Концепция построения предметно-развивающей среды В. А. Петровского
Непременным условием создания предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях любого вида является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Это обнаруживает себя в принципах построения развивающей среды, представленных в концепции В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смы-виной, Л. П. Стрелковой (1993). Остановимся на их анализе.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии регулирует отношения между взрослым и ребенком в образовательном процессе. Комфортное общение возможно, по мнению авторов, при наличии в групповых помещениях разновеликой мебели. «Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху»1.
При осуществлении контакта взрослому также необходимо найти верную дистанцию, общее пространство общения как с
1 Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей- Российский Монтес-сори-центр. Изд-во "Мастер", 1992.
1 Концепция построения предметно-развивающей среды / Под ред. В. А.Петровского. М., 1993. С.61.
каждым ребенком в отдельности, так и со всей группой в целом. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти удобное, комфортное с психологической точки зрения место для занятий и индивидуальной деятельности.
Принцип активности подразумевает реализацию потребности каждого ребенка и взрослого, с одной стороны, в построении своего собственного предметного окружения, а с другой — своей личности и здорового тела. Авторы концепции предлагают создание условий, провоцирующих возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этого необходимо по-новому взглянуть на планировку помещений, подойти более разумно к использованию их развивающего потенциала, как то: создание "стены творчества" для рисования, мастерских с наборами простых инструментов для включения детей во "взрослые" виды деятельности; ' применение звукового и цветового дизайна при оформлении помещений.
Принцип стабильности-динамичности. «При проектировании развивающей среды необходимо учитывать тот факт, что определить его жизненную среду невозможно. Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и все окружение»1. И все-таки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо дать ему возможность самому менять и создавать окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроением. Данная идея ярко представлена в опыте американских педагогов Снай-деров: "Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудившихся в нем значений. Главная функция воспитателя детского сада — помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир должны быть вместе"2.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования предусматривает для детей возможность заниматься в соответствии со своими желаниями к потребностями одновременно разными
1 Концепция построения... С. 64.
2 Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребеноккак личность... С. 88.
видами деятельности, не мешая друг другу, — физкультурой, мусыкой, рисованием, конструированием, математическими играми и т. д.
При реализации этого принципа возможны некоторые противоречия: с одной стороны, необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой — ограниченность помещений детского сада. Преодолению этих противоречий и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Руководствуясь им, в детском саду должны быть созданы функциональные помещения для занятий физкультурой, музыкальной, театральной деятельностью, экспериментированием; творческие лаборатории, мастерские, "кабинеты" с книгами, играми, слайдами и другие помещения устраиваются таким образом, что создают различный эмоциональный настрой, т. е. могут становиться "таинственными", "смешными", "загадочными", "страшными" и т. д. Эти пространства строятся так, чтобы дети могли их использовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Трансформация помещений может быть обеспечена за счет использования легких раздвижных перегородок и ширм.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Реализация этого принципа предполагает организацию среды таким образом, чтобы она побуждала детей к взаимодействию с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Учитывая потребность детей в движениях, взрослым необходимо это предусмотреть. Однако среда должна не только побуждать двигательную активность, но и иметь свойства "гасить", тормозить ее, когда это необходимо.
Окружение среды должно также содержать стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания предметного мира, социальных отношений, образа Я.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предполагает такой подход к оформлению интерьера помещений, при котором бы использовались как репродукции классических произведений, так и
произведения, побуждающие детей к размышлению, фантазированию. Целесообразно оформить комнату "Волшебные краски" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений в соответствии с программой развития чувства цвета, культуры цветовосприятия окружающего.
В современном детском саду широкую практику приобрело оформление интерьера помещений с помощью природного и бросового материалов. Это вносит значительное оживление в стандартную планировку помещений, создает особый, неповторимый имидж детского сада.
Принцип открытости-закрытости подразумевает функционирование среды как открытой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах.
Первый из них — открытость природе — предполагает включение во внутреннюю среду здания оранжереи, зимнего сада, открытой веранды, создание "зеленых комнат" и т. д.
Второй — это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры — живопись, литература, музыка — не должны носить оформительский характер, а стать частью интерьера. Помимо этого, организация среды должна основываться и на региональных особенностях культуры.
Третий аспект — открытость обществу, в частности семьям воспитанников. Родители должны быть включены в образовательное пространство дошкольного учреждения как полноправные участники. Поэтому задача педагогов состоит в их активном привлечении к жизни детей в детском саду.
Четвертый — открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я.
Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий мыслится как предоставление возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности и способности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Выводы по данной главе можно сделать следующие:
— Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению представлений о собственном Я.
— Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром.
— Основное назначение концепции построения развивающей среды в детском саду в редакции В. А. Петровского состоит в том, что она развивает и воспитывает ребенка, служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми.
