Тест на самооценку (К. Томас)

Инструкция

1. Внимательно почитайте слова, характеризующие отдель­ные качества личности.

2. Составьте два ряда слов по 10 в каждом: в первый ("Мой идеал") поместите слова, которые характеризуют Ваш идеал, во второй ("Антиидеал") — обозначающие черты, которыми иде­ал обладать не должен.

11. Сдержанность 12. Холодность 13. Беспечность 14. Сострадание 15. Гордость 16. Застенчивость 17. Капризность 18. Мнительность 19. Нежность 20. Обаяние

1. Аккуратность

2. Жизнерадостность

3. Завистливость

4. Изысканность

5. Мечтательность

6. Непринужденность

7. Несдержанность

8. Подозрительность

9. Принципиальность

10. Презрительность


21. Отзывчивость 22. Поэтичность 23. Рассудочность 24. Стыдливость 25. Увлекаемость 26. Энтузиазм 27. Вдумчивость 28. Грубость 29 Злопамятность 30. Легковерие 31. Мстительность 32. Нервозность 33. Обидчивость 34. Педантичность 35. Развязность

36. Решительность

37. Терпеливость

38. Упорство

39- Восприимчивость

40. Заботливость

41. Искренность

42. Медлительность

43. Настойчивость

44. Нерешительность

45. Осторожность

46. Подвижность

47. Радушие

48. Самозабвение

49. Трусость

50. Уступчивость

3. Из каждого ряда слов выберите те черты, которыми Вы, на Ваш взгляд, обладаете.

Обработка результатов

Число положительных черт, которые Вы себе приписыва­ете, поделите на число слов, помещенных в столбце "Мой иде­ал". Если результат близок к единице, то скорее всего Вы себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5, — нормальная средняя самооценка, Вы доста­точно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы на основании сравне­ния выделенных отрицательных качеств со столбцом "Анти­идеал". Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — заниженной, к 0,5 — нормальной.

Интерпретация результатов

Адекватная самооценка — человек трезво оценивает свои ус­пехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих; ему свой­ственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.

Завышенная самооценка — человек ставит перед собой бо-лее высокие цели, чем те, которых может достичь, он относит­ся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, ему могут быть свойственны высокомерие, стремление к превосходству. Такой человек недостаточно самокритичен в оценке своих ус­пехов и неудач.

Заниженная самооценка — человек ставит перед собой бо­лее низкие цели, чем те, которых он может достичь; преуве­личивает значение неудач; остро нуждается в поддержке окружающих; ему свойственна недооценка своих сил и воз­можностей.

1.2. Шкала "Сила Я" (ММПИ)

Инструкция

Прочитав каждое утверждение, решите для себя, согласны Вы с ними или не согласны. В случае согласия поставьте рядом знак "+", в противном случае — знак "—". Будьте внимательны при выполнении этой работы. В то же время старайтесь по­долгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

1. У меня хороший аппетит.

2. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, кото­рые я не могу контролировать.

3. Я замечаю, что мне стало трудно сосредоточиться на опре­деленной задаче или работе.

4. У меня очень часто бывает кашель.

5. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.

6. У меня прерывистый и беспокойный сон.

7. Мое физическое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых.

8. Все, что предстоит человечеству, давно уже предначертано.

9. Я чувствую жжение, покалывание или онемение в раз­личных частях своего тела.

10. Меня легко переубедить.

11. Я часто совершаю поступки, о которых потом сожалею.

12. Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.





13. Я встречал проблемы с таким множеством решений, что мне трудно было остановиться на одном из них.

14. Некоторые люди так любят командовать, что мне хочет­ся все сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы.

15. Я люблю собирать цветы или выращивать комнатные растения.

16. Я люблю готовить еду.

17. Последние несколько лет мое самочувствие в основном хорошее.

18. Я никогда не падал в обморок.

19. Когда мне скучно, я стараюсь устроить что-нибудь веселое.

20. Мои руки не стали неловкими.

21. Очень часто я чувствую слабость.

22. Мне нетрудно сохранять равновесие при ходьбе.

23. Мне нравится флиртовать.

24. Я уверен, что моим поступкам нет прощения.

25. Я часто замечаю, что тревожусь о чем-то.

26. Меня интересует наука.

