 22

§ 1. Структурный подход в теории развития личности ........ 22

§ 2. Концепция субъектности ............................................ 24

§ 3. Концепция рефлексивного сознания............................ 28

Глава 3. Образ Я как педагогическая проблема ........................... 34

Глава 4. Самопознание как ведущий психологический механизм построения образа Я ребенка-дошкольника ................................. 38

§ 1. Генезис процесса самопознания .................................. 38

§ 2. Механизмы формирования образа Я ............................ 42

§ 3. Уровни самопознания ................................................ 47

§ 4. Человек как субъект и объект познания ...................... 50

Глава 5. Теории и концепции развития образа Я дошкольника..... 53

§ 1. Теория адаптации Ж. Пиаже...................................... 53

§ 2. Теория "субъектного опыта младенца" Д. Штерна........ 54

§ 3. Развитие чувства "Я" у младенцев (Р. и Я. Тайсоны).... 55

§ 4. Концепция "разделение — индивидуализация" М. Малер ... 56

§ 5. Концепция построения образа себя М.И. Лисиной и ее школы ............................................................................ 56

§ 6. Развитие Я в теории Л.С. Выготского.......................... 59

§ 7. Теории социального сознания .........................-..-.-•••••• 61

§ 8. Дошкольник: образ Я или Я-концепция? ..................... 65

Глава 6. Ребенок и взрослый в образовательном пространстве ......69

§ 1. Идеи гуманитарной парадигмы образования ................ 69

§ 2. Механизмы взаимодействия взрослого с ребенком

в образовательном пространстве ........................................ 73

§ 3. Понимание ребенка значимыми взрослыми ................. 77




Наши рекомендации