Контрольные вопросы и задания
1) Раскройте понятие "развивающая среда".
2) Каким образом программа, которой руководствуется дошкольное учреждение, определяет содержание предметно-развивающей среды? Раскройте это на примерах из педагогической теории и практики.
3) Дайте характеристику принципам построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Попробуйте внести свои предложения по обогащению ее содержания.
Литература для самообразования
1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1998.
2. Концепция построения развивающей среды / Под ред. В. А. Петровского. М., 1993.
3. Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей. Российский Монтессори-центр, 1992.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
5. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М., 1974.
6. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.
Литература
Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982,
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
Берне Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя // Человек и общество. Вып. III. Л., 1968.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992.
Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале меж-парадигмальной рефлексии. СПб., 1999.
Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143—148.
Лисина М, И, Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Петровский В, А, Психология воспитания. М.. 1995.
Психология личности: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгород-ского. Самара, 1999.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность.
М., 1995. *
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
ФельдштейнД. И. Психология становления личности. М., 1994.
Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М., 1998.
Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993-
Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. 544 с.
Юнг К. Человек и его символ. М., 1996.
Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1968.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Внутренняя среда ребенка— совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, проявляющихся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. С. Р., которая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.
Гуманность(от лат. Humanus — человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Гуманные отношения— ]) форма межличностных отношений, .основанных на принципах гуманности;
2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром и самим собой.
В онтогенезе Г. О. формируются в процессе совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. Они выступают как такие отношения, в которых предметный мир — окружающая среда, а также социальный мир — общество взрослых и сверстников — приобретают для ребенка личностный смысл и безусловную ценность, переживаясь как сорадование и сострадание, порождая стремление к защите, содействию, помощи.
Группа детская (сверстников)— сообщество детей одного возрастного диапазона, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности Г. Д. возникла на ранних ступенях социогенеза как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Г. Д., подчиняясь основным психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социа-
лизации ребенка. В Г. Д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений — функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смыеловые.
Детская субкультура(от лат. Sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. С. занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Зона вариативного развития— понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Сущность его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый осуществляет "зону ближайшего развития" ребенка, готовя его к усвоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливают 3. В. Р., задавая одновременное существование и "перекличку" разных культур, иных логик и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется 3. В. Р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников.
Зона ближайшего развития— расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. Б. Р. (это понятие введено Л. С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
Значимый другой— человек, являющийся авторитетом или
имеющий значение для данного субъекта общения и деятельно
сти (по Г. Салливану). '
Идентификация— 1) опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
В первом значении термин "И." используется в психологии познавательных процессов. Во втором значении И. в самом общем виде — это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъекта себя с другим субъектом, группой, образом. В социальной психологии детства И. рассматривается в сочетании с отчуждением как механизм становления отношений ребенка и интериоризации культурных ценностей в онтогенезе и социогенезе. Сохранение баланса между И. и отчуждением в конкретных исторических условиях формирования индивида обеспечивает наиболее гуманное для конкретных исторических условий отношение в системе "я — другой". В основе этого двуединого механизма лежит процесс уподобления установкам и личностным смыслам другого человека, социальных групп и т. д. прежде всего установок, смыслов и норм, связанных с формированием Я-концепции и нравственной сферы личности.
Игра— один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Компоненты образа Я:
— Когнитивный— представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.
— Эмоционально-оценочный— самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. д.
— Поведенческий (волевой)— стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным.
Образ не есть нечто завершенное и статичное. Он формируется, развивается, существует только в процессе отражения, он сам есть процесс (Б. Ф. Ломов).
Образ Я (Я-образ, Я-концепция) — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на осно-
ее которой он строит свое взаимодействие с другими (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его "Я", а множество сменяющих друг друга Я-образов. Я образ — не статическое, а динамическое образование личности (В. А. Петровский).
Пространство воспитания — часть педагогической реальности, мера бытийного объема, обусловливающего существование конкретного типа воспитания. Это — "территория", где существуют источники воспитательного влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, возможна деятельность, цель которой — воспитание человека (И. А. Колесникова).
Самопознание— процесс познания человеком себя, своей сущности; производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности.
Среда воспитания— совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду группового помещения, детского сада, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.
Среда педагогическая— специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям, друг к другу.
Социальная среда— социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. С. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
«"Я" — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании» (С. Л. Рубинштейн).
Я-концепция определяет не просто то, что представляет собой, индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (К. Роджерс).
Я-концепция — каким я вижу себя, каким, как мне кажется, меня видят другие, каким я бы хотел себя видеть в будущем, каким я представляю себя в прошлом (Р. Берне).
Я-концепция каждого человека уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом (Скиннер).
Я-концепция — это переживание собственного Я, которое выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому в настоящем, прошлом и будущем (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Приложение 2