27. Я люблю говорить на сексуальные темы.

28. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

29. Я слишком часто предаюсь размышлениям.

30. Я часто вижу сны, о которых лучше умолчать.

31. Мои поступки обычно бывают неправильно поняты окру­жающими.

32. У меня бывают такие провалы в сознании, когда я даже не понимаю, что происходит вокруг меня.

33. Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки кото­рых не одобряю.

34. Будь я художником, то рисовал бы цветы.

35. Когда я выхожу из дома, меня не мучают мысли о том, закрыта ли дверь, выключен ли газ и т. д.

36. Иногда я так хорошо слышу, что это мешает мне.

37. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы не встретиться с тем, кого увидел.

38. Иногда мне хочется причинить зло тем, кого я люблю.

39. Нередко какая-нибудь маловажная мысль крутится в голове и надоедает мне несколько дней подряд.

40. Я не боюсь огня.

41. Мне не нравится, когда женщины курят.

42. Когда кто-нибудь говорит глупость или проявляет невежест-во по поводу известных мне вещей, я стараюсь его поправить.

43. Я чувствую, что не смог бы рассказать кому-либо все о себе.

44. Мои планы нередко кажутся мне очень трудными, из-за чего я отказываюсь от них.

45. Мне случалось испытывать сильные мистические пере­живания.

46. В моей семье есть очень нервные люди.

47. Меня влечет к лицам противоположного пола.

48. Мужчина, который больше всего занимался со мной в детстве (отец, отчим или другой человек), был со мной строг.

49. Мне, безусловно, доставило бы удовольствие провести мошенника его же способом.

50. Я верю в чудеса.

51. Я хотел бы, чтобы судьба была благосклонной ко мне.

52. Я сочувствую людям, которые склонны заострять вни­мание на своих бедах и огорчениях.

53. Я боюсь находиться в маленьком закрытом помещении.

54. Всякая грязь пугает меня или вызывает отвращение.

55. Мне больше нравится работать с руководителем, даю­щим четкие, строгие указания, чем с предоставляющим боль­шую свободу.

56. В моем доме всегда было все необходимое.

57. Некоторые животные вызывают у меня чувство содро­гания.

58. Моя кожа необычайно чувствительна к прикосновениям.

59. Я чувствую усталость большую часть времени.

60. Я никогда не стану смотреть представления сексуально­го характера, если можно этого избежать.

61. Если бы я был журналистом, то предпочел бы писать о театре.

62. Иногда мне кажется, что я "на краю гибели".

63. Я часто испытываю страх среди ночи.

64. Мне очень нравится верховая езда.

Обработка результатов

Сосчитайте количество совпадений Ваших ответов с ключа­ми. За каждое совпадение — 1 балл.





Ключ

"+": 1, 5, 7, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 26, 27, 28, 33, 35, 38, 40, 42, 45, 47, 48, 49, 55, 56.

"-": 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16, 21, 24, 25, 29, 30, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 41, 43, 44, 46, 50, 51, 52, 53, 54, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.

Чем больше количество баллов (сумма "+" и "-"), тем выше сила "Я".

Интерпретация результатов

Сила "Я" говорит о личностной зрелости, реалистичности, рациональности суждений и поступков, объективности оценок.

Высокая оценка: спокойный, с высоким самообладанием, избегает конфликтных ситуаций, не позволяет эмоциям засло­нить реальные факты, ответственный.

Низкая оценка: позволяет эмоциям управлять собой, не объек­тивен, переменчив в отношениях и интересах, беспокойный.

Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3) Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Чем ты отличаешься от других детей? Над тобой насмехаются?

Нарисуйте шкалу с делениями от -10 до +10 (центр 0), под­берите фишку.

Проведение исследования

Работа проводится индивидуально с детьми 6—7 лет и со­стоит из двух серий.

Первая — беседа по вопросам (см. выше).

Вторая. Ребенку предъявляют шкалу с характеристика­ми, названными детьми в ответах на вопросы, и стандартный набор антонимов ("хороший — плохой", "добрый — злой" и т. д.).

Экспериментатор дает следующую инструкцию: "На этой шкале все люди — от самых злых до самых добрых (движение рукой снизу вверх). На самом верху находятся все самые доб­рые люди, а в самом низу — злые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой".

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации